Уроки 130–131
Повторение пройденного:
«Что узнали? Чему научились?»
(учебник,
с. 99–102; рабочая тетрадь, с. 74–75)*
Цель деятельности учителя: способствовать закреплению умений читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду, решать задачи, составлять задачи, обратные данной, решать нестандартные задачи, вычислять значения выражений удобным способом, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду, решать задачи, составлять задачи, обратные данной, решать нестандартные задачи, вычислять значения выражений удобным способом, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать
собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/523931
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: нумерация; образование, название и запись чисел от 99 до 1 000; десятичные единицы счета; разряды и классы; представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения; сложение и вычитание чисел.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Наши цифры проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам прилетел в класс Ветерок.
Невидимка-ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид,
Но на нас всегда глядит.
– Ветерок везде бывает, очень много знает. Узнав, что мы с вами заканчиваем третий класс и ждут нас впереди каникулы, он решил проверить, как мы усвоили устную нумерацию чисел в пределах тысячи, письменные приемы сложения и вычитания, а также устные приемы умножения и деления в пределах тысячи, внетабличное умножение и деление, решение задач.
– Хоть и очень Ветерок устал, но два письма написал и прислал. Первое письмо – сюрприз. Откроем, когда вы выполните все задания, которые приготовил Ветерок.
Во втором письме нарисованы березовые листики с заданиями.
II. Актуализация знаний. Устный счет.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
1. Закрепление нумерации, устных приемов сложения и вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1 000.
– Назовите число, следующее при счете за числом 779.
– Назовите число, стоящее перед числом 900.
– Назовите число, которое состоит из 7 сотен и 3 единиц.
– Назовите число, в котором 6 ед. III разряда, 4 ед. II разряда и 1 ед. I разряда.
– Сколько получится, если из 6 сотен вычесть 6 десятков?
– Найдите сумму чисел 830 и 70.
– Неизвестное число больше, чем 160, на 40. Чему равно неизвестное число?
– Какое число нужно увеличить в 9 раз, чтобы получилось 450?
– Самая маленькая птичка в России – королек. Масса ее тела составляет 1/200 от 1 кг. Чему равна масса этой птички? (1 кг = 1 000 г, 1 000 : 200 = 50 (г).)
– Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, обитающая на Кубе и острове Пайн. Взрослые самцы (самки несколько крупнее) достигают в длину 57 мм, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят они 1,6 г.
2. Закрепление внетабличного умножения и деления.
– У нашего Ветерка очень много друзей. Послушайте и ответьте, кому из его друзей принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Коту Леопольду.)
Этот кот в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточна верна.
Все ошибки перед вами,
Быстро их исправить надо.
48 : 4 = 12 99 : 33 = 2
60 : 5 = 13 84 : 4 = 21
19 ∙ 5 = 95 23 ∙ 3 = 69
96 : 24 = 4 48 ∙ 2 = 94
Учащиеся помогают коту Леопольду, исправляют его ошибки. Кот Леопольд остается на уроке.
3. Логическая задача.
– Кот Леопольд добирается из города в деревню Простоквашино в гости к коту Матроскину на электричке за 1 ч 30 мин, а обратно – за 90 мин. Почему? (1 ч 30 мин = 90 мин.)
III. Закрепление изученного материала.
1. Минутка чистописания.
У сосны и елки
Листики-иголки,
А на каких листочках
Растут числа, слова, строчки?
– Давайте найдем число, которое будем прописывать.
6 ∙ 6 : 9 ∙ 12 : 6 ∙ 9 : 3
– Какое число получилось? (24.)
– Что мы о нем знаем? (24 – двузначное число, для записи используют две цифры 2 и 4; четное – делится на 2; в нем 2 десятка и 4 единицы.) Прописываем.
Вид ее – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет.
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
2. Решение задач.
Задача 1.
– В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? (750 г.)
– Как нашли? (Масса всего кусочка 50 г, а масса полкусочка 25 г; 25 · 30 = 750 (г).)
– Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс, а в районе не одна школа! Сколько хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека – всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.
– Из чего получают хлеб? (Из муки.)
– Из чего получают муку? (Муку получают из пшеницы и ржи.)
– Мы решали задачу устно, а теперь Ветерок предлагает решить письменно. Текст задачи он написал на листочках. Листочки лежат на партах.
Задача 2.
– Насыпали 5 мешков пшеницы по 50 кг в каждый и 3 мешка ржи по 60 кг в каждый. Сколько всего килограммов зерна насыпали в мешки?
Задачу учащиеся решают с комментированием у доски, записывают краткое условие, а потом объясняют выбор действия.
|
Масса 1 мешка |
Кол-во мешков |
Масса всех мешков |
|
Пшеницы |
50 кг |
5 меш. |
|
? |
Ржи |
60 кг |
3 меш. |
Решение:
1) 50 · 5 = 250 (кг) – масса всех мешков пшеницы.
2) 60 · 3 = 180 (кг) – масса всех мешков ржи.
3) 250 + 180 = 430 (кг) – всего.
Ответ: 430 килограммов зерна насыпали в мешки.
– На чем вы пишете? (На тетрадных листочках.)
– А из чего эти листочки сделаны? (Они сделаны из бумаги.)
– А бумагу из чего делают? (Бумагу делают из древесины, льна, соломы.)
– Знаете ли вы, что каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
– Есть такое дерево, которое называется береза бумажная, широко распространенное в Северной Америке и часто разводимое в декоративных целях. Кремово-белая кора легко снимается тонкими слоями.
3. Работа по учебнику: № 28–29, с. 102.
4. Игра «Цена минутки».
– Сколько длится урок? (40 мин.)
– А вы знаете, что за одну минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых. А стрекоза делает в секунду до 1 600 взмахов крыльями. Теперь посмотрим, что вы сможете сделать за одну минуту. Против вас играет лучший друг Ветерка.
Работа в тетради на печатной основе: с. 74–75.
– Послушайте загадку и отгадайте.
Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка.)
– Ромашка решила проверить, как вы знаете письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1 000. На своих лепестках она написала выражения, которые вы должны решить.
Учащимся раздаются лепестки, на них записаны с одной стороны выражения, а с другой буквы.
Работают группами. Назначается старший. Ученики, решившие пример, выходят к доске.
– Проверяем полученные ответы: 272, 8, 328, 500, 760, 636, 362.
– На другой стороне лепестка написаны буквы. Составьте из них слово. Какое слово получилось? Давайте прочитаем.
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Что мы успели повторить?
– Мы выполнили все задания, которые приготовил Ветерок.
Ветерок прошелестел
И с урока улетел.
У него ведь очень много
Неотложных, важных дел.
Но понравился ль сегодня
Ему математики урок?
Полюбил ли вас, ребята,
Ласковый ваш Ветерок?
– Открываем письмо с сюрпризом, читаем послание Ветерка. «Дорогие ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. И получаете пятерки. Ветерок».
Раздаются детям вырезанные из бумаги пятерки.
Домашнее задание: учебник, с. 102, № 31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.