Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов.
Оценка 5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
12.01.2017
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов.
Вспомнить основные законы периодической системы химических элементов и основные типы химической связи. Периодический закон и химическая связь. Группа, период, главная и побочная подгруппа. Повторить с учащимися правила техники безопасности в кабинете химии. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическое изменение свойств химических элементов
поурочка химия.docx

Дата: ____________

9 - 1

Первичный инструктаж по ТБ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь.

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Вспомнить основные законы периодической системы химических элементов и основные типы химической связи

СОДЕРЖАНИЕ

Периодический закон и химическая связь

ТЕРМИНЫ

Группа, период, главная и побочная подгруппа

ХИМ ЭКСПЕРИМЕНТ

ОБОРУДОВАНИЕ

Таблица Д.И.Менделеева

ДОМ ЗАДАНИЕ

Повторить по тетради, §1-2 читать

ПЛАН УРОКА

  1. Повторить с  учащимися  правила техники безопасности в кабинете химии.

Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила ТБ.

Также при объяснении используем рисунки с предупреждающими и запрещающими знаками. Объяснение ведется с элементами беседы.

  1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
  2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
  7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  12. Опыты производите только над столом.
  13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Некоторые правила дополняются стихотворениями:

Чай и вкусный бутерброд 
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя - 
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)

Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат! (правило 11)

Голова вдруг твоя закружилась,
Руки будто бы не твои.
Если такое случилось,
Учителю тут же скажи.
Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит! (правило 13)

 

Периодический закон повторяем по урокам Инфоурок

Основной закон химии - Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в 1869 году в то время, когда атом считался неделимым и о его внутреннем строении ничего не было известно.

В основу Периодического закона Д.И. Менделеев положил атомные массы (ранее - атомные веса) и химические свойства элементов.

Расположив 63 известных в то время элемента в порядке возрастания их атомных масс, Д.И. Менделеев получил естественный (природный) ряд химических элементов, в котором он обнаружил периодическую повторяемость химических свойств.

Например, свойства типичного металла литий Li повторялись у элементов натрий Na и калий K, свойства типичного неметалла фтор F - у элементов хлор Cl, бром Br, иод I.

У некоторых элементов Д.И. Менделеев не обнаружил химических аналогов (например, у алюминия Al и кремния Si), поскольку такие аналоги в то время были еще неизвестны. Для них он оставил в естественном ряду пустые места и на основе периодической повторяемости предсказал их химические свойства.
После открытия соответствующих элементов (аналога алюминия - галлия Ga, аналога кремния - германия Ge и др.) предсказания Д.И. Менделеева полностью подтвердились.

Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева:

Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

На основе Периодического закона Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов.

На основе Периодического закона Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, которая состояла из 7 периодов и 8 групп (короткопериодный вариант таблицы). В настоящее время чаще используется длиннопериодный вариант Периодической системы (7 периодов, 18 групп, отдельно показаны элементы - лантаноиды и актиноиды).

Периоды - это горизонтальные ряды таблицы, они подразделяются на малые и большие. В малых периодах находится 2 элемента (1-й период) или 8 элементов (2-й, 3-й периоды), в больших периодах - 18 элементов (4-й, 5-й периоды) или 32 элемента (6-й, 7-й период). Каждый период начинается с типичного металла, а заканчивается неметаллом (галогеном) и благородным газом.

Группы - это вертикальные последовательности элементов, они нумеруется римской цифрой от I до VIII и русскими буквами А и Б. Короткопериодный вариант Периодической системы включал подгруппы элементов (главную и побочную).

Подгруппа - это совокупность элементов, являющихся безусловными химическими аналогами; часто элементы подгруппы обладают высшей степенью окисления, отвечающей номеру группы.

В А-группах химические свойства элементов могут меняться в широком диапазоне от неметаллических к металлическим (например, в главной подгруппе V группы азот - неметалл, а висмут - металл).

В Периодической системе типичные металлы расположены в IА группе (Li-Fr), IIА (Mg-Ra) и IIIА (In, Tl). Неметаллы расположены в группах VIIА (F-Al), VIА (O-Te), VА (N-As), IVА (C, Si) и IIIА (B). Некоторые элементы А-групп (бериллий Ве, алюминий Al, германий Ge, сурьма Sb, полоний Po и другие), а также многие элементы Б-групп проявляют и металлические, и неметаллические свойства (явление амфотерности).

Для некоторых групп применяют групповые названия: IА (Li-Fr) - щелочные металлы, IIА (Ca-Ra) - щелочноземельные металлы, VIА (O-Po) - халькогены, VIIА (F-At) - галогены, VIIIА (He-Rn) - благородные газы:

кристаллический иод (галоген, VIIА-группа)
кристаллический иод (галоген, VIIА-группа)

IA-группа, щелочной металл цезий
IA-группа, щелочной металл цезий

VIА-группа - халькогены: природная сера
VIА-группа - халькогены: природная сера

Форма Периодической системы, которую предложил Д.И. Менделеева, называлась короткопериодной или классической. В настоящее время больше используется другая форма Периодической системы - длиннопериодная.

Периодический закон Д.И. Менделеева и Периодическая система химических элементов стали основой современной химии.

Периодическое изменение свойств химических элементов

Электронная конфигурация атома элемента определяет свойства этого элемента в Периодической системе.

Число энергетических уровней атома данного элемента равно номеру периода, а число валентных электронов - номеру группы, к которым относится данный элемент.

Если валентные электроны расположены только на атомной s-орбитали, то элементы относятся к секции s-элементов (IA-, IIA- группы); если они расположены на s- и p-орбиталях, то элементы относятся к секции p-элементов (от IIIA- до VIIIA-группы).

Водород Н (1s1) всегда рассматривают отдельно как первый элемент Периодической системы, а гелий Не (1s2) причисляют к VIIIA-группе ввиду подобия химических свойств всех благородных газов.

В соответствии с энергетической последовательностью подуровней, начиная с элемента скандий Sc, в Периодической системе появляются Б-группы; а у атомов этих элементов заполняется d-подуровень предыдущего уровня. Такие элементы называются d-элементами, их в каждом периоде - десять, например в 4-м периоде это элементы от Sc до Zn (переходные элементы).

Следует учитывать, что полностью и наполовину заселенные энергетические подуровни обладают повышенной устойчивостью. Поэтому в атомах хрома Cr и меди Cu, ввиду близости энергий 4s- и 3d-подуровней, происходит переход одного электрона с 4s- на 3d-орбиталь. В атомах d-элементов 4-го периода валентные электроны занимают не только внешний 4s-подуровень, но и внутренний (точнее предвнешний) 3d-подуровень.

Например, для атома марганца (VIIБ-группа) с формулой [18Ar] 3d54s2 все семь электронов (d5s2) - валентные.

У атома цинка (30Zn = [18Ar,3d10] 4s2) 3d-подуровень заселен полностью и валентными будут только два внешних 4s-электрона (4s2).

Таким образом, электронное строение атомов всех элементов можно вывести из координат атомов в Периодической системе (т.е. из номера группы и периода соответствующего элемента.

В ряду элементов с последовательно возрастающим порядковым номером (числом электронов, зарядом ядра) аналогичные электронные конфигурации атомов периодически повторяются.

Характер изменения электронных конфигураций атомов объясняет периодическое изменение свойств элементов (Периодический закон Д.И. Менделеева).

Для примера можно рассмотреть изменение высших и низших степеней окисления у элементов IA-VIIA-групп во втором, третьем и четвертом периодах:

Период

I

II

III

IV

V

VI

VII

2

3Li
+I

4Be
+II

5B
+III

6C
от +IV до −IV

7N
от +V до −III

8O
от +II (со
фтором) до −II

9F
−I

3

11Na
+I

12Mg
+II

13Al
+III

14Si
от +IV до −IV

15P
от +V до −III

16S
от +VI до −II

17Cl
от +VII до −I

4

19K
+I

20Ca
+II

31Ga
+III

32Ge
от +IV до> −IV

33P
от +V до −III

34Se
от +VI до −II

35Br
от +VII до −I

Положительные степени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения увеличиваются с ростом заряда ядер и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (за исключением кислорода). Эти степени окисления называют высшими степенями окисления.

Красный фосфор реагирует с концентрированной азотной кислотой, при этом реализуется его самая устойчивая степень окисления +V.
Красный фосфор бурно реагирует с концентрированной азотной кислотой.

Например, высшая степень окисления фосфора равна +V.

Это значит, что красный фосфор, реагируя с концентрированной азотной кислотой, переходит в ортофосфорную кислоту, где реализуется его самая устойчивая степень окисления +V.

Отрицательные степени окисления проявляют элементы, начиная с углерода C, кремния Si и германия Ge. Значения их равны числу электронов, недостающих до 8. Эти степени окисления называют низшими степенями окисления.

Например, у атома фосфора на последнем энергетическом уровне не достает трех электронов до 8. Низшая степень окисления фосфора равна −III.

Значения высших и низших степеней окисления повторяются периодически, совпадая по группам; например, в IVА-группе элементы C, Si и Ge имеют высшую степень окисления +IV, а низшую степень окисления −IV. Эта периодичность изменения степеней окисления отражается на периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.

Теория строения атома дает физическое обоснование порядковому номеру элемента и самому Периодическому закону, позволяет объяснить его основные положения и выводы.

Современная формулировка Периодического закона:

Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.

http://www.alhimik.ru/teleclass/img/1.gif

Химическая связь — это взаимодействие частиц (атомов, ионов), осуществляемое путем обмена электронами. Различают несколько видов связи.
    
     При ответе на данный вопрос следует подробно остановиться на характеристике ковалентной и ионной связи.
     Ковалентная связь образуется в результате обобществления электронов (с образованием общих электронных пар), которое происходит в ходе перекрывания электронных облаков. В образовании ковалентной связи участвуют электронные облака двух атомов.
    
     Различают две основные разновидности ковалентной связи: а) неполярную и б) полярную.
     а) Ковалентная неполярная связь образуется между атомами неметалла одного и того лее химического элемента. Такую связь имеют простые вещества, например О2; N2; C12. Можно привести схему образования молекулы водорода:
ответы на экзамен 2004(на схеме электроны обозначены точками).
    
     б) Ковалентная полярная связь образуется между атомами различных неметаллов.
    
     Схематично образование ковалентной полярной связи в молекуле НС1 можно изобразить так:
    
    
ответы на экзамен 2004Общая электронная плотность оказывается смещенной в сторону хлора, в результате чего на атоме хлора возникает частичный отрицательный заряд ответы на экзамен 2004, а на атоме водорода — частичный положительный ответы на экзамен 2004. Таким образом, молекула становится полярной: ответы на экзамен 2004
    Ионной называется связь между ионами, т. е. заряженными частицами, образовавшимися из атома или группы атомов в результате присоединения или отдачи электронов Ионная связь характерна для солей и щелочей. Сущность ионной связи лучше рассмотреть на примере образования хлорида натрия. Натрий, как щелочной металл, склонен отдавать электрон, находящийся на внешнем электронном слое. Хлор же, наоборот, стремится присоединить к себе один электрон. В результате натрий отдает свой электрон хлору.
    
     В итоге образуются противоположно заряженные  частицы — ионы Na+ и Сl-, которые притягиваются друг к другу. При ответе следует обратить внимание, что вещества, состоящие из ионов, образованы типичными металлами и неметаллами. Они представляют собой ионные кристаллические вещества, т. е. вещества, кристаллы которых образованы ионами, а не молекулами.
    
     После рассмотрения каждого вида связи следует перейти к их сравнительной характеристике.
    
     Для ковалентной неполярной, полярной и ионной связи общим является участие в образовании связи внешних электронов, которые еще называют валентными. Различие же состоит в том, насколько электроны, участвующие в образовании связи, становятся общими. Если эти электроны в одинаковой мере принадлежат обоим атомам, то связь ковалент-ная неполярная; если эти электроны смещены к одному атому больше, чем другому, то связь ковалент-ная полярная. В случае, если электроны, участвую щие в образовании связи, принадлежат одному атому, то связь ионная.
    
     Металлическая связь — связь между ион-атомами в кристаллической решетке металлов и сплавах, осуществляемая за счет притяжения свободно перемещающихся (по кристаллу) электронов (Mg, Fe).
    
     Все вышеперечисленные отличия в механизме образования связи объясняют различие в свойствах веществ с разными видами связей.
Домашнее задание: повторить по тетради за курс 8 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: ____________ 9 - 1

Дата: ____________ 9 - 1

Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием

Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием

На основе Периодического закона

На основе Периодического закона

Sc до Zn ( переходные элементы )

Sc до Zn ( переходные элементы )

Периодическое изменение свойств химических элементов

Периодическое изменение свойств химических элементов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017