План урока на тему: "Реакции обмена".
Оценка 4.8

План урока на тему: "Реакции обмена".

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Реакции обмена".
Материал предназначен для проведения урока химии в 8 классе при изучении типов реакций. Может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока формируются понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации»; развиваются умения наблюдать, делать выводы, анализировать; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Реакции обмена.docx
Тема урока: Реакции обмена. Задачи: 1. сформировать понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации»; 2. развитие умений наблюдать, делать выводы, анализировать; 3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Мотивация и целеполагание:    О чём вам говорит эта схема? Чем отличается эта схема от схем других реакций? Давайте сформулируем      определение понятия  «реакции обмена».     Изучение нового материала: Реакции   обмена   –   это   реакции,   в   результате   которых,   два   сложных   вещества     обмениваются своими составными частями.     Запишем   реакцию   взаимодействия   двух   сложных   веществ:   гидроксида   натрия   и сульфата меди (II). Они должны обменяться своими составными частями, т.е. у натрия вместо   гидроксид­иона   будет   сульфат­ион,   а   у   меди   вместо   сульфат­иона   будет гидроксид­ион.   Осталось   правильно   составить   формулы   продуктов   реакции   согласно зарядам. Т.е. образуется сульфат натрия – Na2SO4 и гидроксид меди (II) – Cu(OH)2. 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2  + ↓ Na2SO4 Запишем правило: щелочь + соль = основание + соль     Признаком этой реакции является образование осадка голубого цвета. Этот осадок     – гидроксид меди (II), поэтому мы ставим после него стрелку, направленную вниз. Еще образуется   соль   –   сульфат   натрия   (см.   рис.   108).   В   этом   легко   убедится,   если отфильтровать   садок,   а   на   предметное   стекло   поместить   несколько   капель   раствора   и выпарить. После чего на стекле появятся белые кристаллы соли.     результате реакции выпадает осадок йодида свинца (II) (см. рис. 109). Аналогично   обмениваются   ионами   йодид   натрия   с   нитратом   свинца   (II).   В 2NaI + Pb(NO3)2 = 2NaNO3 + PbI2↓ Запишем правило: соль1 + соль2 = соль3 + соль4         Проведем   эксперимент.   Для   этого   в   пробирку   с   раствором   щелочи   добавим несколько   капель   фенолфталеина.   Раствор   окрасится   в   малиновый   цвет.     Если   же   к содержимому   пробирки   добавить   кислоты,   то   малиновая   окраска   исчезает.   Выпарим содержимое полученного раствора. На предметном стекле появляются кристаллы соли. В реакцию у нас вступает щелочь – гидроксид натрия и серная кислота. У гидроксида натрия –   гидроксид­ионы,   у   серной   кислоты   –   сульфат­ионы.   Обменяем   их   ионами,   у   натрия теперь будут сульфат­ионы, у водорода – гидроксид­ионы.  В результате образуется соль – сульфат натрия и вода (см. рис. 110). 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O Запишем правило: щелочь + кислота = соль + вода        В каждом из этих растворов была своя седа: у щелочи – щелочная, у кислоты – кислая,   а   стала   нейтральная.   Поэтому   реакцию   обмена   между   щелочью   и   кислотой называют реакцией нейтрализации. Реакция обмена наблюдается и при взаимодействии известковой воды и углекислого газа. При этом наблюдается помутнение известковой воды вследствие образования осадка – карбоната кальция. Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3  + ↓ H2O Если в пробирку с карбонатом натрия прилить соляной кислоты, то начинается     «вскипание» раствора, вследствие образования углекислого газа. Откуда же углекислый газ, ведь по правилам должна образоваться угольная кислота. Но так как это соединение непрочное, то она распадается на углекислый газ и воду (см. рис. 111). Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 H2CO3 = H2O + CO2↑ Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ Правило: соль + кислота = новая соль + новая кислота.        Ответим правила, согласно которым протекают реакции обмена между растворами веществ, т.е. реакции обмена идут до конца, если в результате их образуется осадок, газ или вода. Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос. 2. §33, упр. 1, 2.  Закрепление и контроль знаний:    1. Закончите уравнения химических реакций: ;→    а) NaOH + HCl     б) Al(OH)3 + H2SO4  ;→    в) Ca(OH)2 + HCl  ;→    г) CaCO3 + HCl  .→    д) KOH + H2SO4  ;→    Ответы:    а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;    б) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O;    в) Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O;    г) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2    д) 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O.  + H↑ 2O; 2. Какой станет массовая доля раствора соли, если к 100 г 12%  раствора соли добавить 50 г воды?     Дано: m(р­ра) = 100 г      ω (соли) = 12%        m(Н2О) = 50 г ω1(соли) ­ ?                   Решение:  = ω m(в­ва)/m(р­ра) m(р­ра) = 100 + 50 = 150 г. m(соли) = 100 ∙ 0,12 = 12 г ω1(соли) = 12 : 150 = 0,08, или 8% Ответ: 8%. Рефлексия и подведение итогов:    Можете ли вы ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока? Домашнее задание:    I уровень: §33, упр. 3, 4, 5;    II уровень: тоже + упр. 6.

План урока на тему: "Реакции обмена".

План урока на тему: "Реакции обмена".

План урока на тему: "Реакции обмена".

План урока на тему: "Реакции обмена".

План урока на тему: "Реакции обмена".

План урока на тему: "Реакции обмена".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017