План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
Оценка 4.9

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география +1
9 кл
29.07.2018
План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
Конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" для 9 класса. Цель занятия - выявить особенности административно - территориального деления России. В ходе урока решаются следующие задачи - формирование представлений у обучающихся об особенностях экономико - социального районирования территории РФ.План - конспект урока по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс)
Конспект-адм-дел-России-ЗайковаМС.docx
План – конспект урока Тема ­ Административно – территориальное деление России Автор – Зайкова Марина Сергеевна, учитель географии МБОУ СШ №52 г. Архангельса. Класс – 9. Цель – выявить особенности административно – территориального деления России. Задачи – выявление особенностей административно­территориального деления России; ­ формирование представлений, о экономическом и социально – экономическим районированием; ­ продолжить формированию умений работать с атласами, контурными картами, статистическими  материалами; анализировать и делать выводы. Ход урока. Посмотрите на тему нашего урока, скажите, что мы сегодня с вами будем изучать? Да. А по какому принципу, на ваш взгляд шло территориальное деление России? В каждой стране проходит деление государственной территории на части. Первые попытки разделения  территории России на районы были предприняты ещё в XVIII веке, путём группировки смежных губерний,  сходных между собой. Посмотрите, пожалуйста, на два предложенных рисунка (рис.2 и 3). О чём они нам с вами говорят (что отображают)? Затрудняетесь ответить?! Итак, на этих рисунках показано административно – территориальное деление России. Которое сегодня мы  будем разбирать. Скажите, пожалуйста, по принципу административного деления Россия – это? (федеративное  государство, с самоуправляемыми субъектами, наделёнными определёнными юридическими и  экономическими правами) Россия – это суверенное государство. По форме правления? (республика) По форме территориального устройства? ( федерация) По принципу управления? ( унитарное, глава государства – президент, законодательные полномочия –  парламент, Дума). Мы говорим субъект РФ.  А что означает, данное слово? ( территория, наделённая правами и обязанностями). Скажите, пожалуйста, что мы можем отнести к субъектам РФ? ( область, район и т.д.) Чем наделён каждый субъект Федерации?( у них есть своя законодательная и исполнительная власть,  свой закон в виде Конституции для национальных образований, или Уставы, которые издаются исходя из основных законов Российской Федерации (Конституция РФ)). Давайте снова посмотрим на два рисунка, которые я вам показывала в начале урока. В чём разница показанных делений на рисунках 2 и 3? Итак, рисунки разбиты по принципу деления субъектов территории РФ.  1.       Деление территории по национально – территориальным образованиям. (см. рис.2) Посмотрите на карту в атласе (административно – территориальное деление России), приведите  примеры национально – территориальных образований ( республика Карелия, Ненецкий авт. округ и т.д.)  Что, же означают цифры на рисунке? Теперь посмотрим на рисунок 2. и расшифруем цифры. На территории РФ по принципу национально –  территориальных образований выделяется: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа. Найдите на карте примеры национально­ территориальных образований.  В тетрадях делаем запись: национально – территориальные образования и переносим рисунок 2, расшифровав цифры. А сейчас, покажите их на настенной карте ( один называет, другой показывает).   2.       Рассмотрим рисунок 3.        Какие субъекты РФ мы с вами ещё не называли?( области, края) Что, тогда означают цифры на рис. 3. (области, края и..) два города федерального значения ( Москва и  Санкт – Петербург) На территории РФ выделяется деление по принципу государственно – территориальных образований, а  именно на рис.3.показаны – 46 областей, 9 краёв, 2 города федерального значения. Приведите примеры субъектов государственно – территориальных образований.  В тетради пишем: государственно – территориальные образования, зарисовываем рис.3., расшифровав цифры  в нём. А сейчас, по цепочке – один называет субъект РФ, кому то из учеников вашего класса, тот показывает  его(субъект) и его центральный город на настенной карте. Скажите, по какому принципу выделен ваш регион?( по принципу государственно – территориального  деления – Архангельская область, центр – город Архангельск). Федеральные округа. По указу Президента РФ, в мае 2000 года, с цель укрепления федеральной государственной власти и  контроля над исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах  Федерации, были выделены федеральные округа. Посмотрите в атласы, сколько выделяется федеральных округов на территории России (7) Назовите и покажите их, называя при этом центр округа на карте у доски ( Центральный – Москва –  пример учителя), (Северо­Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный,  Северо – Кавказский). В какой федеральный округ входит ваш регион и с какими субъектами он граничит (учащиеся называют,  а один показывает на настенной карте – Северо – Западный федеральный округ, Архангельская область  граничит ­ с республикой Карелия на западе, с Вологодской и Кировской областями на юге, на востоке – с республикой Коми и Тюменской областью). Какие субъекты входят ещё в состав Северо –западного федерального округа, его центр? (центр округа –  Санкт –Петербург, в состав округа входят – Мурманская,  Архангельская, Ленинградская, Вологодская,  Новгородская и Псковская области, республика Карелия, республика Коми и Ненецкий автономный  округ) Хорошо. Давайте посмотрим на рисунок 1. Что мы можем из него узнать? ( площадь округов, численность населения и количество субъектов в  федеральном округе) Проанализируйте данную диаграмму, ответив на вопросы:  1.       Какой округ самых большой по площади и самый маленький. 2.        Перечислить округа в порядке уменьшения их площадей. 3.       Назвать  самый населённый округ и округ с наименьшей численностью населения ( почему?). 4.       Перечислить округа, в порядке уменьшения численности населения в них. 5.       В каком из округов наибольшее количество субъектов и почему. 6.       Перечислить округа, в порядке уменьшения численности субъектов в них. Молодцы. В тетрадь выписываем федеральные округа (7) и  их центры. Скажите, пожалуйста, а почему субъекты федерации объединены в разные федеральные округа  ( расположение, ресурсы, отрасли, промышленность, природные условия, история формирования  территорий). Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни  людей, историю освоения территорий. Каждая территория специализируется на производстве определённых видов продукции и услуг, которыми  обеспечивает другие части страны. В свою очередь, получая от других частей страны необходимую  продукцию и услуги, которые ей нужны. Какая специализация нашей области? (лес, алмазы, рыболовство) Обмен результатами труда называется – географическим и территориальным разделением труда (ТРТ),  выражается в специализации территории, которая даёт что?( экономию труда и повышение его  производительности). Отсюда, формируются экономические районы. Что, мы можем назвать экономическим районом?(территория страны, состоящая из нескольких  субъектов(областей, краёв, республик), которая отличается своей специализацией. Подумайте, какие отрасли относят к отраслям специализации( машиностроение, металлургия и т.д.) На размещение отраслей специализации оказывают влияние – факторы размещения. От каких факторов зависит, размещение отраслей промышленности( транспортный, водный,  природные условия и ресурсы­ сырьё, энергетический, трудовые ресурсы). Все отрасли промышленности объединяются в территориально – производственные комплексы (ТПК). В чём проявляется данное объединение?( экономия средств на перевозку, экономия энергии, природных и  трудовых ресурсов, возможность использования вторичного сырья и отходов) Сейчас, на контурной карте отметьте федеральные округа России (7) и их центры, разными цветами,  обозначив их границы, границу РФ и два города федерального значения, а так же ваш город. Давайте вспомним, что мы сегодня с вами изучили(  принципы деления субъектов РФ – это по  национально – территориальному и государственно – территориальному принципам; федеральные  округа и их центры; понятие ТРТ и ТПК, специализация района и факторы влияющие на размещение  предприятий определяющих специализацию территории). Итог урока. Давайте посмотрим на рисунок 4 (скелет рыбы)  .    ссылка Территория России делится по двум принципам: по национально – территориальному, включая в состав – 21 республику, 1 автономную область и 4 автономных округа и государственно – территориальному,  включая с состав – 46 областей, 9 краёв и два города федерального значения. Выделяется 7 федеральных округов, которые имеют свою специализацию, которые в свою очередь зависят от факторов размещения и определяются ТРТ. На каждой территории РФ формируются ТПК. На последующих уроках, мы более подробно будем знакомиться с федеральными округами и их субъектами,  изучим особенности их развития и специализации, разберём особенности развития и размещения ТПК на  территории России и их состав. Домашнее задание: выучить федеральные округа РФ и их центры, состав округов, записи в тетради. Опережающее задание: сделать «немые» контуры федеральных округов на картоне. Оценивание учащихся.

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)

План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2018