План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"
Оценка 4.7

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"
Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе. В ходе урока формируются понятия «водородные соединения», «оксиды»; развивается умение составлять формулы оксидов и водородных соединений, правильно называть эти соединения; рассмотрены свойства наиболее распространенных оксидов и водородных соединений.
Водородные соединения. Оксиды.docx
Тема урока: Водородные соединения. Оксиды. Задачи: 1.   сформировать понятия «водородные соединения», «оксиды»; 2. развитие умений составлять формулы оксидов и водородных соединений, правильно называть эти соединения; 3. рассмотреть   свойства   наиболее   распространенных   оксидов   и   водородных соединений; 4. воспитывать самостоятельность у учащихся. Мотивация и целеполагание: Воздух состоит из азота и кислорода. Но в воздухе эти вещества не вступают в химическую реакцию друг с другом, а в двигателе внутреннего сгорания образуют оксиды, которые   отравляют   воздух   и   вызывают   смог.   Кроме   того,   оксиды     и   водородные соединения играют и важную роль: вода, песок, нашатырный спирт, природный газ и др.  Изучение нового материала:         Само   название   «водородные   соединения»   говорит   о   том,   что   в   состав   данных соединений   входит   водород.   К   таким   соединениям   относятся   гидриды   и   летучие водородные соединения. Давайте разберемся, в чем их отличие. Гидриды   –   это   бинарные   соединения   металлов  I  и  II  A  групп   с   водородом.     Например:  CaH2,  NaH,  BaH2,  LiH.   Все   эти   гидриды   твердые,   нелетучие,   тугоплавкие вещества с ионным типом связи.     Летучие   водородные   соединения   –   это   бинарные   соединения   неметаллов   с водородом. Эти соединения могут быть как жидкостями (например, Н2О), так и газами (как, например, HCl, NH3).   Рассмотрим свойства хлороводорода ­  HCl. Это бесцветный газ, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде. В 1 объёме воды растворяется 500 объёмов хлороводорода. Хлороводород «дымит» на воздухе, т.е. он поглощает пары воды  из воздуха, образуя при этом туманное облако. Раствор хлороводорода в воде называют соляной кислотой. Это бесцветная жидкость, «дымит» на воздухе, тяжелее воды. Соляная кислота содержится в желудочном соке человека и некоторых животных.     Еще одни важным летучим водородным соединением является метан – СН4. Метан – бесцветный газ, плохо растворим в воде, легче воздуха, не имеет запаха. Его еще называют болотным газом, т.к. он образуется на дне болот и водоемов при разложении растительных остатков без доступа кислорода. Кроме того,  метан содержится в природном и попутном нефтяном газе. Известным и распространенным  водородным соединением является аммиак – NH3.     Аммиак является бесцветным газом, имеет резкий запах, в 1 объёме воды растворяется 700 объёмов  аммиака,  он почти в  2  раза  легче  воздуха.  Раствор  аммиака  в  воде  называют нашатырным спиртом, который широко используют в медицине.     Сероводород – H2S – тоже известное летучее водородное соединение. Он является бесцветным  газом,    имеет  запах  тухлых   яиц,  ядовит,  в  1  объеме  воды   растворяется  3 объёма сероводорода, он тяжелее воздуха.     является кислород в степени окисления ­2.     В названии оксидов сначала указывают слово оксид в именительном падеже (от лат. названия кислорода – «оксигениум»), а затем название элемента в родительном падеже. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых Например:  CaO  – оксид кальция,  K2O  – оксид калия,  Al2O3  – оксид алюминия. А если элемент   имеет   несколько   степеней   окисления   или   переменную   валентность,   то   после названия   оксида   в   скобках   римскими   цифрами   указывают   численное   значение   степени окисления. Например:  Fe2O3  – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»),  CuO  – оксид меди (II) (читается: «оксид меди два»), CrO3 – оксид хрома (VI) (читается: «оксид хрома шесть»).     По агрегатному состоянию оксиды делят на твердые: к ним относятся такие оксиды, как Al2O3, SiO2, Fe2O3  и др., жидкие оксиды – это H2O, SO3, газообразными являются такие оксиды, как СО2, NO2, SO2 и др.  Познакомимся с вами с наиболее важными оксидами.         Вода – Н2О – самое распространенное и самое необходимое вещество на планете. Почти  ¾ поверхности  земного шара  занято  водой.  Однако, это вода  морей  и  океанов, которая   является солёной (см. рис. 53). Она непригодна     для питься, для сельского хозяйства,  для промышленности. Кроме того, тело человека на 2/3 состоит из воды. Вода составляет до 80% массы клетки и выполняет важные функции: защитную, транспортную и др.   У   некоторых   медуз   вода   занимает   почти   99%   от   массы   тела.   Содержание   воды   в огурцах   и   арбузах   превышает   90%.   Большинство   реакций   и   процессов   в   различных отраслях   промышленности   тоже   протекают   в   растворах.   Однако   запасы   пресной   воды малы, всего 3% от общего объёма, поэтому нужно беречь и экономить воду. Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для бытовых нужд (см. рис. 54).     В природе постоянно происходит круговорот воды. Под влиянием солнечного тепла часть   воды   испаряется   в   атмосферу.   При   охлаждении   воздуха   образуются   водяные капельки, из которых состоят облака. Эти мелкие капельки сливаются в более крупные и выпадают на землю в виде осадков: снега, дождя, града.  Еще одним известным оксидом является диоксид углерода, углекислый газ, или     оксид углерода (IV) – CO2. Это бесцветный газ, не имеет запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. В 1 объёме воды растворяется 1 объем углекислого газа.  В воздухе содержится 0,03% (по объему) диоксида углерода. Большое   количество   углекислого   газа   вызывает   удушье.   Например,   в   «Собачьей пещере» вблизи Неаполя, известной еще из древности, заходившие сюда собаки постоянно погибали из­за скопившегося газа, который стелется по дну пещеры слоем до полуметра. Углекислый газ образуется при дыхании, сгорании топлива, тлении и гниении различных организмов.   Большое   содержание   углекислого   газа   в   минеральной   воде   «Нарзан», находящейся в Кисловодске. Углекислый газ используют для получения газированных вод, а   твердый   диоксид   углерода,   или   «сухой   лед»   используют   для   хранения   продуктов питания, в частности мороженого (см. рис. 55, 56). Т.к. углекислый газ не поддерживает горение, его используют для тушения пожаров (см. рис. 57). В медицине углекислый газ используют для углекислотных ванн.      Негашеная  известь,  или  СаО является  белым,  тугоплавким  веществом,  которое энергично реагирует с водой, при этом образуется гашеная известь. Негашеная известь применяется для получения вяжущих строительных материалов.   Основная часть литосферы – это оксид кремния (IV) –  SiO2. Он входит в состав   минералов   и   горных   пород.   Этот   оксид   образует   кварц,   кварцевый   песок,   кремнезем, горный хрусталь и др. соединения (см. рис. 58).     Еще одно соединение, которое является основой литосферы – это оксид алюминия – Al2O3. Он также входит в состав минералов и горных пород. Этот оксид образует корунд, рубин, сапфир, каолин и др. соединения (см. рис. 59). Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос.    2. § 19, упр. 2, 5, 6. Закрепление и контроль знаний:      1. Выберите формулы оксидов и дайте им названия:  Na2CO3,  CO2,  KOH,  MgO,  Al2O3, H2SO4, CuSO4, Na2O, NaCl, CaO, Ca(OH)2, SO3, H2SO3, CuCl2.    Ответ: CO2 – оксид углерода (IV), MgO – оксид магния, Al2O3 – оксид алюминия, Na2O – оксид натрия, CaO – оксид кальция, SO3 – оксид серы (VI).    2. Закончите фразы: Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления ­2, называются _____________. Названия оксидов образуется от слова _______ + названия химического элемента. Если элемент имеет переменную степень окисления, то она указывается в _______ после названия оксида. Летучие водородные соединения – это соединения _______ с водородом. Гидриды – это соединения ________ с водородом.    Ответы: оксидами, оксид, скобках, неметаллов, металлов. Рефлексия и подведение итогов:    ­ Какой была атмосфера на уроке?     А) деловой; б) дружеской; в) гнетущей; г) враждебной. Домашнее задание:    I уровень: § 19, упр. 1, 3;    II уровень: тоже + упр. 4.

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"

План урока на тему: "Водородные соединения. Оксиды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017