ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Оценка 4.8

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
17.01.2017
ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Эпиграфом педсовета я взяла слова Бернарда Шоу Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю…. Под музыку. «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие , все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.
толерантность.doc
СЛАЙД 1 ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ» Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем.  СЛАЙД 2 Эпиграфом педсовета я взяла слова Бернарда Шоу Теперь, когда мы научились  летать по воздуху, как птицы,  плавать под водой, как рыбы, нам не  хватает только одного: научиться  жить на земле, как люди.  Что означают эти слова в аспекте нашего разговора?  Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю….  Под музыку. «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие , все люди жили одной  большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами  многих.  Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую  до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали  кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.  Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И  смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло  дело и до драки.  Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили  свою постройку, разбрелись в разные стороны»  Прослушав историю возникает вопрос??? Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи  между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости  достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том,  что чужой боли не бывает…  С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс  неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее,  спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки  отдельных людей.  1 Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия,  компромисса.  Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.  На нашем педсовете коллектив школы представлен 3­мя группами: 1гр.­ учителя нач. классов 2 гр ­ учителя 5­7 классов 3гр. ­ учителя 8­11 классов Используя групповую и индивидуальную работу, мы постараемся решить все задачи. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех  социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное  воздействие на формирование личности ребёнка, а это, в первую очередь школа, и,  конечно же, семья.  СЛАЙД 3  Так что же всё­таки означает это слово – толерантность?  (Работа в группах) Ответы групп СЛАЙД 4 Обратившись к различным словарям, источникам вот что получили…  История слова толерантность  Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить,  выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в  различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:  ­ В английском языке «толерантность» ­ это готовность и способность без протеста  воспринимать личность или вещь;  ­ Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения,  политических или религиозных взглядов;  ­ В китайском – проявление великодушия в отношении других;  ­ В арабском ­ прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к  другим;  ­ В русском языке «толерантность» ­ способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.  2 Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:  Толкование толерантности в социальном контексте. Толерантность может  толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль  жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие,  хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие  его благосостоянию.  В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и  достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения  разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть.  СЛАЙД 5 Тематика  данного педсовета является актуальной в наше время, т.к. люди не всегда  могут проявлять сдержанность, терпимость, а, наоборот, ведут себя агрессивно,  нетерпимо по отношению друг к другу, к представителям других наций и религий,  что неизбежно приводит к межличностным  и межнациональным конфликтам,  терроризму и даже войнам. Неумение и нежелание понять,  принять того, кто не  похож на тебя – есть проявления нетерпимости.           Поэтому крайне важно уже в школе формировать и развивать толерантное  поведение, умение решать конфликты и находить разумные компромиссы в  различных жизненных ситуациях. Уважаемые коллеги, с какого времени и почему воспитанию толерантности стало  уделяться должное внимание? Постараемся ответить на этот вопрос.  СЛАЙД 6 Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным  термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам  образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28­ю сессию Генеральной  конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов  толерантности. Она состоит из преамбулы и 6­ти статей:  Статья 1 – понятие толерантности Статья 2 – государственный уровень Статья 3 – социальные аспекты Статья 4 – воспитание Статья 5 – готовность к действию Статья 6 – международный день, посвящённый толерантности Предлагаю подробно остановится на эти статье 4 «Воспитание» и сделать выводы.  Статья 4 – воспитание Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения  нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве  3 безотлагательного императива… Необходимо уделять особое внимание вопросам  повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания  учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан,  открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать  человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или  разрешать их ненасильственными средствами.  Исходя из вышесказанного, актуальность воспитания толерантности обусловлена  теми процессами, которые тревожат мировую общественность. Прежде всего это  рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и  конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь,  которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к  простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня  задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на  формирование личности ребёнка.  Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей  социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием  взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим  людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими  людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для  воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в  процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у  ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность  к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого  живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других  людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не  ущемляя права других людей.  СЛАЙД 7­10 ЧИТАТЬ НА СЛАЙДАХ Уважаемые коллеги! Предлагаю ответить на вопрос (работа в группах) 1 Группа  Почему для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна? 2 Группа  Почему в подростковом возрасте на воспитание толерантности нужно обращать  особое внимание? 3 Группа 4 Какие качества личности важно воспитывать у старшеклассников? Слово группам. Обобщение. 1. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по  себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным  опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для  плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в  процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное,  уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание  толерантности способствуют развитию сотрудничества.  Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля  общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания  толерантности является освоение учителем определенных демократических  механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с  другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с  одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой  стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.  2. Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом  возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной  идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам  культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы  дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к  эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или  заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как  известно, всегда — возраст трудный.  3. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая  осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества,  способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в  отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека,  независимо от национальности.  Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других  людей. СЛАЙД 11 По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям. 5 Политическая толерантность ­ терпимость к людям других политических взглядов,  уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические  направления. Научная толерантность ­ терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение  разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность ­ терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность ­ умение руководить без нажима и агрессии. СЛАЙД 12 Толерантные люди Интолерантные люди 1. Знание самого себя.  Относятся к себе критически, сами  стараются разобраться в своих  проблемах в своих достоинствах и  недостатках. Замечают у себя только достоинства, обвиняют  других. 2. Защищенность. Толерантный человек уверен в себе;  убежден, что справится со всем. Это  важное условие для формирования  толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого  себя: во всем видит угрозу. 3. Ответственность. Толерантный человек не  перекладывает ответственность на  других, сам отвечает за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие  события от него не зависят, следовательно, снимает  с себя ответственность за происходящее вокруг. Он  считает, что не он причиняет зло, а ему вредят. 4. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к  работе, творчеству; сами стремятся  решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй  план (только не я). 5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). Толерантный человек может  правильно оценить и себя и  интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по  своему образу и подобию. Толерантный человек способен  посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством  юмора, мрачен и апатичен. 6. Чувство юмора.  7. Авторитаризм 6 Толерантный человек предпочитает  жить в демократическом, свободном  обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в  авторитарном обществе с жесткой властью. Как вы считаете нетолерантный педагог может воспитать толерантную личность??? Психолог Людмила Михайловна АНКЕТИРОВАНИЕ Что же может послужить итогом всего этого?  Вот эта простая фраза: Хороший учитель должен относиться к ученикам как к своим  детям.  Каждый учитель стремится, чтобы его класс был лучшим, толерантным. Бесспорно,  каждый из нас работает над воспитанием толерантности. СЛАЙД 13 Предлагаю посмотреть модель толерантного и интолерантного класса. Толерантный класс           Интолерантный класс  Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать  друг друга, нетерпение Стремление разобраться, расспрашивание Совет, предложение Похвала, согласие Игнорирование Отстранение Обзывание Подбадривание Обвинение, упреки Благожелательность Осуждение, критика Утешение Уважение Эмпатия Поддержка Морализирование Угрозы Предостережение, предупреждение Приказ, указание Всегда ли нам хватает знаний для того, чтобы выстроить свою работу планомерно,  целенаправленно? 7 Ведь работа в системе приносит всегда больше результата, нежели эпизодическая  деятельность.  СЛАЙД 14 Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в  деятельности педагогов реализуется ряд принципов:  1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его  самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания,  сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;  2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания  социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е.  особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание  толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей  социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения,  особенностей учебного заведения и т.д.);  3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной  траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение  специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню  сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому  учащемуся для самореализации и самораскрытия;  4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у  детей осознанной устойчивой системы отношений к какой­либо значимой для них  проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;  5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении  гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность  участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность  вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и  социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и  внеучебной деятельности.  Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и  приёмах воспитания толерантной личности. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности  к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.  Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждения,  самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции  поведения и др)  8 Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование  совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это  осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать  толерантность?  СЛАЙД 15 Три группы приёмов воспитания толерантности Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе: Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали  учащиеся из разных групп. Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы  успех дела зависел от помощи друг другу. Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть  лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты. Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые  получили при выполнении задания. Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение»,  «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др. СЛАЙД 16 Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии: Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и  выступить от его лица. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать  предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация.  При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации. Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой  они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят  события в новые условия, по­своему интерпретируют смысл происходящего. Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др СЛАЙД 17 Третья группа связана с использованием художественной литературы,  кинофильмов и т.д.:  Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые  говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были  обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.). Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги  (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу. 9 Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на  обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют,  комментируют и т.д.). Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др. Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые  приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые  соответствуют его индивидуальному стилю.  Предлагаю активнее использовать все выше названные приёмы с учебной и  воспитательной деятельности.  СЛАЙД 18 При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать  и учитывать: ­ Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье,  семейной культуры; ­ Национальный состав коллектива учащихся; ­ Проблемы в отношениях между детьми и их причины; ­ Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и  этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются  межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Предлагаю поработать в группах и создать проект «10 шагов к толерантности»  (учителя высказываются, записывается на доске). Слово группам. СЛАЙД 19  Учитель – душа образовательного процесса 1.          Воспитывать с любовью и во имя любви  2.           Воспитывать в духе мира  3.           Быть примером для детей и общества  4.           Избегать жестких иерархических отношений  5.           Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство   взаимного  расположения  6.           Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и  позицию каждого  10 7.           Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе  8.           Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности  9.           Быть справедливым  10.        Уметь слушать В заключение нашего педсовета я хотела бы привести слова Мудрого Сенеки. Он  сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней,  который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».  СЛАЙД 20 Нужно помнить, что каждый из нас ­ Я  Я пришел в это мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я,  А ты – это ты. Но если мы встретились и поняли Друг друга – то это прекрасно! А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь! Нужно помнить, что никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет  права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.  Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного.  Игра  «Дерево толерантности»  Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что надо сделать, что бы наша  школа стала пространством толерантности. СЛАЙД 21  ВЫВОД НА СЛАЙДЕ 11

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ПЕДСОВЕТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017