План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Русская красавица».
Оценка 4.7

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Русская красавица».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл
16.01.2017
План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Русская красавица».
Тип урока: Урок освоения новых знаний. Деятельностные цели: Изображение портрета женщины в народном костюме. Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству России Задачи урока: • Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины и творчеством К. Маковского, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом. • Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания. • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия. Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; - развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; - воспитывать у детей любовь к истории России - показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; - учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; - познакомить с творчеством К. Маковского; Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка); Предметные: создать рисунок- портрет в кокошнике
Комарова 2.doc

 

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

на тему «Русская красавица».

            Класс: 4

Дата: 30.09.2014 г

Предмет: изобразительное искусство.

Тема: Русская красавица

Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Деятельностные цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.

      Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству России

Задачи урока:

•        Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины и творчеством К. Маковского, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

•        Развивающие: содействовать  развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

•        Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности,  дружелюбия.

Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

- воспитывать у детей любовь к истории России

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

-  учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

- познакомить с творчеством К. Маковского;

Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок- портрет в кокошнике.

Оборудование к уроку: Компьютер,  презентация по теме урока.

Дидактические средства:

для учителя

  изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами к. Маковского.

                 литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок). .

                 музыкальный ряд: запись русских народных песен.

                для обучающегося – Лист А-3, гуашь и кисти.

Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами.

Основные понятия: Кокошник, хоровод, портрет.

 

 Характеристика этапов урока

Тема урока

Место урока по теме

 

Русская красавица

Пятый урок по теме «Истоки искусства твоего народа»

 

Тип урока

Формы, приемы, методы

 

Комбинированный, Урок освоения новых знаний, урок-игра

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа., продуктивные методы

 

Цель урока

Задачи урока

 

Изобразить портрет русской женщины в народном головном уборе, основываясь на работах К. Маковского.

 

            Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины и творчеством К. Маковского, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

            Развивающие: содействовать  развитию эстетического вкуса, логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

            Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности,  дружелюбия.

            Личностные: - познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

- воспитывать у детей любовь к истории России

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

-  учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

- познакомить с творчеством К. Маковского;

       Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи  (литература, искусство, история, музыка);

 Предметные: создать рисунок - портрет в кокошнике.

 

Предполагаемый результат

 

Знать

Уметь

 

Основные понятия: Кокошник, хоровод, портрет, разновидности кокошников.

-правильно определять композицию рисунка,

-с помощью художественных материалов выполнить портрет.

-определять  принадлежность к какой-либо местности проживания представленные изображения.

 

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

 

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Компьютер,  презентация по теме урока, карточки с заданием.

 

 Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 УУД (формирование универсальных учебных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

(2-3 мин)

 

Приветствие.

Создание атмосферы эмоционального комфорта

фронтальная

-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?

 Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

(Р) волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

(3-4мин)

 

Беседа, работа у доски

Создание ситуации успеха. Беседа по уточнению знаний. Дискуссия

фронтальная

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

 

Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»? Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка.

 

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

 

Ответы детей.

Красивой, доброй, умной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

 Из какого произведения эти строки?

 

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

 

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

 

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

 

-Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

 

- Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николая Алексеевича

Некрасова. «Мороз, Красный нос».

 

- Их трудолюбие, красота.

3. Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения

(3-4 мин)

 

Беседа; просмотр перезентации,

работа с раздаточным материалом

Создание проблемной ситуации.

Побуждающий диалог.

Фронтальная,

индивидуальная

Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

 Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

 

Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье золотое,

Лента алая в косе.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме

Сарафан, рубаху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В будни - простой, неяркий.

В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.

 

 

 

Рассматривают костюм. Обсуждают.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название  происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

 

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани

 

Проектирование и фиксация нового знания.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания  с помощью подводящего диалога.

Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин)

 

Беседа, ознакомление со сказкой

Беседа. Работа с учебником

Создание ситуации занимательности

фронтальная

В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники различных регионов нашей страны.

У вас есть схемы разных видов кокошников. Давайте попробуем определить местность, где женщины носили эти головные уборы.

Определяют по карточкам и слайдам принадлежность к какой-либо местности проживания изображенных девушек в кокошниках.

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5. Динамическая пауза

Цель для учителя:  способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обеспечить необходимую двигательную активность.

Цель обучающихся: отдохнуть, подготовиться к следующему этапу работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 мин)

 

физкультминутка

Игра.

Спортив

ные упражнения

фронтальная

Ребята, вы знали о том, что хорово́д— древний народный круговой массовый обрядовый танец? Сегодня на уроке мы знакомимся с народным творчеством, давайте встанем в хоровод  и пригласим нашу гостью.

Повторяют действия за учителем

(Р) волевая саморегуляция

6. Самостоятельная работа

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа.

(18 мин)

самостоятельная работа;

Упражне

ние.

Самостоя

тельная работа.

Создание ситуации занимательности.

индивидуальная

Мы с вами уже говорили,  что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в

 

 

 

 

 

 

-Портрет

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вертикально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

(Р):  оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие после его завершения.

раскрытии психологического мира человека.

Учитель перед работой предлагает учащимся подумать над вопросами:

- Как бы выглядели бы в кокошнике их мамы?

- Как вы будете располагать лист?

 

Учитель поясняет, что лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму

 

-рисуют овал лица

Выполняют.

 

 

Рисуют.

 

 

 

Рисуют

яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Учитель обращает внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. В игровой форме подводит учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель для учителя:

способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

(5-6 мин)

 

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

Беседа, игра «Художник-зрители»

Беседа.

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формаль

ная оценка

фронтальная

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

•          оригинальность идеи;

•          эстетика оформления;

•          объем работы.

 

- Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

- Каких целей мы достигли  к окончанию нашего занятия?

- Что  осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы. Наиболее удачные помещаем в изготовленные на предыдущих уроках наличники из бумаги .

Уборка рабочих мест.

рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

(Р):

 соотносить результат действий с составленным планом. 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 



План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе

России - показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; - учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; - познакомить с творчеством

России - показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; - учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; - познакомить с творчеством

Комбинированный, Урок освоения новых знаний, урок-играФронтальная, работа в паре, индивидуальная работа

Комбинированный, Урок освоения новых знаний, урок-играФронтальная, работа в паре, индивидуальная работа

Компьютер, презентация по теме урока, карточки с заданием

Компьютер, презентация по теме урока, карточки с заданием

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Проектирование и фиксация нового знания

Проектирование и фиксация нового знания

Динамическая пауза Цель для учителя : способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Динамическая пауза Цель для учителя : способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017