План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
Оценка 5

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
10.05.2017
План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
Материал может быть использован пр проведении урока химии в 8 классе в качестве опорного плана по теме. Представленный план может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока повторяются основные типы реакций на примере химических свойств воды; продолжается развитие умений написания химических уравнений, определения типов реакций.
Типы химических реакций на примере свойств воды.docx
Тема урока: Типы химических реакций на примере свойств воды. Задачи: повторить основные типы реакций на примере химических свойств воды; продолжить   развитие   умений   написания   химических   уравнений,   определения   типов реакций; воспитывать у учащихся чувство адекватной самооценки. Мотивация и целеполагание: Вы знаете, что вода используется для тушения пожаров. Можно ли воспользоваться     водой для тушения пожара на складе, где хранится металл натрий? Изучение нового материала:      Для воды характерна реакция разложения, ее еще называют электролизом воды. Она протекает под действием электрического тока в специальном устройстве – электролизёре. В результате образуется два газа – кислород и водород. эл.ток → 2Н2О   2Н2 + О↑ 2↑      Растения  также разлагают воду  в процессе  фотосинтеза.  Если веточку водного растения элодеи поместить в специальный прибор и выставить на яркий свет, то уже через 10 ­ 15  мин начнет  выделяться кислород, в результате разложения воды на свету, т.е. происходит   фотолиз   воды   (фотос  –   свет,  лизос  –   разложение)   (см.   рис.   112). Образовавшийся водород вместе с углекислым газом в результате биохимических реакций образует глюкозу. Совокупность всех этих реакций и называют процессом фотосинтеза. В результате фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза и кислород. 6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2↑     Для воды также характерны и реакции соединения. Если в фарфоровую чашечку поместить несколько кусочков негашеной извести, а затем прилить к ним немного воды, то когда вода впитается, над чашечкой появиться пар. Т.о. мы «погасили» негашеную известь водой. В результате этой реакции образуется новое вещество – гашеная известь (см. рис. 113). СаО + Н2О = Са(ОН)2 Все оксиды металлов I A группы главной подгруппы и металлы IIA группы: Ca, Ba, Sr  при взаимодействии с водой образуют щёлочи. Поэтому металлы  I  A  группы главной подгруппы  называют   щелочными   металлами,   а  металлы  II  A  группы,   как  Ba,  Ca,  Sr  – щелочноземельными. При   взаимодействии   с   водой   оксидов   неметаллов   будут   образовываться соответствующие кислоты, где неметалл будет иметь туже степень окисления, как и в оксиде.   Например,   в   реакции   оксида   фосфора   (V)   образуется   фосфорная   кислота,   в которой степень окисления фосфора тоже +5.P2O5  + 3H2O = 2H3PO4 Поэтому,   основания   и   кислородсодержащие   кислоты   в   химии   называют гидроксидами.  Запомните, вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов только в том случае, если   образуется   растворимый   гидроксид.   Например,   с   оксидом   калия   вода   образует растворимое основание – гидроксид калия, а вот с оксидом меди (II) вода не реагирует, т.к. гидроксид   меди   (II)   нерастворимое   в   воде   основание.   Аналогично   и   с   оксидами неметаллов:   вода   реагирует   с   оксидом   серы   (VI)   с   образованием   серной   кислоты,   а   с оксидом кремния (IV) не реагирует, т.к. кремниевая кислота нерастворимая. K2O + H2O = 2KOH CuO + H2O ≠ SO3 + H2O = H2SO4 SiO2 + H2O ≠ Реакции замещения идут тогда, когда с водой реагируют щелочные или щелочноземельные металлы. При взаимодействии натрия с водой образуется щёлочь и водород (см. рис. 114). 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ Эту реакцию можно наблюдать в следующем опыте: нальем в чашку Петри воды, добавим туда   несколько   капель   фенолфталеина.   Затем   поместим   маленький   кусочек   натрия. Кусочек   натрия   округляется,   т.к.   начинает   плавиться   из­за   образования   большого количества   теплоты,   «бегает»   по   поверхности   воды,   т.к.   образующийся   водород   его выталкивает, раствор при этом окрашивается в малиновый цвет, из­за образования щёлочи. Реакции обмена с участием воды – это реакции гидролиза. Если в таблице растворимости в клетке стоит прочерк, т.е. вещество в таком случае в водной среде гидролизуется (гидро – вода,  лизос  –   разложение).   Например,   при   гидролизе   сульфида   алюминия   образуется гидроксид алюминия – нерастворимое в воде основание и газ – сероводород. Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3  + 3H↓ 2S↑ При гидролизе карбида кальция образуется газ – ацетилен и щелочь – гидроксид кальция. В этом легко убедиться, если воду добавить кусочек карбида кальция, то можно заметить выделение   газа   ацетилена,   если   в   образовавшийся   раствор   капнуть   несколько   капель фенолфталеина,   то   он   окрасится   в   малиновый   цвет.   Гидролиз   протекает   и   в   живых организмах   и   составляет   основу   их   жизнедеятельности,   как   гидролиз   жиров   и белков.Поэтому   вода   не   только   самое   важное   вещество   на   планете,   но   и   соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами. Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос.  Какие вещества образуются при взаимодействии воды с оксидами неметаллов?  Какие металлы реагируют с водой?   Какие вещества образуется при взаимодействии металлов с водой?  Какие вещества образуются в реакциях воды с оксидами металлов?  С какими веществами реагирует вода?  Какие вещества при этом образуются?  К какому типу реакций относятся реакции взаимодействия  воды с   различными веществами?    2. §34, упр. 1, 5. Закрепление и контроль знаний: 1. Закончите уравнения химических реакций, укажите тип реакций. ;→    а) SO2 + H2O  ;→    б) Ca + H2O  ;→    в) H2O + P2O5  ;→    г) Na + H2O  ;→    д) BaO + H2O  ;→    е) K2O + H2O  .→    ж) Al2S3 + H2O  Ответы:     а) SO2 + H2O = H2SO3; (реакция соединения)    б) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2    в) 3H2O + P2O5 = 2H3PO4; (реакция соединения)    г) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2    д) BaO + H2O = Ba(OH)2; (реакция соединения)    е) K2O + H2O = 2KOH; (реакция соединения)    ж) Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 ↑ ↑ ; (реакция замещения) ; (реакция замещения)  + 3↓ H2S  (реакция обмена) ↑ 2. Запишите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:  HCl   H→ 2   H→ 2O  →  NaOH H2CO3 1. Ca + 2HCl = CaCl2 + H2↑ 2. 2H2 + O2 = 2H2O 3. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ 4. H2O + CO2    ↔ H2CO3 Рефлексия и подведение итогов:    1. Что нового о воде вы сегодня узнали?    2. Что на уроке вам понравилось (не понравилось) и почему? Домашнее задание:    I уровень: §34, упр. 2, 3;    II уровень: тоже + упр. 4.

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".

План урока на тему:"Типы химических реакций на примере свойств воды".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017