Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Оценка 4.6

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
воспитательная работа +2
Детсад
09.07.2018
Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В статье, основанной на обобщении опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, представлена система применения нетрадиционных методик, дидактических игр и упражнений в организации рисования в совместной образовательной деятельности с детьми. А так же - создание творческой мастерской в группе.Статья
Статья.docx
Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.       Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором   ясно   осознается   потребность   в   таких   качествах   личности,   как   ее духовность, стремление к поиску истины, способность творить прекрасное.   В   соответствии   с   Федеральным   законом   «Об   образовании   в   РФ»,   с требованиями   ФГОС  дошкольного   образования   в  настоящее   время   возникает острая   необходимость   в   новых   подходах   к   формированию   общей   культуры личности детей дошкольного возраста, в том числе развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие   предпосылок   ценностно­смыслового   восприятия   и   понимания произведений   искусства,   способно   успешно   решить   современные   задачи художественно­эстетического воспитания и развития личности дошкольника. Концептуальные   взгляды   намодернизацию   дошкольного   образования опираются на понимание  современных тенденций развития,  обусловливающих наиболее   важные   изменения   в   содержании   и   организации   образовательного процесса. Среди этих тенденций достаточно отчетливо выделяются:   развитие художественно­творческих, индивидуально выраженных  способностей личности ребенка;  освоение им способов эстетического и художественного познания  мира средствами искусства;  воспитание нравственных качеств личности ребенка, обеспечивающих успех познания духовных культурных ценностей, способность  сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве;  реализация творческой деятельности детей. Психолого­педагогические   исследования (Н.А.  Ветлугина,  Я.А   Пономарев, Н.П.   Сакулитна,   Т.Г.   Казакова   и   др.)   и   наблюдения   практики свидетельствуют   о   том,   что   при   использовании   гибких   методов   и   форм организации   изобразительной   деятельности   детей,   создании   условий   для самовыражения   ребенка   в   результате   прочувствования   и   оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталона   красоты,   достигается   поразительный   эффект   художественно­ творческого и общего развития дошкольников.  Возможность раннего приобщения ребенка к искусству подчеркивается в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, А.В. Кенеман, Г.Г. Нейгауза, В.И. Петрушина и др.  Это   подтверждает   необходимость   формирования   основ художественной, эстетической и общей культуры уже в дошкольном детстве, актуальность   поиска   определенных   принципов   подбора   и   систематизации репертуара,   поиска   гибких   методов   его   преподнесения,   стимулирующих творческую активность детей.  «Посмотри,   удивись,   сотвори,   оцени»   ­   в   этих   словах   выражается основной подход к системе художественного образования детей дошкольного возраста. Формирование культуры творческой личности (А.В. Бакушинский) предполагает   развитие   у   дошкольников   природных   задатков,   творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно­творческой  Традиционные   подходы   к   развитию   художественно­творческих способностей   детей   предполагают   ведущую   роль   педагога,   который определяет   не   только   тему,   но   и   материалы,   способ,   технические   приемы изображения,   что   препятствует   реализации   одного   из   основных   принципов ФГОС   ДО,   а   именно   обеспечения   субъективной   позиции   ребенка   в образовательном   процессе,   при   которой   ребенок   становится   активным   в выборе содержания своего образования (ФГОС ДО п.1.4.).  Изучение социального запроса родителей подтверждает  факт неверного и искажённого   представления   о   художественно  –  эстетическом   развитии   детей дошкольного возраста. Некоторые   полагают, что каждый ребенок рождается с творческими   способностями.   Нужно   лишь   не   мешать   ему   и   они (рано   или поздно) непременно   проявятся.   Увы,   далеко   не   все   дети   сами   могут   найти верную   дорогу,   и   таланты,   действительно   заложенные   природой,   иногда   не раскрываются. Только целенаправленная работа дает возможность обеспечить личности   высокий   уровень  развития   врожденных   творческих   способностей. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Наблюдения за ребятами   нашей   группы   показывают,   что   все   ребята   проявляют   интерес   к рисованию. Наряду с этим, дети не проявляют инициативы и самостоятельности в   выборе   тематики   и   сюжета   рисунков,   способов   и   средств   изображения. Встречаются   случаи,   когда   ребенок   совсем   отказывается   от   рисования, поскольку проявляет неуверенность в своих способностях и возможностях или рисунок не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его   замыслу   или   реальному   объекту,   который   он   пытался   изобразить.Опыт показывает, что дети испытывают интерес, эмоциональный подъем, тогда, когда им   позволяют   свободно   действовать,   выражать   себя   в   деятельности,   что является мотивом для творческой активности. Поэтому мы большое внимание уделяем   развитию   художественно­творческих   способностей   детей   именно   в самостоятельной деятельности.  Перед нами встала непростаязадача: определить формы, методы, приемы и средства   работы,   позволяющие   с   одной   стороны,   сохранить   уникальность личности, с другой – влиять на темп, характер и динамику ее художественно­ творческого развития. У нас появилась идея создать  «Творческую мастерскую» прямо в нашей группе.   «Творческая   мастерская»   ­   образовательная   площадка   группы,   где главные лица – дети. А мы  ­ педагоги и родители действуем по определённым правилам: 1. Дети сами определяют каким видом изобразительной деятельности они будут заниматься в мастерской (рисование, лепка, аппликация). 2. Дети сами определяют тему (идею). 3. Дети самостоятельно выбирают материалы для воплощения замысла.   4. Результатом деятельности в мастерской не обязательно должен быть готовый   творческий   продукт,   ребенок   может   просто   заниматься исследованием   материалов, прослушиванием музыки и т.п.   рассматриванием   альбомов, Творческую мастерскую могут посещать как все дети одновременно во время занятия, так и по желанию в течение всего дня.                  Так как в нашем детском саду работа строится по тематическим неделям, поэтому   и   работа   в   творческой   мастерской   предполагает   продолжение определённой тематики. Но что именно будут делать дети, решают только они сами. Мы стараемся создавать условия для самостоятельного поиска решения поставленной   творческой   задачи.   Используя   игровые   ситуации,   мы   лишь помогаем ориентироваться в этом поиске, создаем оптимальные условия для зарождения   замысла.   Справедливо   утверждение   педагога­художника   Е.К. Макаровой   о   том,   что   воспитатель   должен   развивать   в   себе   «искусство   не мешать». Не навязывать ребенку своих взглядов, не считать свои представления единственно   правильными.   Для   создания   именно  творческой  атмосферы   в мастерской мы стараемся способствовать появлению импульса творческой идеи: читаем   сказки,   рассказы,   стихи,   слушаем   музыку,   рассматриваем   книги   и альбомы по исскуству, знакомимся с творчеством художников – иллюстраторов. Креативная идея не может возникнуть в результате тщательных размышлений, поэтому   в   мастерской   дети   имеют   доступ   к   различным   материалам,   чтобы выбрать из них подходящий или просто поиграть с ним. Так же мы привлекаем детей   к   вспомогательной   деятельности,   чтобы   дать   возможность   созреть бессознательной идее: «Кто еще не знает точно, что нарисовать, может помочь мне смешать краски! (нарезать или смять бумагу, скатать пластилин и т.п.)».    Вработе с детьми мы используем итересные и необычные методы, которые  развивают их творческие способности: 1. Графическое повествование(во время чтения сказки или рассказа ребята  делают какие­либо зарисовки); 2. Несерьезные   правила   (предлагаем   ребятам   нарисовать   привычные   им предметы необычным цветом); 3. Демонстрация образцов (знакомим детей с разными техниками и приёмами изображения); 4. Методы,   вызывающие   эмоциональную   активность   (дидактические игры,воображаемая   ситуация,игры­драматизации,сюрпризные   моменты   и элементы новизны, юмор и шутка). Другие методы, используемые в работе: метод диалога (как способ совместной  деятельности детей и взрослых); метод контрастных сопоставлений;  полихудожественный метод уподобления; метод обобщения впечатлений; метод коллективного творчества; игровые методы.   Так как игра является основным видом деятельности ребёнка, мы        используем различные игровые ситуации, что способствует формированию  устойчивого интереса детей к творчеству и уверенности  в своих возможностях:  «Страна волшебных красок»; «Сказочные герои»; «Ожившая скульптура»;  «Построй дом»; «Найди одинаковые узоры»; «Собери матрешек вместе»;  «Дорисуй­ка» («Скопируй», «Угадай линию»); Игры­парадоксы; «Мозаика из  тайников»; «Плетем паутину»; «Свет и тень» Разнообразные   нетрадиционные   техники:   граттаж,   монотипия,   пальцеграфия, ниткография,  выдувание, рисование солью, техника Эбру,  пластилинография, рисование воском и другие техники, используемые нами в работе, не только способствуют   созданию     атмосферы   непринужденности,   открытости,   дают эмоционально   положительный   эффект,   но   и   развивают   познавательную активность   детей,   интерес   к   опытно­экспериментальной   деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное, воплощая свой замысел.  Особенно ребятам нравится техника Эбру­ искусство рисования на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можно точно сказать, что эта техника зародилась в Азии, а потом постепенно появилась и в Европе. В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе   рисунки   «Эбру»   называли   —   «турецкая   бумага»   или   «мраморная бумага». Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку, которую затем легко можно перенести на бумагу, поместив её на несколько секунд на поверхность. Когда мы знакомили ребят с этой техникой, они   были   в   восторге.   Ребята   выражали   свой   восторг   словами   «чудо», «волшебство»,   «сказочные   картинки».   При   реализации   тематической   недели «Золотая   осень»,   ребята   выполнили   в   этой   технике   множество   работ «Листопад»,   «Опавшие   листья   в   озере»,   «Золотые   деревья».   Сейчас,   на тематической   неделе   «Здравствуй,   Зимушка­Зима»   дети   опять   решили обратиться   к   этой   технике.   Они   рисуют   «Морозные   узоры»,   «Снежинки», «Метель».                        В работе нашей мастерской активное участие принимают родители. Вместе   с   родителями   мы   изготовили   альбомы   «Нетрадиционные   техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству,   приобрели   дидактические   игры   «Говорящие   цвета»,   «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть, кто». При   посещении   наших   занятий   и   мастер­классов,   родители   получают возможность познакомиться с методами и приемами образовательной работы по развитию   художественно­творческих   способностей   детей.   Участвуют   в оформлении группы к праздникам, в подготовке к итоговому мероприятию по теме недели, помогают в организации выставок. Каждый   вид   творческой   деятельности   требует   своей   организации пространства.   Все   предметы   в   помещении,   особенности   их   расположения должны   вдохновлять   детей   на   новые   идеи.   Мы   создали   предметно­ пространственную   среду,   руководствуясь   принципом   доступности.   Главным правилом   является   то,   что   дети   являются   равноправными   участниками творческого процесса. На стенах расположены кронштейны, где мы закрепляем рулон бумажных обоев для рисования, есть маркерная доска, на которой дети делают  зарисовки,  которые  потом легко  стираются.  Оптимальным  вариантом стали   мольберты,   за   которыми   удобно   работать   стоя.     На   столике   рядом размещаются  краски, кисти и вода.  Кроме  того, иногда  мы  рисуем  на  полу, особенно,   когда   лист   большого   формата,   нужно   только   с   помощью   клейкой ленты   закрепить   его.   Стол   и   стулья   вокруг   него   тоже   нельзя   исключать   из процесса,   особенно   это   важно,   когда   дети   работают   с   ножницами.   Мы организовали   пространство,   которое   может   трансформироваться:     убираются столы, и освобождается место на полу или для установки мольбертов.  Так   же   мы   постарались   устроить   индивидуальное   пространство   для  каждого ребёнка, где он может спрятать свой «секретик», которым он потом поделится с мамой или другом. У каждого ребенка есть личная папка с творческим набором. Есть   коробки,   куда   дети   могут   приносить   разные   материалы   для   работы (интересные   пуговицы,   шишки,   ракушки,   лоскутки   и   т.п.).     Материалы   дети используют для своего творчества и делятся друг с другом. Мы стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. В каждом рисунке   мы   находим   что­то   интересное,   составляем   рассказы,   беседуем   о содержании,   о   способах   изображения,   берём   интервью   у   будущих   «великих художников»   и   делимся   информацией   с   родителями.   Для   того,   чтобы   дети могли рассказать о своей деятельности, мы организовали несколько выставок «Очей  очарование», «Любимые  сказочные  герои», «Мамина улыбка». Так же представляем   презентации   детских   работ   на   родительских   собраниях: «Вернисаж», «Стоп – кадр», «Картина недели».                       Работа творческой мастерской продолжается, но мы уже замечаем положительные   результаты.   Больше   родителей   стало   проявлять   интерес   к творческой мастерской. Они стали поддерживать ребят, рисовать вместе дома. У   детей   исчез   страх   к   тому,   что   они   не   смогут   воплотить   в   своей   работе задуманное. У них появилась уверенность в своих творческих возможностях. Проявляется   интерес   к   экпериментированию   с   красками.   Ребята   стали изображать   бытовые   ситуации,   отражать   в   своих   работах   впечатления   о произведениях и праздниках, рисуют любимых героев книг и мультфильмов. Список литературы: 1. Пчелинцева Е.В. Воспитание творческой направленности личности детей  старшего дошкольного возраста на основе моделирования проблемно­ поисковых ситуаций: монография / Е.В. Пчелинцева. Великий Новгород:  Изд­во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. 2. Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники,  планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова  Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.,М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. 3. Выготский.Л.С., Психология искусства.3­е издание. ­ М.: Искусство,  1986. ­ 573 с. 4. Лыкова. И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа  художественно­эстетического развития детей 2­7 в изобразительной  деятельности. ­М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 216 с.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Педагогические условия для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018