Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе
Оценка 4.6

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Оценка 4.6
Лекции +1
doc
история
Взрослым
09.04.2018
Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе
Педагогические взгляды Я. М. Неверова. doc.doc
Районные Неверовские чтения Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе                                                                                               Казакова Наталья Юрьевна                                                  Учитель истории и обществознания                                                   МОУ СОШ № 10  п. Радуга                                                  Новоалександровского района Ставропольского края                                          2008 г.                                         План 1. Я. М. Неверов  его педагогические взгляды                          с. 2­ 10 2. Ставропольская мужская гимназия. Краткая справка   с. 10­ 12 3. Вклад Неверова  в развитие учебного процесса в  Ставропольской мужской гимназии в 1850­1861 гг.  и систему образования на Северном Кавказе                                      с. 12­ 16 4. Женское образование на Северном  Кавказе.  Краткая         справка. Вклад Я. М. Неверова  в его  развитии              с. 16­18     Заключение                                                                             с. 18­20     Литература                                                                          с. 21 1      Педагог и  видный деятеля народного просвещения Януарий Михайлович  Неверов родился в г. Ардатове  Нижегородской губернии в 1810 г.        В 1828 г. он поступил в Московский университет. В те годы в университете были организованы студенческие кружки В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н.  П. Огарева ­  в будущем видных деятелей русского революционно­ демократического движения,  Н. В. Станкевича, с которым особенно  сблизился Януарий Михайлович.      После окончания университета он некоторое время служил в департаменте  народного просвещения, сотрудничал в «Журнале», который издавало  министерство народного просвещения.       В 1837 г. он вместе с товарищами, среди которых были И. С. Тургенев, М.  А. Бакунин отправляется в Германию, где посещает лекции в Берлинском  университете.     В 1839 г. он возвращается в Петербург и назначается в этом же году  инспектором гимназии в Ригу. В 1846 г. он становится директором  Черниговской гимназии, которой руководит 4 года. Потом он получает  назначение  в Ставрополь. Здесь Неверов до 1861 г. возглавляет  Ставропольскую мужскую гимназию.    Именно в этот очень плодотворный период его деятельности  окончательно  складываются его педагогические взгляды. В 1857 г. впервые  в «Русском  педагогическом вестнике» была опубликована его программная статья «Что  нужно для народного образования в России?».    Педагогические взгляды Неверова  интересны и сегодня, потому что  актуальны. Рассуждая о роли  семьи и общества в воспитании юношества,  указав в числе лучших черт национального характера преданность Отечеству,  смелость и способность к труду, восприимчивость и любознательность,  гостеприимство и доброту, он поставил вопрос: «Как же возделывают эти  дары наша семья и общество?». Ответ его был неутешительный. Я. М. Неверов пишет: «К сожалению, они не только мало содействуют  полному их развитию, но нередко даже мешают  в том и своим не всегда  благотворным влиянием, или губят их или дают ложное направление. В  нашей семейной или общественной жизни высокие, благородные интересы  редко стоят на первом плане, и если случай, какое­нибудь нравственное  потрясение, какое­нибудь особое обстоятельство, выходящее из  обыкновенно, узкой житейской колеи не потрясает нашего духовного  организма, то богатые силы его глохнут или проявляются неправильно.  Несмотря на  почти повсеместно распространившуюся внешнюю  образованность, состоящую в довольно порядочном запасе знаний, наша  семья и общество бедны нравственными принципами. Что ж возбудит их  в юноше? Кто скажет ему о них теплое слово?... То, что близко, дорого  его молодому сердцу – Отечество, долг, бескорыстие, любовь к истине, все это мало возбуждает живого интереса в обществе; об этих предметах,  если и говорят иногда,  то холодно, из приличия; притом слова и жизнь  являются здесь часто в самом низком противоречии; а известно, как бы  ни хороши были проповеди и наставления, но если они не согреты  истинным убеждением, теплым чувством, то не производят никакого  действия, тем более, если не сопровождаются живым примером».           Просчеты семьи и общества в деле воспитания, по мысли Неверова, могла  бы исправить литература, как источник нравственных идей. Он считал, что  «при классическом направлении учения учащиеся приобретали менее  учености, но более человечности и вносили в жизнь более готовности к  труду, более благородных порывов; тогда,  как теперь мы приобрели  многих отличных специалистов, но, может быть, настолько же людей  потерял. А от того и масса познаний, бесспорно увеличившаяся, не  приносит плода  ни государству, ни обществу, а служит только  увеличению претензий частных, к достижению целей чисто  эгоистических… Человеку нужно не только приобретать полезные знания, но, прежде всего, быть человеком, существом нравственно разумным,  духовным и живущим не для себя, но для всех и для всего».     Согласитесь, как современны его мысли  сегодня! Сегодня, сто пятьдесят с  лишним лет спустя,  наше общество сталкивается с теми же проблемами. Мы  говорим о падении нравственности в нашем российском обществе и в  человеческом обществе в целом. Ломаем голову над тем, как сохранить  нравственные общечеловеческие  ценности. Сегодня эта проблема, к  сожалению, уже стала глобальной.      Однажды у Александра Блока спросили: «Что­то вы последнее время  стали мало писать. Россия беспокоится. Может быть, вам что­то мешает  работать?» И поэт совершенно серьезно ответил: «Да, мне мешает Лев  Толстой». Так вот, когда нам всем начнет мешать жить лев Толстой, Россия,  наверное, и начнет выздоравливать морально. Когда с книжных полок сойдет  пена романчиков Донцовой­Марининой, Незнанского­Воронина и других «современных классиков» и  люди вновь начнут читать нормальные книги о  нормальных людях.       У  И. Эренбурга есть такие строки: «Есть надоедливая в мире  повесть ­   как плачет человеческая совесть…». Именно таковыми надоедливыми  «повестями о совести» и являются многие литературные произведения: «Анна Каренина», «Воскресенье» Л. Толстого, «Ася», «Первая любовь» А.  Некрасова, романы Ф. Достоевского и М. Шолохова и другие произведения. И очень хорошо, что сегодня вновь стали обращаться к их экранизации, потому  что нынешнее поколение молодежи книжки уже практически не читает.    В своей статье далее Неверов  намечает целую программу преобразований и  первым звеном считает реформу женского воспитания. Неверов считал, что  вместе с образованием женщины изменится и воспитание мальчиков. В  своей  статье Януарий Михайлович пишет: «Она сама (женщина) будет сеять в  душе сына семена религии, добра, силы, энергии, чувства долга, с любовью  благословит на труд, избранный сознательно, сообразно с дарами природы и наклонностями сердца. Она не будет представлять ему как величайшее  счастье носить эполеты или иметь блестящий экипаж…Она не станет  рядить свою десятилетнюю дочь как куклу, приучать к безумной роскоши,  кокетству и представлять верх блаженства в блистательном  замужестве. Но скажет ей, что цель ее жизни заключается в семейном  счастье, которое состоит в нравственных достоинствах ее самой и  существа, избираемого ею в спутники,  а не в титулах и богатстве».      Увы, но надежды Неверова не оправдались. За последние сто лет женское  образование в России совершило гигантский скачок вперед, женщины  получили доступ не только к среднему, но высшему профессиональному  образованию, они уравнялись в правах с мужчинами. Женщины ­  профессора  и академики, ученые и общественные деятели, летчики­космонавты, инженеры и полицейские… Эти списки профессий и видов деятельности можно  продолжать до бесконечности. Но сегодня, как это ни печально, многие  матери, да и отцы нацеливают своих детей не на труд, который должен  приносит пользу обществу,  а, определяя выбор профессии, руководствуются  интересами склонностями и способностями ребенка. Как много родителей  сегодня приучают своих детей к «безумной роскоши» и наряжают своих дочек даже не как кукол, а как королев. «Выпускные балы» в детском саду, по  окончании начальной школы, 9­го класса, а уж тем более 11­го класса, больно  бьют по бюджету многих семей. Дорогие платья­однодневки, кольца на всех  пальцах обеих рук, несколько сережек в одном ухе, дорогие мобильные  телефоны и т.д. и т. п. – сегодня это становится практически нормой в  школьной среде. И блистательное замужество – это сегодня цель многих  девочек и их мам. И виноваты, конечно, в этом не только родители, но и  нравы современного общества, заложниками которых мы  все сегодня стали.         Когда двадцать  с лишним лет назад пошатнулись моральные устои  советского общества,  вместе с идеологической шелухой мы отбросили и многие вековые нравственные ценности. Как пел известный бард Игорь  Тальков: «Все, что было аморально, стало неаморально». Разрушили  советскую школу с ее системой воспитания через детские и юношеские   организации, УПБ, увидев в пионерии и комсомоле только  отрицательные  моменты.        Когда же поняли свои ошибки, то  кинулись восстанавливать  разрушенное, но сегодня мы пока не достигли больших успехов на этом пути.  Попытки искусственно подстегнуть «любовь к родному пепелищу» созданием  всякого рода  молодежных организаций оборачивается показным  любвеобилием к начальству и патриотическим сюсюканьем. И мы уже  достаточно хватили пафосно­пропагандистской галиматьи в советские  времена. Помните эйфорию, когда мы победили в матче Россия ­ Голландия и  выиграли Евровидение. Вся страна гуляла как пьяная. Сбылись ожидания!  Ура­патриотические настроения влетели до небес. Но, пусть простят,  футбольные болельщики и поклонники Димы Билана, но нельзя опираться на  это постоянно. А если мы потом несколько лет подряд ничего е выиграем?!  Нельзя только верить, что вот настала полоса везения, надо понимать, что  сейчас настало время малых шагов, от которых зависит наше будущее,   будущее нашей страны. Понимать это и думать: «Что сегодня каждый из нас  может  сделать для этого»? Помните, как пелось в песне: «А сегодня, что для  завтра сделал ты?»      «Мы живем в ужасающе бессовестные времена, ­ сказал в своем интервью  газете «Аргументы и факты» кинорежиссер С. Соловьев. – Без совести жить  можно, так же как без руки или ноги. Вмиг катастрофы не случится. Но в  будущем, причем  ближайшем, такое существование может привести к тому,  что мы все станем частью огромного общества духовных инвалидов».  Социологи бьют тревогу: люди стали циничнее, злее, ленивее, вороватее. Для  самоуспокоения, конечно, можно сказать, что даже в наиболее богатых и  благополучных странах наблюдаются те же процессы, но разве от этого  нам  легче. Мы живем в России, а не в Америке или Швеции.       А СМИ, которые раньше были действенным помощником в нравственном   воспитании, как подрастающего поколения, так и общества в целом,  сегодня  чаще сильно мешают процессу воспитания.     Учитель сколь угодно долго может говорить с учениками о проблемах добра и зла, о чувстве долга перед своей семьей, обществом, Родиной, но слова  останутся словами, пока героями наших экранов будут бэтмены, черепашки­ ниндзя, зачарованные, парни из «Бригады», гламурные девушки типа Ксении  Собчак,  пока будут идти программы «Дом­2», «За стеклом» и им подобные.   На экране то и дело показывают фильмы и передачи про воров, убийц,  насильников, то каких­то моральных уродов, то тошнотворно­гламурных  псевдозвезд.  При этом практически нет нормальных, обыкновенных людей.  Телевидение сегодня напрямую задействовано в «оболванивании масс».   Какой образ россиянина оно лепит? Ни дня без пол­литра, ни шагу без кружки пива, ни минуты без сигареты. Экраны наполнены «народными образами» ­  болтунами, пьяницами, прохиндеями, бездельниками, бомжами, философами­ недачниками. Водка, табак, мат, хамство выставляются как главный фон и  особенность российского бытия.      А чтобы поверить в то, о чем говорит ему учитель, ученик  должен читать  об этом в газетах и книгах, слышать  об этом и  по телевизору, и от своих  родителей, ведь именно они его первые наставники и учителя. Он  должен  видеть   жизненный пример своих родителей. И ему не должно быть стыдно,  что и его родители работают учителями в школе или в научном институте  лаборантами. И что оклады их там не слишком высокие. И он должен расти с   уверенностью  в том, что далеко не все конвертируется в деньги. Это просто у нации сегодня сбился прицел – в сторону всеобщего обогащения, наступило  время сместившихся приоритетов. Ребенок должен понимать, что все должно  начинаться с уважения к самому себе, с уважения к родителям, семье, с  вещей, которые делаются просто так, без корысти.    Ведь в генах каждого  человека, я надеюсь, еще живет память о важнейших человеческих качествах.      К сожалению,  бедность многих семей, отсутствие работы  у родителей, а  как следствие и жизненной цели  порождает повальное пьянство, одичание,   ведет к деградации генетического фонда,  духовной и всей бытовой культуры. Неуемное богатство других  ведет к тому, что мерилом всех ценностей  сегодня становятся деньги. Может быть, и мировой финансовый кризис  грянул неспроста, а чтобы человечество пересмотрело сложившуюся шкалу  ценностей.     А еще ребенок должен  знать, что государству, стране, в которой он живет,  нужны его знания, его труд.      Далее в своей статье Неверов рассуждает о профессии учителя:  «Карьера  в России везде делается легко, кроме учительского знания…Слово  «учитель», поражая неприятно слух родителей, невольно отзывается  неприятно и в ушах детей... Наконец, в обществе господствует привратное понятие об образовании, когда родители заботятся больше  о том, чтобы обучить детей языкам и поместить в такое заведение, открывались бы  хорошие перспективы по дальнейшей службе. Отсюда страсть к  иностранным гувернерам. К учительскому знанию в России относятся  пренебрежительно».     И снова Неверов прав. Все мы знаем о стремлении обеспеченных людей дать  своим детям образование за границей, образование престижное, которое  откроет перспективы карьерного роста.  Но таких людей в современной  России не так уж много. Остальные должны довольствоваться той системой  образования и тем уровнем, что сложился в нашей стране в целом и в том  или ином регионе в частности.    А пренебрежительное отношение к профессии учителя в обществе, вряд ли  смогут искоренить периодические повышения заработной платы и  президентские гранты. Просвещать и формировать общественное  мнение Неверов предлагал в  первую очередь через специальные  журналы и местную периодику. Сегодня  подключиться к этой проблеме могли бы и другие СМИ,  которых не было во  времена Неверова.  Они это делают, только вот образ учителя  чаще всего  создают негативный.      Статья  Неверова «Что нужно для народного образования в России?»  явилась заметным явлением в русской педагогической мысли того времени и  выдвинула автора в число видных деятелей народного просвещения. Но, к   большому сожалению, педагогические взгляды Неверова до сих пор не  изучены. До 1917 г. ему были посвящены главы в книгах Н. Бродского «Я.М.  Неверов и его автобиография» (М., 1915) и  М. Краснова «Просветители  Кавказа» (Ставрополь, 1913). Сегодня его имя вспомнили в связи с 170­ летием  со дня создания Кавказской областной (позднее Ставропольской  мужской) гимназии.    Обобщая свои достижения в воспитании юношества, Януарий Михайлович  составил «Нравственный кодекс для старшеклассников» и опубликовал  его «Русском педагогическом вестнике». Кодекс состоял из 14 правил:    1.   Люби Бога больше всего 2. Люби  своего Государя и Отечество 3. Люби науку и посвяти ей себя вполне 4. Люби своих наставников и уважай их 5. Люби труд и не теряй понапрасну времени 6. Люби училище и береги честь его 7. Люби своих товарищей и живи с ними в мире 8. Люби ближнего и будь вежлив со всеми 9. Помни слова Писания «Блажен яко и скотины милует» 11.Люби правду 12.Смотри за самим собой 13.Храни чистоту души и тела 14.Остерегайся от займов и вообще всяких денежных сделок 15.Вверенную тебе должность исправляй честно и  добросовестно   В комментариях Неверов, рассуждает:     «Учась, ты уже служишь своей родине, ты не только приносишь пользу  самому себе, доставляешь удовольствие твоим родителям и  родственникам, но и готовишь себя для службы Отечеству». Это  продолжение тех проблем, которые он затронул в указанной выше статье. «Любя науку, мы любим человечество, его славу, его  совершенствование». Здесь мы видим ответ на вопросы, которые часто  задают нам ученики: «Зачем мы учим эту историю, химию, физику и т. д.?»    «Наставники имеют тяжкую обязанность, и если  люди необразованные  не умеют понять важности их звания, то  ты, питомец наук, должен  понимать и ценить высокость их служения. Чем скромнее их положение в свете, тем выше  жертва, приносимая ими общественному благу...».  «Высокость служения»  учителя сегодня не понимают не только учащиеся (им простительно, они  ­ дети), но и многие их  родители. Обучение в школе стало  нормой, обыденностью, все учились  в школе «понемногу чему­нибудь и как­нибудь». Но мало кто задумывается, как бы  сложилась его жизнь, если б возможности учиться в школе у него не было,  если не было б учителей.   Да и сами учителя не всегда понимают важность своего звания, тяжесть своей ноши, высокость своего служения меняют на положение «в свете». Конкурсы  профессионального мастерства все чаще и чаще превращаются   в шоу,  сегодня важнее становится не дело, а презентация. Но это проблема не только сферы образования.     «Каждое знание ты приобретаешь не для экзамена,  а для жизни…  Располагай свои занятия так, чтобы каждое дело было окончено  своевременно, спокойно, без поспешности, которая вредит основательному знанию». Эти б слова неплохо прочитать тем, кто сегодня штампует  «специалистов» по ускоренным программам, кто постоянно расширяет, порой необдуманно и программный материал, и количество преподаваемых  предметов, сохраняя при этом прежнее количество учебных часов.   «Сын нередко стыдится своих простых родителей, избегает их общества. Не должно выходить из круга, в котором родился, но вносить в него  высшие и благородные интересы, привычки, стремления, приобретенные  образованием, следует». Сегодня Неверов прав и в этом как никогда. Раньше у нас  известные писатели  и актеры, ученые и академики, и  даже президенты  (М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин) не стеснялись  признаваться,  что они родом из  какого­то села. Теперь же все стремятся изучить свое генеалогическое древо  (и это хорошо!), но при этом найти свои дворянские и графские корни! Как ту не вспомнить А. С. Пушкина: Понятна мне времен превратность, Не прекословлю, право, ей: У нас нова рожденьем знатность, И чем новее, тем знатней.   Но ведь  все мы  родом из села, из деревни, даже если два, три  или даже пять поколений ваших предков  ­ горожане. Нация, которая отказывается от своего происхождения, обречена. «Главное ­ не делай ничего наполовину: учась, предайся весь ученью;  гуляя, свергни с себя все заботы; беседуя с ближним,  обратись весь в  любовь и радушие».           «Развлечения должны быть благородны и приличны возрасту».       «Честь учебного заведения должна быть также дорога, как честь и  доброе имя отца, друга, брата».       «Дурные привычки (ломать мебель, портить стулья и скамьи, писать  на стенах) унижают достоинство учебного заведения как храма науки».     Неверов призывал выпускников и в дальнейшем следить за развитием  учебного заведения и по мере сил и средств содействовать его процветанию.  Как сегодня  приятно каждой школе внимание ее бывших выпускников. В  первую очередь тех, которые достигли в этой жизни определенных высот,  и  благодаря своему материальному, профессиональному или должностному  положению могут, а главное хотят помочь своему учебному заведению.     Далее Неверов  учил учащихся не злорадствовать, не попрекать других, не  браниться, не завидовать и избегать самохвальства, чтобы оградить себя от  незаслуженных обид. «В каждом лице, как бы низко  ни стояло оно на  общественной лестнице, учись уважать права человека и любить  человечество!». Это хороший совет не только ученикам, но  взрослым,  особенно, тем, кто стоит на различных  ступенях должностных лестниц.      Хамство начальников  и работодателей по отношению к подчиненным и  работникам становится практически нормой, хамство и пренебрежительное  отношение  чиновников к простым гражданам – как правило, закономерность,  а не исключение. А корни такого отношения идут из детства, потому что  родом из детства многие наши привычки, манеры поведения и общения. Чем  опасны такие явления для общества, я думаю объяснять излишне. Люди не  верят в справедливость, в то что «маленький человек» может найти у власти  поддержку и защиту, не верят в государственное правосудие, а поэтому  берутся, кто за кулаки, кто за ружье, верша самосуд. Всем памятен фильм С.  Говорухина «Ворошиловский стрелок» и тот отклик, который нашла картина  в сердцах широкого зрителя.   «Где говорит долг, там должны молчать родство и, и все связи».  Сегодня слово «долг и дружба» не в моде, в моде «родство и связи», а еще все очень любят говорить, но не о долге, а  о правах, просто говорить, и  мало кто  станет что­то делать в их защиту, и  совсем мало кто знает, как их можно  защитить.    «Правда должна быть человеку  дороже всего в мире, и ей нужно  жертвовать всем – и родством, и дружбой». «Не бойся выговора и  взыскания,… а бойся лжи и притворства. Из какого бы источника ложь  не истекала, он всегда есть грязь». Наше общество сегодня потонуло в этой  грязи   «Каждый должен заниматься своим делом…». И сегодня многие  проблемы в России оттого, что очень многие люди занимаются не своим делом,  делают его непрофессионалы, потому что  не важно какая у тебя  профессия, важно, что у тебя есть высшее образование.    «Не мучь ни зверьков, ни птиц, а если они вредят тебе или надоедают  как мухи, убей их. Образованный человек должен не ломать деревьев без  надобности, не топтать лугов, не рвать цветов, насаженных рукой  другого: это вдобавок кража». Вот они основы современного  экологического и нравственного, одновременно и правового воспитания!    Рассуждая о внутреннем мире ребенка, Неверов писал, что «детский  внутренний мир есть тот же мир человеческий, только неразвитый, а в  зародыше, в нем преобладает сила впечатлительности; от того дитя  бессознательно усваивает себе взгляд, привычки, образ действий и  выражения людей его окружающих. Когда он поступает в школу ­ он уже  воспринял тысячи впечатлений, привычек, наклонностей дурных и  хороших; у нас, к сожалению, более первых, нежели вторых – и эта сфера  продолжает воздействие и в школе. Задача школы: не заслонять детей  от мира, а допуская разумно его воздействие на них, тщательно  предостерегать от суетного и ложного, приучать к борьбе со злом».  Создавая  кодекс, Неверов пытался найти средства воздействия на  разноплеменной состав воспитанников Ставропольской гимназии. Это  собрание общечеловеческих истин, одинаково понятных для людей,  стоящих  на разных ступенях развития. Текст его прост и лаконичен, хорошо продуман,  емок, нет ни одного лишнего, случайного слова.   Кодекс, как мы видим,  не потерял своего значения и в наше время.                2 Краткая справка                                                                В 1837 г. 18 октября император Николай II, посетивший Ставрополь, преобразовал  высшее уездное училище, существовавшее с 1804 г., в Кавказскую областную гимназию. С  этого времени и до 1870 г. ее директора были одновременно директорами всех училищ на  Кавказе.   Директором­инспектором гимназии с 18 октября стал М. Беляев, а  после его смерти  27.12.1837 г. попечитель Харьковского учебного округа граф Панин назначил директором  мариупольского полицмейстера С. Купенкова, попавшего под следствие за истязание  мещан. Интересно, как можно было поручить такому человеку воспитание детей? В  декабре 1839 г. его отстранили от должности за растрату денег, отпущенных на открытие  5­го класса.    Позднее директором гимназии стал С. И. Куренков.   В 1840 г. директором гимназии назначили выпускника Морского корпуса коллежского  советника Г. Базанина.  В 1843 г. его сменил статский советник, выпускник  Петербургского университета    Ф. Созонович, через год его сменил подполковник С.  Голенищев­Кутузов, также выпускник Морского корпуса.  Помощник попечителя  Харьковского  учебного округа князь Н. Церетелев отмечал плачевное состояние гимназии. Средний процент успевающих за первые 8 лет существования гимназии был 53%,  в 1840 г. было переведено всего 40 % уч­ся. Причины такого плачевного положения были  следующие: ­  первый контингент учащихся  (81% из них это были ученики высшего уездного училища)  не был подготовлен к слушанию гимназического курса; ­  частая смена начальников гимназии обусловливала низкий уровень контроля за учебно­ воспитательным процессом;  ­ педколлектив гимназии был не достаточно укомплектован; ­ отсутствие хороших учебников.      В 1844 г. директором гимназии был назначен Н. С. Рындовский – выпускник  Харьковского университета, исполнявший одновременно обязанности директора училищ  Кавказской области. Он сумел сложить стабильный коллектив преподавателей.       Гимназия стала центром просвещения на Кавказе после открытия 22 августа 1839 г. при  ней «благородного пансиона». С этого года в гимназии появились первые горцы­ гимназисты.     В 1842 г. император повелел образовать «при гимназии подготовительное отделение  для воспитания  до 50 горских мальчиков, из которого они должны поступать в  кадетские корпуса или другие учебные заведения». До этого малолетние дети  воспитывались в кадетских корпусах, но они с трудом привыкали к северному климату  России, а на юге не было ни одного кадетского корпуса. Между горцами часто возникала  тоска по родине, бывшая причиной различных болезней и смертности, кроме того, не зная  русского языка, они не могли успешно обучаться.     Кроме горских детей в пансионе  позднее встречались дети запорожских казаков­ малороссов, гребенских казаков­старообрядцев. Дети казаков, долго сохранявшие свой  семейный уклад и понятия о доблести, чести, праве, принявшие у своих соседей горцев не  только костюм, но и некоторые нравы, вели себя в пансионе, как и горцы, разнузданно.  «Вот почему на Кавказе бьют и убивают ученики учителей своих, и не только татары,  абхазцы и прочие инородцы, но и русские. Что еще более поразительно в данном случае  – это стремление скрыть поднявшуюся руку на педагога. Подобное отношение к  преступлению свидетельствует о сочувствии учащейся молодежи к преступнику», ­  писал М. В. Краснов в своей статье «Просветители Кавказа» в 1913 г.      В 1845 г. в гимназии обучалось 45 учащихся, а в 1848 г.  – уже 124. С 1845 по 1850 гг.  директором гимназии был Яков Афанасьевич Березницкий. С начала 50­ых г. началось  преподавание черкесского языка.      До  50­ых гг. гимназия была единственной на Кавказе. Программа преподавания в  Ставропольской гимназии  была более упрощенной, чем в гимназиях центральных  губерний. Это приводило к тому, что часто ее выпускники были не подготовлены к  слушанию лекций в университете, особым постановлением от 17 ноября 1847 г. им  предоставлялся один лишний льготный год.     18 декабря 1848 г. в связи преобразованием Кавказской области в Ставропольскую  губернию Кавказская областная гимназия была  также переименована в Ставропольскую  губернскую гимназию и еще более удалилась от типа общерусских гимназий. Перестали  преподаваться немецкий и армянский языки, латынь и французский учили только те, кто  собирался поступать в столичные учебные заведения. Все уч­ся были обязаны изучать  вместо латыни татарский язык. Появились специальные классы для тех, кто собирался  поступать на медицинские факультеты или посвятить себя учительской деятельности.       С 1850 г. по 1861 г. гимназию возглавлял, как уже упоминалось выше,   Януарий Михайлович Неверов. В 1851 г. гимназия состояла из 9 классов: приготовительного, 7  гимназических и одного специального (педагогического). Здесь шла не только  подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, но подготовка  уездных учителей. Этим фактически было положено начало педагогическому  образованию в Ставрополе.  Специальные классы были созданы по  инициативе Я. М. Неверова.       В октябре 1851 г. был учреждены и, начиная с 1852 г.,  в гимназии  проводились ежегодные конкурсы на лучшее сочинение на русском  языке среди уч­ся. Газета «Ставропольские  губернские ведомости» публиковала  подробные описания торжественных актов, на которых проводилось  подведение итогов конкурсов и лучшие сочинения. Сочинения гимназистов  использовались как средство проповедования идей гражданственности,  гуманизма и патриотизма. В 1857 г. лучшим было признано сочинение  черкеса Адиль­Гирея Кешева, в 1859 г. попечитель Кавказского учебного  округа вручил ему медаль за успехи в изучении русского языка. Кешев Адиль­ Гирей  первым окончил   гимназию с золотой медалью        Кешев Адиль­Гирей ­  абазинский просветитель, журналист и писатель.    Учитель Федор Викторович Юхотников ­  выпускник Московского ун­та,  любимый ученик известного историка Т. Н. Грановского,  рассказал об  успехах своих воспитанников в газете «Кавказ», оно вызвало  анонимную  реплику «Отечественных записках», в которой автор высказывал сомнение в  том, что работы действительно пишут уч­ся, а не их преподаватели.     Неверов ответил на него большой статьей об организации конкурсов в  гимназии, об интересе горцев к русскому языку и послал сочинение Кешева в  журнал «Русский педагогический вестник». Среди лауреатов этого конкурса были известные в последствии ученые: историк А. С. Трачевский,  востоковед К. П. Патканов, Г. И. Кананов.     Кананов Григорий (Егор) Ильич (1834, Кизляр – 1897, Москва) – Обучался в гимназии в  1845­1852 гг.  Окончил Московский ун­т, учился у выдающегося историка Т. Н.  Грановского. Выдающийся просветитель армянского народа. С 1861 г. инспектор, а с 1881  г. ­   директор Лазаревского института восточных языков – крупнейшего частного учебного заведения XIX в.   Патканов (Патканян) Керопэ (Кероп) Петрович (1833­1889) – известный востоковед,  член­корреспондент Петербургской академии наук. Автор ряда трудов по истории  Армении и древнеармянскому языку.    Трачевский Александр  Семенович (1838, Харьков ­1906) – крупный историк  XIX в.  Обучался в гимназии в 1850­1855 гг.,   окончил Московский университет. Автор учебников по истории России и всеобщей истории для гимназий. В 1878­1890 гг. – профессор  Новороссийского (Одесского) университета. Активный сторонник высшего женского  образования. Вместе с женой Ю. А. Трачевской создал в Одессе подготовительные женские курсы  для поступления в ВУЗы, «Новую школу» с собственной программой, которые были закрыты в период контрреформ в 1886 г. В 1879­1881 гг. был к командировке в Париже,  изучал дипломатические архивы периода Наполеона. Его работа «Дипломатические  отношения России и Франции в эпоху Наполеона I» ­ одна из лучших по данной теме. С  1890 г., будучи в отставке, преподавал в Санкт­Петербургском университете, читал лекции в военных учебных заведениях      К числу мер к возбуждению соревнования между воспитанниками относится устройство почетной доски для записывания на ней золотыми буквами имен  тех воспитанников, которые при похвальном поведении, находясь не менее 2  лет постоянно на классной доске, окончат курс с успехом. Первым был внесен на эту доску Георгий Кананов в 1853 г., учившийся в спецклассе.    Юхотников и Неверов проявляли большой интерес к этнографии  Кавказа,  давая отъезжавшим на каникулы учащимся задания записывать сказки,  песни, сказания, описывать быт горцев. Юхотников потом публиковал их в  московских газетах.      Фактически 150 лет тому назад учителя гимназии под руководством Я. М.  Неверова занимались с учащимися тем же, чем сегодня с ними занимаемся  и  мы ­  творческой и научно­исследовательской работой.          В 1854 г. по предложению Неверова в гимназии было создано  специальное горское отделение, на котором вместо классических языков  изучалась «естественная история». В 1870­ые гг. это отделение было  преобразовано в реальное училище.   Януарий Михайлович ввел в гимназии свой  «Нравственный кодекс для  старшеклассников». Опыт внедрения Кодекса оказался недолгим не более  двух лет.      Как­то Неверов заметил, что дети дерутся на переменах, и предложил  поставить во дворе деревянных болванов, которых бы дети могли бить  сколь угодно. Узнав о цели появления статуй, учащиеся принялись на  перемене бить их бесцеремонно, но, оцарапав и разбив до крови руки,  раздосадованные накинулись друг на друга с еще большим ожесточением.  Неверов повелел статуи убрать. Данное нововедение он посчитал  неудачным.     Но что оно вам напоминает? Опыт зарубежных психологов, которые в  комнатах отдыха и разгрузки советуют  помещать манекены руководителей  данного учреждения или фирмы, на которых сотрудники могут излить свои  негативные эмоции.      Просто Неверов, был человеком, опередившим свое время, а в то время, к  сожалению, не было материалов, из которых сегодня делают таких «болванов­ маникенов», чтоб и руки можно было  почесать, и в кровь их не разбить.    Будучи на Кавказе насадителем гуманного воспитания и вдохновителем  педагогов  в этом направлении, он был врагом всяких исключений детей из  школы, допуская их только в крайних случаях, когда все меры уже были  исчерпаны до конца. XIX    в. стараниями Я. М. Неверова Ставропольская     Для усиления влияния искусства и литературы он поощрял устройство  ученических библиотек, литературных чтений, домашних спектаклей,  музыкальных концертов и певческих хоров.       К концу 50­ых гг.  губернская гимназия превратилась в  «форпост русской культуры на  Кавказе».      Первые бесплатные воскресные школы для народа были впервые открыты в  1859 г. по инициативе студентов Киевского ун­та и при активном содействии  Н. И. Пирогова, который являлся попечителем Одесского учебного округа. В  1859 г. Неверов получил  от попечителя Кавказского учебного округа  барона Николаи  указание открыть в Ставрополе бесплатную воскресную школу для бедных детей. Но губернатор и архиепископ не поддержали, не  помог ему в этом и новый наместник Кавказа князь А. И. Барятинский.      В 1860 г. Неверов предлагал создать в гимназии восточное отделение для изучения арабского, турецкого и татарского языков.     Это предложение и сегодня является актуальным. Учитывая, что  Ставрополь стал еще в большей мере, чем в XIX в., административным  центром  не только Ставрополья, но и одним административных центров   всего Северного  Кавказа, то ему сегодня  как никогда  необходимы  этнографы, регионоведы и специалисты, знающие языки народов Кавказа,  их  обычаи, быт, традиции, умеющие устанавливать контакты для совместного  развития экономики и  культуры.     В 1860 г. Неверов предлагал развивать медицинское образование и  открыть в Ставрополе начальное (фельдшерское) медицинское  училище.  Его предложения воплотились в жизнь. Сегодня в Ставрополе есть  медицинский колледж и медицинская академия, недавно открылся еще один  колледж «Авиценна».    Его честность, откровенность и прямота, которые не всегда правильно  понимались начальством, ставились ему в вину как недостаток служебного  такта, а гуманное отношение объяснялось не знанием дисциплины. Чиновники  часто проверяли его деятельность, придирались по мелочам. Сказывалось  привычное для России недоверие к тем, кто выделяется из общей массы,  которое, кстати, не изжито  и до сих пор.      Но его  многогранная и полезная деятельность зашла в тупик после  реформы, проведенной князем А. И. Барятинским, наместником Кавказа.  Согласно ей         Кавказский учебный округ был расформирован 1 июля 1860 г., а гимназии и  их дирекции были подчинены губернаторам и местным властям.      Гимназия изменила не только название и статус, но и программу обучения. В 1866 г.,  кроме латинского языка, ввели древнегреческий, и гимназия стала  классической в полном смысле этого слова. По Уставу 1871 г. древние языки  заняли около 40% учебного времени, преподавание же естественных наук резко сократилось. Гимназия полностью приблизилась к типу общерусских  гимназий.  В 1874 г. она получила название Ставропольской мужской  гимназии, реальное училище с 6­летним обучением, выведенное из ее состава,  имело теперь также дополнительный 7­ой класс.     Отношения Неверова и губернатора Брянчанинова достигли критической  точки. Неверов подал в отставку и уехал в Петербург, где надеялся получить  место директора гимназии. Но ее открытие задерживалось, и он принял  предложение стать директором Лазаревского института восточных языков в  Москве, крупнейшего частного учебного заведения того времени, в котором  обучались преимущественно армяне. Его помощником стал бывший  выпускник Ставропольской гимназии Г. Кананов.    Когда в 1862 г. наместником Кавказа  стал  брат царя князь Михаил  Николаевич, он назначил барона Николаи, который был в то время товарищем (заместителем) министра народного образования, начальником управления по  гражданской части. А после восстановления наместником Кавказского  учебного округа в 1864 г., Николаи, хорошо знавший Неверова, назначил в  1864 г.  Я. М. Неверов он был главным инспектором учебных заведений на  Кавказе и в Закавказье, а 1867 г. – попечителем Кавказского учебного округа.   Находясь на этом посту и проверив Ставропольскую мужскую гимназию,  Неверов пришел к выводу, что его приемник С. Марков, руководивший  гимназией в 1861­65 гг.,  привел ее к упадку и потребовал его отставки. В  1870 г. в Ставропольской мужской классической гимназии обучалось 486 чел.  59 подвергались переэкзаменовке по русскому языку ­33, по математике – 59,  по латыни – 24… Из пансионеров было переведено 66 %, из приходящих – 52  %. Число второгодников не превышало 33 %.В 1871­1872 гг. 32% пансионеров и 31% приходящих гимназистов осталось на повторный курс. Причиной  такого явления можно считать тот факт, что губернаторы, в подчинении  которых находились учебные заведения после упразднения учебного округа,  по своему усмотрению устанавливали порядок занятий в них. Ученики одной  гимназии не могли переходить ив другу из­за вводимых в курсы частных  изменений. Недоразумения между губернаторами и педсоветом  Ставропольской гимназии были чаще, чем, например, в Кубанской гимназии в  Ейске, население которого не претендовало на вмешательство в учебные дела, а власти  ­ люди, более чем скромные, ­ любовно относились к местной  гимназии, внушая своим отношением к ней уважение и полное доверие к  учебному персоналу. Не то было в Ставрополе. Губернатор Пащенко в 1862 г.  предписал учителям составлять при начале учебного курса программы  преподаваемого предмета с очным распределением чтений в соответствии  каждому предмету. На что педсовет гимназии ответил ему: «…  Преподавание, уместное в университетских и академических аудиториях,  нисколько не стесняющих преподавателя ни субъективным состоянием  слушателей, ни требованием нормальных от вне предначертанных  программ и дисциплинированных правил, ­ в сфере средних образовательных учреждений …решительно устраняет выполнение других обязанностей, возлагаемых на учителей… притом не обуславливает  пользы  преподавания». Сегодня учителя тоже достаточно часто  сталкиваются с вмешательством в учебный процесс лиц, которым совсем не  свойственно им заниматься. Время идет, а в России в образовании повторяют  все те же ошибки.    Другой причиной слабой успеваемости уч­ся, по мнению Неверова, было  отсутствие штатных преподавателей (не хватало 5 учителей). Сегодня эта  проблема тоже становится очень актуальной для ряда школ, особенно в  глубинке. Отсутствие квалифицированных учителей­предметников ведет к  снижению уровня преподавания и качества знаний, становится поводом для  недовольства учебным процессом учащихся и их родителей.   Краткая справка     В 1865­68 гг. руководил гимназией А. Н. Дессаль, в 1868­74 гг. – Л. Л. Марков, в 1874­ 79 гг. – А. Д. Пузыревский.     Неверов руководил округом в переломную эпоху (1864­1879 гг.), когда  образование стало бессословным. Благодаря его настойчивости удалось  добиться быстрого роста учебных заведений в Кавказском округе.   В  1864 г. было 3 мужских, 2 женские гимназии, 10 уездных училищ. А в 1879 г. – 5 мужских, 4 женские (из них 2 в Ставрополе), 10 уездных, 12  городских училищ, 5 горских и 2 ремесленные школы (одна в  Михайловском, вторая в Ставрополе с1872 г.), 35 одно­ и двуклассных  школам Министерства народного просвещения и 339 народных сельских  училищ.  Число уч­ся во всех  учебных заведениях достигло 30 тыс.     Учителей не хватало, поэтому в Тифлисе по предложению Неверова был открыт Александровский учительский институт, директором которого  стал бывший учитель Ставропольской гимназии  Н. П. Захаров.      Учительские семинарии возникли в Екатеринодаре и Гори, последней  руководил Д. Семенов. За 15 лет они подготовили более 500 учителей.      После завоевания Кавказа правительство проводило русификацию,  Неверов выступал инициатором преподавания на русском языке. В  Ставропольской гимназии прекратилось изучение языков местных народов.       3 Краткая справка     12.10.1848 г. по инициативе княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой было открыто  в Ставрополе женское  частное училище благотворительного общества Святой Александры с 6­летним курсом  обучения для воспитания бедных девиц. Целью училища, как было записано в Уставе, было «воспитание набожных девиц, хороших матерей семейств,  скромных и попечительных хозяек».  73 % девочек воспитывалось за счет  благотворительных средств. В 1850­60 гг. число воспитанниц составляло 100­105 человек.  Их обучали катехизису, священной истории, всеобщей и российской истории, арифметике,  грамматике, чистописанию, русскому языку, географии и танцам. Первый выпуск был  сделан в 1854 г. В 1855 г. было начато строительство специального дома для училища.  Деньги на это были пожертвованы коллежским регистратором Л. Е. Павловым. Ныне это  дом на углу ул. Советской и пр. Октябрьской революции.     Но фактическое начало женскому образованию на Кавказе было положено еще раньше.   Первый частный женский  пансион был открыт в 1838 г. женой приходского учителя  Анной Гололобовой. Обучение стоило 120 руб. в год. В 1842 г. учредительница закрыла  его, открыв училище для девочек, которое закрылось в 1846 г. по ее же просьбе.    В 1839 г. Елизавета Ивановна Крупье открыла частный пансион для девиц. В 2­ух  классном учебном заведении работало 13 учителей и обучалось в среднем по 25 уч­ся в год с 1842 г. по 1849 гг. В Пятигорске частную школу открыла Людмила Равел­Барановская, и  Ф. Д Назарова, в Кизляре – Д. Мещерякова. Известно также о существовании частных школ и пансионов А. Щербо (1844­49) и О. Федоровой (1848­49). В среднем плата за обучение  составляла в них 160 руб. в год. В 1850 г. в с. Белоглинском было открыто  сельское  народное училище для девочек, которое содержалось на средства родителей.       Женское образование развивалось в большинстве своем за счет благотворительности,  частных пожертвования и средств местной администрации.  В 1859 г. правительство  выступило с инициативой создания училищ для девочек  всех сословий.      Директор Ставропольской губернской  гимназии Я. М. Неверов  предложил преобразовать в женскую гимназию училище  Святой  Александры. Но получил отказ. Дворяне и купцы посылали свих дочерей в  закрытые учебные заведения.       Тогда группа выпускников мужской гимназии организовала  благотворительный спектакль в городском парке, в котором директор  гимназии (его играл выпускник  П. Никольский) просил своих учеников  пожертвовать деньги на открытие  женской гимназии. Вскоре группа  интеллигентов поставила еще одну пьесу, в целом 2 представления дали 900  руб. Так было положено начало созданию женского училища 2­го разряда,  которое начало свою работу 15 сентября  1862 г. Инспектором стал  преподаватель мужской гимназии Компанский.       В 1862 г. оно было преобразовано в перворазрядное.  До 1867  г. в  училище было всего 4 класса. Потом открыли 5 и 6 класс, а в 1869 г. –  ремесленный класс.       20 сентября 1872 г. училище 1­го разряда превратили в женскую  гимназию, в 1876 г. оно получило имя Ольгинской, по имени жены  наместника Кавказа, великой княгини Ольги Федоровны, взявшей гимназию  под свое покровительство. Так Неверов стал фактически основателем первой  женской гимназии в Ставрополе. В гимназии открылся 7­ой класс.  Обязательными стали предметы: Закон Божий, русский язык и словесность,  математика, география, история, физика, космография, чистописание, рукоделие. В числе необязательных были такие предметы как немецкий,  французский, армянский языки, музыка, пение, гимнастика, танцы и  рисование. В 1878­79 гг. в Ольгинской гимназии был образован 8­ой  специальный класс с двумя отделениями: русского языка и математики. Он  готовил учителей для народных училищ. В 1892 г. он был разделен на 2 курса:  теоретический (8 кл.) и практический (9 кл.). Был открыт и подготовительный (азбучный) класс для девочек 7 лет. Гимназия стала первым  женским  всесословным учебным заведением в губернии. В 1872­97 г. ее окончило  540 учениц, среди которых  будущая сестра милосердия Р. Иванова и личный  библиотекарь В. И. Ленина  Ш. Манучарьянц.         Краткая справка      В 1870­ые гг. в Ставрополе было 9 частных училищ 3­го разряда. В 1880 г. в них  обучалась в числе учащихся 91 девочка. В 1879 г. открылось частное училище 2­го разряда  Галатузовой, а 1896 г. – Первушиной. Размер оплаты в них составлял от 30 до 180 руб.  Девушки с меньшим достатком могли получить образование в 5 смешанных начальных и 3  церковно­приходских училищах.         В 1880 г. стало гимназией и училище Святой Александры, а еще с 1860 г. в нем были  открыты педагогические классы.      Кроме того, в губернии действовали воскресные школы для женщин. В 1895 г. в  Пятигорске начала работу женская прогимназия, в которой было 4 класса, начиная с  подготовительного, и обучалось в ней 60 воспитанниц.  Она содержалась на проценты от  капитала, завещанного вдовой генерал­адъютанта графиней А. А. Евдокимовой.       В 1905 г. в Ставрополе возникла третья женская гимназия, просуществовавшая до 1919  г.   В 1902 г. открылась Ставропольская учительская семинария, преобразованная в 1912 г.  – учительский институт,  просуществовавший до 1920 г., в нем не только мужчины, но и  женщины  могли получать педагогическое образование. Заключение       В 1878 г. здоровье Неверова резко ухудшилось, он почти потерял зрение и  подал в отставку. Александр II, присвоивший ему титул тайного советника,  предложил ему должность сенатора. Но Неверов отказался, посчитав, что  недостаточно хорошо знает законы.      Последовало царское повеление состоять членом Совета министра  народного просвещения. Но в деятельности министерства он почти не  принимал участия. Много сил  отдавал своим автобиографическим запискам,  которые были частично опубликованы в журнале « Русская старина» за 1880 и 1883 гг. и в «Вестнике воспитания» за 1915 г.  В 1878 г.   Я. М. Неверов был  награжден орденом Белого Орла.  Умер в Ставрополе 24 мая 1893 г. в полном одиночестве и забвении, на его похоронах присутствовал только один его воспитанник А. Ф. Макаровский. Но один из его лучших воспитанников К.  Хетагуров посвятил ему свое стихотворение:                                                 Я знал его… Я помню эти годы,                                                 Когда он жил для родины своей,                                                 Когда и труд, и силы, и заботы, ­                                                 Всего он отдавал лишь ей.                                                 Я не забыл, как светочем познанья                                                 Он управлял могучею рукой,                                                 Когда с пути вражды и испытанья                                                 Он нас повел дорогою иной.                                                 Мы шли за ним доверчиво и смело,                                                 Забыв вражду исконную и месть.                                                 Он нас учил ценить иное дело                                                 И понимать иначе долг и честь…                                                 Он нас любил, и к родине суровой                                                 Он завещал иную нам любовь;                                                 Отважный пыл к борьбе направил новой                                                 И изменил девиз наш – «кровь за кровь».                                                Он нам внушил для истинной свободы                                                Не дорожить привольем дикарей…                                                 Я знал его, я помню эти годы.                                                Когда он жил для родины моей…     125 лет прошло со смерти Неверова, но потенциал его идей и  практического опыта до сих пор не исчерпан и многое из его наследия  актуально и применимо сейчас. Он был близко знаком с А. И. Герценом, В. Г.  Белинским, Н. В. Станкевичем, И. С. Тургеневым и А. В. Кольцовым. В его  записных книжках встречаются имена В. А. Жуковского,  Н. В. Гоголя, В.Ф.  Одоевского, И. И. Панаева, Д.В. Веневитинова, А.  Г. Венецианова,  Н. М.  Языкова,  М. А. Бакунина, Н. Я. Данилевского. Его духовные питомцы –  революционеры­демократы Г. Лопатин, Н.  Воронов, Коста Хетагуров,  историк А. С. Трачевский др.       Изучая педагогические взгляды Неверова, я сделала для себя выводы: ­ мало что меняется в отношении общества и государства к образованию и  учителю; ­ в образовании в России мы и столетие спустя, повторяем  те же  самые  ошибки, а многие новшества далеко не новы; ­ Я. М. Неверов был человеком,  идеи которого опережали свое время,  поэтому  они  не были полностью востребованы;  ­ но и «современные Неверовы»   сегодня испытывают немало трудностей в  своей работе, не любят у нас  тем, кто выделяется из общей массы. Нигде в мире нет такой другой страны, в которой было бы столько всего  намешано и прекрасного, и ужасного, где было столько высочайших взлетов в  искусстве и культуре, науке и образовании,  которые мы сами же старательно  и уничтожаем. Но вечном сумраке, в котором чаще всего живет наша страна,  порой вспыхивают путеводные огни, указывающие дорогу. Одним из таких  огней и был Януарий Михайлович Неверов.           Краткая справка      Положительные тенденции в развитии сети учебных заведений на Кавказе  продолжились при его приемнике попечителе К. Яновском. К 1890 г. уже было 7 мужских  гимназий, 3 прогимназии, 9 женских гимназий и 7 прогимназий, а также 8 реальных училищ, 7 ремесленных и 3 мореходных класса. Число городских училищ выросло до 33, городских  школ – до 5, народных – до 900. Энтузиасты – директор народных училищ М. Краснов,  инспектор А. Твалчрелидзе, ученики Неверова – способствовали этому.       В конце XIX в. гимназию возглавляя В. Д. Гнипов, инспектором был Б. Н. Новицкий.  Среднее образование по­прежнему было элитарным. Министр просвещения, кстати,  приятель Неверова И. Делянов издал указ о недопущении в гимназии детей прислуги,  дворников, извозчиков.      Ставропольская мужская  на рубеже XIX и XX  столетий гимназия переживала  кризис.  Предпринимались только попытки преобразования образовательной системы, но мало  уделялось обустройству учебных зданий и жизни уч­ся. Особенно тяжело приходилось  приезжим воспитанникам, проживающим в пансионе. Уч­ся, живущие на частных квартирах из­за отсутствия родительского контроля, попадали под нравственное и политическое   влияние посторонних лиц.   В  ноябре 1901 г. в гимназии произошли массовые беспорядки,  вызванные ужесточением режима после обнаружения в гимназии газеты «Искра». Погромы  помещения, директору был предъявлен ряд требований. Попечитель Кавказского учебного  округа М. Завадский распорядился удовлетворить требования уч­ся, директор В. Д.  Гнипов вынужден был покинуть гимназию.       Уступки усилили дерзость уч­ся по отношению к педагогам, новый директор С. Ф.  Мельников­Разведенков безуспешно пытался навести в гимназии порядок. Но ряд  преподавателей, родителей и общественности поддерживали уч­ся, поэтому никаких  административных санкций со стороны властей не последовало. Они наоборот пытались  привлечь родителей и общественность к организации деятельности гимназии. В 1903 г. был создан родительско­попечительский совет. Но объединения семьи и школы не  произошло. Родители требовали в основном не от детей прилежной учебы, а от учителей –  высоких отметок.      Нынешние попечительские советы школ и Советы учреждений ничто иное «как старые  песни о главном». И сегодня  реформаторы от образования наступают на те же грабли, а  стремление привлечь родителей к управлению школами не имеет  должного успеха, их, как  и раньше, интересует не  прилежная учеба от детей, а высокие отметок.         А если добавить к этому наше современное платное профессиональное обучение, то  перспективы образования в нашей стране, мне лично  кажутся очень печальными, если не  сказать мрачными. Конечно,  и в начале XX в. образование в России было платным, но в  университеты поступали лучшие из лучших выпускников гимназий. И деньги не имели  значения, если студент не осваивал программу, как не имели они значения деньги и  в  гимназии, хотя обучение в ней также было платным.       В Ставрополе в 1903 г. почти 53%  юных горожан не посещало школу. Но школы  уже открывали десятками. В Ставропольской мужской гимназии  в 1905 г. обучалось 202  человека, а в 1916 г. – 327. В годы первой русской революции усилились выступления учащихся. Ученические  кружки этого времени имели три  направления:  ­ товарищества для борьбы за ученические требования; ­  кружки, стремившиеся к повышению культурного уровня населения; ­ социалистические кружки (Г. А. Руднев, В. В. Рыковский др.).  Под их давлением в  гимназии были восстановлены прежде отчисленные уч­ся. В 1905 г. директор подал в  отставку. По требованию уч­ся уволился и ряд преподавателей. Исполняющий обязанности директора Л. Я. Апостолов не мог ничего поделать. Во время Всероссийской стачки  гимназия была закрыта до начала 1906 г.     С осени 1906 г. начался период реакции, дисциплина в гимназии была восстановлена.           В 1911 г. ею руководили И. А. Виноградов и Я. И. Булычев. В 1912 г. в связи с открытием еще одной мужской гимназии классическая гимназия получила название  Первой.   Летом  1920 г. гимназия в числе прочих была преобразована в советскую трудовую школу 2­ой  ступени. Литература 1. Беликов Г. Областная гимназия // Вечерний Ставрополь. ­1993. ­ 3 марта 2. Беликов Г. Старая гимназия:  (О гимназии, располагавшейся на углу улиц Б. Черкасской и Грязной (К. Маркса и Р. Люксембург), хозяевах этого дома) //  Вечерний Ставрополь. – 1998. – 26 августа 3. Белоконь С. В. Синий магистр.  – Ставрополь: «ЮРКИТ», 1998.  4. Бритаева Н. Т. Общественно­политические выступления уч­ся  и учителей  Кавказа во второй половине XIX – начале XX вв. // Советская педагогика. –  1981. ­ № 12 5. Кемпинский Э. В. Высочайший ревизор в Ставрополе. – Ставрополь: кн.  изд­во, 2000 6. Коршунов М. С. Интеллигенция России в истории Северного Кавказа. – там же 6. Коршунов М. С. Колыбель свободомыслия и просвещения: (К 160­летию  открытия Ставропольской гимназии).// Ставропольский хронограф за 1997 г.  – Ставрополь, 2000 7. Коршунов М. С. Пакет из Тифлиса // Молодой ленинец. – 1989. ­19 октября 8. Коршунов М. С. Просветитель, педагог, гуманист // Молодой ленинец. –  1985. – 10 октября  9. Коршунов М. С. Славные страницы // Молодой ленинец. – 1987. ­3 ноября. 10. Коршунов М. С. Центр свободомыслия // Молодой ленинец. – 1987. ­15  января 11. Назарова и. М. Российская интеллигенция: история и судьба. _  Ставрополь, 1998. Наш край: (Документы, материалы. 1777­1917): К 200­летию Г.  Ставрополя.  // Под ред. А. П. Шацкого. – Ставрополь: кн. изд­во, 1977 12. Орудина Л. Рассадник свободомыслия // Агитатор Ставрополья. – 1982. ­  № 14. 13. Панкова Е. Гимназия, открытая царем // Вечерний Ставрополь. – 1997. –  14 января. 14. Сапожников А., Кругов А. «Школа должна быть царством правды»: (Из  истории Ставропольской мужской гимназии) // Гражданский мир. –  Ставрополь. – 1992. № 10 15. Хатаев Е. Е. Попечитель Кавказского учебного округа: (О жизни и  деятельности Я. М. Неверова) / Педагогика. ­1996. ­ № 6 17. Хетагуров К. Л. Памяти Неверова // Собрание сочинений в 5 т. – М., 1960

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и их влияние на развитие образования на Северном Кавказе

Педагогические взгляды Я. М. Неверова и  их влияние на развитие образования на Северном Кавказе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018