План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)
Оценка 4.7

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.09.2018
План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)
Презентация к уроку
План конспект открытого урока по литературе в 7 классе.docx
1 План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова) учитель Палагин Д.Ю. МБОУ «СОШ № 14» 30 апреля 2012 г Цель урока: формирование толерантного отношения к окружающим Задачи урока: ­  совершенствование навыка сопоставительного анализа, сравнения предметов. ­ формирование  положительных нравственных качеств личности: ответственности за  поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему. ­ воспитание чувства милосердия, любви к ближнему; ­ выявление  истинного смысла  понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»; ­ обучение  умению видеть авторскую позицию Оборудование: презентация power point, учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор Применяемые   технологии:  компьютерная   технология   обучения,   элементы   технологии КСО, технология проблемного обучения Вступительное слово учителя о Предназначении человека в этом мире Конспект урока: Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре. Я властелин. (К.Бальмонт 1903г.) Слово   учителя:  мир,   в   котором   живёт   человек,   по   словам   А.   Платонова,   является прекрасным и яростным.  ­ Как вы считаете, какой смысл вкладывает писатель в эти слова? ­ Из какого произведения данное определение? Мы говорим сегодня о двух рассказах: А. Платонова «Юшка» и Л. Андреева «Кусака».  ­ Как вы считаете, что общего в названиях  этих произведений? ( и в том, и в другом рассказе указаны не имена, а клички) ­ По каким признакам даны эти клички? (Юшка – что­то небрежно­презрительное, Кусака – по действию) Можно ли назвать «счастливыми» героев рассказов? (ответы класса) I.  Карта урока: 2 ­ Что является темой рассказов? ­ К чему нас призывают авторы? (запись в тетради: Тема рассказа «Юшка», тема рассказа «Кусака» II. Портретная характеристика героев Юшка Кусака Дополнение к таблице: какое чувство у вас вызывает герой? Примечание:   Ч вство   —   эмоциональный   процесс   человека,   отражающий   субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.  уу III. «Ты правда или нет? » ­ Вспомним, кому из героев и почему задают этот вопрос ­ Вопрос амбивалентен, т.е. имеет два значения. Каких? (ты реален? ты носитель высшей правды?) Словарь: правда  1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду.  2. Справедливость, честность, правое дело, правота.  Искать правды. Стоять за правду. Миры героев: ВНЕШНИЙ дом работа, жизнедеятельность семья еда ВНУТРЕННИЙ Отношение к людям Отношение людей Юшка Кусака Юшка Кусака Учащиеся дают оценку жизни героев. ­ Страдают ли от такой жизни Юшка и Кусака? (как вариант ответа: Юшка – нет, Кусака – да) Вывод: герои реальны и живут в осязаемом, недобром мире. IV. Прекрасный или яростный мир героев рассказа лексическое значение слова «яростный»    полный сильного гнева, ярости  выражающий ярость, гнев  чрезмерный,   крайний   в   своем   проявлении,   необычайный   по   своей   силе, интенсивности  ­ Какая ярость присутствует в рассказе «Юшка»? ­ Как проявляется «лютая ярость взрослых по отношению к Юшке Кусаке 3 (злое горе, обида) (скука и тупая злоба) ЗЛО ПОМОГАЕТ ЗАБЫТЬ ГОРЕ! ­ Как объясняет такие людские чувства Юшка? (Сердце в людях бывает слепо) V. Прекрасные миры ­ Когда хорошо Юшке?  ­ Когда у Кусаки отняли (непримиримую» злобу? Природа в жизни героев Юшка Благоухание трав и цветов; рождение  облаков, голоса рек «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему» Кусака Ясное небо, горячее солнце, весенний  воздух ­ Как и когда проявляется истинная любовь к живому у Юшки? («уйдя далеко, где было  совсем безлюдно, не скрывал более…») Почему? ­ У Кусаки? (Когда «отняли непримиримую злобу», она ощущает «приливы любви,  бесконечно смешные в своих неуклюжих и нелепых проявлениях То есть любовь была, она заложена в каждое живое существо, только мир заставляет её  скрывать, требует прятать глубоко свои истинные чувства Появление имени у героев ­ Когда это происходит?   У Кусаки: к ней привыкли, она стала принадлежать людям. Кличка превращается в  имя – символ перемен в жизни. Появляется вера в людей. (Правда, несколько  смущает слово «принадлежать»  У Юшки: в непогожий день с появлением похожей на Юшку девушки (найти в  тексте цитаты). Ефим Дмитриевич, который возродился в новом человеке.  Кусака поверила людям, Юшка верил в людей. VI. Мир, лишённый человечности   О таком мире говорит Акимыч в рассказе «Кукла». Жестокость, безразличие,  равнодушие захватили мир, уродливо коснулись каждой его частички… 1) Дети ­ Чем удивлял детей Юшка? (предполагаются развёрнутые ответы уч­ся) (Не обижался, не закрывал лицо руками, молчал, не пугал и пр.)  ­ Почему дети ждали таких действий от него? (Они привыкли к такому отношению со  стороны взрослого мира, «им было скучно и нехорошо играть» (вспомним, где прятались  дети от Юшки).  2) Взрослые ­ Чем не нравился взрослым Юшка? («Блажной, непохожий, думающий особенное» ­ запомним слово «особенное»!) 3) Кто (что) нравится этому миру? ­ «дурачок» (Похож ли он на Юшку? Как люди на него реагируют? («без веселья хохочут») 4 ­ «Весёлые» люди (Какое слово в контексте рассказа является синонимом к слову  «весёлый»?  ­ пьяный. Именно такой человек «боясь соскучиться» убивает Юшку) 4) Чего не хватает мирам этих двух рассказов? (варианты ответов: радости, искренности,  любви, смысла жизни и пр.)  VII. «Особенные» мысли и чувства. ­ Глядя на окружающий мир, по­особенному в финале рассказа думает Акимыч («всего не  закопаешь» ­ По­особенному воет Кусака (безнадёжно­спокойно) ­ «Неизлечимо больным» становится солнце в рассказе «Юшка» Почему люди «забраковали» Юшку и Кусаку? ­ не нужен такой, непонятный ­ «Догаевы предлагали щеночка», «породистый», «служит» (предсказуемый, как все)   Мир рассказов не готов принять героев, ему не нужны те, кто наполнен чувством, кто  отличается от других своей искренностью и непонятностью. Хотя, что – то меняется в  жизни людей из рассказа «Юшка» (учащиеся приводят примеры: кузнец, дочь Юшки,  ставший злее мир). VIII. Рефлексия   Прекрасный   и   яростный   мир   –   это   жизнь,   наполненная   Действием,   Любовью, Милосердием, Созиданием. Не всегда добро побеждает ЗЛО сразу, не всякая Красота в наше время способна спасти мир. Но всегда надо помнить, что Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море, И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце В предсмертный час! 5

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира» (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)

План конспект открытого урока по литературе в 7 «А» классе по теме: «Сложность прекрасного и яростного мира»  (По рассказам Л. Андреева и А. Платонова)
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.