Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»
Оценка 5

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
11.01.2017
Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»
Данный инновационный проект актуален в общеобразовательной школе во внеурочной деятельности по активизации музыкально-инструментального творчества в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах, с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций в учебном процессе. Целью проекта является развитие творческих способностей детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста через музицирование на простейших музыкальных инструментах. Инновационный педагогический опыт направлен на улучшение существующей образовательной ситуации и может быть использован в работе в сообществе музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования.
ПРОЕКТ ЗУЕВА С. Г. 2016г.docx
Ханты–Мансийский автономный округ ­ Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия» № 5 г. Мегион                                                       ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Активизация музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»                                                                       Автор:  Зуева Светлана Григорьевна                                                              Учитель музыки МАОУ»5 «Гимназия»                                                           Квалификационная категория: первая г. Мегион 2016г. Содержание проекта: Введение  Обоснование, актуальность, новизна проекта…………………стр.3 – 6 Глава I. Теоретические основы                I.1. Эволюция народного инструмента свирель и простейших  музыкальных инструментов……………………………................стр.6 – 7              I.2. Главная задача инструментальной деятельности стр.7 ­ 8               I.3. Психологические предпосылки  инструментальной деятельности обучающихся……………………………………… стр.8 ­ 9 Глава II. Опытно­экспериментальная часть               II.1. Механизм реализации проекта ……………………...стр.9­ 10              II.2. Определение главных ступеней решения вопросов нашей  проблемы……………………………………………………………...стр.11 – 13              II.3. Результаты ……………………………………………стр.14 – 19 Глава III.Заключение……………………………………………….стр.19 – 26 Литература…………………………………………………………….стр.27 Приложение №1……………………………………………………....стр.28 ­ 29 Введение Тип проекта: исследовательский Краткая аннотация проекта Модернизация и инновационное развитие российского образования,  требования современной жизни требуют нового подхода к преподаванию, как  урока музыки, так и внеурочной деятельности.  Данный проект предназначен для  практического использования учителями музыки и направлен на   активизацию   инструментального творчества народов ханты и манси  во внеурочное время  обучающимися начальной и средней общеобразовательной школы в опоре на  русский народный инструмент свирель и её аналогах. Проект представляет собой  разработанный механизм с использованием современных педагогических  технологий,  приемов  организации урочной и внеурочной деятельности, новой  современной линии УМК. Основным субъектом, вовлеченным в осуществление  педагогического проекта,  является творческий коллектив «Трели свирели»,   который подразделяется на группы: младшая – 2 и 3 классы; средняя – 4 – 5  классы; старшая – 6 – 7 классы. В каждой группе занимаются от 20 до 25  обучающихся. Учащиеся разделены на данные группы с учетом их  психологических и возрастных особенностей. Результаты реализации проекта  показывают эффективность данного инновационного опыта. Обоснование необходимости проекта    Мы живём в Ханты­Мансийском автономном округе ­ Югра, на земле народов  ханты и манси. А так как на сoвременном этапе развития музыкальной культуры  России создались благоприятные возможности для изучения  музыки  малочисленных коренных  народов ханты и манси, в нашем округе уделяется  большое внимание их творчеству. В последнее время в связи с ситуацией  на  рынке труда и таких процессов, как ускорение темпoв развития общества и  повсеместной информатизации среды, популярность этнической музыки  возросла. Ханты и манси разработали свою достаточно сложную музыкальную  культуру: вокальное и инструментальное творчество, систему обрядов, ритуалов,  различных запретов и норм культурного поведения. На современном этапе  традиции ханты и манси уходят в прошлое, жизнь стремительно видоизменяется,  что неизбежно в условиях современного мегакультурного социума. Появляется  необходимость сохранения музыкального творчества  данного народа. Изучение  творчества народов ханты и манси   способствует расширению мировоззрения для дальнейшего самообразования и самосовершенствования обучающихся.       Актуальность активизации музыкально­инструментального творчества народов  ханты и манси во внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательной  школы  в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах не имеет  большого распространения. На данном этапе    с 2013 года творческий коллектив  4 «Трели свирели» МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегиона является единственным в  округе  основателем данного направления, который разработал систему развития  активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси,  что является важной частью сохранения этнической культуры малочисленного  коренного народа Югры.  Педагогическая  целесообразность проекта в том, что на современном этапе  этнические традиции народов ханты и манси  уходят в прошлое и мало  соблюдаются.  Возникает  необходимость устранения сложившейся ситуации    путем разработки механизма  и поиска эффективных технологий, методов и  приёмов активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси. И этот процесс необходимо начинать с общеобразовательных школ. Реализация  данного проекта направлена на активизацию   инструментального творчества  формирование и совершенствование  инструментальных умений при игре на музыкальном  инструменте свирель и её  аналогах.  музыкальной компетенции – систематизация ранее изученного материала;  овладение  музыкальными  средствами в соответствии с отобранными темами и  сферами общения; увеличение объема используемых  музыкальных произведений; развитие навыков оперирования  музыкальными терминами, средствами  музыкальной выразительности. социокультурной компетенции – формирование объема знаний о социо­ культурной специфике   изучаемого инструментального творчества, в опоре на  русский народный  инструмент свирель и блокфлейты.    компенсаторной компетенции – формирование умений выходить из положения  в условиях дефицита  музыкальных  средств, при получении и передаче   инструментальной  информации при  игре на музыкальном инструменте; учебно­познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных  умений через  музицирование, позволяющее  совершенствовать учебную  деятельность по овладению  русским народным инструментом свирель и её  аналогах.   Новизна    данного образовательного проекта состоит в разработке механизма по  активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси  во внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных школ в опоре на  русский музыкальный инструмент свирель и её аналогах, с использованием  5 современных педагогических технологий, приёмов организации во внеурочной  деятельности.    Игра на простейших детских музыкальных инструментах, в частности на свирели и блокфейте, еще не имеет широкого распространения в школах, прежде всего из­ за недостаточной разработки методического материала, что обусловило новизну и определило направление данной работы.     Разработка и внедрение педагогического проекта стала сложной, но,  безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной работой.  Данный  инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы  школы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся в  учебном процессе. Цели и задачи проекта Цель проекта: разработать и внедрить во внеурочную деятельность механизм по  активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты­манси в  опоре на русский народный   инструмент свирель и её аналогах.  Объект проекта:  внеурочная деятельность по активизации музыкально­ инструментального творчества народов ханты­манси в опоре на русский  народный  инструмент свирель и её аналогах.  Предмет проекта: механизм организации внеурочной деятельности активизации  музыкально­инструментального творчества народов ханты­манси в опоре на  русский народный   инструмент свирель и её аналогах. Гипотеза проекта: разработанный механизм организации внеурочной  деятельности способствует активизации музыкально­инструментального  творчества народов ханты­манси в опоре на русский народный свирель и её аналогах.   инструмент  Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены  следующие задачи: ­  изучить теоретические основы активизации музыкально­инструментального  творчества народов ханты­манси. ­   рассмотреть методические механизмы и приемы организации внеурочной  деятельности по активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты­манси в опоре на русский народный аналогах.   инструмент свирель и её  6 ­   разработать учебно­методические  материалы и программы дополнительного  образования для решения проблемы; ­  определить результативность использования разработанного механизма  для  активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты­манси в  опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах.  Содержание методических задач  проекта Содержание методических задач определило пути и методы реализации проекта. Методы достижения поставленной цели: 1.     Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение). 2.     Методы теоретического познания (гипотетико­дедуктивный). 3.     Общелогические методы и приемы исследования (анализ, обобщение,  системный подход, моделирование). Проект имеет следующие характеристики: 1.     По типу предметно­содержательной области инновационный проект  представляет собой  межпредметный  проект, так как содержанием  инструментальной деятельности   информация из разных научных источников. 2.     По характеру контактов инновационный проект представляет собой  внутренний проект, так как организуется во внеурочной деятельности в пределах образовательного пространства школы.  3.    По количеству участников данный проект является  групповым, в нем  задействованы три группы учащихся (2­3 кл., 4­5 кл, 6­7кл.) 4.     По продолжительности проведения проект является долгосрочным.     За теоретико­методологическую основу педагогического  проекта были взяты  основные  идеи компетентностного подхода,  изложенные в работах  А. М.  Ратникова, Д. Агеева, В. Перова, В. Перовой,  И. А. Лаптевой. По мнению данных музыковедов ­  компетентностный подход предполагает  комплексный подход овладения знаниями и умениями, а не усвоение их отдельно  друг от друга. 7 Глава I. Теоретические основы активизации музыкально­инструментального  творчества народов ханты­манси . I.1. Эволюция народного инструмента свирель и простейших  музыкальных инструментов.     Древнейший инструмент, созданный сначала из костей животных, а позднее из  дерева, сегодня превратился в полистирольную игрушку, однако,  не утратив  основного свойства – прекрасного звучания в умелых руках. Фрески с  изображением людей, играющих на свирели, и другие археологические находки  подтверждают широкое развитие искусства игры на свирели в Древней Руси.  Говоря о простейших музыкальных инструментах, имеется  в виду,  прежде всего  простота овладения учащимися навыками игры на этих инструментах. К детским  музыкальным инструментам относят, главным образом, специально созданные для детей инструменты:  металлофоны, блокфлейты, ксилофоны, свирели,  детское  фортепиано и др.  В этом ряду  термин элементарные музыкальные инструменты,  введенный К. Орфом, выступает в собирательном значении, поскольку в  созданный им инструментарий для детского музицирования входят как  простейшие мелодические музыкальные инструменты, так и многообразные  ударные и шумовые. Изучая теоретические основы проблемы, можно сделать  вывод, что I.2.Главной  задачей   инструментальной деятельности является  творческая игра в музыке в самых разнообразных формах, сочетающих музыку,  речь и движение. Целью этого музицирования является развитие творческих  способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому, оно по форме и  содержанию, наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и  младшего школьного возраста и принципам игровых методик, существующих в  мировой практике. Как правило, обучение начинается с простейших   шумовых,  ударных инструментов, затем подключаются детские   клавишные и духовые  инструменты. Во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе используется  инструментальная деятельность ­ включение простейших музыкальных  инструментов в процессе исполнения, как фольклорных произведении, так и  сочинений композиторов. При этом учителем решаются следующие задачи;  развитие интереса к музыкальным занятиям; развитие музыкальности детей, их  эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой  принадлежности сочинения; развитие ритмического и тембрового слуха, чувства  ансамбля; формирование навыков и умений дифференцированного "слышания"  музыкальной ткани произведения ­ вычленения из нее характерных интонаций  /подчеркивание мелодических, метро ритмических, ладовых, динамических,  темповых, тембровых и прочих особенностей/, элементов формы /Фраза,  8 построение, вступление, заключение, разделы частей композиции/, приемов  развития; приобретение навыков игры на простерших инструментах ­  ритмических, звуковысотных, духовых; освоение элементов музыкальной  грамоты; развитие координации простейших движений при игре на музыкальных  инструментах. Инструментальная деятельность – это, прежде всего, форма  творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального  произведения, его музыкального языка. Выбор музыкальных инструментов для  детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:   ­  наличия определенного набора и количества инструментов в кабинете музыки;   ­  владения учителем методами и приемами включения инструментальной  деятельности в драматургию урока музыки;   ­  уровня музыкального развития каждого конкретного класса и готовности  детей к применению инструментов на уроке. Таким образом, дети приобретают навыки музицирования в процессе игры на  простейших инструментах; осваивают элементы музыкальной грамоты.  I.3. Психологические предпосылки  инструментальной деятельности  обучающихся. Еще в 20­х годах советскими учеными Б. В. Асафьевым, Б Л.Яворским, а в  дальнейшем российскими педагогами Н. М. Гольденберг и др. рассматривались  психологические предпосылки инструментальной деятельности  обучающихся. В  формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе  игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной,  что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20­30­х годов.  Успешное использование некоторых инструментов в современных  общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность,  так и жизненность этого вида детского музицирования. Инструментальная деятельность находит определенное отражение как в  программе по музыке, подготовленной под руководством композитора  Д.Б.Кабалевского, так и в методиках зарубежных композиторов. Игру на инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс,  способствующий одновременному усвоению навыков игры и формированию  различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. Методологической базой проекта являются теоретические исследования Э.Б.  Абдуллина, Е.В. Евтух, И.Г. Лаптева, Е.В. Николаевой, Г.П. Сергеевой. 9 В процессе подготовки в написания данного проекта были использованы  следующие методы:  ­ анализ литературных источников; ­ сравнение и выявление наиболее актуальных информаций; ­ обобщение и структурирование работы;  ­ сравнительный анализ результатов деятельности учащихся; ­ наблюдение; ­ собеседование; ­ создание творческих ситуаций; Процесс активизации музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательной школы в  опоре на русский народный инструмент свирель не может проходить  изолированно oт таких видов деятельности как танец и пение. В основе лежит  общее умение рабoтать с музыкальным материалом. Инструментальную  деятельность  можно рассматривать в качестве творческого коммуникативного  умения, понимаемого как способность изложить  в игре на музыкальном  инструменте  свирель свои   познания. Для этого необходимо обучить   навыкам  игры на инструменте, читать нотные изложения в цифровой форме, умению   грамотно работать с ритмом, темпом, динамикой, штрихами.    Несмотря на позитивные теоретические и практические предпосылки, проблема  использования элементарных музыкальных инструментов в условиях  общеобразовательной школы все же остается во многом не разрешённой. Инструментальная деятельность требует последовательного развития от простого к сложному, что описывает опытно­экспериментальная часть. Глава II. Опытно­экспериментальная часть Для того чтобы активизировать музыкально­инструментального творчества  народов ханты и манси во внеурочной деятельности обучающихся  общеобразовательной школы в опоре инструмент свирель и её аналогах, мы  разделили нашу творческую работу на теоретическую и практическую  деятельность.  В теоретической  деятельности  для себя мы выделили:  10 II.1.Механизм реализации проекта, который реализуется через внеурочную  деятельность. К числу основных положений механизма  относятся:   1. Необходимость с самого начала занятий живой иллюстрации каждого из  имеющихся,  в распоряжении музыканта­педагога инструмента с тем, чтобы  учащиеся имели возможность заинтересоваться этим видом деятельности, и даже  выбрать для себя наиболее приглянувшийся инструмент;   2. Сочетание на первом же этапе обучения учащихся игре на музыкальных  инструментах, выполнения методически продуманных заданий со свободной  игрой­импровизацией детей, развивающей их творческие способности,  воображение, фантазию;   3. Особое внимание, в процессе обучения игре на музыкальных инструментах,  к изучению элементарной музыкальной грамоты, с целью развития  ритмического чувства учащихся, а также понимания ими логики звуковысотного   рисунка, осознания лада и музыкальной формы;   4. Осуществление процесса усвоения умений и навыков игры на музыкальных инструментах,  а также целенаправленного музыкального развития учащихся  непременно на восприятии музыкально­образного материала, a также в сочетании  с певческой деятельностью;   5. Широкое применение приемов, способствующих развитию внимания,  заинтересованности и творческой потенции учащихся, как, например,  содеятельностъ музыканта­педагога и учащихся,  в том числе своеобразная  форма "вопроса /учитель/ ­ ответа /ученик,/" при непременном соблюдении  учеником заданного учителем характера, настроения и формы /досочинение  мелодических рисунков, ритмическая импровизация и др./;   6. Продуманный подбор музыкальных инструментов, при создании  разнообразных инструментовок, и импровизациях, в основе которого ­  соответствие тембрального и в определенной мере ритмомелодического  характера звучания, того или иного, инструмента характеру исполняемой музыки;   7. Введение в занятия несложных коллективных импровизаций:  аккомпанементов мелодии, основанных на постепенном подключении различных  элементарных музыкальных инструментов /триоли, металлофоны, треугольники,  кастаньеты» румбы, маракасы, бубны и др./ с предоставлением учащимся  возможности самим выбирать "модель" аккомпанемента; 11 8. Отсутствие возрастных ограничений в организации этого вида  деятельности; 9. Рассмотрение сочетания классной и внеклассной работы в этом  направлении, как определенного циклического процесса, при котором обе эти  формы работы обогащают друг друга. Такое использование музыкальных инструментов на занятиях, по мнению И.Г.  Лаптева,  "сближает" возможности учащихся и "превращает класс на  определенном этапе в единый музыкальный коллектив, способствуя в то же время проявлению и развитию индивидуальных музыкально­творческих способностей  учащихся" (11,20). В практической деятельности были выделены несколько уровней ступеней. II.2. Определение главных ступеней решения вопросов нашей проблемы. Для внедрения активизации музыкально­инструментального творчества народов  ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной  школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах  были   пройдены курсы повышения квалификации в г. Нижневартовске у кандидата   наук  А. М. Ратникова по теме «Культура обско­угорских народов (ханты и  манси),  где познакомились с народными музыкальными инструментами, а также  народными песнями и наигрышами.  Опытно­экспериментальную часть  мы разделили на ступени: а) Первая ступень ­ опрос обучающихся, родителей и жителей нашего города.  На первой ступени опытно­экспериментальной  части мы поместили опрос   обучающихся, родителей и жителей нашего города.  Респондентом были заданы  следующие вопросы: Слушаете ли вы музыку народов ханты и манси, Поёте ли вы её дома? На каком музыкальном инструменте вы хотели бы её играть?  Исследование проводилось по материалу анкета №1  (Приложение №1).  Результаты анкетирования представлены в таблице №1. Таблица №1 12 8 7 6 5 4 3 2 1 приведите примеры Знаю, но мало информации Затрудняюсь ответить Что Вы знаете о культуре малочисленных коренных народов Югры? 0  В данном случае мы видим, что обучающиеся, родители и жители нашего города   не достаточно осведомлены о музыкальной культуре малочисленных народов  округа. Среди населения города не выявлено большой заинтересованности в  музыке ханты и манси.  Обращаем на себя внимание тот факт, что о музыке  малочисленных коренных народов Югры  у населения, как и обучающихся мало  информации.     б)  Вторая ступень­создание творческих групп Вторая ступень знаменуется разделением участников эксперимента на творческие группы. Второй ступенью решения нашей проблемы мы  начали  с создания  пяти  творческих групп: 2 классы,  3 классы, 4 классы, 5 классы, 6 классы.  Музыкальные инструменты: санквылтап, нарсъюх, нэрнэ ийв, тариг­сип­ив,  тумран, бубен на каждого обучающего приобрести невозможно.  Простейший  русский народный инструмент доступен для каждого ребёнка, так как он  адаптирован к общеобразовательной школе. Приобрести этот инструмент может  каждый обучающийся. Простая цифровая система  игры на свирели не является  сложной при исполнении музыкальных произведений.  На первом этапе обучения  игры на свирели  репертуар включает в себя простые русские народные  потешки, прибаутки, заклички, русские народные песни, а также несложные произведения  композиторов­классиков. На втором этапе обучения мы внедряем  изучение  музыкального творчества народов ханты и манси, которое включает  обрядовые  песни, танцы, игры. Так  как не все музыкальные произведения  данного  народа  издаются  в нотном варианте  музыкальное  творчество народов ханты и манси   мы решили переложить на цифровую систему игры на свирели и блокфлейте.   Например,  «Куренька», «Медвежий танец», «Нер ойка»,  «Гей – а»,  «Снег»,  «Упряжка». 13 в) Третья ступень ­ подбор музыкального материала.  Музыкальный материал подбирался из разных источников: песенного и  инструментального творчества ханты и манси.  Был подобран соответствующий  репертуар. Группа обучающихся вторых классов играли простейшие  произведения на трёх отверстиях, третьих классов  исполняли произведения на  четырёх отверстиях, четвёртые – на пяти, пятые и шестые – на шести отверстиях  с передувом, например, «Калтащ ань», «Пайпын ойка», «Песня девушки», «Песни кулика».  В 5 и 6 классах репертуар усложняется и  исполняется на аналогах  свирели – блокфлейте.  В процессе обучения был  собран  музыкальный материал  «Песни и наигрыши народов ханты и манси». Для разнообразия и интересного   изложения хантыйских наигрышей мы соединили виды деятельности: элементы  народного танца, сюжетно­образные движения, игровое творчество, сделали  необходимые театральные атрибуты, сшили национальные костюмы.  г). Четвёртая ступень­создание музыкально­хореографической композиции,  посвящённой народной музыки ханты­манси.  Совместно с хореографом Гимназии Царёвой Светланой Геннадьевной нами  создана музыкально­хореографическая композиция «Югра – северный край»,  в  состав которой входят обучающихся из разных возрастных групп – 3, 4, 5, 6  классов.  Эта композиция  включает презентацию «Югра – наш край родной» и  произведения мегионского композитора Самвела Альбертовича Лалаянц  1. «Утро Югры», 2. «Детские забавы», 3. «Оленята», 4. «Югорские белые ночи»  (автор неизвестен, обработка С. А. Лалаянц) и 5. «Северное сияние» (автор  неизвестен).  Наш творческий коллектив в составе старшей группы, является  первым и пока единственным в округе, исполняющим музыкальные произведения  на темы народов ХМАО на свирели и блокфлейте. В 2013 году мы были  приглашены и стали лауреатами  2­го Всероссийского и 4­го Московского  Фестиваля­конкурса «Свирель поёт».  В г. Нижневартовске  на 3­й Всероссийской научно­практической конференции «Культура, наука, образование: проблемы и  перспективы» познакомили  участников конференции с музыкально­ хореографической композицией «Югра – северный край», а также приняли  участие в муниципальном этапе конкурса исследовательских, творческих работ  обучающихся  «Я живу в России, я живу в Югре». Этот пример является немаловажным фактором в воспитании у ребят любви к  родному краю, к Югорской земле.  В 2016 году мы провели анкетирование  на тех же классах нашей гимназии.  Результаты нас порадовали. Обучающиеся  могут  назвать национальные  праздники, обычаи, обряды. С большим удовольствием рисуют орнаменты, зная   14 их  разновидности и предназначение, интересуются историей этнического народа  Югры. Посетили выставку в музее  г. Мегиона, посвящённую культуре обско­ угорских народов,  осуществили выездную экскурсию на Югру, где  познакомились с  традиционными  предметами внутреннего убранства жилищ  хантов и манси, домашней утварью, ремеслом, приметами, национальной  одеждой, нравственными нормами, этикой социальных взаимоотношений в семье.  Легко определяют жанры народных песен (колыбельные, лирические,  героические, обрядовые и шаманские песни). Знают жаровую принадлежность  хантыйских и мансийских наигрышей, могут их играть на свирели и блокфлейте.   Обучающиеся без затруднения называют все музыкальные инструменты народов  ханты и манси: струнно­смычковые, струнно­щипковые, язычково­духовые,  ударные,  шумовые, могут пояснить их предназначение, знают их устройство.  Таким образом, мы активизировали музыкально­инструментальное творчество  народов ханты и манси игрой на инструменте свирель и её аналогах.     II.3.Результаты    Наш творческий коллектив «Трели свирели» является ежегодным  активным  участником  в жизни Гимназии: концерты, посвящённых Дню учителя, Дню  Гимназии, Дню округа, Новогодним представлениям,  Дню Победы, выпускным  в  начальной школе, общешкольным родительским собраниям, а так же  является  победителем различных  городских, региональных, Всероссийских фестивалей­ конкурсов. Выступление всех групп нашего творческого коллектива становится   великолепным, оригинальным   и незабываемым.  15 На  основании всего вышесказанного  мы можем констатировать, о том,  что  музыкально–инструментальное творчество народов   ханты и манси во  внеурочной деятельности обучающихся  общеобразовательной школы в опоре на  русский народный инструмент свирель и её аналогах активизировалась  на  высоком уровне, о чём подтверждают многочисленные дипломы лауреатов.        II Городской конкурс "Играй, свирель!" http://shkola9.edu.ru:8081/index.php? option=com_content&view=article&id=175:ansambl­ qsvirelkiq&catid=273&Itemid=569 III фестиваль­конкурс "Играй, свирель!"  index  .  ru   :8081/  9.   edu       ://   shkola http     _  content    &   view   =  article option    =  com   =569  =273&  Itemid  catid   2&       .  php   ?    &   id   =1817:  festival    ­  konkurs    ­  qigraj    ­  svirelq    ­    .  php   ? IV городской фестиваль­конкурс "Играй, свирель!"  index  .  ru   :8081/  9.   edu       ://   shkola http     =  article  =  com   _  content      &   view  option    =273&  Itemid  catid    =569   svirelq    ­3&    V городской конкурс "Играй, свирель!" http://shkola9.edu.ru:8081/index.php? option=com_content&view=article&id=1819:svirel­2015&catid=273&Itemid=569  &   id   =1818:  gorodskoj    ­  konkurs    ­  festival    ­  qigraj    ­   VI городской и I региональный конкурс "Играй, свирель!" http   ://   shkola    =  com  option    index    9.   edu   .  ru   :8081/    =  article  &   view     _  content  &   id   =2459:  igraj    ­  svirel    .  php   ?      =273&  Itemid    &   catid    =569   VII городской, II региональный и I всероссийский конкурс юных исполнителей  «Играй, свирель!»,  посвящённый Году Детства в Ханты­Мансийском автономном округе­Югре  ://   shkola http    option    =  com   index  .  ru   :8081/  9.   edu       _  content    &   view   =  article    .  php   ?  =328&  Itemid    catid    ­2016&    svirel    &   id   =3055:    =571   1­й Всероссийский детско­юношеский  конкурс­фестиваль «Наш Свиридов» (к  100­летию со дня рождения Г. Свиридова)  http://www.svirel.biz/ II Всероссийский детско­юношеский творческий конкурс­фестиваль «Свирель –  инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск  /http://www.svirel.biz/ 16 №  год  Результаты 1  2011 – 2012 уч. г.   3­го   Городского   Диплом   лауреата   1   степени   фестиваля­конкурса   «Играй,   свирель»:   (всего   35 участников)  Диплом     в   номинации   «Гармонично   слаженный квинтет»  Диплом   в   номинации   «Чарующее   соло»  Зуева Анастасия  2  2012 – 2013 уч. г. Дипломанты 2 степени 4­го городского фестиваля­ конкурса «Играй, свирель» г. Мегион   (16  обучающихся 3 в класса) 3 2013 – 2014 уч. г. 4   2014 – 2015 уч. г.  Лауреаты 1 степени 4­го городского фестиваля­ конкурса «Играй, свирель» г. Мегион и Лауреаты 2­ го Всероссийского фестиваля «Свирель поёт» г.  Москва (20 обучающихся 3в кл., 4 б кл, 5 а кл, 5 в кл,  5 г кл) Дипломанты 1­й степени 5­го городского  фестиваля­конкурса «Играй, свирель!» (средняя  группа – 17 обучающихся 4 в класса) Лауреаты 2 степени 5­го городского фестиваля­ конкурса «Играй, свирель!»  (младшая группа – 18  обучающихся 3 в класса )   Лауреаты 2 степени 5­го городского фестиваля­ конкурса «Играй, свирель!»  (старшая группа – 21  обучающихся  4в, 5б, 6а, 6в классов)     Специальный диплом за лучшее представление  своего региона на 1­м Всероссийском детско­ юношеском конкурсе­фестивале «Наш Свиридов» (к  100­летия со дня рождения Г. Свиридова)  17 (20 обучающихся 4в, 5 б, 6а, 6 в. 6 г классов) Лауреаты 2­й степени 1­го Всероссийского  детско­ юношеского конкурса­фестиваля «Наш Свиридов» к  100­летия со дня рождения Г. Свиридова (средняя  группа 19 обучающихся 4 в класса) Лауреаты 1­й степени 1­го Всероссийского  детско­ юношеского конкурса­фестиваля «Наш Свиридов» к  100­летия со дня рождения Г. Свиридова) (18 обучающихся 5 в класса)  Гран при 6­го городского и 1­го регионального  фестиваля­конкурса «Играй, свирель!» (младшая  группа  24 обучающихся 2 б кл) Дипломанты 1­й степени 6­го городского и 1­го  регионального фестиваля­конкурса «Играй,  свирель!» (средняя группа 19 обучающихся 4 в  класса) Лауреаты 3 степени 6­го городского и 1­го  регионального фестиваля­конкурса «Играй,  свирель!» (старшая группа 21 обучающихся 4 в кл, 6 а кл, 6 б кл, 6в кл,) Лауреаты 3 степени 6­го городского и 1­го  регионального фестиваля­конкурса «Играй,  свирель!»  Трио 5в, 6б классы: Зуева Анастасия,  Капаева Марина, Проскурякова Валерия 5  2015 – 2016 уч. г. Лауреаты 1­й степени  2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск (младшая  группа,  25 обучающихся 3 б  18 класса) Лауреаты 1­й степени 2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск в номинации «Народные и классические  аналоги свирели» (немецкая блокфлейта) (средняя  группа, 22 обучающихся 4 б класса)  Лауреат 1­й степени 2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск номинации «Народные и классические  аналоги свирели» /солисты/ (немецкая блокфлейта)    Блинова Елена – 7 г класс Лауреат 2­й степени 2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск в номинации «Народные и классические  аналоги свирели» /солисты/ (немецкая блокфлейта)    Зуева Анастасия – 6 в класс Лауреаты 2­й степени 2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля 19 «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск в номинации «Народные и классические  аналоги свирели» (немецкая блокфлейта) Трио: 6 в  класс Власюк Дарья, Зуева Анастасия, Исмагилова Юлия Лауреаты 2­го Всероссийского детско­юношеского творческого конкурса­фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» г. Курск в номинации «Слово о музыке» ­ «Наш  Свиридов: полихудожественный подход к  восприятию музыки»: Лауреат 3­й степени Хамматова Валерия – 5 а класс Лауреат 3­й степени Воробьёва Мария – 5 в класс Дипломант Исмагилова Юлия – 6 в класс Дипломант Татанашвили Софико – 5 в класс Сертификат участника Звездилина Карина – 5 в класс Лауреаты 1­й степени 7­го городского  2­го  регионального и 1­го Всероссийского фестиваля­ конкурса «Играй, свирель!» (трио), (немецкая  блокфлейта) Власюк Дарья, Зуева Анастасия,  Исмагилова Юлия 20 Дипломант 1­й степени (соло), (немецкая  блокфлейта) Блинова Елена – 7 г класс Дипломант 2­й степени (соло), (немецкая  блокфлейта) Зуева Анастасия Лауреаты 2­й степени – 3 б класс (свирель)  (младшая  группа,  25 обучающихся 3 б класса) Лауреаты 3­й степени (немецкая блокфлейта)  средняя группа, 22 обучающихся 4 б класса)   III. Заключение Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим  в более подробном  детальном изучении  музыкальной культуры народов ханты и манси, так как их  творчество ещё  не раскрыто. Обрядовая  музыкальная культура малочисленных  народов нашего округа богата и многообразна. В обряды органично входят   фольклорные произведения: песни,  танцы, сценки, сказки,  легенды. И все эти  жанры связаны с музыкой. В дальнейшем  хотелось бы  внедрять  наше творчество в нераскрытые жанры народов ханты и манси, в основе которых лежат   интересные сказки и легенды.  В перспективе было бы интересно  привлечь к этой теме коллективы школ города. На наш взгляд было бы интересно разыграть с  участниками других школ любой обрядовый праздник, например «Вороний день», «Медвежий праздник».  Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть   изучение не только  этнического творчества  народов ханты и манси, но и   программной  музыки  хантыйский и мансийских музыкантов А. Гришкина, Г.  Сайнахова, Т. Кечимова,  Н. Пеликова,  связанной с мифологическими  сказаниями о духах, музыкальных зарисовках сюжетных образов мира природы:  «Заячий ручей», «Голос весеннего лебедя»,  « Звёздный оленёнок», Наигрыш  усыпляющего духа.   Назначение работы 21 Исследование может быть полезно  и интересно учащимся как музыкальных так и  общеобразовательных школ, которые  изучают  региональный компонент  народов севера, обучающимся на уроках  по предметам МХК,  музыка, изобразительное  искусство, в школах ДШИ,  а также всем кто интересуется творчеством народов  ханты и манси.  Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам  расширить свой  кругозор в области изучения культуры обско­угорского народа. Работа может представлять интерес для проектов, презентаций, разыгрывания  сценок. Результаты исследования могут  быть использованы учителями при  подготовке уроков, конкурсов, викторин, презентаций.   Своей работой мы хотели привлечь внимание  не только обучающихся и учителей  Гимназии, но и  население нашего города и округа.  Практическая значимость  исследования заключается в том, что его результаты  легли в основу разработанной мной  концепции по  «Активизации музыкально­ инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной  деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский  народный инструмент свирель и её аналогах» Что дала работа самому исследователю В процессе  написания работы мы для себя  определили,  что ханты­мансийская   музыка может звучать не только на этнических музыкальных инструментах, но и   не менее красиво звучит на свирели и блокфлейте, которые издают мелодичные и  нежные звуки  народных наигрышей. Работа помогла нам понять  и  осознать  проблему, что активизировать музыкально­инструментальное творчество народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ  можно, опираясь  на русский народный инструмент свирель и её аналогах.   Думаю, что полученные  нами знания помогут правильно  и бережно относиться к музыкальной  культуре народов ханты и манси. Результаты исследования  заставили нас задуматься  над судьбой  и музыкальным творчеством  малочисленных коренных народов нашего округа. Ресурсы Информационные:     методическая литература по проблеме проекта. Интеллектуальные: Методическое письмо в рамках реализации проекта  Министерства образования и науки Российской Федерации по апробации  программы учебного предмета «Музыка», включающего модуль «Коллективное  22 инструментальное музицирование», в соответствии с письмом Департамента  государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от  23 августа 2013 года № 08­1125.  Кадровые: педагог с первой квалификационной категорий, в системе  повышающий профессиональную и специальную компетентность через  самообразование и прохождения курсовой подготовки. Организационные: работа методического объединения учителей музыки,  г.Мегиона,  МАОУ №5 «Гимназия».  Нормативно­правовые: акты  образовательного учреждения, регламентирующие  образовательный процесс. Материально­технические ресурсы: ­ обязательные: кабинет музыки, оснащенный компьютером и аудио  проигрывателем, музыкальными инструментами. ­ дополнительные: проектор и проекционный экран, доступ в Интернет. Реализация инновационного проекта не предполагает дополнительного  финансирования. Партнеры Партнерами педагогического проекта являются учащиеся и педагоги. Совместная деятельность учащихся и учителя направлена на активную  мыслительную деятельность и создание конечного музыкального  продукта, где  учитель направляет, координирует, корректирует  и организует деятельность  учащихся  на достижение поставленных задач. Данный инновационный опыт используют учителя музыки и хореографии.   Целевая аудитория Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического проекта для которых он предназначен, являются три группы учащихся (2 ­ 3 кл, 4 – 5 кл, 6 ­ 7кл). Учащиеся разделены на данные группы с учетом их психологических и  возрастных особенностей. Для первой группы учащихся характерным является  формирование элементарной музыкальной грамоты.  Вторая группа базируется на опыте музыкальных знаний среднего уровня.  Третья группа приобретает  сложный уровень музицирования на свирели и блокфлейте.    23 Этапы реализации проекта:   Подготовительный 2010 ­ 2012 уч. год ­   изучение   теоретических   основ проблемы; ­ разработка механизма; ­  разработка  учебно­методических материалов;      разработка ­ программы внеурочной             деятельности   «Активизация музыкально­ инструментального творчества народов   ханты   и   манси   во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной   школы   в опоре   на   русский   народный инструмент свирель и её аналогах» Практико – экспериментальный   ­    внедрение механизма; 2012 – 2014 уч. годы Обобщающий  2014­2016 уч. год ­    мониторинг процесса и  промежуточных результатов; ­    корректировка дальнейшей  работы. ­   оценка эффективности  внедрения механизма; ­   анализ результатов, обобщение и  распространение опыта. Ответственная за реализацию проекта:  Зуева С. Г.  Полученные результаты реализации проекта За период реализации проекта просматривается эффективность педагогического  опыта с точки зрения полученных результатов в области «Активизация  музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси во  24 внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на  русский народный инструмент свирель и её аналогах»». Данные результаты  представлены в таблице №2 Таблица №2 Диагностируемые параметры   год Городской  уровень  2010 –  2016гг Региональный уровень   2010 –  2016гг  Количество  дипломов  Гран при – 1.  Лауреаты 1­й  степени – 5. Лауреаты 2­й  степени – 6. Лауреаты 3­й  степени – 3.  Гран при – 1.  Лауреаты 1­й  степени – 2. Лауреаты 2­й  степени – 1. Лауреаты 3­й  степени – 3. Дипломант 1­  степени – 2. Дипломант 2­й  степени – 2. Всероссийский уровень  2010 –  2016гг Специальный  диплом за лучшее  25 представление  своего региона. Лауреаты 1­й  степени – 5. Лауреаты 2­й  степени – 4. Лауреаты 3­й  степени – 5. Дипломант 1­  степени – 2. Дипломант 2­й  степени – 1. Систематически проводятся  концерты, музыкальные мероприятия, фестивали,  конкурсы школьного, городского, регионального, Всероссийского уровня. Музыкальные навыки и опыт у учащихся достаточно высокого уровня,       позволяет им успешно участвовать в творческих конкурсах и  фестивалях разного уровня   Инновационный педагогический опыт способствует формированию следующих метапредметных  и предметных результатов  в игре на свирели и  блокфлейте в ансамбле, оркестре:  Обучающийся: 1.Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского  оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др. 2.Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. 3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее  двух­трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре,  инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора. 26 Основы музыкальной грамоты. Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление  о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок  и простых  песен. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в  музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых,  четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях,  ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и  аккомпанементах. Двух и трехдольность – восприятие и передача в движении. Лад: мажор, минор; тональность, тоника. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме  первой­второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой­второй октав, пение по  нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных,  пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и  трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.  Музыкально­сценические жанры: балет, опера, мюзикл. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,  заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,  вариации, рондо. В результате изучения музыки на ступени внеурочной деятельности   обучающийся получит возможность научиться: • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в  различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки,  игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально­пластическом  движении и импровизации); • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально­творческую  деятельность; музицировать; 27 • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при  пении простейших мелодий; • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении  заинтересовавших его музыкальных образов; • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в  выборе образцов профессионального и музыкально­поэтического творчества  народов мира; • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно­массовых  мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной  музыкально­творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и  др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). В процессе реализации инновационного педагогического проекта у учащихся  формируются личностные результаты, способствующие толерантному учебному  сотрудничеству, умению учиться в общении, адаптирования в социуме. Данный  инновационный педагогический опыт направлен на улучшение существующей  образовательной ситуации, что подтверждается представленными результатами. Перспективы дальнейшего развития проекта Результаты реализации проекта показывают эффективность данного  инновационного опыта, который планирую продолжать с новыми группами  учащихся. Представленный педагогический проект обобщался на школьном  методическом объединении, городском, Всероссийском уровне.   В планах на  текущий год ­ поделиться опытом работы по данной проблеме с сообществом  музыкальных руководителей детских ДОУ, разместив материалы на  персональном сайте.   28 Литература  1. Д. Агеев, В. Перова, В. Перов «Обско­угорский музыкальный фольклор»  Ханты­Мансийск 2011. 2. А. М. Ратников  «Традиционные  музыкальные инструменты обско­угорских  народов»  Сборник упражнений.  Нижневартовск 2008. 3. А. М. Ратников Курс лекций по программе «История культуры обско­угорских народов» часть 1 Югорск  2006. 4. А. М. Ратников Курс лекций по программе «История культуры обско­угорских народов» часть 2  Югорск  2006. 5.  А. М. Ратников «Культура обско­угорских народов (ханты и манси)» Рабочая  тетрадь Нижневартовск 2008.  6.  Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева «Содержание и организация занятий в  различных формах общего музыкального образования»  Липецк 2006.  7. Ю. Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя­музыканта» Москва  Владос 2000.  8. Методология педагогики музыкального образования под редакцией Э. Б.  Абдуллина 2­е издание  Москва Академия 2006.  9. И. Г. Лаптев «Детский оркестр в начальной школе» Москва  Владос  2001  10. А. Покровский Начальные уроки игры на блокфлейте Москва музыка , 1982.  11. М. Л. Космовская «Девять уроков игры на свирели» Курск 2011. 29 12. М. Л. Космовская  Научно­методическое руководство  игры на свирели»  Курск 2011.  13.  А. И. Конч, Е. А. Трифоненкова, Ю. И. Хлад «Я играю на свирели, рисую и  пою» Москва 2013. 14. Н. И. Артемова «Мегионские свирельки» методическое пособие Выпуск 1 Мегион 2007. 15. Н. И. Артёмова «Играй вместе с Мегионскими свирельками» Нижневартовск  2008.  Анкета для опроса к проекту  «Активизация музыкально­инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся  общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент  свирель и её аналогах» Приложение 1. 1. Что Вы  знаете о культуре малочисленных коренных народов Югры? а) знаю (назовите примеры) б) знаю, но мало в) ничего не знаю 2. Что Вы можете рассказать о музыкальном искусстве  народов ханты и  манси? a) приведите примеры б) знаю, но очень мало информации в) затрудняюсь ответить 3.  Какие народные праздники нашего округа Вы знаете? a) приведите примеры б) знаю, но очень мало (назовите примеры)   30 в) не знаю 4.  Какие  народные музыкальные инструменты народов ханты и манси Вы  знаете? а)  знаю (назовите музыкальные инструменты) б)  знаю, но не все (назовите ряд музыкальных инструментов) в)  не знаю 5. Нравится  ли Вам музыка народов ханты и манси? a) нравится б) нравится частично в) не нравится. 6. Знаете ли вы  песни наров ханты и манси? а) знаю, назовите их б) знаем, но мало в) нет 7. От кого Вы слышали народные песни ханты и манси? a) от родных дома б)  в школе в)  от друзей 8. Приходилось ли Вам самим  исполнять хантыйские народные песни? а)  никогда б) да, в кругу семьи в) со сцены. 9. Хотели бы Вы исполнять песни народов ханты и манси на школьных  мероприятиях? 31 а)  да, хотел бы б) можно попробовать в) нет 10. Как вы считаете, где  уместно исполнять  народные песни ханты и  манси? а) на семейных и корпоративных праздниках б) на школьных и городских праздниках в) песни народов ханты и манси  не актуальны в наше время и исполнять  их не  надо.   32 33

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»

Педагогический прект «Активизация музыкально-инструментального творчества народов ханты и манси во внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы в опоре на русский народный инструмент свирель и её аналогах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017