ПЛАН - КОНСПЕКТ
«Реформа Вооруженных Сил
Российской Федерации, её цели и
этапы проведения»
1. Реформа Вооруженных Сил и необходимость её
проведения.
2. Основные цели и задачи проведения реформы
Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Этапы проведения реформы Вооруженных Сил РФ.
Тема: «Основы обороны
государства»
Урок 3. « Реформа Вооруженных Сил Российской
Федерации, ее цели и этапы проведения»
Учебные вопросы:
1. Реформа Вооруженных Сил и необходимость ее
проведения.
2. Основные цели и задачи проведения реформы
Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Этапы проведения реформы ВС РФ.
Цель:
Ознакомить обучаемых с основными
положениями и ходом проведения реформы
Вооруженных Сил России, выработать у них
правильное представление о состоянии ВС и их ролив деле обеспечения государства на современном
этапе.
Ход занятия:
В начале занятий преподавателю необходимо
коротко обсудить с обучаемыми те изменения,
которые происходят в геополитической ситуации
( см. урок 1 ), в государственном устройстве,
экономике страны, в духовной сфере нашей жизни.
На основании этого подвести обучаемых к выводу о
том, что Вооруженные Силы страны должны
соответствовать потенциальным угрозам для
безопасности страны, ее экономическим
возможностям и требованиям по обеспечению
безопасности страны. Вооруженные Силы - это
государственная организация, и изменения в
строительстве ВС происходят в соответствии с
изменениями государственного устройства, в
развитии экономики и политике государства.
Проведения военной реформы всегда диктуется
необходимостью обеспечения безопасности страны, а
содержание ее определяется экономическими
возможностями страны.
Для иллюстрации этого преподаватель может
привести пример из истории России, рассказав о
военных реформах Петра I .
Военные реформы занимают особое место среди
Петровских преобразований. Задачи создания
современной, боеспособной армии и флота занимали
юного царя ещё до того, как он стал полновластным
государем. Историки насчитывают всего лишьнесколько месяцев мирного времени за более чем 35
– летнее правление Петра I .Постоянная забота о
безопасности государства заставила Петра
полностью реформировать армию.
Начало Северной войны (1700 – 1721 гг.)
привело к окончательному созданию регулярной
армии. До этого армия состояла из двух частей:
дворянского ополчения и различных полурегулярных
формирований (стрельцов, казаков, полков
иноземного строя). Петр изменил сам принцип
комплектования армии. Периодические созывы
дворянского ополчения были заменены рекрутскими
наборами, которые распространялись на все
население, платившее подати и несшее
государственные повинности.
Рекрутские наборы проводились ежегодно, с 20
дворов брали одного человека. В рекруты записывали
только холостых в возрасте от 15 до 20 лет.
Большое внимание Петр I уделял строительству
флота. Главными итогами военных реформ Петра I
можно считать:
- создание сильной регулярной армии, способной
воевать с основными противниками России и
побеждать их;
- создание мощного военного – морского флота;
- появление целой плеяды талантливых полководцев
(Меньшиков, Шереметьев, Апраксин, Брюс и др.).
Далее преподаватель подчеркивает, что
основные цели реформы Вооруженных Сил России
сегодня - создание достаточной обороны,качественно новых, значительно меньших по
численности Вооруженных Сил и других войск,
оснащенных современной боевой техникой и
обладающих высокой профессиональной выучкой,
для чего необходимо привести ВС в соответствие с
современными военно – политическими реалиями и
возможностями государства. Повысить их
боеготовность и боеспособность за счет оптимизации
структуры, состава и численности, подъема
качественного уровня технической оснащенности,
подготовки и обеспечения, социального статуса
военнослужащих.
Один из основных приоритетов
реформирования – сохранение и развитие в условиях
договорных ограничений стратегических ядерных сил
– главного компонента потенциала сдерживания,
гаранта стратегической стабильности.
Другой важнейший приоритет - это
формирование ядра развернутых, боеспособных
полностью укомплектованных соединений и частей
нового типа и преобразованных видах ВС и родах
войск, достаточного уже в мирное время для
эффективного решения задач по предотвращению и
нейтрализации вооруженных конфликтов
соответствующего уровня. В кратчайшие сроки мы
планируем создать на западе, юге и востоке нашей
страны несколько подобных дивизий Сухопутных
войск.
Особое внимание в ходе реформы будет
уделено качественному улучшению состава,
подготовки и обеспечению офицерского корпуса.Решать вопросы реформирования ВС
невозможно без изменения структуры военного
бюджета и обеспечения его полного и ритмичного
исполнения. В ходе реформирования планируется
повысить уровень расходов на боевую подготовку в
расчете на одного военнослужащего в 12 раз.
Важнейшим направлением реформирования
является обеспечение социальных и правовых
гарантий военнослужащих. Жизнь ставит на повестку
дня вопрос о поэтапном увеличении среднемесячного
размера денежного довольствия офицерского
состава. Другая острейшая социальная проблема –
хроническая нехватка жилья.
Подводя итог по второму вопросу, преподавателю
целесообразно еще раз подчеркнуть обучаемым, что
основной целью военной реформы является
приведение всей военной организации государства в
соответствие с современными военно –
политическими реалиями, с потенциальными
угрозами безопасности России и экономическими
возможностями страны.
Этапы проведения реформы Вооруженных Сил
РФ
Изучение вопроса этапов проведения реформы
ВС РФ целесообразно начать с ознакомления
обучаемых с некоторыми положениями Указа
Президента РФ от16 июля 1997 года №725 с «О
первоочередных мерах по реформированию
Вооруженных Сил Российской Федерации и
совершенствованию их структуры».В целях приведения военной организации
государства в соответствии с потребностями обороны
и безопасности, а также реальными экономическими
возможностями страны в ходе осуществления
первоочередных мер по реформированию
Вооруженных Сил Российской Федерации и в
соответствии с Федеральным законом «Об обороне»
постановляю:
1. Установить с 1 января 1999 г. штатную
численность военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации 1,2 млн. единиц.
Министерству обороны Российской Федерации
провести в 1997 – 1998 годах поэтапное сокращение
штатной численности военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации на 500 тыс. единиц.
4. Преобразовать до 1 января 1998 г. :
Ракетные войска стратегического назначения,
Военно – космические силы и войска ракетно –
космической обороны Войск противовоздушной
обороны в вид Вооруженных Сил Российской
Федерации Ракетные войска стратегического
назначения, состоящие из ракетных армий, воинских
частей и учреждений запуска и управления
космическими аппаратами, объединений и
соединений ракетно – космической обороны;
Управление главнокомандующего Сухопутными
войсками в Главное управление Сухопутных
войск.
5. До 1 января 1999 г.:Преобразовать Военно-воздушные силы и Войска
противовоздушной обороны в вид Вооруженных Сил
Российской Федерации Военно-воздушные силы;
Придать военным округам статус
оперативно-стратегических (оперативно-
территориальных) командований Вооруженных
Сил Российской Федерации на соответствующих
стратегических направлениях. В соответствии с
Федеральным законом «Об обороне» возложить на
военные округа в пределах их границ функции
оперативного руководства объединениями,
соединениями и воинскими частями видов и родов
войск Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов по
вопросам обороны страны.
7. Правительству Российской Федерации
разработать и представить в установленном порядке
предложения по обеспечению целевого
финансирования сокращения Вооруженных Сил
Российской Федерации с учетом проведения
мероприятий по социальной защите увольняемых с
военной службы военнослужащих.
8. Установить, что средства, получаемые от
приватизации организаций, выводимых из состава
Вооруженных Сил Российской Федерации, и
недвижимого имущества, от реализации
высвобождаемых, неиспользуемых и списанных
вооружения, военной техники и имущества
Вооруженных Сил Российской Федерации, продуктов
утилизации вооружения и военной техники, и
имущества Вооруженных Сил Российской Федерации,
продуктов утилизации вооружения и военнойтехники, а также от использования имущества
Вооруженных Сил Российской Федерации и оказания
ими услуг на договорной основе, переводятся на
специальный счет Министерства обороны Российской
Федерации и используются этим министерством для
финансирования мероприятий, направленных на
обеспечение социальной защиты увольняемых с
военной службы военнослужащих (в том числе на
приобретение для них жилья), и других мероприятий,
связанных с реформированием Вооруженных Сил
Российской Федерации.
9. Министерству обороны Российской Федерации до
1 января 1998 г. представить в установленном
порядке на утверждение проекты положений о
Министерстве обороны Российской Федерации и
Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской
Федерации.
10. Правительству Российской Федерации привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Указом и представить предложения о
внесении изменений в решения Президента
Российской Федерации.
12. Настоящий Указ вступает в силу со дня его
подписания.
Основные преобразования ВС планируется провести
в два этапа.
Первый этап – 1997-2000годы.
В 1997 году было предусмотрено: объединить
РВСН, ВКС и Войска РКО, создав на их базе
качественный вид Вооруженных Сил – Ракетные
войска стратегического назначения (РВСН),состоящий из ракетных армий, воинских частей и
учреждений запуска, управления космическими
аппаратами, а также объединений и соединений
войск ракетно-космической обороны; в ходе
реформирования Сухопутных войск реорганизовать
Управление главнокомандующего Сухопутными
войсками в Главное управление Сухопутных
войск, начать создание полностью
укомплектованных, оснащенных боеготовых
соединений и частей на каждом стратегическом
направлении.
В 1997-1998 годах:
* придать военным округам статус оперативно-
стратегических командований на стратегических
направлениях, возложить на них функции
оперативного руководства в границах их
ответственности объединениями, соединениями и
частями видов, родов войск ВС и других войск по
вопросам обороны страны;
* сократить штатную численность ВС до 1,2 млн
военнослужащих.
В 1998 году:
объединить войска ПВО и ВВС, завершив переход
к четырехвидовой структуре ВС. В ходе
реформирования оптимизировать боевой состав
ВВС и Войск ПВО.
При реформировании ВМФ предполагается
сохранить в целом его структуру (4 флота и
Каспийская флотилия) и группировки флотов на всех
стратегически важных океанских (морских)
направлениях.Второй этап – 2001-2005 годы
Осуществить переход к трёхвидовой структуре
ВС по сферам их применения: суша, воздух,
космос, море.
Обеспечить подготовку к планомерному
повышению качественных параметров войск и
сил за счет развертывания с 2005 года серийных
поставок новейших образцов вооружений и
военной техники, роста уровня оперативной и
боевой подготовки, совершенствования системы
руководства Вооруженными Силами.
Вопросы для повторения:
1.Основные цели проводимой реформы Вооруженных
Сил России.
2.Основные этапы реформы ВС РФ.