Педсовет по воспитательной работе"Толерантность,авторитет, любовь"
Оценка 4.7

Педсовет по воспитательной работе"Толерантность,авторитет, любовь"

Оценка 4.7
Педсоветы +1
pdf
воспитательная работа +1
Взрослым
28.04.2017
Педсовет по воспитательной работе"Толерантность,авторитет, любовь"
Цель: создать условия для осознания необходимости применения принципов толерантности в педагогической практике образовательного учреждения. Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности. Задачи педсовета: актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия»толерантность»; ознакомиться с приёмами формирования умения толерантного поведения; получить практические рекомендации по воспитанию толерантности. Форма проведения: семинар.
Педсовет по вр Толерантность, авторитет,любовь.pdf

Педсовет по воспитательной работе «Толерантность, авторитет, любовь» 

Повестка.

 

1.      Коммуникативная разминка. Рефлексия. 

2.      Толерантность. История происхождения понятия толерантность. 

3.      Воспитание толерантности. 

4.      Методы и принципы воспитания  толерантности. Тест  «Проявляете  ли вы толерантность?»  

5.      Упражнение “Поменяемся местами”. 

6.      Авторитет учителя. Любовь учителя к детям. 

7.      Рефлексия.

8.      Текущие вопросы.

 

 Коммуникативная разминка

Я прошу всех участников образовать круг в центре класса.

Упражнение “Паутинка”

Задачи. Создание настроя на предстоящую совместную работу. 

Процедура. Участники образуют круг и, передавая клубок ниток, называют своё имя и одно из личностных качеств. При передаче клубка нить удерживается говорящим, а клубок разматывается.

В результате упражнения между участниками образуется “паутинка”. 

Вот также при общении между нами образуются невидимые нити, мы понимаем друг друга, принимаем. То есть, между нами появляется что-то, на чём можно строить наши дальнейшие отношения. Очень важно, чтобы это “что-то” было в каждом коллективе, чтобы каждый мог усилить эту “паутинку”. 

В начале педагогического совета мы проведём   рефлексию. Давайте представим, что сегодня весенний солнечный, хороший день. Небольшая облачность. Из-за облаков выглянуло  яркое солнце. Наши облака не совсем обычные.  Они необычные не потому, что из них выпадают капельки разного цвета, а потому, что это облачко нашего настроения:

Ø  Красный цвет – обозначает работоспособность, энергетику

Ø  Желтый цвет – желание действовать, прилагать усилие, цвет солнца

Ø  Зеленый цвет – спокойное приятное настроение

Ø  Синий цвет – устойчивая концентрация внимания

Ø  Фиолетовый цвет – грусть

Ø  Белый цвет – утомление, усталость

Каково же настроение большинства участников нашего педсовета? (Желание действовать, высокая работоспособность, т.к. тема нашего педсовета всё-таки будет интересна вам всем). Ну что ж, уважаемые коллеги, здравствуйте.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно?

Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить с вами.  

Мы рады всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться и позитивный настрой друг к другу.

У Бернарда Шоу есть такие слова:  "Теперь, когда мы научились летать по  воздуху, как птицы,    плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться  жить на земле,  как люди".

Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю….

  «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

Возникает вопрос. Отчего же людям так трудно договориться? Почему люди забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но  агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. 

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. 

Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Я, ты, он, она – вместе дружная семья, в слове мы – сто тысяч я!  - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и весёлых», которые, несмотря  на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поётся в песне, а в жизни всё намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним ансамблем отношений, входя в такие социалистические образования, как страна, города, семья, школа, класс. Проживание в мире и согласии предполагает наличие  у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. 

Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что   есть добро, что - зло.  Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя  оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша  задача научить детей  «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных  ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.

Первый вопрос, который мы хотели бы осветить – толерантность. Выступление

_____

Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять, простить их несовершенства.

 «Дерево толерантности».

Давайте попробуем посадить дерево толерантности.

( Заготовки – дерево, листы).

Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве.

Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.

 

В виде схемы это будет выглядеть так: 

  

Я обратилась к различным словарям, источникам и вот что получила…

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

-  в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

-  в китайском – проявление великодушия в отношении других;

-  в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

 В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

 Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.

История происхождения понятия толерантность.

 Итак, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое. 

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Праздник толерантности – 16 ноября.

-Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности. 

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

-  16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. 

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 

 Основные черты личности:

Толерантная личность

-  уважение мнения других;

-  доброжелательность;

-  желание что-нибудь делать вместе;

-  понимание и принятие;

-  чуткость, снисходительность;

-  доверие, гуманизм, - любознательность.

Интолерантная личность:

-  непонимание;

-  игнорирование;

-  эгоизм;

-  нетерпимость;

-  пренебрежение, раздражительность; - равнодушие, цинизм; - агрессивность.

 

Выступление _________

 Перед школой поставлена актуальная общественная задача – воспитание подрастающего поколения в духе  толерантности. Необходимость формирования у детей и подростков установок толерантного сознания признана

педагогами и повсеместно декларируется.

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».  Стать толерантным в одно мгновенье невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начинает с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике. На 100% ни один человек не может быть толерантным. Есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающим такую возможность.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Учитель  был  и  останется  значимым  звеном  в  учебно-воспитательном  процессе. Чтобы   решить  проблему  формирования  толерантных  отношений  учащихся,  учителю  самому  важно  понять  важность  процесса  толерантных  отношений. Без  сотрудничества,  толерантных  отношений «учитель -  коллектив  -  учитель»  невозможно  формирование  толерантности  у  учащихся.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.

А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.

Независимо от выставленной оценки слово может возродить или уничтожить, поддержать или подтолкнуть, и порой кажется удивительным, что педагоги игнорируют этот тонкий и замечательный инструмент, который может быть с успехом использован в педагогической практике.

Тренинг словесной оценки.

Задания педагогам:

-  ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст

( я знаю, что твоя тройка- это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями и я с удовольствием поставлю тебе высший балл)

-  ученик отказался отвечать, как вербально поступить в данном случае

( твой отказ отвечать я расцениваю не как вызов, а как временную передышку перед решительным наступлением.

Главное, что мы вместе и что всё будет хорошо)

-  ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой

( Ребята, сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым и пусть так будет всегда)

-  вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?

(многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это не помешало совершать чудеса на избранном ими пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верою тебе и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готов помочь тебе в твоих начинаниях)

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди    субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки. Напряженными для педагога могут быть ситуации:

       взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,

       взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педнагрузки,

       взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс. А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. 

Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.

Правила поведения  толерантного учителя:

1.       Воспитывать с любовью и во имя любви

2.       Воспитывать в духе мира

3.       Быть примером для детей и общества

4.       Избегать жестких иерархических отношений

5.       Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

6.       Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

7.       Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

8.       Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

9.       Быть справедливым

10.    Уметь слушать

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик? Ведь ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, мало ли их у подростка? И еще большей любви и уважения заслуживает ученик, который получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявил уважение и к себе, и к учителю. Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает... не уважающий других не получит уважения к себе... кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе... тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе. Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников. Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не забывайте, что и ведь нам есть чему учиться.

Учитель имеет право:

1.       Учить, если сам постоянно учится.

2.       Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать.

3.       Быть требовательным, если требователен и строг к себе.

4.       Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.

5.       Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других. 

Понимание определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами. Это возможно, если есть чувство своего равенства с учеником. Вот чему еще мы все должны научиться. Чего нам еще так не хватает.

“Не высказывай радость при виде несчастья другого человека, будь он даже твоим врагом”,- советуют нам мудрые..  Не показывай своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам. 

Закончить я хочу своё выступление  притчей.

ПРИТЧА О ТИПАХ ЛЮДЕЙ

Однажды ученик спросил у Мастера:

— Скажи, как мне научиться находить общий язык с любым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?

— Это просто, — сказал Мастер. — Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив все эти типы и узнав способы общения с каждым, ты не будешь никогда испытывать трудностей:

Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда счел свое обучение завершенным, отправился в большой город. Но по дороге он был остановлен разбойником и ограблен. Вынужденный вернуться к Учителю, он посетовал:

— Мне не помогло мое знание! Я пытался определить тип этого разбойника и общаться с ним соответственно, но это не помешало ему ограбить меня!

— Однако ты остался жив — это ли не результат? — сказал Мастер. — Кроме того, ты не понял главного. Ты не увидел за типом человека.

 Я желаю всем нам, за «типами» всегда рассмотреть личность ребенка, не взирая на его шалости и успешность в обучении. Любите, друг друга и учитесь прощать!

Спасибо за внимание!

С помощью каких методов и принципов можно воспитывать толерантность? Об этом нам расскажет _______   Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми; 2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах  воспитания толерантной личности. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?

-    Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.

-    Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

-    Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации. - Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Таким образом, процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде; с ее ценностными ориентирами

Тест  «Проявляете  ли вы толерантность?»

1.       Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья(коллеги)? a)  да;

b) нет.

2.       Вы встречаетесь с друзьями (коллегами), и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

a)       чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

b)      чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.       Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

a)       да;

b)      нет.

4.       Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах нарушают правила поведения?

a)       если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

b)      вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5.       Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

a)       вам очень трудно было бы это сделать;

b)      вы не обращаете внимания на такие вещи.

6.       Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

a)       вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

b)      если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7.       Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело? a) да;

b) нет.

8.       Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

a)       вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

b)      вы лишь радуетесь за нее (него).

9.       В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

a)       уходите пораньше под благовидным предлогом;

b)      вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Ключ к тесту

1.       0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

2.       6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

3.       14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

 

Упражнение “Поменяемся местами”

Задачи. Снижение напряженности; повышение настроения; активизация внимания и мыслительных процессов. 

Процедура.Предлагается поменяться местами тем, кто: любит поесть много и вкусно; часто носит брюки, любит яблоки, кто в текущем месяце прочёл любую книгу, кто в воскресенье отдохнул и выспался.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, меняются местами те, кто: 

      работает всю жизнь в одном учреждении; 

      работает в настоящее время по новой программе; 

      любит участвовать в конкурсах районного и областного уровней;

      работает педагогом уже больше 10 лет; 

      мечтал быть педагогом с детства; 

      любит свою работу;

      всегда или почти всегда может найти правильный выход в любой педагогической ситуации; 

      редко повышает голос на детей на своих уроках; 

      считает, что легко находит общий язык с любым ребёнком; 

      достаточно сил и времени посвящает своей работе; постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство.

После упражнения можно спросить участников, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а вовторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

 

Следующий вопрос – это авторитет учителя. Выступление __________

Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания, в том числе и воспитания толерантности.

Одних учителей школьники уважают, любят, а других — нет или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Почему? Причина — наличие авторитета и престижа учителя или их отсутствие. Смысл этих понятий близок, но не совпадает. Сначала разберемся, что представляет авторитет и из чего он складывается (структура).

Что такое авторитет вообще? В литературе отмечается, что авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более — к насилию. Давайте попытаемся с вами построить “Модель поведения авторитетного педагога”. Из предложенных  на слайде действий, необходимо выбрать те, которые, по-вашему мнению, характерны для авторитетного педагога.

1.      Останавливает внимание на негативном.

2.      Улыбка, добрый взгляд.

3.      Проявляет интерес к каждому ученику.

4.      Дает прозвища.

5.      Сравнивает одного ребенка с другим.

6.      Отмечает персональную исключительность.

7.      Аргументирует надобность действий.

8.      Учит алгоритму действий.

9.      Много говорит за детей.

10.  Высказывает недовольство учеником, группой.

11.  Верит в способности ученика.

12.  Угрожает при невыполнении требований.

     Авторитет учителя - это признание учащимися достоинств учителя, результатом чего является доверие, признание и поддержка его идей и действий. В системе образования авторитет учителя используется как метод воспитания. Для учащихся, как правило, авторитетным является тот учитель, личностные достоинства которого не противоречат ценностным ориентирам самих учащихся. Учитель и учащиеся сознательно используют свои авторитеты, влияя именно ими друг на друга. В школьной практике складывается подчас мало объяснимая система авторитетов: учитель, авторитетный для детей одного возраста, может не восприниматься детьми другого, авторитетный в одном виде деятельности педагог может игнорироваться в другом и т.д. Учителю приходится упорно трудиться на свой авторитет и еще больше сил тратить на его постоянное подтверждение и поддержание. Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для учащихся. Точно так же и положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения к нему со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение. 

Младшие подростки считают, что учитель должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих учителях, кому довелось признать в их присутствии, что они чего-то не знают. Поскольку младшие подростки в силу недостаточного жизненного опыта еще не могут отделить существенное от несущественного в работе учителя, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже желательно, на этом возрастном этапе уделять внимание показным, рассчитанным на эффект действиям. Особенно это необходимо использовать в день знакомства с классом, так как первое впечатление об учителе является наиболее устойчивым. Учитывая действенность "эффекта ореола", не понравиться классу в день знакомства не может себе позволить даже опытный учитель. 

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе антипатию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотношения в дальнейшем не складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответствует ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в людях дети особенно не любят.   Не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного      примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, и на установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учителя. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлекает их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс "на взводе". Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей свободе. Ему обеспечена поддержка класса, избранной им меры педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося. 

Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным. С таким педагогом трудно налаживать отношения не только детям, но и коллегам по работе, и, конечно, же родителям.  

Каковы же слагаемые авторитета педагога, учителя? Их несколько, притом трудно по степени значимости подразделить их на «главные и «неглавные». В разных ситуациях они могут меняться местами. И если обратиться к профессиональным функциям и качествам педагога, то надо начинать с общих личностных.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство, т.е. «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств. Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д. Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность;

«ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием. Естественно, авторитет имеет учитель, обладающий (владеющий) высоким и высшим уровнем качества учебно-воспитательной работы.

Авторитетный учитель коммуникабелен, отличается высокой культурой общения:

тактичен, уважителен к собеседнику, умеет выслушать его, убедить в чем-либо фактами. Такой учитель понимает и сам использует шутку, юмор, дружеский шарж, умеет не заметить замешательство собеседника, если такое случится, раскован, даже в малознакомой компании может стать активным собеседником.

На авторитет педагога влияет также его гражданский облик: честный ли и порядочный ли он человек, приятный ли сосед по дому, хороший ли семьянин, ответственный ли родитель и т.п.

Авторитет к учителю приходит не сразу. Для этого нужно много времени общаться с учащимися и показать, проявить свои лучшие черты и качества в разных областях жизни и не только в чисто профессионально работе. Говорят, что педагог сначала работает на авторитет, а потом авторитет работает на него. Авторитетный учитель может стать примером, эталоном поведения, образцом для подражания и даже идеалом для учащихся. 

Сделаем небольшое обобщение. Авторитет— это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Оно сильное и во многом внушающее, не всегда осознанное воспитанниками и тем более — некритическое. Авторитет формируется у учителя нравственно чистого, эрудированного, владеющего педагогическим мастерством, отличающегося высокой культурой общения и педагогической этикой. По своему воспитывающему воздействию авторитет разнонаправлен и имеет как положительные, так и негативные стороны. 

Говоря об авторитете и толерантности,  мы никак не можем обойти стороной следующий вопрос - любовь учителя к детям.

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем.

Как проявляется любовь учителя к ученикам? Как развивать в себе любовь к детям?

Если учитель имеет только Любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только Любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам, он – совершенный Учитель.

Лев Николаевич Толстой

Мне нравится эпиграф Л.Н. Толстого. Я согласна с мыслями писателя, с каждым его словом. 

Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм…  Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному. К сожалению, объединить в себе все эти качества удаётся не каждому педагогу. Может быть, не так важно, владеет ли учитель современными компьютерными технологиями обучения, разговаривает ли на нескольких иностранных языках или имеет дипломы трёх вузов. По моему мнению, главным его качеством должна быть любовь к детям! 

Любить трудно. Любить — не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливым, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». 

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Нужно еще понять – как, именно как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви.

Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Настоящий учитель тот, кто основывается на сострадательной любви к детям. Это особая форма Вселенской любви, которая проявляется через любовь учителя к каждому конкретному ребёнку. 

Василий Александрович Сухомлинский – Учитель-Мастер. Его важнейшая педагогическая мудрость заключается в том, как любить детей. «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека.

Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». 

Мы все согласимся с этими, однако каждый из нас обязательно рано или поздно задаст вопрос о том, какой должна быть любовь к ребёнку? Как на практике любить ребёнка, чтобы не строить свои взаимоотношения с ним, по словам Н.Н. Неплюева, только на «палках страха и приманках корысти»? Ответы на эти вопросы мы можем получить не только из книг, но из опыта тех, кто посвятил себя «опыту дела любви». Кто не просто писал о любви, а жизненно и реально доказывал её силу, без применения силы. Строки о любви к детям только тогда могут влиять на индивидуальный опыт учителя, если они наполнены пережитым опытом, если за ними стоят реальные дела и поступки. 

«Любить ребёнка, — пишет В.А. Сухомлинский, — значит защитить его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни. … Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нём живое воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и, прежде всего, перед богатством мысли. … 

Любить ребёнка нужно не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. … Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. …Научиться любви к детям, осознать её необходимость можно через постоянное общение с детьми.

Источником любви к детям является сама детская природа, постоянное общение взрослого с ребёнком не может не повлиять на чувства обоих. Детский оптимизм, открытость и доверие миру не могут не вызывать в сердце взрослого чувство любви и желания сберечь детство в детях. «Дети по самой природе своей — оптимисты. Для них характерным является светлое, солнечное, жизнерадостное мировосприятие. Любить детей – это значит любить детство, а для детства оптимизм – то же самое, что игра красок для радуги: нет оптимизма – нет и детства. … Оптимизм – это будто волшебное цветное стёклышко, сквозь которое окружающий мир кажется ребёнку великим чудом. Ребёнок не просто видит и понимает, он эмоционально оценивает, он любит, увлекается, удивляется, ненавидит, стремится стать на защиту добра против зла. Нельзя отнимать у ребёнка это волшебное стёклышко».

Современный школьный учитель легко осваивает методику преподавания, начинает применять педагогические технологии и приёмы, разрабатывает дидактический материал, применяет разнообразные формы и методы работы. Самым сложным для учителя всё ещё остаётся понять: как любить детей. Науке человеческой любви можно приобщиться, если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они отдать своё сердце человеку. 

Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго — и все это во имя его же будущих благ.

В классическом же понимании любить ребенка, по моему убеждению, заключает в себе суть понимания ребенка, уважение его личности. Я лично сформулировала бы классический стержень педагогики так: моя человеческая любовь к ребенку должна вызывать в нем его ответную человеческую любовь ко мне.

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика. Воспитывать и учить в таком педагогическом процессе, который полон не чувством любви и взаимности, а чувством ненависти и неприязни, означает то же самое, что и сеять в душах детей сорняки в надежде, что вырастет хлеб, насаждать озлобленность в надежде, что вырастет доброта.  “Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви — это есть старая истина,- писал Д.Н.Узнадзе, — но ее осуществление встречает сложнейшие препятствия”.

Уважаемые коллеги, давайте будем любить и уважать детей. Помните, в них всё наше будущее!

 

Подведём итоги нашей работы. Рефлексия   “Чемодан, корзина, мясорубка”

Предлагаю вам   три листа, на одном из которых нарисован  чемодан, на втором — мусорная корзина и на третьем — мясорубка. На желтом листочке, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который участник вынес от работы в группе, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. На синем листочке — то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в “мусорную корзину”, то есть прикрепить ко второму плакату. Зелёный листок — это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, отправляется  в лист “мясорубка”.

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. По этому поводу есть замечательное стихотворение, которое называется 

«Молитва о встрече»

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.

Благодарим участников за работу, желаем всем успехов в педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педсовет по воспитательной работе «Толерантность, авторитет, любовь»

Педсовет по воспитательной работе «Толерантность, авторитет, любовь»

Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и…

Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и…

Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло

Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”

Без сотрудничества, толерантных отношений «учитель - коллектив - учитель» невозможно формирование толерантности у учащихся

Без сотрудничества, толерантных отношений «учитель - коллектив - учитель» невозможно формирование толерантности у учащихся

Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе 2

Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе 2

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и…

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и…

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более — к насилию

Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более — к насилию

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных)

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных)

Авторитет к учителю приходит не сразу

Авторитет к учителю приходит не сразу

Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви

Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика

Педсовет по воспитательной работе"Толерантность,авторитет, любовь"

Педсовет по воспитательной работе"Толерантность,авторитет, любовь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017