План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)
Оценка 4.9

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

Оценка 4.9
Памятки +1
docx
химия
7 кл
18.09.2019
План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)
Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей.docx
«Соли – продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей». 7 класс Цель:  формировать   представления   о   солях   как   продуктах   взаимодействия   кислот   с металлами. Задачи:  Образовательная: формировать навыки записи формул солей на основании знаний о валентности металлов и кислотных остатков.   Развивающая:   продолжить   развивать   умения   составлять   уравнения   химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.   Воспитательная:  воспитание   положительной   мотивации;   создать   условия   для формирования нравственных качеств: товарищества, этических норм поведения.         Тип урока: усвоение новых знаний. Ход урока I  . Организационный момент (1 мин.) Приветствие, проверка отсутствующих. Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.  Мы за парты сели ровно.  И к работе всё готово. II   . Повторение опорных знаний (10 мин.) Задание 1        Игра “Цепочка” Упражнение организационно–психологического характера Ребята,   я   предлагаю   вам   начать   урок   с   задания,   которое   позволит   вам сконцентрироваться и быть более внимательными.  Первый   ученик   проговаривает  формулу  любой   задуманной  кислоты,  следующий   ее называет   и   в  свою   очередь   задает   свою  формулу соседу.  Например,  НСl    соляная кислота → Н2SO4  и т. д. → Учитель выбирает и корректирует разные направления, течения и делает заключение. Задание 2      Название кислотных остатков !!! На доске начерчена головоломка (без слов, только цифры), а я вам буду говорить задания. задание   вами   Перед   ­ головоломка.  С   помощью   этой головоломки  мы   с  вами   закрепим знания о кислотных остатках. Кто  ответ, первый   будет   знать   поднимает руку и выходит к доске записывать. Кислотные остатки: 1. Угольной кислоты 2. Фосфорной кислоты 3. Бромоводородной кислоты 4. Соляной кислоты 5. Сероводородной кислоты 6. Сернистой кислоты 7. Азотной кислоты   Задание 3    Теперь предлагается вам выполнить задание письменно на карточках по вариантам (1­й, 2­ й)   и   два   человека   пойдут   к   доске   выполнять   их.  Вам   необходимо  выбрать   из предложенных   веществ   формулы   кислот   и   оксидов,   расставить   коэффициенты   и составить уравнение реакции. На задание дается 5 – 7 мин. Вариант ­  1 1. Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты Оксиды HNO3;        SO3;                 H2CO3;     HCl;       Na2O;     CO2;     H3PO4;      H2SO4;  Fe3O4; P2O5;                  H2S;        Al2O3. 2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 1) Al + O2 =Al2O3 2) HCl + Al = AlCl3 + H2 3) H2SO4 + BaCl2 = HCl + BaSO4↓ 1) Zn + O2 = ZnO 2) HCl + MgO = MgCl2 + H2O 3) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (3 балла) Оксида серы (VI) с водой Оксида фосфора (V) с водой Правильные ответы!!! Вариант ­  1 1. Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты HNO3;  H2CO3;  HCl;   H3PO4; H2SO4; H2S.        Оксиды SO3;    Na2O;   CO2;   Fe3O4;  P2O5; Al2O3.   2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 1) 4Al + 3O2 =2Al2O3 2) 6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2 3) H2SO4 + BaCl2=2HCl + BaSO4↓ 1) 2Zn + O2 = 2ZnO 2) 2HCl + MgO = MgCl2 + H2O 3) H2SO4 + 2KOH= K2SO4 + 2H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (3 балла) Оксида серы (VI) с водой SO3 + H2O = H2SO4 Оксид серы (VI)    вода         серная кислота Оксида фосфора (V) с водой P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 Оксид фосфора(V)  вода фосфорная кислота  . Актуализация знаний и умений учащихся (1 мин.) Время вышло, обмениваемся карточками и проверяем работу. Теперь, пожалуйста, поднимите руку кто набрал мах кол­во баллов, т.е. 7 баллов и т.д. Оценки отвечающим у доски будут поставлены в журнал. III  Из   перечня   веществ   выберите   и   разбейте   по   классам   те,   которые   вам   уже   известны. Оставшиеся  формулы и будут представлять новый класс неорганических  соединений – класс солей. K2SO4, Na2CO3, AlPO4, HCl, N2O5, HNO3, NaNO3, CaO, H2CO3, K2O, CuO, CO2  .Изучение нового материала (20 мин.) IV  А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока, послушаем загадку: Отдельно ­ я не так вкусна,  Но в пище — каждому нужна.  (ответ: соль) Наш сегодняшний урок посвящен  такому повседневному химическому элементу, как соль. Записываем в тетрадях тему: «Соли – продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей».  (На доске записана тема урока, учащиеся записывают её в тетрадь) Цель урока: (попросить сформулировать учащихся  самостоятельно)  знать состав и названия солей;  закрепить умения составлять формулы солей и уравнения их образования. Название  соли  вам должно быть знакомо, где вы встречались с солями и какие соли вам известны? (предполагаемый ответ: при приготовлении пищи – пищевая соль, в воде – морская) Да, действительно соли широко распространены в природе. Из  курса географии вы знаете, что огромная масса солей растворена в океанической и морской воде.  Соли играют важную роль в процессах обмена веществ – с этим вы знакомились на  уроках биологии.  Они содержатся в  клеточном соке  живых организмов, входят в состав   нервной,   мышечной   и   костной   тканей.  Поэтому  без   солей,   и   прежде   всего поваренной соли, жизнь человека невозможна. В   Беларуси,   как   вы   знаете,   добывают   соли.  «Беларуськалий» —   одного из крупнейших поставщиков калийных удобрений в мире. Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12­15г соли. Сделаем следующий  расчет потребления соли, взяв за основу 15г ­ в сутки. За месяц:  15г х 30 = 450г За год: 450г х 12 = 5400г Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли,  которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст. ­ Сколько получилось? Но нас больше интересует  состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют! Теперь  давайте  посмотрим  на доску  и  сравним  формулы  кислот с  формулами солей: HCl H2SO4 ZnCl2 FeSO4 Что общего в этих соединениях и чем  они отличаются? Вывод: в этих формулах одинаковые кислотные остатки Cl (I) и SO4 (II). В молекулах кислот они соединены с атомами водорода Н, а в формульной единице солей – с атомами цинка Zn и железа Fe. Значит,   эти   и   другие   соли   можно   рассматривать   как   продукты   замещения атомов водорода в молекулах кислот на атомы металлов. Вещества, подобные ZnCl2  и  FeSO4, относят к классу солей. Давайте запишем определение солей. Cоли – это сложные вещества, состоящие  из    атомов    металлов   и кислотных остатков. Для составления химической формулы соли необходимо знать валентность     атома  кислотного остатка   и валентность    металла      . !!!У вас на парте лежит алгоритм Для   примера   составим   формулу   соли,   в   которую   входят  атомы   кальция  и кислотный остаток фосфорной кислоты PO4 (III). Алгоритм составления формул и названий солей №  п/п 1. Последовательность действий Выполнение  действий Записываем символ атома кальция и рядом формулу  кислотного остатка фосфорной кислоты PO4, а над ними  валентности. II  III СаРО4 2. Находим наименьшее общее кратное (НОК) валентностей  атома кальция и кислотного остатка. НОК = II * III  =6 3. Делим НОК на валентность атома кальция и получаем индекс 6/2 = 3 при атоме металла. Делим НОК на валентность кислотного остатка и получаем  индекс при кислотном остатке. 6/3 = 2 4. Запишем индексы возле знака элемента кальция и кислотного  остатка РО4. Ca3(PO4)2 Название соли  = название  кислотного  остатка + название металла (в родительном падеже) Например, соль состава NaCl называют «хлорид натрия» !!! Если входящий в формульную единицу соли атом металла имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках после его названия. Например, соль FeCl3 называют «хлорид железа (III)»,          а соль FeCl2 – «хлорид железа (II)». Теперь обращаемся к учебнику, на  стр.147  есть  таблица, в которой приведены названия некоторых солей.  Теперь по цепочке читаем 3­ю колоночку  соль и ее название.  V   . Физкультминутка!!!  А теперь класс поднимается Физкультминутка начинается! Быстро руки вверх подняли! В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело. Давайте вспомним как рассчитать относительную молекулярную массу веществ.  K3PO4,     K2CO3,        KF,        KNO2 212                    138              58              85 Запишите себе в тетрадь формулы некоторых солей с которыми вы сталкивались хотя бы  раз в жизни. Поваренная соль NaCl Мел, мрамор СaCO3 Сода Na2CO3 .Закрепление материала (9 мин.) VI  Задание1 Составьте формулы солей: Металл      Валентность Серная кислота H2SO4 SO4(II) Соляная кислота HCl Cl (I) ­ II I Кислотный  остаток Ba Na Ключ:  Металл      Кислотный  остаток Ba Na Валентность Серная кислота Соляная кислота ­ II I H2SO4 SO4(II) BaSO4 Na2SO4 HCl Cl (I) BaCl2 NaCl Стр. 148 задания 2­5 Давайте подведем  итог (возращение к поставленной цели): на сегодняшнем уроке мы узнали, что такое соли, познакомились с их составом, названием. С поставленной целью мы с вами справились. V   II   .Рефлексия (2 мин.) Цель:  осознание   учениками   результативности   своей   деятельности   и   создание   ситуации успеха. Деятельность учащихся: берут одну наклейку и прикрепляют на доску:  ­ те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке;  ­ те, кто считает, что ему еще нужно работать над данной темой;  ­ те, кто считает, что недостаточно понял тему.  .Домашнее задание (2 мин.): §24, задания 6,7.  VIII   Учитель Уже звенит шалун­звонок, Как жаль, что кончился урок. «Спасибо! – всем я говорю. ­ Вы молодцы! Благодарю». Вариант ­  1 1.Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты Оксиды HNO3;        SO3;                 H2CO3;     HCl;       Na2O;     CO2;     H3PO4;      H2SO4;  Fe3O4; P2O5;                  H2S;        Al2O3. 2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 4) Al + O2 =Al2O3 5) HCl + Al = AlCl3 + H2 6) H2SO4 + BaCl2 = HCl + BaSO4↓ 4) Zn + O2 = ZnO 5) HCl + MgO = MgCl2 + H2O 6) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (3 балла) Оксида серы (VI) с водой Оксида фосфора (V) с водой Вариант ­  1 1. Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты Оксиды HNO3;        SO3;                 H2CO3;     HCl;       Na2O;     CO2;     H3PO4;      H2SO4;  Fe3O4; P2O5;                  H2S;        Al2O3. 2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 7) Al + O2 =Al2O3 8) HCl + Al = AlCl3 + H2 9) H2SO4 + BaCl2 = HCl + BaSO4↓ 7) Zn + O2 = ZnO 8) HCl + MgO = MgCl2 + H2O 9) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (3 балла) Оксида серы (VI) с водой Оксида фосфора (V) с водой Вариант ­  1 1. Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты Оксиды HNO3;        SO3;                 H2CO3;     HCl;       Na2O;     CO2;     H3PO4;      H2SO4;  Fe3O4; P2O5;                  H2S;        Al2O3. 2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 10) Al + O2 =Al2O3 11) HCl + Al = AlCl3 + H2 12) H2SO4 + BaCl2 = HCl + BaSO4↓ 10) Zn + O2 = ZnO 11) HCl + MgO = MgCl2 + H2O 12) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (3 балла) Оксида серы (VI) с водой Оксида фосфора (V) с водой Вариант ­  1 1. Выберите из предложенных веществ формулы: (1 балла) Вариант – 2 Кислоты Оксиды HNO3;        SO3;                 H2CO3;     HCl;       Na2O;     CO2;     H3PO4;      H2SO4;  Fe3O4; P2O5;                  H2S;        Al2O3. 2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции:            (3 балла) 13) Al + O2 =Al2O3 14) HCl + Al = AlCl3 + H2 15) H2SO4 + BaCl2 = HCl + BaSO4↓ 13) Zn + O2 = ZnO 14) HCl + MgO = MgCl2 + H2O 15) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O 3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты: (3 балла) Оксида серы (VI) с водой Оксида фосфора (V) с водой Алгоритм составления формул и названий солей Последовательность действий Выполнение  действий Записываем символ атома кальция и рядом формулу  кислотного остатка фосфорной кислоты PO4, а над ними  валентности. II  III СаРО4 №  п/п 1. 2. Находим наименьшее общее кратное (НОК) валентностей  атома кальция и кислотного остатка. НОК = II * III  =6 3. Делим НОК на валентность атома кальция и получаем индекс при атоме металла. 6/2 = 3 6/3 = 2 Делим НОК на валентность кислотного остатка и получаем  индекс при кислотном остатке. 4. Запишем индексы возле знака элемента кальция и кислотного  остатка РО4. Ca3(PO4)2 Название соли  = название  кислотного  остатка + название металла (в родительном падеже) Например, соль состава NaCl называют «хлорид натрия» !!! Если входящий в формульную единицу соли атом металла имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках после его названия. Например, соль FeCl3 называют «хлорид железа (III)»,          а соль FeCl2 – «хлорид железа (II)». Алгоритм составления формул и названий солей Последовательность действий Выполнение  действий Записываем символ атома кальция и рядом формулу  кислотного остатка фосфорной кислоты PO4, а над ними  валентности. II  III СаРО4 №  п/п 1. 2. Находим наименьшее общее кратное (НОК) валентностей  атома кальция и кислотного остатка. НОК = II * III  =6 3. Делим НОК на валентность атома кальция и получаем индекс при атоме металла. 6/2 = 3 6/3 = 2 Делим НОК на валентность кислотного остатка и получаем  индекс при кислотном остатке. 4. Запишем индексы возле знака элемента кальция и кислотного  остатка РО4. Ca3(PO4)2 Название соли  = название  кислотного  остатка + название металла (в родительном падеже) Например, соль состава NaCl называют «хлорид натрия» !!! Если входящий в формульную единицу соли атом металла имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках после его названия. Например, соль FeCl3 называют «хлорид железа (III)»,          а соль FeCl2 – «хлорид железа (II)». Металл      Валентность Кислотный  остаток Ba Na ­ II I Серная кислота H2SO4 SO4(II) Соляная кислота HCl Cl (I) Металл      Валентность Серная кислота Соляная кислота Кислотный  остаток Ba Na ­ II I Металл      Валентность Кислотный  остаток Ba Na ­ II I H2SO4 SO4(II) HCl Cl (I) Серная кислота H2SO4 SO4(II) Соляная кислота HCl Cl (I) Металл      Валентность Кислотный  остаток Ba Na ­ II I Серная кислота H2SO4 SO4(II) Соляная кислота HCl Cl (I) Металл      Валентность Серная кислота Соляная кислота Кислотный  остаток Ba Na ­ II I Металл      Валентность Кислотный  остаток Ba Na ­ II I H2SO4 SO4(II) HCl Cl (I) Серная кислота H2SO4 SO4(II) Соляная кислота HCl Cl (I) Металл      Валентность Серная кислота Соляная кислота Кислотный  остаток Ba Na ­ II I H2SO4 SO4(II) HCl Cl (I)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)

План урока по химии на тему "Соли-продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл. Формулы и название солей" (7 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2019