План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)
Оценка 4.7

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
20.02.2018
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)
Вариант конспекта урока на тему "Напиши мне письмо...", выполненный в виде технологической карты.
План -конспект -2.doc
План – конспект урока русского языка в 9 классе на тему:  «НАПИШИ МНЕ ПИСЬМО…» (ПИСЬМО КАК ЖАНР ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ) Выполнила Селезнева Таиса Сергеевна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ лицея № 15, г. Пятигорска,  Ставропольского края. Направление: урок развития речи в рамках темы «Повторение изученного в 5 – 8 кассах». Программа:  авторская  программа  линии  Т.А.  Ладыженской Учебный план: 2+1 час в неделю (102 часа в год) Учебник:     Русский   язык.   9   класс.   Учебник   для   общеобразовательных учреждений.  Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская  и др., под редакцией академика Н.М.  Шанского. М.: «Просвещение» 2015.  Цели:   развитие   речевой   и   мыслительной   деятельности, коммуникативных   умений   и   навыков,   готовности   к   речевому взаимодействию;  формирование   элементов   коммуникативной   и культуроведческой копетенций. Оборудование урока: 1. учебник для 9 класса Л.А Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, под редакцией академика Н.М.  Шанского. М.: «Просвещение» 2017. 2. 3. 4. Рабочие тетради по развитию речи. Почтовые конверты с вложенными в них листками бумаги.  Лингвистические   словари:     «Толковый   словарь   живого Великорусского   языка»   В.И.   Даля,   "Словарь   русского   языка"   С.   И. Ожегова,  «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой. 5. ТСО: компьютер, мультимедийная доска, проектор, экран. 6. Миниатюрная выставка томов СС Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, в которых напечатаны письма. Тип урока:                                      комбинированный. Форма:                                            сдвоенный урок. Ход урока 1.  Организационный   момент.   После   взаимного   приветствия учеников   и   преподавателя,   учитель   читает   наизусть   строчки   из стихотворения   К. Симонова:  Письма пишут разные:                                               Слёзные болезные,                                               Иногда  прекрасные,                                               Чаще – бесполезные. Учитель:   Вы   поняли,   что   сегодня   мы   будем   говорить   о   таком старинном жанре речевого творчества, как письмо. [На экране высвечивается тема урока:  «Напиши мне письмо…» (Письмо как жанр письменной речи)]. Как вы думаете, почему я назвала этот жанр старинным? Ученики: ­ Потому что сейчас никто не пишет писем. ­ Сейчас, если хотят что­то сообщить, пишут СМС­ки. Это коротко и удобно. ­ Я за   всю свою жизнь ни разу ни от кого не получал письма и сам никому не писал. ­ Неправда. Уж один­то раз каждый из нас писал, потому что наша учительница   просила   нас   написать   ей   хотя   бы   одно   письмо   за   летние каникулы. ­ Ну, так это по заданию… Учитель: Вот и сегодня вы снова напишите мне письмо в конце урока. А  можете не мне – а кому душа ваша захочет. Давайте вспомним, что мы узнали о форме письма на уроках развития речи в прошлые годы. Ученики: ­ Мы учились грамотно надписывать конверты. ­ Учились формам обращения к адресату и формам окончания письма. Учитель:   Запишем   маленький   словарный   диктант:   Адрес,   адресное (послание), адресовать, адресат, адресант. (Один  человек – у  доски. Он  же  даёт краткое  толкование  значений каждой лексемы). (На экране высвечивается образец надписей  конвертов) Учитель:   Теперь,   пожалуйста,   подпишите   ваши   конверты,   указывая адрес и фамилию  того человека, которому вы хотите написать письмо.  (Это можно сделать карандашом, потому что дети могут передумать, кому писать). Учитель:   Какое   домашнее   задание   вы   выполняли   к   сегодняшнему уроку? Ученики:   упражнение   12   учебника;   работа   с   лексемой   «письмо»   по разным словарям. Учитель: Расскажите, как работали, что узнали. Ученики:  ­ Выполняя упражнение12, мы повторили общие сведения о том, как писать письмо: обдуманно, аккуратно, разборчивым почерком. ­ Ещё прочли о том, как обращаться к адресату и как прощаться с ним. Ничего нового. Учитель: А как проходила работа со словарями? Ученики: ­ В школьном словаре – справочнике по грамматике я нашёл статью «письмо»   и   ещё   раз   убедился   в   том,   что   письмо   –   это   существительное, нарицательное,   неодушевлённое,   среднего   рода,   второго   склонения,   во множественном числе – письма. В   словаре   синонимов   указано   несколько   синонимов:   письмецо, весточка, письмишко, писулька, грамотка, цидулька, послание, эпистола. Все они относятся к разным речевым стилям: книжному, разговорному. ­ Последний названный синоним «эпистола» заставил меня обратиться к словарю иностранных слов, в котором я прочитал, что эпистола – это то же самое   письмо,   послание;   но   заимствовано   из   латинского   языка.   От   него образуется прилагательное эпистолярный, т.е. написанный  в форме писем. Учитель: давайте запишем этот новый для вас термин: эпистолярный стиль, жанр. Какие литературные жанры могут быть созданы в этом стиле? Ученики: эпистолярный роман, эпистолярная повесть, поэма. Учитель:   Мы   очень   скоро   встретимся   с  эпистолярными   жанрами   на уроках   литературы,   посвящённых   эпохе   Просвещения   и   сентиментализма. Продолжите ваши рассказы о работе со словарями. Ученик: ­Работая  со  словарём     С.И.  Ожегова,  я узнал, такое  значение  слова «письмо»: 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения кому­то. 2.Умение писать. 3. Система графических знаков. 4.   Манера   художественного   изображения.   А   ещё   нашёл   слова, производные от «письмо»: письмовник, письмоводитель, письмоносец. Учитель: Кто работал со словарём Владимира Ивановича Даля? Ученик:  ­ Как всегда нас удивил этот замечательный словарь. Во­первых, мы не сразу отыскали слово «письмо». Но вспомнив, что этот словарь организован по   словарно   ­   гнездовому   принципу,   отыскали   слово   письмо   в   статье «писать». В ней целых три столбца текста. Даль толкует письмо как граматку (вот так и написано – через «а»), уведомление, сообщение на бумаге, а потом главное: письмо  ­ это «беседа, посылаемая от одного лица к другому». Вот такое замечательное определение.   Учитель:   На   самом   деле   замечательное.   Давайте   запишем   его   в тетради:  (Ученица пишет на доске) «По мнению В.И. Даля, письмо – это беседа, посылаемая от одного лица другому». Учитель: Так какое из прозвучавших определений письма вам кажется наиболее справедливым? Ученики: ­   Все   верны   по­своему.   Определение   Ожегова   более   современно: письмо   –   это   просто   сообщение.   И   значит,   наши   СМС­сообщения   –   это вполне законные письма, хотя в них нет подробных рассуждений, описаний. Что? Где? Когда? – сообщил и всё. А беседовать долго в наше время некогда. ­   Я   не   спорю,   я   просто   хочу   сказать,   что   иногда   душа   просит поговорить с кем­то родным долго и откровенно, чтобы что­то понять в себе самом. ­ Я, конечно, не прочёл все эти собрания писем, представленных на выставке, но  несколько писем Чехова прочёл, и они меня поразили тем, что будто бы адресованы мне, а не брату Чехова. Это то письмо, в котором он говорит, что надо каждый день выдавливать из себя по капле раба, чтобы стать, наконец, свободным и сильным человеком. Учитель:   А   кто   из   вас   вспомнит   произведение   Чехова   о   мальчике, пишущем письмо дедушке? Ученик: ­ Это «Ванька» Чехова. В нём 9­летний мальчик пишет письмо деду Константину Макарычу. (На   мультимедийной   доске   возникает   текст   рассказа   «Ванька»   А.П. Чехова. Два подготовленных   ученика   выразительно читают текст письма Ваньки.). Рефлексия учащихся по поводу прочитанного выливается в обсуждение текста,  впервые   прочитанного  3  года   назад,  а  теперь   дети  находят   новые «взрослые» аргументы. Учитель: Что из себя представляет это детское письмо? Информацию? Или что­то другое? Что именно? Ученик 1: Информация в этом письме, конечно.  Есть. Информация об ужасе, в который погружён этот ребёнок. Я помню, как в повести «Детство» М.   Горький   писал   «о   свинцовых   мерзостях   русской   жизни».   Вот   о   них информирует этот мальчик. Ученик   2:     Но   главное   ­     это     мольба,   обращённая   к   дедушке,   об избавлении от невыносимой тоски и муки. Ученик   3.   Он   не   словами   пишет,   а   душу   свою   изливает.   Душа   его кричит: «SOS»,  «нету никакой   моей возможности». Читаешь – и у самого душа начинает болеть.   Слово учителя: Вы ещё не раз будете встречаться с литературными героями,  в  жизни   которых   письма   сыграли   громадную   роль.  Среди   них  – студент   Родион   Раскольников,   задумавший   страшное   преступление   – убийство.   И   в   этот   момент   он   получает   письмо   от   своей   матушки. Достоевский пишет: «Когда он кончил читать, всё его лицо было мокро от слёз».  А   вы,   ребята,   помните   почерк   вашей   мамы?   А   сами   давно   писали письмо? Настоящее письмо – рассказ о своей душе, о её радостях и болях? Вот такое у вас трудное домашнее задание. Напишите свои   письма людям,   с   которым   вам   хочется   поговорить   по   душам.   Вложите   их     в конверты, розданные вам. Эти письма не обязательно адресовать мне. Но если и я удостоюсь такой чести, я, разумеется, никогда не буду читать их вслух. Это ещё одно правило, связанное с письмами: «Никогда нельзя читать чужие письма без разрешения их автора». Запомните это правило. А теперь с мыслями о своей душе отправляйтесь на перемену.  До свидания.

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)

План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Напиши мне письмо... " (Письмо как жанр письменной речи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018