План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география +1
9 кл
29.07.2018
Конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" для 9 класса. Цель занятия - выявить особенности административно - территориального деления России. В ходе урока решаются следующие задачи - формирование представлений у обучающихся об особенностях экономико - социального районирования территории РФ.План - конспект урока по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс)
Конспект-адм-дел-России-ЗайковаМС.docx
План – конспект урока
Тема Административно – территориальное деление России
Автор – Зайкова Марина Сергеевна, учитель географии МБОУ СШ №52 г. Архангельса.
Класс – 9.
Цель – выявить особенности административно – территориального деления России.
Задачи – выявление особенностей административнотерриториального деления России;
формирование представлений, о экономическом и социально – экономическим районированием;
продолжить формированию умений работать с атласами, контурными картами, статистическими
материалами; анализировать и делать выводы.
Ход урока.
Посмотрите на тему нашего урока, скажите, что мы сегодня с вами будем изучать?
Да. А по какому принципу, на ваш взгляд шло территориальное деление России?
В каждой стране проходит деление государственной территории на части. Первые попытки разделения
территории России на районы были предприняты ещё в XVIII веке, путём группировки смежных губерний,
сходных между собой.
Посмотрите, пожалуйста, на два предложенных рисунка (рис.2 и 3). О чём они нам с вами говорят (что
отображают)?
Затрудняетесь ответить?!
Итак, на этих рисунках показано административно – территориальное деление России. Которое сегодня мы
будем разбирать.
Скажите, пожалуйста, по принципу административного деления Россия – это? (федеративное
государство, с самоуправляемыми субъектами, наделёнными определёнными юридическими и
экономическими правами)
Россия – это суверенное государство.
По форме правления? (республика)
По форме территориального устройства? ( федерация)
По принципу управления? ( унитарное, глава государства – президент, законодательные полномочия –
парламент, Дума).
Мы говорим субъект РФ.
А что означает, данное слово? ( территория, наделённая правами и обязанностями). Скажите, пожалуйста, что мы можем отнести к субъектам РФ? ( область, район и т.д.)
Чем наделён каждый субъект Федерации?( у них есть своя законодательная и исполнительная власть,
свой закон в виде Конституции для национальных образований, или Уставы, которые издаются исходя из
основных законов Российской Федерации (Конституция РФ)).
Давайте снова посмотрим на два рисунка, которые я вам показывала в начале урока.
В чём разница показанных делений на рисунках 2 и 3?
Итак, рисунки разбиты по принципу деления субъектов территории РФ.
1. Деление территории по национально – территориальным образованиям. (см. рис.2)
Посмотрите на карту в атласе (административно – территориальное деление России), приведите
примеры национально – территориальных образований ( республика Карелия, Ненецкий авт. округ и т.д.)
Что, же означают цифры на рисунке?
Теперь посмотрим на рисунок 2. и расшифруем цифры. На территории РФ по принципу национально –
территориальных образований выделяется: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Найдите на карте примеры национально территориальных образований.
В тетрадях делаем запись: национально – территориальные образования и переносим рисунок 2, расшифровав
цифры.
А сейчас, покажите их на настенной карте ( один называет, другой показывает).
2. Рассмотрим рисунок 3.
Какие субъекты РФ мы с вами ещё не называли?( области, края)
Что, тогда означают цифры на рис. 3. (области, края и..) два города федерального значения ( Москва и
Санкт – Петербург)
На территории РФ выделяется деление по принципу государственно – территориальных образований, а
именно на рис.3.показаны – 46 областей, 9 краёв, 2 города федерального значения.
Приведите примеры субъектов государственно – территориальных образований.
В тетради пишем: государственно – территориальные образования, зарисовываем рис.3., расшифровав цифры
в нём.
А сейчас, по цепочке – один называет субъект РФ, кому то из учеников вашего класса, тот показывает
его(субъект) и его центральный город на настенной карте. Скажите, по какому принципу выделен ваш регион?( по принципу государственно – территориального
деления – Архангельская область, центр – город Архангельск).
Федеральные округа.
По указу Президента РФ, в мае 2000 года, с цель укрепления федеральной государственной власти и
контроля над исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах
Федерации, были выделены федеральные округа.
Посмотрите в атласы, сколько выделяется федеральных округов на территории России (7)
Назовите и покажите их, называя при этом центр округа на карте у доски ( Центральный – Москва –
пример учителя), (СевероЗападный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный,
Северо – Кавказский).
В какой федеральный округ входит ваш регион и с какими субъектами он граничит (учащиеся называют,
а один показывает на настенной карте – Северо – Западный федеральный округ, Архангельская область
граничит с республикой Карелия на западе, с Вологодской и Кировской областями на юге, на востоке – с
республикой Коми и Тюменской областью).
Какие субъекты входят ещё в состав Северо –западного федерального округа, его центр? (центр округа –
Санкт –Петербург, в состав округа входят – Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Вологодская,
Новгородская и Псковская области, республика Карелия, республика Коми и Ненецкий автономный
округ)
Хорошо. Давайте посмотрим на рисунок 1.
Что мы можем из него узнать? ( площадь округов, численность населения и количество субъектов в
федеральном округе)
Проанализируйте данную диаграмму, ответив на вопросы:
1. Какой округ самых большой по площади и самый маленький.
2. Перечислить округа в порядке уменьшения их площадей.
3. Назвать самый населённый округ и округ с наименьшей численностью населения ( почему?).
4. Перечислить округа, в порядке уменьшения численности населения в них.
5. В каком из округов наибольшее количество субъектов и почему.
6. Перечислить округа, в порядке уменьшения численности субъектов в них.
Молодцы. В тетрадь выписываем федеральные округа (7) и их центры.
Скажите, пожалуйста, а почему субъекты федерации объединены в разные федеральные округа
( расположение, ресурсы, отрасли, промышленность, природные условия, история формирования
территорий).
Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни
людей, историю освоения территорий.
Каждая территория специализируется на производстве определённых видов продукции и услуг, которыми
обеспечивает другие части страны. В свою очередь, получая от других частей страны необходимую
продукцию и услуги, которые ей нужны.
Какая специализация нашей области? (лес, алмазы, рыболовство)
Обмен результатами труда называется – географическим и территориальным разделением труда (ТРТ),
выражается в специализации территории, которая даёт что?( экономию труда и повышение его
производительности).
Отсюда, формируются экономические районы.
Что, мы можем назвать экономическим районом?(территория страны, состоящая из нескольких
субъектов(областей, краёв, республик), которая отличается своей специализацией. Подумайте, какие отрасли относят к отраслям специализации( машиностроение, металлургия и т.д.)
На размещение отраслей специализации оказывают влияние – факторы размещения.
От каких факторов зависит, размещение отраслей промышленности( транспортный, водный,
природные условия и ресурсы сырьё, энергетический, трудовые ресурсы).
Все отрасли промышленности объединяются в территориально – производственные комплексы (ТПК).
В чём проявляется данное объединение?( экономия средств на перевозку, экономия энергии, природных и
трудовых ресурсов, возможность использования вторичного сырья и отходов)
Сейчас, на контурной карте отметьте федеральные округа России (7) и их центры, разными цветами,
обозначив их границы, границу РФ и два города федерального значения, а так же ваш город.
Давайте вспомним, что мы сегодня с вами изучили( принципы деления субъектов РФ – это по
национально – территориальному и государственно – территориальному принципам; федеральные
округа и их центры; понятие ТРТ и ТПК, специализация района и факторы влияющие на размещение
предприятий определяющих специализацию территории).
Итог урока.
Давайте посмотрим на рисунок 4 (скелет рыбы)
.
ссылка
Территория России делится по двум принципам: по национально – территориальному, включая в состав
– 21 республику, 1 автономную область и 4 автономных округа и государственно – территориальному,
включая с состав – 46 областей, 9 краёв и два города федерального значения. Выделяется 7 федеральных
округов, которые имеют свою специализацию, которые в свою очередь зависят от факторов размещения
и определяются ТРТ. На каждой территории РФ формируются ТПК.
На последующих уроках, мы более подробно будем знакомиться с федеральными округами и их субъектами,
изучим особенности их развития и специализации, разберём особенности развития и размещения ТПК на
территории России и их состав.
Домашнее задание: выучить федеральные округа РФ и их центры, состав округов, записи в тетради.
Опережающее задание: сделать «немые» контуры федеральных округов на картоне.
Оценивание учащихся.
План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
План - конспект по географии на тему "Административно - территориальное деление России" (9 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.