План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.
Оценка 4.7

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
8 кл
10.05.2017
План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.
План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо – и водопроницаемость. Структура почвы. Цель: продолжить изучение почв России, познакомить с плодородием почв с понятием «структура и состав почв»; определить агротехнические мероприятия. Оборудование: физическая карта и почвенная карта России. Атлас.Мультимедиа. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. • Какой тип почв распространен в нашей местности? • Используются ли они в сельском хозяйстве. • Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных типов. • Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв. • Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв. 3. Знакомство с новым материалом.План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо – и водопроницаемость. Структура почвы. Цель: продолжить изучение почв России, познакомить с плодородием почв с понятием «структура и состав почв»; определить агротехнические мероприятия. Оборудование: физическая карта и почвенная карта России. Атлас.Мультимедиа. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. • Какой тип почв распространен в нашей местности? • Используются ли они в сельском хозяйстве. • Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных типов. • Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв. • Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв. 3. Знакомство с новым материалом.
География 8 кл Почвы и урожай.doc
План урока № 30. География ­ 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо – и водопроницаемость. Структура почвы. Цель: продолжить изучение почв России, познакомить с плодородием почв с понятием  «структура и состав почв»; определить агротехнические мероприятия. Оборудование: физическая карта и почвенная карта России. Атлас.Мультимедиа. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.  Какой тип почв распространен в нашей местности?  Используются ли они в сельском хозяйстве.  Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных  типов.  Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв.  Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв. 3. Знакомство с новым материалом. Учитель: Сегодня мы продолжим изучать почвы.  ПЛОДОРОДИЕ­это способность почвы обеспечивать рост и развитие растений питательными  веществами и влагой. Оно зависит от  свойств почвы и содержания в ней питательных веществ,  механического состава, структуры, водно­воздушного режима и т.д. Работа в тетради. Запишите  тему урока и заполните  табличку с помощью учебника и карты  атласа. Типы почв Чернозем,  Краснозем, Серозем  Отличие Механический состав Глинистые Суглинистые Песчаные Супесчаные Задание. Найдите в тексте учебника значение механического состава почвы; выписать в тетрадь отличия. Перечислите основные агротехнические мероприятия;  почему уменьшается  плодородие почв. Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на  собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву. Итог урока. В разных климатических поясах для  разных видов почв проводятся различные  способы обработки. В засушливых районах борются  за сохранение влаги в почве, а в  избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это  мероприятия по охране и  рациональному использованию  почв России. Домашнее задание. 20; стр.125­129. Подготовиться к семинару. План урока № 31. География ­ 8кл. Тема: «КУБАН. Восстановление и  поддержание плодородия почв. Агротехнические  мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений».  Цель: познакомить учащихся с разнообразием мероприятий по восстановлению и поддержанию  плодородия почв России и Краснодарского края. Мероприятия, проводимые в нашем крае по  улучшению плодородия почв. Оборудование: Карта почв России и края. Атлас и иллюстрации. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Проверка  домашнего задания. Определить тип почвы по описанию.  В степи и полупустынях встречается этот тип почв. Сухой и теплый климат. Мало  гумуса и растительных остатков.  В лесах и областях избыточного увлажнения бедные гумусом и минеральными  элементами. Малоплодородны  из­за интенсивного промывания.  Область многолетней мерзлоты. Скудные оттаивающие на короткий период времени.  Самые плодородные почвы с нормальным увлажнением, богаты гумусом.  Почвы крайнего севера под верхним горизонтом зеленовато­сизый или голубовато­ серый слой с ржавыми пятнами глеевого горизонта. Ответы:  Каштановые, бурые, серо­бурые.  Подзолистые и дерново­подзолистые.  Мерзлотно­таежные.  Чернозем.  Тундро­глеевые. Фронтальный опрос: Какие почвы называются легкими и тяжелыми? Свойство почв. Как необходимо обрабатывать почвы. Какие почвы в нашем крае. Какие агромероприятия вы проводите, чтобы получить высокие урожаи? 3.Изучение нового материала.  КУБАН.   Восстановление   и   мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений. Выступление   учащихся,   подготовившихся   к   семинару.   Работа   с   наиболее   сильными учащимися. Делим класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается индивидуальное задание   поддержание   плодородия   почв.   Агротехнические Фермеры  Найдите более  благоприятные  районы нашего  края для развития  фермерского   хозяйства. Агрономы  Какие  агромероприяти я необходимо  проводить для  улучшения  плодородия  Почвоведы  Какие типы и  механические  проблемы  обработки  почв нашего   края вас  Животноводы   В каких районах  нашего края  выгоднее всего  заниматься  животноводством и почему. Мелиораторы  Значение  мелиорации в   агротехнических  мероприятиях.  Внесение  удобрений и почв. интересуют. механическая  обработка почв. На   ребята   группой   решают   главные   хозяйственные   и   экономические   вопросы   нашей местности. Если двигаться от Кавказских гор, с юга на север, можно наблюдать почвенные зоны    Работа со слабоуспевающими учащимися. Задание: выпишите в тетрадь почвы, которые находятся в нашем крае(используя атлас и карту почв Кубани).  Почвенные зоны Горная луговая Горная лесная Предкавказские лесостепные Степной чернозем Луговые, лугово­болотные и болотные. Аллювиальные . Типы почв Выщелоченный  чернозем. Темные  серые лесные  Подзолистые. Чернозем.  Гнорно­лесные и  перегнойно­ карбонатные. Где расположены. Предгорные районы  Кавказского хребта. Предгорные районы. Прикубанская  равнина Плавни   дельты   реки Кубани. Тамань. Побережье Азовского моря. В  долинах рек   побережье       Черного моря. Важнейшее решение всех проблем почв нашего края­ это рациональное использование и мероприятия , ПРОВОДИМЫЕ  для улучшения плодородия почв ведь не даром говорится; воткни оглоблю ­ вырастет телега. Почвы­   это   богатство   природы,   поэтому   их   берегут,   удобряют,   задерживают   влагу   на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной. Северная и северо­восточная части нашего края  наиболее страдают от ветровой эрозии – это Уст­Лабинский, Новокубанский и Кавказский районы. От   водной   эрозии   страдает   Отрадненский,   Белореченский,   Апшеронский,   Северский, Абинский, Крымский   и  районы Черноморского побережья.   Нельзя зхабывать о том, что  Содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается.  Частая обработка почвы тяжелой колесной и гусеничной техникой   ухудшает её водно­воздушный режим,  Несоблюдение   правил   транспортировки,   хранения   и   норм   применения ядохимикатов   приводит   к   загрязнению   земли.   В   результате   чего   гибнут   черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодродие.  Вредно вносить много удобрений. 4.Итог урока. Вы   уже   заметили,   что   каждая   почвенная   зона   и   влияние   и   значение   почв   зависит   от климата, рельефа  и внутренних вод (рек, озер), которые влияют на разнообразие почв.   5.Домашнее задание.  Записи в тетради. Выставление оценок за работу на уроке. План урока №31. География ­ 9 кл. Тема: «Санкт­Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности  города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений.  Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды  Петербурга. Наука и образование». Цель: Определить особенности ЭГП района  и роль Санкт­Петербурга в хозяйстве района.  Дать представление о проблемах Санкт­ Петербурга и Северо­Западного района. Изучить  специализацию Северо­Западного района. Оборудование: Физическая и политико­административная карта России, экономическая  карта Северо­Западного района. Ход урока. 1.Организационный период. 2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Северо­Западный район. Особенности природы и географическое положение. Моря, омывающие этот экономический район и государства, с которыми граничит.  Реки и озера, которые протекают по территории. Значение и исторические особенности этого района. Образование  городов, которые являются историческими памятниками и национальным  богатством страны. Культурные центры России. 3.Изучение нового материала.   «Санкт­Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности города  на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений.  Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды  Петербурга. Наука и образование». Город возник в 1703 году 16 мая. Перенесение столицы  изменило и политическое и  экомом­географическое положение. Петербург быстро стал крупным промышленным и  политическим центром. В 1914г­. переименован  в Петроград В 1917г­ посмле революции Россия стала закрытой страной, особенно от Европы. В 1920г­ Промышленное развитие ГЭС на р.Волхов и 2 на  р. Свирь, алюминиевый завод,  нефтеперерабатывающий в г. Кириши, добыча бокситов, фосфоритов, АЭС в г. Сосновый  Бор. Машиностроение: судостроение, приборостроение, производство турбин для  генераторов электростанций. Санкт­Петербург ­ центр оборонной промышленности. В 1924г.­ Ленинград. В 1991 г. после распада СССР –Санкт­Петербург, но область  Ленинградская. С тех пор, как был образован город он стал столицей на 200 лет, историческим и  культурным центром России он считается и до сих пор. С 19­21 век произошло рождение и  развитие наук, особенно картографии с 1845 года было образовано русское географическое общество. По распоряжению первого императора именно в  Петербурге  было положено начало  систематическому изучению географии и картографии. В течение всей первой половины 19 века русские моряки совершили из Петербурга 36  плаваний. Задание. Определите по карте атласа, какие  районы входят в состав  Северо­Западного района. Определите ЭГП  района. Работа с контурной картой. Нанесите крупнейшие города, какие промышленные  производства в них развиты. Какими природными ресурсами богат район. Итог урока. Д.з. п. 28­29. Стр.134­139. Доклады (с сильльными) о Питере и Новгороде. План урока №32. География ­ 9кл. Тема: «Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство.  Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико­географическое  положение области как ресурс её развития». Цель: Познакомить с историей образования Калининградской области. Дать понятие о СЭЗ и анклаве. Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг,  хозяйства области. Показать проблемы области и возможные перспективы развития  хозяйства анклава после распада СССР. Развивать умение работать с картами. Оборудование:   Физическая и политико­административная карта России.  1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа. (Дифференцированный подход). Ход урока. Сильные учащиеся 1.Дать оценку ЭГП. 2.Роль района в экономике страны. 3.Проблемы района. Слабоуспевающие учащиеся Тест на отдельных листах индивидуально Ответы:1­в,2­а,3­в,4­б,5­б,6­в,7­г,8­а,б,в.  Учащиеся, подготовившие доклады рассказывают их после опроса. Итог по проверке д.з. и выставление оценок. 3. Изучение нового материала. 4. «Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное  географическое положение области. «Контактное» экономико­географическое положение  области как ресурс её развития». Задание;  по политической и физической карте России определите ЭГП  Калининградской  области. Калининградская область­ часть  бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к России в 1945  г по решению Ялтинской и Потсдамской конференции. К СССР отошла 1/3 часть  Пруссии, а к Польше 2/3. Раньше называли Кёнигсберг­ это территория Восточной Пруссии, которая отошла России  в 1945 году, её захватывали в 1756­1762 году во время семилетней войны, Фридрих уже готовился стать вассалом России, но тут умерла императрица  Елизовета и на престол  пришел Петр 3. Он преклонялся перед Фридрихом и заключил с ним перемирие. Прусский  мир    был подписан с отказом от всех завоёванных земель.  Калининградская область стала анклавом­это часть территории страны со всех сторон  окруженная  территорией других государств, значит это полуанклав, так как имеет выход в море. Калининградская область  является свободной экономической зоной СЭЗ­ это   самостоятельные территориально­географические анклавы или полуанклавы,   обособленные от  основной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы /налоговые и  таможенные/ для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с  новыми технологиями. «Янтарь»  карьер по добыче янтаря в год добывают 1000т. Делают  украшения и используют как удобрение крошки янтаря. Природные условия. Рельеф  Климат  Калининградская область Низменная равнина  Переходный от умеренно­континентального до морского. Ср. темп. Янв.­3 снег не долго лежит сразу тает Лето теплое ср.=17, но дождливое, избыточное увлажнение. Требуют осушения. 40% лесов­исскуственные посадки Породы деревьев­ тис,  платан, магнолия. Машиностроение,Рыбная. Целлюлозно­бумажная. Песчаные косы – Куршская и Вислинская.  Дюны с посадками  сосен. Почвы и природа  Промышленность  Природные объекты Закрепление.  В каком году образовалась Калининградская область?  Что такое анклав или полуанклав?  Что такое СЭЗ?  Отрасли специализации хозяйства.  Что такое Кенигсберг?  Что такое «Янтарь»?  Почему главный ресурс ЭГП?  Работа в контурной карте.  Выполнить задание с помощью атласа.  Итог урока.  Выставление оценок. Домашнее задание п.30 стр.140­142. План урока №29. География ­ 7 кл. Тема: «Океания.» Пр.р№8: « Нанесение на к.к указанной в программе номенклатуры» Цель: познакомить учащихся с разнообразием природных условий Океании. Выполнение практической работы. Оборудование: карта и атласы. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка ранее изученного. Австралия. Самое, самое…  Самый большой залив…  Самое крупное озеро….  Самая большая река с притоком…  Самые высокие горы с вершиной….  Самая большая пустыня…..  Самый крупный город­столица…  Самое крупное государство на материке…  Самый крупный барьерный риф…..  Самые распространенные животные…..  Самый большой климатический пояс….. 3. Изучение нового материала. Океания­ крупнейшее островное географическое место на Земле. Состоит в основном из  множества островов. Образовались они в основном в результате тектонических движений,  так как находятся на стыке двух литосферных плит.  Скопление островов 7 тыс., часть  образуют архипелаги,  находящихся между 28с.ш. и 53 ю.ш. и 130 в.д. и 105 в.д.  Площадь  1,3 млн.кв.км. По происхождению острова делятся на: Материковые ­ Новая Зеландия и Новая Гвинея. Вулканические ­ Гаваи. Биогенные ­ Коралловые рифы и атоллы. Островные дуги­ участки дна, приподнятые тектоническими движениями – Новая  Каледония.   Выполнение практической работы. Практическая работа №8. « Нанесение на к.к указанной в программе номенклатуры» Итог урока. Домашнее задание. П.39.стр.161­165 План урока№30. География ­ 7кл. Тема: «Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования. Пр.р№9: Определение черт сходства и различия ГП Африки и Южной Америки».  Цель: познакомить с материком его открытием и  объектами, находящимися на нем.   Определить черты сходства и различия между двумя материками Африкой и Ю.Америкой. Материк природных рекордов. Оборудование: Физическая карта мира, Физическая карта Ю. Америки. Австралии и  Африки.  Фотографии исследователей. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Ход урока. По очертанию похожа на гроздь винограда. По площади 4 место =18 млн.кв.км. Самый  близкий материк С. Америка и Антарктида. Крайние точки материка назовите и отметите на контурной карте. Нанесите на карту все объекты береговой линии. Открытие  1492г.­ Х. Колумб 1507г. – А.Веспуччи. 1769­1859 г. – А. Гумбольт. и Э. Бонплан. 1932­1933г. – А.И. Воейков  и  Н.И. Вавилов. Пр.р№9: Определение черт сходства и различия ГП Африки и Южной Америки».  Сходство Различия Открыл Ю.Америку­Х. Колумб По площади занимает 4 место среди других материков Земли. Омывается Северным Ледовитым океаном. Отделена от С. Америки Панамским каналом. Береговая линия сильно изрезана. Итог урока. Игра «Узнай слово». А М Площадь материка 18.2 млн.кв. км. К Южная крайняя точка м. Доброй надежды. Е О Р У И Омывается Атлантическим океаном. Г Т О Восточная точка мыс Кабу­Бранку. Северная крайняя точка мыс Гальинас. На материке нет высоких гор. Домашнее задание п. 40 стр.166­168. План урока №15.География ­ 6кл. Тема : «Движение  земной  коры». Цель: познакомить учащихся с видами движений земной коры. Сформировать  представления об эпицентре, очаге, грабене, горсти. Оборудование: карта мира физическая. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка ранее изученного. Что такое литосфера? Толщина её везде одинакова? Что у  Земли внутри? Выбери правильный ответ. 1. Толщина мантии: а)10км. б)2900км,в)65км. г)3500км. 2. Максимальная мощность земной коры: а)800км, б)80км, г)8км.. 3. Укажите радиус ядра Земли: а)3500км,б)1500км,в)2600км,г)1800км. Решение задач: температура в шахте ?15,5 ? 25 на  поверхности Земли  температура 8 15 Глубина в м. 750 1000 ? ­10 30 ­20 ?20 1000 1000 750 : 100+8=15,5            1000:100+15=25 1000:100 +(­20)=­10          1000:100=10; 30­10= 20 3.Изучение  нового материала. Движение земной коры. Горизонтальные и вертикальные ­ медленные.      Горизонтальные Вертикальные  Образуют складки и тектонические  разломы. Образуют возвышенности и плоскогорья,  низменности. Если вертикальные и горизонтальные движения накладываются, то образуется горст и  грабен. Быстрые движения литосферы­ это землетрясения сила измеряется в баллах. 0т 1 до 12 баллов. Новые слова: Горст­ холм­ участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный  круто  наклоненными разрывами и поднятый относительно  прилегающих участков. Грабен –ров­ ­ участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный  круто  наклоненными разрывами и опущенный относительно  прилегающих участков. Разлом –разрыв­нарушение сплошности горных пород, без смещения (трещина) или со  смещением. Очаг, гипоцентр­ под, вниз­ место в литосфере, где происходит внезапный  разрыв или  смещение и происходит колебание , передающееся на большие расстояния Эпицентр­над­ место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения,  где наблюдаются  разрушения. Между плитами литосферы существуют границы ­ сейсмические области. Кроме землетрясений еще извержения вулканов и цунами являются следствием быстрых  движений. Вулкан­это гнев богов, мифы об образовании вулканов. Вулканизм – это сложный процесс,  при котором  магма поднимается из недр земли, прорывает  земную кору и изливается на поверхность Виды вулканов • Действующие  • Уснувшие  • Потухшие Строение вулкана. Кратер­ большая чаша­ углубление в несколько десятков метров до км. Жерло­ вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. Конус­ гора, образованная застывшей лавой.  Лава­ магма, излившаяся на поверхность. Вулканические бомбы и газы, глыбы и пепел. Рефлексия . Описание картины Гибель Помпея. А.С.Пушкин. Везувий зев открыл­                   Дым хлынул клубом­ пламя Широко раскрылось Как боевое знамя. Земля волнуется                          С шатнувшихся колон Кумиры падают! Под каменным дождем,              Под воспаленным прахом Толпами,  стар и млад ,               Бежит из града вон.     Домашнее задание.   18­19 стр.  Народ, гонимый страхом, План урока №15. Кубановедение ­ 5кл. Тема: «Культура Боспорского государства». Цель: познакомить учащихся с разнообразием культуры Боспорского государства. Оборудование. Карта  края в 8­6 веке до н.э.. таблицы № 5.  Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания.  Причины образования в нашем крае греческих колоний  Как жили греки .  Чем они занимались.   3.Прочитать рассказ о том,  как жили греки в нашем крае. Изучение нового материала. Основания колоний. В течение 8­6 века.  до н . э.  греческие  колонии появляются на  берегах Адриатического, Эгейского, Мраморного и, наконец, Черного морей. В   прибрежной зоне Черного  моря  греки сначала освоили южные и западные его берега.  Затем переселенцы стали появляться в Северном и Восточном Причерноморье, с которым  они были знакомы еще задолго до колонизации. Греки посещали эти места с торговыми  целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты –  эмпории. Греки создали свои поселения в местах проживания коренных племен с учетом  установления торговых связей. Северное и  Восточое  Причерноморье манили выходцев из  Эллады продуктами  сельского хозяйства, и в первую очередь хлебом, в котором  постоянно ощущался недостаток в метрополии. Интерес  греков, несомненно, вызывали   ценные породы рыб, водившихся в Азовском море и прибрежных лиманах, а также в устье  Кубани. Важными товарами в обменной торговле могли стать соль и лес.  Союз греческих городов­полисов в 480г. до н.э. города по обе стороны Боспора   Кимемерийского (Керченскийпролив), образовали  единое государство со столицей   Пантикапей (Керчь). Экономику Босфора составляло земледелие. Плодородие  кубанской земли приносило  высокие урожаи, но греки занимались также виноградорством и садоводством, недаром  один из городов Таманского полуострова назывался Кепы, что означает сады.  Виноградорство и виноделе, животноводство и коневодство, рыболовство.  Развивалось ремесло, в Фаногории археологи обнаружили небольшие мастерские  по  производству керамики.  Кроме посуды и черепицы изготавливали статуэтки греческих  богов и детские куклы. ТОРГОВЛЯ. Греки наладили торговлю с другими синдо­меотскими племенами. Торговали в основном хлебом. Хлеб вывозили в Грецию, рыбу, мед, воск, рабов и сельхоз  продукты. Из Греции привозили посуду, ткани,  вино, масло и украшения. С местными  племенами производился обмен. Итог урока. Рефлексия . Культура и быт Босфорского царства. Домашнее задание. Стр 54­56. План урока №15. Кубановедение­ 6 кл. Тема: «Правобережная Кубань в составе Крымского ханства» Цель: продолжить изучение  Правобережной Кубани , дать  определение внешней политики нашего государства в период правления Ивана Грозного. Оборудование:  Медиа. проектор.Диск «Кубань в 16­17 веке». Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка изучения ранее изученного. Какие племена населяли Кубань в 16­17 веке. Расскажите,  как появились в нашем крае адыги или черкесы. Как жили адыги и чем они занимались? Где сейчас живут адыги и чем они занимаются? Работа с сильными учащимися. Слабоуспевающие  Найдите в атласе и изобразите те  места, где жили адыги  и ногайцы. Сопоставьте  современнын места  обитания этих племен с   современными. Составте рассказ о жизни населения  Прикубанья в 16­17 веке с помощью  учебника и карт атласа. 3. Изучение нового материала. 4. Просмотреть материал на диске медиа. проекторе. 5. Расскажите, что необычного вы увидели в этом фильме 6. Беседа учителя. В 15­16 веке политическая ситуация  на Северном Кавказе существенно  изменилась. Это  было связано с турецкими завоеваниями. 1453­ захват  турками Византии. 1475­ завоевание Крыма. 1475­1479­ первые удары по горцам. 1501 – поход турок и крымцев на горцев. 1516­1519­ Османской империи против  горцев в результате была возведена турецкая  крепость Темрюк. 1539­крымское войско, усиленное янычарами(турецкая пехота) совершила поход к берегам Кубани. Но этот поход окончился неудачно. 1551­ крымцы  вновь организовали нападение на горцев и одержали победу. 1552­захват Казани русскими. 1556­ захват Астрахани 1557­принятие кабардинцев в  состав России. 1561­Иван  Грозный  женился на дочери кабардинского князя. 1600­Борис Годунов считало вост. адыгов и абадзин своими подчиненными. 1614­1615­зап. Адыги присягнули. Итог урока. Домашнее задание  стр.123­127 План урока №15. Кубановедение ­7кл. Тема: «Черноморское  и линейное  казачество. Пластуны».  Цель: познакомить учащихся с разнообразием войск, которые заселяли территорию нашего  края, образовывая куреня. История названия нашего населенного пункта. Особенности  заселения и культура казаков. Оборудование: Карта Краснодарского края  физическая и политико­административная.  Таблицы  с иллюстрациями. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Ход урока.  Назовите основные  символы нашего государства и края.  Какой герб и флаг имеет наш район. Опишите  его.  Откуда произошло название черноморское и линейное войско.  3. Изучение нового материала. 4. Черноморское  и линейное  казачество. Пластуны». В мае 1811 года император Александр пожелал пополнить свою гвардию сотней конных  казаков «от войска Черноморского из  лучших людей». И не прошло ещё трёх месяцев, как  были собранны  в Екатеринодаре  197 достойнейших казаков доброго поведения и  здоровья. Среднего роста от 177­182 см.. Самый молодой казак 18 лет и самый старый 56  лет. Но каждый из них уже был опытнейшим воином , не раз испытавшие себя в боях на  пограничной линии. Возглавил отряд  черноморских казаков  войсковой полковник А.Ф.  Бурсак. Активное участие приняли казаки – черноморцы в сражениях Бородино под  командованием Ф.П. Уварова и в  сражении под деревней Ляхово. В 1814 году черноморцы вступили в Париж вместе с русскими войсками. Поселившись на Кавказкой линии казаков стали называть линецами. Помимо освоения  новых земель и ведения собственного хозяйства на них легла вся тяжесть  беспокойной  военной службы с ночными тревогами и дозорами. Одними из первых поселились на линии донские казаки. Оказавшись в тяжелых  климатических условиях многие из них болели, попадали в  лазарет и умирали. Донские  полки часто состояли из молодых плохо обученных казаков, не знавших особенностей  войны с горцами, но со временем они становились замечательными воинами. Пластуны­ казаки, которые имели такое название часто  делали вылазки во вражеские  станы и ползали по пластунски их называли разведчиками. Пластуны  отличались  маленьким ростом и смешно одевались. Однажды полк казаков –пластунов прибыл в   русскую армию, увидев их воины долго смеялись и не верили в их подвиги. Одеты они  были очень смешно, синие шаровары подпоясаны красным поясом, бурка и папаха,  меленького роста. Но после их героической вылазки , они уже не выглядели так смешно. 5. Итог урока. Название войск Черноморцы Линейцы Пластуны Особенности Запорожские казаки Донские казаки Запорожские казаки Где они жили? Побережье На линии Лиманы 6.Домашнее задание подготовить сообщения о жизни казаков.   План урока №15. Кубановедение ­ 8 кл. Тема: «Хозяйственный уклад жизни населения Кубани. Цель: познакомить учащихся с хозяйственным укладом жизни населения Кубани. Оборудование: Иллюстрации, картины. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания.  3. Кубань во второй половине­ конце 19 в. Много исторических событий  произошло в конце 19 века на Кубани. 1853­война с Турцией, Францией и Англией. 1861­ постройка ЖД . 1870­ судоходство по р. Кубани. 1879­ открытие цемента. 4. Изучение нового материала. «Хозяйственный уклад жизни населения Кубани. В период с 18­19 века –земли Кубани были целиной . Распаханных земель было очень мало. Казаки строили дома из глины и назывались они турлучными  или саманными. Дом  строился всей семьёй и прежде чем закласть дом  клали перья, шерсть и все отребуты  хозяйства, чтобы в доме водилось всё живое. У  реки делали замес из глины и  соломы. У донских казаков хата была просторная, высокая с крыльцом и коридором­ это линейцы, а у черноморских хаты­мазанки, как на Украине у запорожских казаков. Каждый праздник приходили  друзья и родственники и праздновали новоселье. Пели  песни и приглашали  батюшку для освещения дома. Казаки свято хранили и чтили  церковные праздники и соблюдали все  православные  обычаи. В углу каждого дома висела икона, заходя в хату казак молился, желая хозяивам  доброго здоровья и  благополучия. Многие праздники и обычаи сохранились и до наших дней. Какие православные  праздники вы знаете? Почему они так называются? В чем их особенности? Расскажите какие  обычаи празднования сохранились в вашей семье.  Итог урока. С чем познакомились? Что нового узнали? Домашнее задание. Подготовить сообщения о православных праздниках, которые вы  знаете. План урока №15. Кубановедение­ 9кл. Тема: «Краснодарский край во второй половине 60­х – начале  80­х гг. Бюрократизация партийного  и советского аппарата. Руководители края.   Электроэнергетика и транспортная система края. Укрепление сельскохозяйственного  производства.  Животноводческие комплексы, птицефабрики, агропромышленные   объединения. Миллион тонн кубанского риса. Строительство Кубанского водохранилища.  Экологические проблемы. Здравоохранение и курортное дело на Кубани. Образование,  наука и культура. Уровень жизни населения края». Цель: Познакомить учащихся с развитием экономики во второй половине 60 и начале 80  годов, как развивалась электроэнергетикак и транспортная сеть  края. Оборудование:  Экономика края в 60­80 годы 20 века карта. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Общественно­политическая жизнь и социально­экономическое развитие края в 1953­ 1964гг. Демократизация общественной жизни. Первый этап реабилитации репрессированных  кубанцев. Экономика СССР  в 1953­1964 гг. Хрущёвские реформы на Кубани.  Награждение края  и ААО орденами В.И.Ленина. Реорганизация МТС. Научные  исследования и внедрение их в практику НИИ  сельскохозяйственного профиля.  Народное образование и культура.  Как развивалась общественная и культурная жизнь края  в1953­ 1964гг./Расширение приусадебных участков, снижение налогов в 2,5 раза,  повышение закупочных цен на с/х продукцию/.  Какие культуры прекратили возделывать в крае 1956 году?/хлопок/  Какое государство в 1955 году  побывало на Кубани? /США/  В каком году повысилась вдвое урожайность пшеницы? /1958/  Какая промышленность получила свое развитие в этот период времени?  /Сахарная/.  Как развивалась санаторно­курортное дело? /Анапа, Орленок в Туапсе/.  Какие курсы были организованны в Брюховетцком районе? / технические/.  Сколько школ было открыто? /120/  Когда начало работать телевиденье и первая  передача? /1059г. 7 ноября 1955г. – первая передача/.  Кто такой В.С. Пустовойта? /дважды Герой  Соц.Труда создал высокомасличные сорта подсолнечника/  П.П. Лукьяненко­ дважды Герой –автор многих сортов озимой пшеницы  уроженец ст. Ивановской..  М.И Хаджинов­ высокоурожайные сорта кукурузы  Много поэтов и писателей Кубани. Назовите их. /И.Ф.Варавва, Н.В. Логинов,  Л.М. Пасенюк, Б.Е.Тумасов и др. 3. Изучение нового материала. К началу 60­х годов Кубань, превратилась в крупный винодельческий  регион. Развивалась  энергетика края. Были  сданы в эксплуатацию Белореченская, Краснополянская,   Майкопская  ГЭС, а Краснодарская и Армавирская ТЭЦ. После Хрущевской «оттепели» Л.И.Брежнев, который воевал а Новороссийске и не раз   бывал на Кубани отразились на с/х . В 1965 году установили план 1 пятилетки. Выросла производительность труда и поднялись  урожаи. Кубань вышла на 1 место по сбору сах. свеклы, кукурузы, подсолнечника, овощей,  плодов и  ягод, чая и орехов. В 1969 году «черные бури» пыль была такой, что не видно было в радиусе 1 м.,  В  Азовском море поднимались волны до 4­5м. Промышленность. К середине 80 годов  было построено много новых предприятий, а  старые реконструировали. Белореченская и Кропоткиская ­ хим. пром. Завод им. Седина­станки, ЗИП.Компрессорный, В 1970 г. Красн.водохранилище. для выращивания риса. !964­1984­благоприятные годы для  развития образования и наук. Застойные времена в 70­80 годы. Борьба за перевыполнение плана  и высокие урожаи привела к снижению  производительности труда  добросовестное отношение к делу не привело к  обеспечению  достойной жизни населения и дефицита товаров.  Усилилось недоверие к партийным  органам, многие из которых были уличены во взяточничестве и коррупции. Страна находилась на пороге перемен. Кубанцы считали, что осуществляться они должны  на  прочной основе.  Итог урока.  В чем особенности развития промышленности и сельского хозяйства в период с  1964­1984 гг.  Как развивалась культура, образование и спорт?  Почему правительство вызвало недоверие народа?  В чем ошибка правительства /твоя точка зрения/.  Как вы думаете, почему экономика Кубани  пришла в упадок? Домашнее заданиеп.14­15 стр. 90­102.   План урока №30. Природоведение ­ 5кл. Тема: «Атмосфера». Цель: познакомить учащихся с составом воздуха; типами облаков; закономерностями   нагревания и охлаждения воздуха над океаном и сушей, научит работать самостоятельно с  любыми источниками знаний, дифференцированный подход к учащимся. Оборудование:  таблицы строения и состава атмосферы. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Проверка работы в тетрадях . Фронтальный опрос. Игра  «Самый, самый…»  Самый большой материк…..Евразия.  Самый маленький…..Австралия.  Самый холодный…..Антарктида.  Самый жаркий…Африка и Австралия.  Какой материк делится на 2 части света….. Евразия.  Какие материки образуют одну часть света… С. и Ю. Америки.   На каком материке живут сумчатые животные…Австралия.  Самый большой остров.. Гренландия.  Самый большой полуостров…Аравийский.  Самые высокие горы находятся на материке…Евразия­Гималаи.  Самая большая пустыня… Африка­ Сахара.  Самое большое пресное и соленое озеро… Байкал и Каспийское – Евразия. 3. Изучение нового материала. Атмосфера­ это воздушная оболочка Земли, состоит из смеси газов21% кислород, 78%  азот,   инертные газы и углекислый газ и пыль и капельки пара 1% .  Толщина  атмосферы   2000км.  В ней рождаются  атмосферные вихри, циклоны и антициклоны, ветер и осадки.  Воздушная одежда Земли. Делится на части: тропосфера, стратосфера, верхние слои. В тропосфере рождается погода и облака. Атмосфера имеет массу и объём и давит на Землю. Атмосферное давление  нормальное 760 мм. рт. столба. Благодаря солнечной радиации происходит  мировой  круговорот воды, который образует облака. Виды облаков: перистые, кучевые, слоистые.  Атмосфера защищает Землю от ултрафиолетовых лучей. Нарушение  слоя  ведет к  образованию азоновой дыры, там где она тоньше в Антарктиде уже растет . Работа с учебником и тетрадью. Итог урока. Домашнее задание. Стр. 75. Заполнить тетрадь. План урока №31. Природоведение­ 5кл. Тема: «Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью». Цель: познакомить  учащихся с  охлаждением и нагреванием воздуха над сушей и океаном.  Дать представление о разнообразии температур на Земле и зависимости её от  географического положения. Оборудование: Физическая карта  мира. Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. Слабоуспевающие учащиеся Атмосфера Какие погодные явления связаны с  атмосферой? Для чего нужна атмосфера? Чем мы дышим? Как происходит образование облаков? 3.Изучение нового материала. Сильные ученики Состав атмосферы Какой слой защищает от ультрафиолетовых  лучей солнца? Где толщина атмосферы больше? Виды облаков Какой слой  разрушается и почему? Температура воздуха на Земле зависит от географического положения местности, чем  ближе к экватору, тем теплее. В чем измеряется температура?  Для чего необходимо измерять температуру? В какое время суток температура выше всего? Разница между самой высокой и самой низкой температурой называется амплитудой.  А на метеорологических станциях температуру воздуха измеряют с помощью термометров, установленных в специальных будках на высоте 2м. от земной поверхности. В   городе  Абердин, осадков выпадает много и выпадают они равномерно весь год;  особенно там где преобладают ветры с Атлантического океана. В городе Аден на Аравийском полуострове (учитель показывает на карте) весь год ветры  дуют с материка, потому и осадков очень мало.  Ветры. Муссон­сезон­ устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие  летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую  погоду, а зимний – малооблачную  сухую погоду. Бриз ­ Лёгкий ветер – местный ветер,  обычно небольшой силы,  до 4 баллов  по шкале. Бризы захватывают  лишь узкую полосу  побережья.   Итог  урока. Домашнее задание стр.75­78 План урока №29.  История  5 кл. Тема: «Древний Китай». Цель: Познакомить учащихся с расположением Древнего Китая и взглядами китайского  мудреца Конфуция. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте  исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом  учебника, выделить главную мысль. Оборудование:  современная и историческая карта  Востока. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древняя Индия». Цифровой диктант.  Где находится Индия?  В какой стране  стали впервые производить сахар?  Кто из царей отдал предпочтение буддизму?  Кто учил, что главное – личностное достоинство человека, а не его происхождение?  Какая каста произошла из ступней ног?  Что изобрели в Д.Индии?  Царь, который в 3веке до н.э. объединил все царства?   Какая каста произошла изо рта?  К какой касте  принадлежали цари в Д.Индии?  На чем писали в Др. Индии? Ответы:  На юге Азии.  В Индии.  Ашока.  Будда.  Слуги.  Шахматы .  Ашока.   На бумаге.  Жрецы.   Воины.  Работа с одаренными учащимися 2 человека работают индивидуально с карточками. На какие  группы делилось  древнеиндийское общество. Развернутый ответ. 3. Изучение нового материала. План.  Географическое положение и природные условия Китая.  Конфуций – древнекитайский философ.  Учения Конфуция. Работа по карте. Где находится Китай? Какие реки протекают по его территории? Какой рельеф? Какая столица у него сейчас? Доклад о Конфуции. Работа с учебником. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.п.22. Подготовить рассказ о том –Чему учил Конфуций? План урока № 30. История 5 кл.  Тема: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». Цель: Систематизировать знания учащихся по разделу, обобщить  знания по разделу  Древний Восток и познакомить учащихся с вкладом народов Древнего Востока в мировую  культуру. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и  изобретениями.  Оборудование: Карта мира Древнего Востока. Иллюстрации. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Чему учил Конфуций? Где расположен Китай и каковы его природные особенности?/по карте/. Сообщение о Конфуции. 3. Изучение нового материала. План.  Открытие  народов Д.Востока./Китай и Индия/  Вклад народов в мировую культуру. Рассказ учителя: Китайская государственность изменялась медленно, зато наука , литература и ремесло  развивалось быстро. Китайцы научились выращивать гусениц бабочки­шелкопряда и  делать шёлк. В 5 веке началось строительство Великой китайской стены. Изобрели арбалет­самострел, компас, открыли Великий шелковый путь. Писали на  бамбуковых дощечках и шёлке кисточкой, а позже изобрели бумагу из древесной коры.  В Китае также как и в Греции возникла наука о государственном управлении.  Конфуций основал первый университет и привел систему летописей. Итог урока.  Работа с учебником. Работа в тетради. Заполните таблицу. Какие культурные достижения вы запомнили. Индия  Шахматы  Сахар  Китай  Компас  Шелк  Проверка выполнения задания. Домашнее задание п .23. План урока №30.  История  6 кл. Тема: «Страны Балканского  полуострова в 14­15 веке». Цель: подвести учащихся к пониманию причин быстрого захвата турками­османами  Балканского полуострова и  причин  упадка Османской империи, продолжить  формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания,  работать с исторической картой. Оборудование: карта «Османская империя и борьба народов против турецких  завоевателей». Ход урока. 1.Организация на урок. 2.Изучение нового материала. В 14­15 веке карта мира изменялась очень быстро. Многие народы впервые образовали  государства, принимали одну из мировых религий. В 1325 г. на северо­западе Малой Азии  образовалось новое  турецкое государство. Основатель его Осман Гази, он объявил  священную войну мусульман против иноверцев и начал готовиться к походу. В   последствии он покорил многие страны, в том числе и Балканский полуостров. Однако в   конце 16 века его империя пала. План. 1.ПоложениеБалканских государств перед завоеванием. 2. Характеристика османов. 3. Причины  упадка империи. Работа с картой. Назовите страны Балканского полуострова? Сербия­ нет укрепленных городов, окруженных рвами и стенами. Зато много хлеба, вина,   скота, леса, и 5 золотых рудников. Сербия и Болгария воевали с Византией, Византия иногда обращалась за помощью  к  туркам­османам. Они воспользовались слабостью этих государств и завоевали их. Положение покоренных народов было очень тяжелым, поскольку турки­османы ввели там  жестокие порядки. С конца 16 века  в Османской империи начался упадок. Итог урока. Работа с текстом  учебника  стр.186. Домашнее задание п.31. План урока №31.   История  6 кл. Тема: «Природные условия  Индии, её богатства. Варны и касты». Цель: познакомить учащихся с важнейшими достижениями средневековой индийской  культуры, продолжить формирование умений логически мыслить, составлять связный и  четкий Рассказ по тексту учебника. Оборудование: карта Китай и Индия в Средние века. Иллюстрации и картины по истории  культуры. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Проверка д/з. Назовите страны Балканского полуострова?   Какое государство завоевало их? В чем причины успехов  турок­османов в 14­15 веке.  Когда был захвачен Константинополь. Из­за чего и кто начал эту войну? 3.Изучение нового материала. План. 1.Междоусобные воины раджей. 2.Влияние  мусульман. 3.Культура  средневековой Индии. Мы продолжаем с вами знакомство с Индией . Из истории Древнего мира мы  знаем что  это родина шахмат и арифметических чисел. Где находится Индия? Какие океаны её омывают? Какие реки протекают по её территории? Город столица Индии? Работа в тетради. Заполните таблицу. Название культуры Ремесла  Достижения  Развитие ювелирного дела, обработка  кости, изготовление тканей. Научные открытия Архитектура  Математ. действия с дробями.  Вычисления площади фигур, объемов тел  и числа пи. Создание храмов в скалах, строительство  храмов в виде башен, мавзолеев­гробниц. Значения Способствовало развитию  торговли с другими  странами. Развитие математических  знаний. Искусство сочетало в себе  достижения мастеров  разных стран, придавало  неповторимость. Итог урока. Домашнее  задание п.32. План урока № 30. Истории 7 кл. Тема: «Внешняя политика». Цель: познакомить учащихся с внешней политикой России в период с 1725 по 1762 год;  рассмотреть и охарактеризовать её направления и достижения. Оборудование: карты «Участия России в Семилетней войне», учебники, диски СД. 1.Организационный  момент. 2. Проверка  домашнего задания. Ход урока. ­Можно ли считать  царей и цариц, правящих с 1723­1762 г. , продолжателями  внутренней политики Петра 1. ­Какие цели ставил Петр 1 во внешней политике? ­Сумел ли он их реализовать?  ­Какие задачи остались нерешенными? 3.Изучение нового материала. Рассказ учителя, используя схему. Россия Швеция Пруссия Война 1736 1739 Война 1741 1743 Семилетняя война 1756­1762 Присоединение к  России 1731г. Присоединение к  России 1740 г. Определите причины успеха военных действий России против Швеции и неудач против  Турции. Охарактеризуйте полководческий характер и талант П.А. Румянцева и П.С. Салтыкова? Проиграли или выиграла Россия Семилетнюю войну? Назовите и покажите на карте территории, которые были присоединены в ходе этих воин и  отторгнуты от неё. В царствование Екатерины1  Россия воевала с Турцией в Дагестане и Грузии. Замысел  Екатерины возвратить герцогу Голштинскому отнятый датчанами Шлезвиг привел к  военным действиям со стороны Англии и Дании против России. По отношению к Польше  Россия старалась вести мирную политику. В правлении Анны Иоанновны внешняя политика России оказалась в руках барона А.И.  Остермана. В 1734 г. Россия вступила в  военный конфликт  с  Францией за польское  наследство. Ещё во времена Петра Великого в Польше происходило долгое  междоусобие  между приверженцами короля Августа 2 и сторонниками выдвинутого шведами другого   короля­ Станислава Лещинского. Петру пришлось занять Польшу своими войсками и  восстановить власть законного государя. Петр не воспользовался слабостью Польши и не  вернул России земли, которые ей принадлежали, он подписал старые договоры и вывел  войска. Как только русские войска покинули Польшу,  междоусобицы вспыхнули снова. Турция тоже решила вмешаться в польские дела и 1735 г. началась война. Россия в союзе с Австрией стремилась получить выход к Черному морю и обезопасить  южные границы. В 1739 году был подписан Белградский мирный договор. Царствование Елизаветы Петровны международные позиции Российской империи  значительно укрепились. Русско­шведская война  1741­1743г. была  предпринята Швецией  с целью вернуть утраченные в результате Северной войны территории. Русские войска под  командованием  П.П.Ласси и флот одержали ряд побед. Война закончилась  подписанием  Абоского мирного договора в 1743г. В 1748г. в войне за австрийское наследство между  прусским короле Фридрихом2 и Марией Терезией  война закончилась победой Австрии,  обеспечивая Марии австрийскую императорскую корону. В 1756г. Пруссия и Великобритания подписали мирный договор, а за ними и Франция с  Австрией к ним присоединилась и Россия. В Европе образовались две враждебные  коалиции и началась Семилетняя война в 1756­ 1763г., в ходе которой русские  разбили  Фридриха. В 1761 г. русские удачно вели войну, но смерть Елизаветы помешала. Петр 3   прекратил участие России в войне и вернул Пруссии все завоеванные земли. На юге  татары, ногайцы, башкиры и калмыки совершали набеги и грабили Русь. Работа с учебником. Работа в тетради. Итог урока. Домашнее задание. П. 23. Подготовить сообщения о полководцах: П.А. Румянцеве  и П.С.  Салтыкове. План урока № 31. История 7 кл. Тема: «Россия в  1762­1800 гг.   Екатерина 2. Внутренняя политика Екатерины 2». Цель: познакомить учащихся с политикой «просвещенного абсолютизма», охарактеризовав  реформы, направленные на изменение положения дворянского и крестьянского сословий, а  также меры для укрепления самодержавной власти. Оборудование:  карточки,  учебники, тетради и СД диск. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Проверка  ранее изученного. Работа учащихся по карточкам.(6человек). Остальные выполняют тест на доске.  Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о  полководцах. 3.Изучение нового материала. Внутренняя политика Екатерины 2.  Екатерина2 – время её правления и особенности внешней политики. Абсолютизм­явление общеевропейское, характерное для многих государств. Для него  было характерно развитие феодализма. Абсолютная монархия­укрепление власти.  18век­ утверждение и оформление абсолютизма. 19 век­ завершение абсолютизма и  перерастание его в буржуазную монархию. Главный  тормоз процесса модернизации   страны стало крепостное право, и отмена его могла продолжить преобразование всего  общества. Итог урока. Прочитать текст учебника стр. 175­176. ­С какой целью Екатерина провела реформирование  административного деления  государства? ­Какое значение имела эта реформа для государства? ­Какие события свидетельствуют о завершении политики «просвещенного   абсолютизма». Показать схему местного   управления во второй половине 18 века. Сформулируйте и объясните свое мнение по поводу местного самоуправления. Домашнее задание п.24. стр.176­177. Подготовить сообщение о Пугачеве и его соратниках.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы.

План урока № 30. География - 8кл. Тема: «Почвы и урожай  России. Плодородие – главное свойство почвы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017