ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ольга Коломацкая Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения
Просмотр файла:

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения (2).docx


Все файлы публикации > Педагогические техники формирования У....docx
Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

Коломацкая О.Е., учитель
ГБОУ школы №355 Московского района
Санкт­Петербурга
Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения
Перемены, происходящие в современном обществе, нашли свое отражение в современном
стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения учащихся.
Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в
практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится
формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития
универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять
необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая
организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:



личностные (умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и
ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор)
регулятивные (умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность)
познавательные (умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в
современном мире)
коммуникативные (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми)

Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором
обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит,
приобщения его к миру информационной культуры. Формирование ИКТ­ компетентности
обучающихся происходит в рамках системно — деятельностного подхода. Целью является
формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся,
повышении качества обучения.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся,

 мониторинг их достижений
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме,
создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки,
видеофрагменты и т.д.)
3. Как информационно­обучающее пособие.
4. Для контроля учащихся. Когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, то все
внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения.
“Презентация” — переводится с английского как “представление”. Английская пословица
гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Спектр использования возможности ИКТ
в образовательном процессе достаточно широк .Нестандартные и очень оригинальные игры,

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим и незабываемым. В
исследовательской и проектной деятельности ИКТ также незаменим.
Очевидны большие плюсы в использовании групповой работы на уроках для
формирования коммуникативных УУД: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают
(своими выводами, находками).
Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная


работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, отрабатываются навыки
владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в
парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку
зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Задания: воспитывающие критичность мышления:
задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя.
Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому
ответу. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо
попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация, когда необходимо постоянно
сопоставлять свою собственную точку зрения с любой другой, в том числе и учительской. Это
воспитание привычки ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.
задачи, не имеющие решения.
"Исполнители" делают в точности то, что требует учитель. Настоящие ученики отказываются
выполнять задание, не без удовольствия доказывая, что оно невыполнимо. Но занять такую
позицию не всегда под силу в одиночку. Группа очень быстро обучается отказываться от
выполнения невыполнимых заданий.
 Задания­ловушки, различающие понятийную и житейскую логику. тренирующие в
обнаружении границы собственных знаний:
 задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с особой, нестандартной
позиции.
 для воспитания привычки "спрашивания" необходимы задания, в которых спрашивают дети, а
отвечает учитель. "Я загадала слово, чтобы узнать его, вы можете задать мне не более 7
вопросов". Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы
дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.
Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение,
делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения
нужно без какой­либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или
специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не
истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Так в 6 классе при изучении темы «Человек­личность» можно организовать мозговой
штурм по вопросу "Любого ли человека можно назвать личностью?"
Групповая дискуссия ­ это способ организации совместной деятельности учеников под
руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения
участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам
возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать
общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения
определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с
перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика
комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.
Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах
одновременно. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока
выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности,
самостоятельности и ответственности за свою учебу.
Подобные формы работы позволяют обучать контролю и самоконтролю в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)
Под сокращенным названием «пила» используются для работы над учебным материалом,
который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и
обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча
экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у
других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и
делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно
выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном
этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной
теме.
В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы
учащихся в парах сменного состава по карточкам. Большую популярность получила методика
взаимообмена заданиями, разработанная М. А. Мкртчяном, И. Г. Литвинской и другими
учителями. По этой методике готовятся карточки и в каждой карточке два аналогичных задания.
Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик
ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более
подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с
ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику,
ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие
Таким образом, даже краткий обзор педагогических техник показывает широкие
возможности для развития УУД у учащихся второй ступени обучения. Использование ИКТ,
приемов групповой работы повышают интерес к учению, вырабатывают положительное
отношение к нему, и, как следствие этого, улучшают результативность учебного процесса.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
 Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
 На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при
фронтальном обучении;
 Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в
школе;
 Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
 Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия;
прибавляется теплота и человечность;
 Сплоченность класса возрастает;
 Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с
большим уважением;
 В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
 Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительно

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

 Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность,
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
 Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к
учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении
класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
 Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения,
так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Литература
1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А.
Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. —
С. 11­12.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова,A.M.
Кондакова. — 2­е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. — (Стандарты второго
поколения).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл