План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".
Оценка 5

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".
В ходе представленного урока химии углубляются, закрепляются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об оксидах; формируются представление о классификации оксидов, их свойствах в свете теории электролитической диссоциации; развиваются практические умения записи уравнений химических реакций, постановки химического эксперимента; воспитывается у учащихся экологическая культура, культура общения.
Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической д.docx
Тема   урока:   Оксиды,   их   классификация.   Свойства   оксидов   в   свете   теории электролитической диссоциации. Задачи: 1. углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах; 2. сформировать   представление   о   классификации   оксидов,   их   свойствах   в   свете теории электролитической диссоциации; 3. развивать практические умения записи уравнений химических реакций, постановки химического эксперимента; 4. воспитывать у учащихся экологическую культуру, культуру общения. Мотивация и целеполагание: На демонстрационном столе – огнетушитель и бутылка газированной воды. Вопрос     учащимся «Есть ли что­нибудь общее между этими предметами?» Изучение нового материала:     Давайте   вспомним,   что   оксиды   –   это   сложные   вещества,   состоящие   из   двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления ­2. Следовательно, оксиды   –   это   бинарные   соединения.   По   агрегатному   состоянию   они   бывают   жидкими, примером такого оксида является вода, или оксид водорода, примером твердого оксида является   уже   известный   вам   оксид   кремния   (IV),   или   песок,   а   также   различные разновидности   кварца;   примером   газообразных   оксидов   являются   углекислый   газ,   или оксид углерода (IV), а также угарный газ, или оксид углерода (II).    По   химическим   свойствам   оксиды   делятся   на   солеобразующие   и    несолеобразующие. Несолеобразующие оксиды не реагируют с кислотами и основаниями, а также   не   образуют   солей.   К   несолеобразующим   оксидам   относятся   такие   оксиды,   как оксид углерода (II) – CO, оксид азота (I) – N2O и оксид азота (II) – NO. К солеобразующим оксидам относятся основные, амфотерные и кислотные.     Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам   относятся   оксиды   металлов  I  и  II  A  группы,   а   также   оксиды   металлов   с небольшими степенями окисления (+1, +2). Кроме того, все основные оксиды являются твёрдыми веществами. Например, оксид магния  (MgO) – это основный оксид, потому что магний – металл II A группы, ему соответствует основание Mg(OH)2. CrO – тоже основный оксид, т.к. у хрома степень окисления в данном случае +2, этому оксиду соответствует основание   –  Cr(OH)2.  Na2O  –   основный   оксид,   т.к.   натрий   –   металл  I  A  группы,   ему соответствует основание NaOH.     Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль   и   вода.   Для   того   чтобы   в   этом   убедиться,   проведём   эксперимент:   поместим   в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём  раствора  серной  кислоты  и  слегка  нагреем.  Постепенно  проходит  реакция,  т.к. порошок   начинает   растворяться.   Чтобы   убедиться   в   том,   что   в   результате   реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O      Основные оксиды вступают в реакции соединения с кислотными оксидами, при этом образуются соли. Например, при взаимодействии оксида натрия с оксидом фосфора (V) образуется соль – фосфат натрия, в результате взаимодействия оксида магния с оксидом серы   (VI)   образуется   соль   –   сульфат   магния,   а   при   взаимодействии   оксида   кальция   с оксидом углерода (IV) образуется соль – карбонат кальция. 3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4 MgO + SO3 = MgSO4 CaO + CO2 = CaCO3   Основные оксиды вступают в реакции соединения с водой с образованием щелочей. Если образуется нерастворимое основание, то такая реакция не идёт. Например, если мы нальём в две пробирки воды и капнем туда несколько капель лакмуса, а затем  поместим в первую пробирку оксид кальция, а в другую оксид меди (II), то реакция у нас идёт только в первой пробирке, т.к. образовалась щёлочь и лакмус изменил свою окраску на синюю, во второй пробирке   изменений   нет,   т.к.   оксид   меди   (II)   не   реагирует   с   водой,   ведь  Cu(OH)2  – нерастворимое в воде основание (см. рис. 144).  CaO + H2O = Ca(OH)2 CaO + H2O = Ca2+ + 2OH­ CuO + H2O ≠     Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам   относятся   оксиды   неметаллов   и   оксиды   металлов   с   большими   степенями окисления. Например, оксиду азота (V) соответствует азотная кислота, оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота, оксиду серы (IV) – сернистая кислота, оксиду серы (VI) – серная кислота, оксиду кремния (IV) – кремниевая кислота, оксиду углерода (IV) – угольная кислота,  оксиду  хрома (VI) – хромовая кислота, оксиду марганца (VII) – марганцевая кислота. 3 N2O5  P2O5  SO2  SO3  SiO2  CO2  CrO3  Mn2O7  →  HNO  H→ 3PO4  H→ 2SO3  H→ 2SO4  H→ 2SiO3  H→ 2CO3  → H2CrO4  → HMnO4    Кислотные оксиды вступают в реакции обмена с основаниями, при этом образуется соль и   вода.   Если   через   пробирку   с   известковой   водой   пропустить   углекислый   газ,   то известковая вода мутнеет, следствие образования соли – карбоната кальция.  + H↓  + H↓ 2O 2O CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 CO2 + Ca2+ + 2OH­ = CaCO3 Кислотные оксиды вступают в реакции соединения с основными оксидами, при этом     образуются соли. Например, в результате взаимодействия оксида серы (IV) и оксида калия образуется соль – сульфит калия, в результате взаимодействия оксида кремния (IV) с оксидом натрия при нагревании, образуется соль – силикат натрия, при взаимодействии оксида азота (V) с оксидом бария, образуется соль – нитрат бария. SO2 + K2O = K2SO3 SiO2 + Na2O = Na2SiO3 N2O5 + BaO = Ba(NO3)2     Кроме этого, кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, при этом образуются кислоты, однако эти реакции возможные, если оксид растворим в воде (см. рис. 145).   Для этого подтверждения,   нальём в одну пробирку дистиллированной воды, а в другую   –   раствор   углекислого   газа   (газированной   воды).   В   первую   пробирку   добавим оксида кремния (IV). А затем в каждую из пробирок добавим несколько капель лакмуса. В первой пробирке изменений нет, а во второй лакмус окрасился в красный цвет, значит, во второй пробирке кислота. В первой пробирке кислоты не образовалось, потому что оксид кремния (IV) не растворим в воде.  SiO2 + H2O ≠ CO2 + H2O   ↔ H2CO3 Обобщение и систематизация знаний:    1. Фронтальный опрос. ­ Какие вещества называются оксидами? ­ Какие группы оксидов вам известны? ­ Дайте определение оксидов каждой группы. ­   Какие   химические   свойства   основных   и   кислотных   оксидов   вам   известны?   К   каким классам веществ относятся образованные при этом вещества?    2. Лабораторный опыт.     3. Игра «Не вижу, но слышу». Учитель читает утверждения, а учащиеся, которые в это время сидят с закрытыми глазами, на каждое верное утверждение поднимают руку. Глаза закрывают для того, чтобы впереди сидящие не влияли на мнение остальных. По числу поднятых рук можно судить о степени усвоения изученного.  Существуют следующие группы оксидов: а) кислотные, б) основные, в) амфотерные.  Кислотные оксиды реагируют с: а) водой, б) основаниями, в) основными оксидами.  Основные оксиды реагируют с: а) водой, б) кислотами; в) кислотными оксидами. Закрепление и контроль знаний:      1. Из предложенного списка выпишите кислотные и основные оксиды и назовите их: NaOH, CO2, HNO3, CaO, NaCl, SO3, N2O5, MgO, CuCl2.      Ответ:  кислотные оксиды (CO2  – оксид углерода (IV),  SO3  – оксид серы (VI),  N2O5  – оксид азота (V)); основные оксиды (CaO – оксид кальция, MgO –оксид магния).     2. Запишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам: H2SO4, H2CO3, H2SO3, H3PO4. Назовите оксиды.    Ответ: H2SO4 – SO3 (оксид серы (VI));  H2CO3 – CO2 (оксид углерода (IV));  H2SO3 – SO2 (оксид серы (IV));  H3PO4 – P2O5 (оксид фосфора (V)). 2  ?→  Ba(OH)  ?→  ?→    3. Закончите предложенные уравнения реакций, укажите их тип, назовите образующиеся вещества. SO3 + H2O  → BaO + ?  MgO + HCl  BaO + CO2     Ответ: SO3 + CaO = CaSO4   (реакция соединения, сульфат кальция) 2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O (реакция обмена, сульфат натрия и вода) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O (реакция обмена, хлорид магния и вода) BaO + CO2 = BaCO3 (реакция соединения, карбонат бария).      4. С какими из предложенных веществ:  H2SO4,  NaCl,  NaOH,  P2O5  будут реагировать оксид лития и оксид серы (IV). Запишите возможные реакции.    Ответ: Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O 3Li2O + P2O5 = 2Li3PO4 SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O Рефлексия и подведение итогов:    1. Что нового об оксидах вы сегодня узнали?    2. Как бы вы оценили свой уровень знаний по теме урока?    а) высокий; б) средний; в) низкий.    3. Если вы выбрали б) или в), то что помешало вам усвоить материал на высоком уровне? Домашнее задание:     I уровень: §41, упр. 1, 2, 3;     II уровень: тоже + упр. 4, 5.

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".

План урока на тему:"Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017