«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)
Оценка 4.7

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
обществознание
5 кл—9 кл
04.05.2017
«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)
Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для наших школ был и остается актуальным.Ситуации вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно жить в другой стране, испытывают культурный шок, потому, что беженец теряет свою обычную среду. Здесь другие традиции, другие отношения, другой уклад жизни. Как правило. вновь прибывшие школьники пытаются приспособиться к новой среде. Данная программа поможет школьникам других национальностей совместно проживать в классе, школе, в России. Считать Россию своей Родиной.
Мет. разраб. - Данилова.docx
Районный конкурс, посвящённый образованию РФ  «Под флагом единым». «Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна ­ Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников) Выполнила:  Учитель истории и обществознания          МКОУ "Успенская средняя         общеобразовательная школа"   Касторенского района Курской области   Данилова Наталья Николаевна 8 9207267714 Успенка – 2016 г. Пояснительная записка Актуальность Россия   всегда   была   многонациональной   страной.   Поэтому   вопрос   о взаимодействии   с   этнокультурным   окружением   для   наших   школ   был   и остается актуальным. Значение психологических факторов в регулировании межэтнического взаимодействия   очень   велико   и   будет   постоянно   возрастать,   так   как   это неизбежно   в   условиях   все   более   активизирующихся   международных контактов, все большей взаимозависимости  друг от друга целых регионов и континентов. Ситуации вынужденной миграции ­ это всегда психическая травма. Как правило,   люди,   вынужденно   длительно   жить   в   другой   стране,   испытывают культурный   шок,   потому,  что   беженец   теряет   свою   обычную   среду.   Здесь другие традиции, другие отношения, другой уклад жизни. Как правило. вновь прибывшие школьники пытаются приспособиться к   Данная   программа   поможет   школьникам   других новой   среде. национальностей   совместно  проживать   в классе, школе,  в России.  Считать Россию своей Родиной. Концептуальная основа программы Первый этап ­ этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое  впечатление. Не последнее место занимает самого классного руководителя к  ребятам других национальностей. Наличие в классе отрицательных  2 стереотипов, был ли опыт общения с детьми этих национальностей. Второй этап ­ этап соперничества. После первых контактов может иметь  место соперничество из­за социального статуса в классном коллективе. Третий этап ­ этап аккомодации. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия, устанавливаются определенные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действовать по отношению друг к другу. Четвертый этап ­ этап ассимиляции.  Данная   программа   поможет   классным   коллективам   включить   в   себя представителей других национальностей. Дойти до четвертого этапа. С этой целью   в   программу   включены   занятия,   направленные   на   повышение самооценки учащихся. Цель программы Профилактика   в   среде   обучающихся   образовательных   учреждений конфликтов на межнациональной основе. Задачи: 1.   Ознакомить   обучающихся   с   понятием   толерантности,   критериями толерантности. 2.   Дать   возможность   осознать   причины   и   следствия   непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур. 3. Показать последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами. 4.   Сформировать   навыки   и   установки,   необходимые   для   успешного взаимодействия с представителями различных культур. 5.   Поддержать   процесс   формирования   у   обучающихся   позитивной самооценки. 3 6. Познакомить обучающихся с культурой, историей национальностей, представленных в классе Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы. Программа содержит 4 блока: ­ диагностический; ­ развивающий (тренинги, проекты); ­ консультативный; ­ педагогическое сопровождение Используемые формы и методы: ­ опросник ­элементы дискуссии ­ обучающие упражнения ­ кейс­методы ­ ролевое проигрывание ­ рефлексия   Данная   программа   может   проводиться   в   классах   образовательных организаций, где обучаются школьники разных национальностей. Программа   рассчитана   на   12   часов   групповых   занятий   по   одному занятию в неделю.   Программа   может   быть   использована   как   в   полном   объеме,   так   и частично, в зависимости от стоящих задач. Планируемые результаты:  Личностные результаты: 4  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;   формирование познавательной и информационной культуры;   формирование   толерантности   как   нормы   осознанного   и доброжелательного   отношения   к   другому   человеку,   его   мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты:  овладение   навыками   самостоятельного   приобретения   новых   знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;   умение   планировать   пути   достижения   целей   на   основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный   способ,   осуществлять   познавательную   рефлексию   в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;   формирование   осознанной   адекватной   и   критической   оценки   своей деятельности,     умения   самостоятельно   оценивать   свои   действия   и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или   ошибочность   результата   и   способа   действия,   реально   оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;   умение   организовывать   и   планировать   учебное   сотрудничество   и совместную   деятельность   с  учителем   и  со   сверстниками,  определять 5 общие   цели,   способы   взаимодействия,   планировать   общие   способы работы.   умение извлекать информацию из различных источников.  умение   работать   в   группе   —   эффективно   сотрудничать   и взаимодействовать   на   основе   координации   различных   позиций   при выработке   общего   решения   в   совместной   деятельности;   слушать партнёра,  формулировать  и  аргументировать   своё  мнение,  корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Ожидаемые   результаты   ­   успешная   адаптация   обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива. Блок Диагностический Развивающий Содержание программы Задачи Формы и методы   Дать Выявить классы в которых учатся дети разных национальностей   Создать благоприятную атмосферу. понятие толерантности. Познакомить понятиями "предрассудок", "установка" Ознакомить правилами групповой работы Развитие толерантного отношения с с к     Наблюдение, опросник Упражнения "Снежный ком", "Ураган", "Цветик ­ семицветик" "Паутина предрассудков", Игра "Мост" Упражнение "Инопланетяне", "Карта 6 Сроки Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. с другим народам Ознакомить   критериями толерантности Знать друг о друге, как представителей разных национальностей нетерпимости" Упражнение "Клубочек"   ­   "Герои Игра наших встреч" Последняя встреча заключительная. Организация проектов   "Моя Родина ­ Россия" Индивидуальные консультирования Консультативный Стремление Педагогическое сопровождение   разрешить имеющиеся затруднения Знакомство национальной символикой, географическими объектами, обычаями, традициями с "День   России", "День   Армении", "День Украины" и др. "Наша Родина ­ Россия" Занятие 5. Занятия 6­11. В течении всего времени Заключительные занятия Содержание занятий: Занятие 1. 1.Разминка. Создание доброжелательной атмосферы 2. Основная часть занятия. Лекции, упражнения, игры 3.   Рефлексия   занятия.   Обмен   чувствами,   впечатлениями,   мнениями, настроениями. Занятие 2. 1. Знакомство участников с друг­другом. Ролевая игра "Снежный ком". В   общем   кругу   каждый   называет   свое   имя.   Работа   разворачивается   по принципу "снежного кома": первый участник называет свое имя, второй имя предыдущего участника, потом свое, и т.д. Самому последнему участнику 7 нужно будет назвать имена всех членов круга.  После этого каждый участник делает себе бейджик с именем. 2.   Вступление   ведущего   занятие.   Оно   посвящено   знакомству   участников группы с целями и задачами, содержанием работы, правилами проведения. Можно обговорить ритуалы приветствия и прощания. 3. Игра "Ураган" Участники   сидят   в   кругу,   водящий   стоит   в   центре.   Водящий   произносит фразу: "Ветер дует на того, кто..." и называет какое ­ либо качество. Все, кто считает. что у него есть это качество, встают и меняются местами. Задача ведущего   ­   занять   пустой   стул.   Тот,   кому   не   хватило   места,   становится ведущим. Иногда ведущий может сказать: "Ураган!", тогда все игроки должны поменяться местами. 4. Упражнение "Цветик ­ семицветик" Каждому   участнику   дается   вырезанный   из   бумаги   цветок   с   семью лепестками.   В   середине   цветка   участники   пишут   свое   имя.   По   команде ведущего   в   лепестках   пишут   любимое   время   года,   любимое   животное, любимое   блюдо,   любимый   школьный   предмет   и   т.д.   По   завершении   этой работы, идет обсуждение "Чем мы похожи". Далее ребята поворачиваются в общий   круг.   Ведущий   предлагает   закончить   фразы:   "Мне   интересно общаться..., потому что мы оба любим.... "Я хочу дружить..., потому, что он(а) любит..." 5. Рефлексия. Каждый говорит о том, какую цель лично для себя он видит в посещении   занятий.   Помогает   игрушка­талисман,   которая   передается   по кругу. Аплодисменты друг­другу. Так будет заканчиваться каждая встреча. 1. Приветствие Занятие 3. 8 2. Упражнение "Поздоровайся разными способами" Здороваются разными способами: рукопожатием (по­еврейски), поклоном со сложенными   ладонями   на   уровне   груди   (по­восточному),   жестом   руки(по­ американски),   поворачивая   голову   несколько   раз   влево­вправо,   касаясь кончиками   носов   друг­друга   (по­эскимосски),   обнявшись   по­дружески.   Вы подходите   к   любому   участнику   группы   и   здороваетесь   с   ним   любым   из предложенных   способов,   далее   вы   переходите   к   другим   участникам   и здороваетесь   с  ними   тем   способом,   которым   поздоровались   с   вами   И   так каждый участник. 3. Игра "Мост" Все делятся на две группы ­ племя аборигенов и миссионеров. Племя   аборигенов   живет   на   острове   отдельно   от   всех   цивилизаций. Миссионеры хотят построить мост. Но никто не знает языка аборигенов. Дается   время.   Каждая   группа   выполняет   свою   миссию.   После   чего   идет обсуждение. 4. Рефлексия по всему занятию Занятие 4. 1. Приветствие 2. Упражнение "Инопланетяне" Два ­ три участника выходят за дверь. Они становятся   инопланетянами.   Оставшиеся   ­   земляне.   Землянам   дается установка ­ нежелание общаться с инопланетянами и эмоционально выражать это   до   условного   сигнала   (скрещенные   руки).   Инопланетянам   дается установка ­ войти в контакт с добрыми намерениями (до условного сигнала). Далее идет обсуждение ­ Удалось ли вступить в контакт? Что чувствовали? Как действовала установка ведущего?  Вывод: Что мешает и что помогает устанавливать контакты? 3. Упражнение "Кто и какой я?" Все участники пишут на листе бумаги свою национальность в столбик и к каждой букве приписывают качество личности. Например: 9 Р ­ рассудительная  У ­ умная С ­ спокойная С ­ самостоятельная К ­ красивая А ­ активная Я ­ яркая Зачитывается что получилось. Ведущий обращает внимание на то, сколько было   одинаковых   букв,   а  какие   разные   были   приведены   примеры   качеств. Наверное, это не случайно. Люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга. Далее ведущий рассказывает библейскую притчу о вавилонской башне. После этого идет обсуждение:  ­ Как вы думаете для чего людям был дан изначально единый язык? ­ К чему приводит гордыня, нетерпимость? 4. Упражнение "Карта нетерпимости" На   карте   с   помощью   флажков   обозначаются   "горячие   точки".   Идет обсуждение: ­ Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам? ­ Каковы основные причины конфликтов? ­   Какие   вы   могли   бы   предложить   способы,   помогающие   избежать возникновения "горячих точек"? 1. Ритуал приветствия Занятие 5. 2. Упражнение "Клубочек" Ведущий   предлагает   поприветствовать   друг   ­   друга   с   помощью   клубочка ниток: один из игроков берет клубок , наматывает себе на палец пару петель и 10 со словами "Я приветствую..." называет имя одного из игроков и кидает ему клубок.   Так   повторяется   пока   все   не   поприветствуют   друг   ­   друга. Получается   красивая   паутинка.   Нужно   распутать   паутинку   в   обратном порядке Игрок, которому клубок попал в последнюю очередь, говорит: "Я желаю...". Таким образом, участники кидают клубок в обратном направлении с добрыми пожеланиями. 3. Знакомство  с притчей  о жителях, которые  пили вредную  воду и имели безобразные шеи. Они обидели пришельца с нормальной шеей. Предлагаются вопросы для обсуждения: ­ В чем смысл этой притчи? ­ Кто в этой ситуации прав? ­ Чему учит людей эта притча? 4. Введение понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ Выполнение заданий: 1) С помощью имен прилагательных обьяснить,  каким должен быть человек,   великодушный, обладающий   этим   качеством?   (снисходительный, милосердный) 2) С помощью глаголов объяснить, каким должен быть человек, обладающий этим качеством? (прощает, принимает, понимает) 5. Упражнение "Воспоминание".  Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что происходило на предыдущих занятиях. Что больше всего запомнилось. Какой опыт приобрели.  Занятия 6­11 Игра   "Герои   наших   встреч".   Первые   герои   по   желанию,   затем   с   помощью определенного ритуала выбираются. Каждый должен побыть в роли героев. 1. Приветствие. Представление героев. 2.   Предоставляется   слово   герою.   Герой   рассказывает   о   себе   подробно. 11 Показывает фотографии. Можно устроить выставку достижений героя 3. Начинается пресс ­ конференция. Все сидящие задают герою по одному вопросу, носящих корректный характер.  4.   Каждый   участник   дает   положительную   обратную   связь   герою.   Они записываются на лучах  солнышка, где в центре вписано имя героя. В конце встречи солнышко дарится игроку на память. 5. По желанию героя, им может быть исполнен концертный номер 6. Ритуал выбора нового героя 7. Ритуал прощания может включать фотографирование героев                                                                  Занятие 12. Итоговое   занятие.   Подведение   итогов.   Написание   статьи,   выпуск   стенной газеты. 12 Литература 1. Декларация принципов толерантности / Первое сентября. – 2001. – 21 апр.  2. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. – М. : Педагогическое общество России, 2001. 3. Праздники народов России : энциклопедия / М. М. Бронштейн [и др.],. – М. : РОСМЭН­ПРЕСС, 2002. 4.  Стрельцова   Е.А.   Воспитание   толерантности   как   социальной   основы ненасилия в молодежной среде.­ Волгоград. 2005 г. 5. . Селиванова, Т. В. Всемирный день беженцев ­ 2009г. 13

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)

«Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна - Россия» (программа профилактики межнациональных конфликтов среди школьников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017