Урок 109
Приемы письменных вычислений
(учебник,
с. 70; рабочая тетрадь, с. 56; диск)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади, периметра фигуры, переводить одни единицы длины в другие.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выбирать удобный способ для письменных вычислений в столбик, решать геометрические задачи на нахождение площади фигуры, переводить одни единицы длины в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать
собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pedsovet.su/load/240-1-0-14666
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.
Основные понятия и термины: приемы письменных вычислений.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Сегодня на уроке нас ждет захватывающее морское путешествие, а также приключения на таинственном Математическом острове. Нам предстоит встретиться с пиратами, познакомиться с жителями острова, построить переправу, побывать на территории обезьян и у Загадочной горы, а также узнать тайну Волшебного водопада.
– Вы готовы? Тогда отдать швартовы!
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы будем совершенствовать наши навыки в области вычислений в пределах 1 000.
III. Чистописание.
Попугай. Говорят, что эта цифра похожа на лебедя. А я считаю, что она похожа на волну! Догадались, о какой цифре идет речь?
Ученики прослеживают по мультимедийной модели последовательность написания цифры 2.
– Пропишите цифру 2 до конца строки.
Попугай. В этом море много различных рыб водится! Поселите у себя в тетрадях таких же. Помните, что задание надо выполнять карандашом.
IV. Актуализация знаний. Устный счет.
Пират. Я позволю вам продолжить путь, если вы подсчитаете все запасы моих золотых монет.
На экране поэтапно появляются действия примеров, ученики считают устно, а ответ записывают в тетрадь. Всего будет два ответа.
Пират. Не так-то просто уйти от короля пиратов! Пушки – к бою!
Попугай. Ребята, надо срочно залатать наши паруса!
Ученики решают примеры с «окошками» в тетрадях. Недостающие цифры вставляют карандашом.
Попугай. Добро пожаловать на остров! Давайте познакомимся с его жителями. Вам предстоит решить задачи. В тетрадь записывайте только решение с пояснением.
Задача 1. В мире существует 40 видов лазающих полозов, что в 4 раза больше, чем у нас в стране. Сколько видов лазающих полозов у нас в стране? (40 : 4 = 10 (пол.) – в нашей стране.)
Задача 2. Бабочки-монархи зимуют на Кубе на одних и тех же деревьях. На ветке длиной 30 см помещаются 90 бабочек. Сколько бабочек висит на 1 см ветки? (90 : 30 = 3 (б.) – на 1 см ветки.)
Задача 3. Тропическая лиана разбрасывает свои семена на 14 м, что в 7 раз дальше, чем делает это герань. На какое расстояние разбрасывает свои семена герань? (14 : 7 = 2 (м) – герань.)
Задача 4. У длиннохвостых обезьян за одним детенышем присматривают 8 взрослых обезьян. Для скольких детенышей потребуются 24 обезьяны? (24 : 8 = 3 (дет.) – если 24 обезьяны.)
V. Изучение нового материала.
Попугай. Ой, какой быстрый поток! Чтобы перебраться через него, надо связать из бревен мост. Бревна непростые – примеры:
325 + 434 465 – 123
Учащиеся при помощи учителя объясняют решение этих примеров.
– Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Складываем единицы: 5 + 4 = 9. Пишем под единицами.
Складываем десятки: 2 + 3 = 5. Пишем под десятками.
Складываем сотни: 3 + 4 = 7. Пишем под сотнями.
Читаем ответ: 759.
Аналогично комментируется вычитание.
Попугай. Но этих примеров не хватает! Еще выполним № 1–2 на с. 70.
Физкультминутка
Вот это остров! Чудеса! Какая же здесь красота! Вот добрый, умный, старый слон. |
|
Он посылает всем поклон. А кенгуру как быстро скачет, |
(Кивки головой.) |
Словно мой любимый мячик. Вот змея, она пугает И к себе не подпускает. По песку ползет она, |
(Прыжки на одной ноге и на двух.) |
Извивается слегка. А вот павлин. Он чудо-птица И всегда собой гордится. Выступает ровно, прямо. |
(Изгибы тела, вращения бедрами.) |
Смотрит гордо, величаво! |
(Расправление рук, посадка с ровной осанкой.) |
Попугай. Мы попали на территорию обезьян! Интересно, чем они здесь занимаются…
Задача. Обезьяны решили сплести из лиан гамаки. Длина первой лианы 24 м, второй – 18. Сколько гамаков смогут сплести обезьяны, если известно, что на изготовление одного гамака идет 3 м лиан.
– Давайте составим краткую запись. Из скольких лиан обезьяны собрались плести гамаки? (Из двух.)
– Известно, сколько гамаков они сплели из первой? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А из второй? (Нет, ставим знак вопроса.)
– А что же тогда известно? (Что на 1 гамак идет 3 м лиан.)
– Эту задачу можно решить двумя способами. Давайте разберем способ решения в 3 действия. Итак, что будем узнавать первым действием? (Сколько гамаков получится из первого куска: 24 : 3 = 8.)
– Что узнаем вторым действием? (Сколько гамаков получится из второго куска: 18 : 3 = 6.)
– Каково будет третье действие? (Найдем сумму гамаков: 8 + 6 = 14.)
Попугай. Ребята, а попробуйте решить эту задачу в два действия.
Ученики самостоятельно решают задачу в 2 действия, затем сверяются с доской.
Попугай. Смотрите, на камне какие-то необычные надписи…
Проводится устная работа на развитие логического мышления и внимательности. На экране таблица с несколькими фигурами, ученики должны определить, какой фигуры не хватает.
VI. Закрепление изученного материала.
Попугай. Какой красивый водопад! Хотите узнать, какую тайну он скрывает?
1. Работа в тетради на печатной основе, с. 56.
2. Проведение релаксационной разминки: ученики закрывают глаза и представляют, как проходят сквозь водопад.
Попугай. Это фруктовые уравнения. Попробуйте их решить, заменяя фрукты латинскими буквами.
45 : х = 3 х : 7 = 12 х · 6 = 90 12 · х = 48 х · 56 = х
Ученики решают уравнения в тетрадях, заменяя фрукты латинскими буквами.
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
Попугай. К сожалению, пора расставаться… Успехов вам в учебе, приплывайте к нам еще!
Анимация уплывающего корабля.
– Вот и подошло к концу наше путешествие.
– Вам понравилось на Математическом острове?
– Что особенно запомнилось?
– Какие животные нам повстречались?
– Что нового узнали?
– Попутного вам ветра!
Домашнее задание: учебник, с. 70, № 3, 5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.