План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.
Оценка 4.8

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
математика +1
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.
Представленный материал предназначен для проведения урока химии в 8 классе. В ходе урока объясняется закон сохранения массы веществ и на его основе формируется умение записывать и составлять уравнения химических реакций; развивается умение высказывать и обосновывать суждения; воспитывается понимание значения научных открытий для развития человечества.
Химические уравнения.docx
Тема урока: Химические уравнения. Задачи: 1. объяснить закон сохранения массы веществ и на его основе сформировать умения записывать и составлять уравнения химических реакций; 2. развивать умения высказывать и обосновывать суждения; 3. воспитывать понимание значения научных открытий для развития человечества. Мотивация и целеполагание:     Рассказ о деятельности М.В. Ломоносова и А.Лавуазье. Опыты Бойля. Изучение нового материала: ↓ ).↑     На основании  закона  сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций.   Химическое   уравнение   –   условная   запись   химической   реакции   с   помощью химических формул и знаков.     В   левой   части   уравнения   записывают   формулы   или   формулу   веществ,   которые вступили в химическую реакцию. Их называют исходными веществами, между ними знак «плюс», в правой части уравнения записывают формулы или формулу продуктов реакции, т.е. веществ, которые  образуются в результате  реакции,  между  ними тоже ставят  знак «плюс», а между левой и правой частью уравнения ставят стрелку. Химическую реакцию можно   изобразить   молекулярным   уравнением.   Т.е.   молекулярное   уравнение   –   это уравнение, в котором исходные вещества и продукты реакции записаны в виде молекул. Если   в   результате   реакции   образуется   осадок,   то   возле   него   справа   ставят   стрелку, направленную   вниз   ( ),   а   если   выделяется   газ,   то   возле   него   справа   ставят   стрелку, направленную вверх (     После записи схемы уравнения находят коэффициенты, т.е. цифры, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов до и после реакции было одинаковым. Например, запишем уравнение реакции водорода с кислородом. Вначале укажем формулы веществ, вступивших в химическую реакцию – это водород (Н2) и кислород (О2), между ними ставим знак «плюс», в результате реакции образуется вода – Н2О (см. рис. 98). Между веществами левой и правой части ставим стрелку. Посмотрим, сколько атомов водорода в левой и правой части. Получается два атома водорода до и после реакции, а кислорода до реакции 2 атома, после реакции – один атом. Поэтому в правой части уравнения перед формулой воды ставим коэффициент 2. Но теперь в правой части уравнения стало 4 атома водорода, а в левой только 2. Чтобы уровнять число атомов водорода, необходимо в левой части уравнения   перед   водородом   поставить   коэффициент   2.   Т.к.   мы   уровняли   число   всех атомов в левой и правой части уравнения, то теперь ставим не стрелку, а знак равенства.     некоторые условия: Для правильного подбора коэффициентов в уравнении реакции следует выполнять  СО→ Перед   формулой   простого   вещества   можно   записывать   дробный   коэффициент. Например, в реакции горения бутана: С4Н10  + О2  2  + Н2О. Перед формулой СО2  ставим коэффициент 4, т.к. в реакцию вступает 4 атома углерода, перед формулой воды ставим коэффициент 5, т.к. в реакцию вступает 10 атомов водорода. В результате реакции образуется 13 атомов кислорода, а до реакции 2 атома, значит перед формулой кислорода необходимо поставить коэффициент 6,5. А так как, коэффициент показывает не только число атомов, но и молекул, то следует удвоить коэффициент в уравнении. Получается, уравнение будет иметь вид: 2С4Н10 + 13О2  8СО→ 2 + 10Н2О. Если в схеме реакции есть соль, то сначала уравнивают число ионов, образующих соль.   Например,   в   результате   реакции   фосфорной   кислоты   и   гидроксида   кальция образуется соль – фосфат кальция и вода.  Са→ 3(РО4)2  + Н2О. Эта соль состоит из фосфат­ионов с зарядом 3­ и Н3РО4  + Са(ОН)2  ионов кальция с зарядом 2+. Уравняем их число, записав перед формулой фосфорной кислоты коэффициент 2, а перед формулой гидроксида кальция – коэффициент 3. Если в схеме реакции есть атомы водорода и кислорода, то сначала уравниваются атомы водорода, а только потом кислорода. Из предыдущей схемы видно, что в левой части уравнения 12 атомов водорода, в  правой – только 2, значит, перед формулой воды необходимо поставить коэффициент 6. Подсчитаем число атомов кислорода. До реакции их 14, после реакции тоже 14. Поэтому можно вместо стрелки поставить знак равенства. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то начинать уравнивание следует с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число. Например, в реакции нитрата бария и сульфата алюминия образуется две соли – сульфат бария и нитрат алюминия. Наибольшее число ионов содержит соль – нитрат алюминия, поэтому сначала нужно уравнять ионы, которыми образована эта соль, т.е. ионы алюминия и нитрат­ионы.  → BaSO4  +  Al(NO3)3. У алюминия заряд 3+, у нитрат­ионов   – 1­. Ba(NO3)2  +  Al2(SO4)3  Поэтому в левой части уравнения перед формулой Ba(NO3)2 ставим коэффициент 3. Перед формулой  Al2(SO4)3  нужно   поставить   коэффициент   1,   но   он   не   ставится.   Уравниваем остальные ионы. Ионов бария до реакции 3, после реакции 1, поэтому перед формулой BaSO4  ставим   коэффициент   3,   нитрат­ионов   до   реакции   6,   поэтому   в   правой   части уравнения перед  Al(NO3)3  ставим коэффициент 2. Число атомов алюминия до и после реакции   одинаково,   т.е.   2.   Ионов   бария   и   сульфат­ионов   до   реакции   и   после   реакции одинаково – по 3. Если число атомов какого­то элемента в одной части схемы уравнения четное, а в другой нечетное, то необходимо перед формулой   с нечетным числом атомов поставить коэффициент 2, а затем уровнять число всех атомов. Например, расставим коэффициенты  → Al2O3. В результате реакции образуется в реакции алюминия с кислородом.  Al  +  O2  оксид алюминия –  Al2O3. Число атомов кислорода до реакции четное, т.е. равно двум, а после   реакции   нечетное   –   3.   Поэтому   перед   формулой   оксида   алюминия   ставим коэффициент 2. В результате у нас стало 6 атомов кислорода после реакции, значит, в левой   части   уравнения   перед   формулой   кислорода   ставим   коэффициент   3.   Начинаем уравнивать число атомов алюминия до и после реакции. До реакции 1 атом, после реакции –   4.   Следовательно,   в   левой   части   уравнения   перед   формулой   алюминия   ставим коэффициент 4. Теперь число атомов каждого химического элемента в левой и правой части схемы уравнения одинаково, и стрелку следует заменить знаком равенства. Обобщение и систематизация знаний:    Фронтальный опрос.      1. Почему после прокаливания металла   в закрытой колбе масса колбы с веществом остается   та   же,   а   после   прокаливания   металла   в   открытой   колбе   общая   масса увеличивается?      2. Масса колбы, в которой сожгли серу, после реакции не изменилась. В какой колбе (открытой или закрытой) проводилась реакция?    3. Верно ли утверждение: «При химических реакциях масса веществ не изменяется, так как при этом сохраняются атомы и их число». 4. При взаимодействии цинка массой 65 г с серой образовалось соединение массой 97 г. Какая масса серы вступила в реакцию?    5. В каком из уравнений реакций сумма всех коэффициентов составляет 5? 1) Al + S  2) Fe + Cl2  3) CH4  4) Ca + HCl   Al→ 2S3; → 3;  FeCl  C→ 2H2 + H2  CaCl → ;↑ 2 + H2 .↑ Закрепление и контроль знаний: 1.   В   приведенных   ниже   схемах   химических   реакций   вместо   знаков   вопроса   напишите формулы соответствующих веществ, расставьте коэффициенты:    а) Ba + O2     б) H2O     в) H2 + ?     г) Fe + ?     д) ? + O2     е) Ca + O2   ?;→  → H2 + ?;  → H2O;  → Fe3O4;  → ZnO ;  ?→ Ответы:   а) 2Ba + O2 = 2BaO;    б) 2H2O = 2H2 + O2;    в) 2H2 + O2 = 2H2O;    г) 3Fe + 2O2 = Fe3O4;    д) 2Zn + O2 = 2ZnO;    е) 2Ca + O2 = 2CaO. 2.   При   компьютерном   наборе   данного   задания   произошел   сбой.   Восстановите   запись   в исходном виде, руководствуясь законом сохранения массы веществ: С + 2Н2 = СН_ 4Al + 3O2 = 2Al_O_ 2KClO_ = 2KCl + 3O2 4P + 5O_ = 2P_O5 Ответы: С + 2Н2 = СН4 4Al + 3O2 = 2Al2O3 2KClO3 = 2KCl + 3O2 4P + 5O2 = 2P2O5 3. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций, запишите мольные соотношения между веществами по образцу. Подчеркните формулы простых веществ. Уравнение химической реакции 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 FeCl2 + Cl2   FeCl 3 H2O  Na + H2  Al + O2  →  H→ 2 + O2  NaH→  Al→ 2O3 Мольное соотношение n(Fe) : n(Cl2) : n(FeCl3) = 2 : 3: 2 MgO→  Fe→ 2O3 Mg + O2  FeO + O2  HCl   H→ 2 + Cl2 Рефлексия и подведение итогов:    1. Как вы считаете, каков ваш уровень усвоения изученного материала?    а) высокий; б) низкий; в) средний.    2. Если б) и в), то что помешало усвоить лучше?    3. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение? Запишите свои ответы на листочках и сдайте учителю. Домашнее задание:    I уровень: § 28, упр. 1, 2;    II уровень: тоже + упр. 3, 4.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.

План урока на тему: "Химические уравнения". 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017