Предмет Русский язык Класс 5 Дата 04.04.2017
Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные
Тип урока: Изучения нового материала
Форма урока: Урок открытых мыслей
Форма организации учебной деятельности: Комбинированная: групповая,
парная, индивидуальная
Формируемые на уроке компетенции:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Формирование языковой и лингвистической
компетентностей: формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного
языка как формы выражения национальной культуры.
Планируемые результаты
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него и великих
русских поэтов и писателей, чей язык является образцовым, потребность
сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной
деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и
формулировать выводы; умение работать в группе; способность
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: Знать о полной и краткой форме имен прилагательных; о
грамматических и синтаксической особенностях краткой формы; правило
правописания кратких имен прилагательных с основой на шипящий.
Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в
тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;
уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий.
Развитие УУД:
личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
познавательные УУД: опознавание и анализ кратких и полных имен
прилагательных, их грамматических и синтаксических признаков, уместное
употребление адекватно ситуации речевого общения.
регулятивные УУД: планировать последовательность действий,
формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников. Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
Ι
. Организационный момент
Эпиграф к уроку «Корень учения горек, да плод сладок»
Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая чтото новое, мы
находим трудные, но необходимые каждому знания.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Посмотрите на доску, что вы видите? (схемы слов)
Учитель: Составьте слова к данным схемам. Слова, какой части речи, вы составили
к схемам первого столбика? (прилагательные)
Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на
доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)
Учитель: К какой части речи относятся слова, которые вы придумали к схемам
второго столбика? (существительные, наречия)
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Учитель: Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в
соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.
Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весела.
Учитель: Что заметили? (изменилось окончание)
Учитель: Основа изменилась? (нет)
Учитель: Значит, эти все слова формы одного и того же
прилагательного весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет? На
какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?,
каково?). Как можно назвать такие прилагательные ( краткие)
Учитель: Определите тему урока. (краткие прилагательные) Записать тему на
доске.
Учитель: Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как
образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) Все
вопросы детей фиксируются на доске.
Учитель: Чтобы узнать чтото новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем.
Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в тетради и на доске.
Как вы думаете, образовалась краткая форма прилагательных: весел, весела,
весело. Что изменялось. А что не менялось? ( Ответы детей: краткая форма
образуется от основы полной формы + окончание нулевое, о, а)
Учитель: Давайте проверим наши выводы, обратимся к языковому материалу.
Образуйте краткую форму от прилагательных: чистый, пустой, мягкий, бледный.
( Учащиеся образуют прилагательные в краткой форме, записывают в
приготовленную таблицу )
М. р. Ж. р. Ср.р. Мн.ч.
Чистый пустой бледный мягкий
Учитель: Какие окончания прибавили в мужском роде, в женском роде, в среднем
роде, во множественном числе? Образование каких слов вызвало затруднение?
(появление беглых гласных ое в словах мягок, бледен)
Учитель: Рассмотрите внимательно таблицу, сделайте вывод о том, как
изменяются краткие прилагательные? Изменить краткие прилагательные по
падежам, сделать вывод (краткие прилагательные не склоняются).
Учитель: Где можно проверить эту информацию? (в учебнике) Откройте параграф
104, страница 92, прочитайте и сравните с нашими выводами (учитель продолжает
оформление опорной схемы на доске). IV. Применение нового знания. Физ.минутка: Учитель называет прилагательные,
дети поднимают руки вверх, если услышат полное прилагательное, и приседают,
если услышат краткое.
Учитель: Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему
научились? На доске записано предложение. Утренний воздух чистый и
свежий. Придумайте к нему задание. ( Записать предложение, заменить
прилагательные в полной форме краткими, выделить окончание, определит род)
(Дети записывают «Утренний воздух чист и свеж»)
Давайте проверим (учащиеся объясняют, как образовали краткие
прилагательные). От какого прилагательного вы не смогли образовать краткую
форму (утренний), значит, не все прилагательные имеют краткую форму. Я тоже
записала предложение «Утренний воздух чист и свежий». Подумайте в чем здесь
ошибка, исправьте её (ответы детей).
Задание – ловушка: На экране предложение с орфографической ошибкой в слове
СВЕЖЬ. Учитель: Все ли согласны с моей записью? Что заметили? Кто может
объяснить? Если мы сомневаемся в правописании слов, куда нужно обратиться? (к
словарю, к учебнику). Объясните правописание кратких прилагательных с основой
на шипящую, используя теоретический материал учебника (самостоятельная
работа учащихся с правилом в учебнике страница 92).
Как узнать, какую роль краткие прилагательные играют в предложении (сделать
синтаксический разбор).
Выполните синтаксический разбор и определите, чем краткие прилагательные
являются в предложении (делают вывод, что сказуемым).
Сравните, чем полные прилагательные отличаются от кратких, работаем в
группах, ответы оформляем в предложенной таблице
Полные прилагательные Краткие прилагательные
После сравнения на доске должна появиться опорная схема «Прилагательные
полные и краткие»
Вернёмся к эпиграфу «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это
предложения, найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей,
взаимооценка). V. Рефлексия.
Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы ответили? Продолжите
предложения.
Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……
VI. Домашнее задание на выбор учащихся. Упражнение 592 (Списать предложения,
заменяя полные прилагательные краткими).
План-конспект урока русского языка в 5 кл на тему"Полные и краткие имена прилагательные"
План-конспект урока русского языка в 5 кл на тему"Полные и краткие имена прилагательные"
План-конспект урока русского языка в 5 кл на тему"Полные и краткие имена прилагательные"
План-конспект урока русского языка в 5 кл на тему"Полные и краткие имена прилагательные"
План-конспект урока русского языка в 5 кл на тему"Полные и краткие имена прилагательные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.