Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа
Оценка 5

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Оценка 5
Научные работы
doc
математика
Взрослым
05.04.2017
Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа
Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни. В условиях перемен в обществе все большее значение приобретает техническое и профессиональное образование, направленное на приобретение рабочей специальности. Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
Автореферат.doc
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» Центр магистерской подготовки Кафедра педагогики Ибрашева Жанар Серикбаевна Название Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа  направление Педагогическое образование магистерская программа Педагогическая инноватика АВТОРЕФЕРАТ выпускной квалификационной работы  (магистерской диссертации) научный руководитель к.п.н., доцент Феттер Инна Витальевна                                          рецензент к.п.н., доцент Полуйкова С.Ю. 2 Омск, 2016 Актуальность   исследования.  Современный   динамично   изменяющийся  мир  характеризуется преобразованиями во всех сферах социально­экономической, научно­технической и культурной жизни. В  условиях перемен  в  обществе  все большее значение  приобретает техническое и профессиональное образование, направленное на приобретение рабочей специальности. Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.  Система среднего профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным   фактором   повышения   образовательного   и   культурно­технического   уровня,   всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.  Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, регулирующих систему образования на современном этапе:  ­   Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития   Российской   Федерации   на период до 2020 года [53]; ­ Закон  «Об образовании в Российской Федерации» [44]; ­ Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011­2015 годы [54]. Согласно   концепции  развития   образования   РФ  «Необходимым   условием   для   формирования инновационной   экономики   является   модернизация   системы   образования,   являющейся   основой динамичного   экономического   роста   и   социального   развития   общества,   фактором   благополучия граждан   и   безопасности   страны.   Конкуренция   различных   систем   образования   стала   ключевым элементом   глобальной   конкуренции,   требующей   постоянного   обновления   технологий,   ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности». Система среднего профессионального образования России ­ один из самых значимых уровней образования,   самая   экономичная   и   востребованная,   успешно   решающая   важную   социально­ экономическую   задачу   в   обществе,   направленную   на   подготовку   специалистов   среднего   звена.   В настоящее   время   среднее   профессиональное   образование   имеет   25,1%   населения   России  и   32,2% населения Казахстана. Сущность     понятия   «качество   образования»   рассматривали   такие   ученые,   как   Шишов   С.Е., Кальней   В.А.,   Моисеев   А.И.,   Яковлев   Е.В   ­соответствие   ожиданиям   и   потребностям   личности   и общества; Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П.­ социально­педагогические характеристики   (цели,   технологии,   условия,   личностное   развитие);   Байденко   В.И.,   Исаев   В.А., Селезнева   Н.А.,   Субетто   А.И.   ­   интегральная   характеристика   процесса,   результата   и   системы; Поташник   М.М.,   Полонский   В.М.,   Панасюк   В.П.,   Крахмалев   А.П.­   совокупность   характеристик образованности выпускника. Идея   педагогического   сопровождения   опирается   на   развивающее   взаимодействие   субъектов образовательного процесса (A.B. Петровский и М.Г. Ярошевский), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Собственно педагогическое сопровождение исследовалось Е.А. Александровой, И.А. Липским,   М.Н.   Певзнером,   а   организационно­педагогическое   сопровождение   стало   предметом исследования   В.Н.   Ачкасова,   И.П.   Еронина,   Е.И.   Казаковой,   О.Б.   Лысых,   Е.В.   Яковлева,   Н.О. 3 Яковлевой и др. Принципы педагогического сопровождения выделяли Е.И. Казакова, А.Н. Копейкин, Н.В. Пояркова,  A.M. Ткаченко и другие ученые.  Проблема   качества   подготовки   специалистов,   на   уровне   среднего   профессионального образования, начала разрабатываться лишь в последние годы П.Ф. Анисимовым, В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимовым, Г.В. Кирилловой, Е.А. Корчагиным, Т.В. Лопуховой, Мухаметзяновой, В.Е. Сосонко, Л.А. Тайнуловой, Р.Х. Шакуровым и др. Исходя из вышеизложенного и анализа практики обучения, были выявлены  противоречия, обусловившие проблематику исследования: 1) между   темпами   развития   и   совершенствования   современных   технологий   и возможностями   их   эффективного   использования   в   сферах   образования   и   профессиональной деятельности; 2) между необходимостью использования современных технологий оценивания качества обучения в системе среднего профессионального образования  и недостаточной систематизацией научно­педагогического материала по данной проблеме; 3) между   сложившейся   практикой  обучения   студентов   в   системе   технического   и профессионального   образования   сегодня  и  недостаточной   разработанностью   технологии педагогического сопровождения в условиях модернизации образования. Актуальность  темы   и  указанные  противоречия   обусловили  проблему   исследования  ­  какой должна   быть   технология  педагогического   сопровождения,   обеспечивающая   повышение   качества обучения студентов колледжа.  Актуальность обозначенной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор  темы   исследования:  «Педагогическое   сопровождение   учебной   деятельности   как   условие повышения качества обучения студентов колледжа». Объект исследования  – качество обучения в учреждении среднего профессионального образования. Предмет исследования – педагогическое сопровождение, как условие повышения качества обучения студентов колледжа. Цель   исследования  –  обосновать   и   апробировать   технологию   педагогического сопровождения, обеспечивающую повышение качества обучения студентов колледжа. Гипотеза   исследования:   педагогическое   сопровождение   обеспечит  повышение   качества обучения студентов колледжа, если: 1) выявлены условия и этапы педагогического сопровождения; 2) определены  педагогические условия  эффективности  педагогического сопровождения учебной деятельности студентов; 3) реализованы   продуктивные   образовательные   технологии  и   формы   педагогического взаимодействия, обеспечивающие повышение качества обучения студентов в колледже. Исходя из цели, определены следующие задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ проблемы качества обучения в учреждениях среднего профессионального образования. 2) Определить сущность и специфику технологии педагогического сопровождения учебной деятельности студентов колледжа.  3) Разработать  педагогические   условия  эффективности   педагогического сопровождения, обеспечивающего качество обучения. 4)   Апробировать технологию педагогического сопровождения, способствующую повышению качества  учебной деятельности студентов колледжа. Методологическая   база   исследования:   научные   труды,   освещающие   проблем   применения современных   технологий   (Е.В.   Бондаревская,   П.Я.   Гальперин,   А.Н.   Леонтьев,   Е.С.   Полат,   В.В. Сериков,   С.Л.   Рубинштейн).  Литература,  позволяющая   разработать   критерии,   характеристики   и показатели   результативности   качества   педагогического   сопровождения   процесса   подготовки студентов (Н.Ц. Бадмаева, В.Д. Беспалько, Л.В. Мищенко, А.А. Реан, А.В. Усова, В.Я. Якунина), деятельностный подход в понимании субъекта обучения (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, 4   Ю.А.   Ганин,   В.В.   Давыдов,   А.В.  Даринский,  В.П.  Зинченко,  П.   Карпинчик,   А.Н.   Леонтьев,   М.И. Лисина,   Б.Ф.  Ломов,  С.Л.   Рубинштейн,  П.А.   Сорокин,   Е.И.  Степанова,  Д.И.   Фельдштейн,   В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин). Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в научных трудах:  по   теории   учебной   деятельности:   Л.С.   Выготского,   А.Н.   Леонтьева,   С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной,   А.П.   Тряпицыной,   Г.И.   Щукиной;   характеристике   и   классификации   умений:   О.В. Акуловой, Т.А. Александровой, А.А. Боброва, Л.Я. Зориной, Н.А. Лошкаревой, Н.А. Менчинской, В.Н. Максимовой, А.В. Усовой, Г.И. Щукиной и др.; по теории проблем мотивации:  А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Л.С. Ильюшина, А.К.Марковой и др.;   мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте: Г.С. Абрамовой, В.А. Аверина, А.Г. Асмолова, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, М.В. Поповой,  А.А. Реана, Е.Е. Сапоговой, В.И. Слободчикова и др.;  по  теории  и   практике   педагогических   технологий:  В.П.   Беспалько,   Л.Я.   Зориной, М.В. Кларина, М.Е. Бершадского,  В.В. Гузеева, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, С.А. Смирнова, Н.Н. Суртаевой, М.А. Чошанова, Н.В. Чекалевой и др. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: методы   теоретического  уровня:  изучение  и   анализ  педагогической  и  методической литературы по исследуемой проблеме, библиографический метод ­ анализ литературных источников по проблеме исследования, метод терминологического анализа. методы  эмпирического  уровня:  анализ  работы  преподавателей, работающих со студентами,   и   сравнение   результатов  учебной  деятельности участвующими   в   эксперименте, экспериментирующих групп, опрос, педагогический эксперимент.  анализ   статистические методы  количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования. Опытно­экспериментальной   базой  исследования   являлся   КГКП   «Рудненский   горно   – технологический колледж» Управления образования акимата Костанайской области.  В исследовании использована учебная деятельность студентов, обучающихся по специальности «Электромеханическое   оборудование   промышленности»   и   «Открытая   разработка   месторождений полезных ископаемых, а также деятельность преподаватели колледжа.            Основные этапы исследования: 1.  Первый  этап  (2015   г.)   ­   подготовительный   ­   осуществлялись  изучение  и   анализ педагогической  литературы   по проблеме  исследования;  осмысливались методологические основы исследования;   разрабатывалась   общая   концепция   исследования;   определялись   предмет   и   цель, задачи исследования, формулировалась гипотеза. Второй  этап  (2015­2016  гг.)  ­  констатирующий  –  проводились  анализ  педагогического сопровождения,  сложившихся  в   современной  практике  при   обучении   в   колледже,   и  диагностика студентов по изменению качества обучения. Третий этап (2016 гг.) ­ экспериментальный – анализировались и обрабатывались результаты экспериментального  исследования;  обобщались   и  систематизировались   материалы  исследования; формулировались  выводы   по   теме   исследования;   результаты  исследования  оформлялись  в   виде рукописи диссертации. Практическая значимость ­ выявлены условия и этапы педагогического сопровождения; ­ определены педагогические условия эффективности педагогического сопровождения учебной деятельности студентов; ­ результаты исследования внедрены в практику Рудненского горно­технологического колледжа и   могут  использоваться  в  любом  техническом   или   профессиональном   учебном   заведении   при подготовке студентов.  Структура диссертации Диссертация состоит из введения, 2­х глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации сопровождается таблицами, диаграммами. В списке литературы 106 источника.    Первая глава диссертации «Теоретическое обоснование обеспечения качества обучения в 5 системе   среднего   профессионального   образования»  состоит   из   трёх   параграфов.   В   первом параграфе  «  Определение   понятия   «качество   обучения»   в   теории   и   практике   среднего профессионального   образования»  рассмотрены   взгляды   отечественных   и   зарубежных   учёных, педагогов и исследователей к проблеме повышения качества обучения, показаны различные подходы к определению   понятия   «качество   обучения»,   «качество   образования».   Даётся   характеристика   этим двум   понятиям   с   точки   зрения   философии,   психологии   и   педагогики.  Современный  подход   к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым  эффективным  средством удовлетворения образовательных потребностей  общества, семьи, ребенка, человека. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями.       Все   исследователи   сходятся   в   одном,   что   качества   образования   являются   объективным проявлением   сложности   категории   качества   образования,   инвариантным   для   любых   стран.   Из определений  следует особая необходимость в исследовании всех этих аспектов качества образования, поиска   разных   аспектов   компромиссов  объективного  (многоаспектности   и   многокритериальное, полихронность) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера.   Во  втором   параграфе   «Педагогическое  сопровождение учебной деятельности   студентов колледжа:   особенности   и   организация»  анализируются   философские,   психологические   и педагогические подходы к основополагающему для данного исследования понятию  «педагогическое сопровождение».  Следует   отметить,   что   данный   процесс   имеет   своими   целями   обретение  студентом  социального  статуса  субъекта  внутригрупповых  отношений,  его  вхождение  в  систему  социальных  связей  в  учебном  заведении,  а  также  организацию  тесного  взаимодействия  студента  с  сокурсниками  и преподавателями  в  образовательном  процессе  и  внеаудиторной  деятельности.  Одним   из   направлений   такой   деятельности   будет   являться   профилактика   возникновения  барьеров   в   профессионально­ориентированном  взаимодействии  в  учебной  группе,  поддержка  в  поиске  студентом  своего места  в  системе  внутригрупповых  отношений,  индивидуальная  помощь  в   в  результате изучения такого явления, как «педагогическая поддержка», феномен «педагогическое сопровождение»  понимается как  многогранное  явление,  изучаемое  в  настоящее  время  на  уровне  межпредметных  связей  педагогики  с  психологией,  социологией,  валеологией. преодолении     Получив   затруднений. развитию   начало   к   В третьем параграфе  «Педагогическое сопровождение как условие обеспечения качества обучения   студентов»  обосновывается   необходимость   введения   комплекса   определённых педагогических технологий и условий для повышения качества обучения студентов колледжа.  1. Педагогические   условия   являются   составной   частью   педагогической   системы   и единого педагогического процесса. 2. Педагогические   условия   отражают   комплекс   возможностей   образовательной   и материально­пространственной среды. Сюда входят: содержание, приёмы, формы и методы обучения и воспитания, программно­методическое оснащение; учебное оборудование и технические средства обучения, пространственное окружение учреждения образования. 3. Педагогические   условия   в   своей   структуре   содержат   внутренние   и   внешние составляющие,   оказывающие   влияние   на   развитие   личности   обучаемого   и   формирующие процессуальную составляющую системы. 4. Правильно выбранные педагогические технологии и условия, а также их реализация обеспечивает эффективное функционирование и развитие всей педагогической системы. Педагогическую технологию определяют как: •  Совокупность   приёмов   –   область   педагогического   знания,   отражающего характеристики   глубинных   процессов     педагогической     деятельности,   особенности   их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно­ воспитательного        процесса; •  Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; •   Совокупность   способов   организации   учебно­познавательного   процесса   или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). 6 В   качестве  условий   достижения  "нового   современного   качества   профессионального образования" определены: введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана; обеспечение современными технологиями обучения; усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию студентов; создание государственной системы оценки качества образования и др. Принципы технологии педагогического сопровождения: 1.   Развивать   у   обучающихся   способность   самостоятельно   принимать   решения   на   основе полученного опыта. 2.   Основой   обучения   становятся   действия   и   операции,   относящиеся   к   профессиональным навыкам, которые нужно получить.  3.   Оценка   результатов   обучения   основывается   на   анализе   уровня   усвоения   студентом профессиональных компетенций в свете выбранной профессии. Современных педагогических технологий с каждым днём становиться все больше и больше, однако   для   получения   положительных   результатов   от   их   применения   необходимо   не   просто периодическое использование, а систематическое применение к конкретной ситуации.  Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:  ­ традиционные технологии; ­ игровые технологии; ­ метод проектов; ­ обучение в сотрудничестве;  ­ дифференцированный подход в обучении; ­ тестовые технологии; ­ информационные технологии. ­ проблемное обучение  ­ разноуровневое обучение  ­ проектные методы обучения  ­ исследовательские методы в обучении ­ технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр ­ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Существенными признаками присущими педагогической технологии  являются: ­   диагностическое   целеполагание   и   результативность   предполагают   гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения; ­   экономичность   выражает   качество   педагогической   технологии,   обеспечивающее   резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; ­   алгоритмируемость,   проектируемость,   целостность   и   управляемость   отражают   различные стороны идеи воспроизводимости  педагогических технологий; ­   корректируемость   предполагает   возможность   постоянной   оперативной   обратной   связи, ориентированной на четко определенные цели; ­   визуализация   затрагивает   вопросы   применения   различной   аудиовизуальной   и   электронно­ вычислительной   техники,   а   так   же   конструирования   и   применения   разнообразных   дидактических материалов и наглядных пособий.  Качественным можно считать  образование,  если определенные достижения  имеют не только учащиеся,   но   и   преподаватели   как   участники   образовательного   процесса.   Отслеживание   качества необходимо   для   сохранения   образовательными   учреждениями   основных   ценностей   и   идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний. Во второй главе   диссертации   "Опытно ­ экспериментальная  работа по сопровождению учебной деятельности студентов колледжа" определена цель   констатирующего и формирующего этапов   эксперимента,   проанализирована   учебная   деятельность   студентов   колледжа,   составлен мониторинг   качества   обучения   экспериментальной   и   контрольных   групп,   обобщены     результаты экспериментальной работы. 7 Основной целью опытно­экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы исследования.  В связи с этим был определен  ход опытно­экспериментальной работы,  задачами которой являются проведение теоретического анализа проблемы качества обучения в учреждениях среднего   профессионального   образования,   определение   сущности   и   специфики   технологии педагогического сопровождения учебной деятельности студентов колледжа, разработка и апробация педагогических   технологий   и   условий  эффективности   педагогического   сопровождения, обеспечивающего качество обучения.     Условиями,   способствующими   активизации   учебной   деятельности   студентов,   являются: доброжелательная   атмосфера   в коллективе;   сочетание   индивидуальных   и коллективных   форм обучения; структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной   работы;   вооружение   студентов   рациональными   приемами   познавательной   деятельности; формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.      Опыт   организации   учебной   деятельности   студентов   колледжа,   позволил   определить педагогические условия этого процесса. Педагогические условия:  1. Высокий уровень педагогического мастерства  преподавателей.  2. Внедрение в учебно­воспитательный процесс различных технологий.   3. Вовлеченность студента в исследовательскую деятельность. 4.  Индивидуальные и групповые консультации по предметам. 5. Мониторинг на каждом этапе диагностики учебной деятельности. Педагогическое   сопровождение   студентов,     предполагает     предоставление   студенту возможности построения индивидуальной траектории, учета его личных качеств и возможностей.  Задачи педагогического сопровождения:  ­   создание   условий   для   развития   и   реализации   потенциальных   способностей   студентов колледжа; ­ развитие индивидуальных творческих способностей   в условиях комфортной познавательной ситуации; ­ формирование учебной мотивации и мотивации успеха; ­ разработка индивидуальных образовательных маршрутов; ­ формирование адекватной самооценки. Ожидаемый результат при подготовке выпускников, а в дальнейшем специалистов способных: ­ ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая  необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; ­   самостоятельно   критически   мыслить,   видеть   возникающие   проблемы   и   искать   пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые   ими   знания   могут   быть   применены;   быть   способными   генерировать   новые   идеи, творчески мыслить; ­   грамотно   работать   с   информацией   (собирать   необходимые   для   решения   определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и   аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); ­ самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.             В   создавшихся   условиях   естественным   стало   появление   разнообразных   личностно­ ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют: ­ игровые технологии; ­ обучение в сотрудничестве;  ­ внеурочные дополнительные и индивидуальные занятия; ­ тестовые технологии; ­ интенсификация обучения; ­ информационные технологии. Заключительный этап.  Заключительный этап исследования включал в себя:      ­ сбор данных (творческие продукты испытуемых); 8      ­ обработка полученных результатов по правилам, существующим в каждом исследовании;        ­ анализ результатов. В   ходе   реализации   и   внедрения   технологии   педагогического   сопровождения,   как   и предполагалось,   значительно   повысился   процент   качества   обучения   студентов   экспериментальной группы   по   специальности   «Машинист   электровоза»,   что   наглядно   представлено   на   диаграммах   и графиках. По результатам контрольного этапа исследования видно, что динамика роста качества обучения студентов повысилась в экспериментальной группе, чего не скажешь про контрольную группу.  В ходе проведённого диагностического эксперимента была подтверждена, проверена и доказана выдвинутая гипотеза исследования.            Заключение. Исследование   было   спланировано   и   проведено   в   соответствии   с   основными   подходами   к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, В. И. Журавлевым, В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, А. М. Новиковым, Е. В. Сидоренко и др. Цель экспериментального   исследования   состояла   в   апробации   выделенных   педагогических   условий   и оценке их эффективности в обеспечении повышения качества обучения студентов в колледже. На   первом   этапе   –   констатирующем   были   проведены   анализ   педагогических   условий, сложившихся в современной практике. На   второй   этапе   –   формирующем   ­   реализовывались   обозначенные   нами   педагогические условия. На   третьем   этапе   –   контрольном   ­   было   проведено   диагностическое   исследование контрольной и экспериментальной групп. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и сделаны выводы. Качество обучения, получаемого студентами, во многом зависит как от создания педагогических условий обучения,  так и от  занимаемой субъектной  позиции  в  образовательном пространстве самим обучающимся. Согласно полученным нами данным, правомерно говорить о качественном образовании в том случае, если проведенный комплексный анализ готовности студентов показывает положительные результаты, как на процессуальном уровне, так и на деятельностно ­ ролевом и личностном уровнях. Выделение   нами   педагогических   условий   помогло   преподавателям   актуализировать реализацию   индивидуального   обучения,   открытости,   ускоренности   и   компактности   обучения, гибкости, вариативности и адаптивности.  Принимая   во  внимание   возрастающую  роль  педагогического   сопровождения  в  обеспечении повышения качества обучения в новых условиях  развития  экономики, нельзя забывать,  что  главный субъект образовательного процесса в данном случае – сам студент, которому необходимо обладать определенными  знаниями   и   умениями,   свойствами   и  качествами,  навыками   и   индивидуальным опытом.   Ситуация  всесторонности  образования   в  содержании   жизнедеятельности   человека  с необходимостью ставит его в активную позицию субъекта обучения.  Для   диагностики   были   использованы   методы   опроса,   анкетирования   и   математической обработки   данных.   Экспериментальная   работа   состояла   из   трех   этапов:   констатирующего, формирующего и контрольного. На   констатирующем   этапе   эксперимента   нами   был   проведен   научный   анализ   учебной деятельности   студентов,   как   субъекта   учения,   который   осуществляется   на   разных,   но соподчиненных между собой уровнях: личностном, деятельностно ­ ролевом и процессуальном. В   направлении   изучения   и   анализа   личностного   уровня   проводилось   выявление   учебной мотивации и уровня ценностных ориентаций обучающихся. Исследовалась личностная активность контрольной и экспериментальной групп в процессе обучения.  В рамках деятельностно ­ ролевого уровня исследовались ниже перечисленные параметры. Во­ первых,   изучалось   формирование   индивидуального   опыта   усвоения   знаний,    умений   и  навыков, каждый    этап  которого     характеризуется     мерой  руководящей  функции   организатора  учебного процесса.  Во­вторых,   изучался   достигнутый   уровень   учебной   деятельности:   репродуктивной   и продуктивной. При  изучении  процессуального  уровня  нас  интересовал   процесс   обучаемости   студентов, характеризуемый   темпом   усвоения   знаний,  темпом   продвижения  в   обучении,  темпом  прироста результатов.  По  каждому   показателю  проводился  количественно­качественный  анализ,   в  ходе которого были выявлены показатели качества обучения обеих групп. 9 В начале исследования все результаты были отображены в виде диаграммы, из которых видно, что показатели контрольной группы и показатели экспериментальной группы практически одинаковы и в основном находятся примерно на одном уровне. Полученные результаты сподвигли на проведение определенной формирующей работы для обеспечения повышения качества обучения. Для того чтобы убедиться в эффективности экспериментальной работы, формирующий этап проводился лишь на экспериментальной группе; контрольная группа бралась с целью сравнения получаемых результатов. Третьим  этапом  экспериментальной  работы  являлся   контрольный,   на  котором проводилась диагностика.  В  результате   нами  были  получены  данные,   свидетельствующие  об   эффективности проведенного формирующего  этапа эксперимента, т.к. в  экспериментальной группе, в  которой  он проводился, показатели по многим пунктам повысились и стали превышать показатели контрольной группы, в которой не было проведено формирующей работы. Таким образом, нами была достигнута цель диссертационного исследования. Была обоснованы и   апробированы   технологии   педагогического   сопровождения  обеспечивающего  качества   обучения студентов колледжа. Данная цель была реализована при решении обозначенных задач:  задачи исследования: 1) Провели теоретический анализ проблемы  качества обучения в учреждениях среднего профессионального образования. 2) Определили сущность и специфику технологии педагогического сопровождения учебной деятельности студентов колледжа.  3) Разработать критерии эффективности педагогического сопровождения, обеспечивающего качество обучения.         4)Апробировали технологию педагогического сопровождения, способствующую повышению качества  учебной деятельности студентов колледжа. Мы   убедились   в  правильности   выдвинутой  нами  гипотезы  исследования,  суть   которой заключалась в том, что повышение качества обучения студентов колледжа возможно, если определены технологии  педагогического   сопровождения,   обеспечивающие   качество  обучения   студентов   в колледже, и условия педагогического сопровождения учебной деятельности студентов.            Публикации: 1.Ибрашева Ж.С. Педагогическое сопровождение как условие повышения качества обучения студентов колледжа // "Межшкольная Ассоциация Учителей Научно­Естественных Дисциплин", Мой педагогический опыт,  http://www.magistr42.com.

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности как условие повышения качества обучения студентов колледжа

Педагогическое сопровождение учебной деятельности  как условие повышения качества обучения студентов колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017