ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Гульшат Валеева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)
Просмотр файла:

План конспект проекта.docx


Все файлы публикации > План конспект проекта.docx
План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Кандры
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ПЛАН­КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Учимся писать слова с двумя корнями»
Валеева Гульшат Фаниловна,
учитель начальных классов

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

Кандры ­ 2016
Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями»
Цель: создать условия для формирования умения составления и
написания сложных слов
Задачи:
1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание,
память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах
Форма проведения: урок открытия новых знаний через
исследовательскую деятельность.
Используемые методы, технологии: учебник «Русский язык» 3 кл.,1ч /
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко и др./ ­ 2013 г, рабочая тетрадь
“Пишем грамотно”, опорная таблица, карточки с
заданиями, бланки
самооценки, презентация к уроку.
Ожидаемый результат:
Предметные: формировать умение правильно составлять сложные слова; умение
написания соединительных гласных в сложных словах;
Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации
возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при
работе в паре и группе; владение культурой учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать
правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки; учитывать
степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность
его выполнения
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
II. Создание психологической комфортности на уроке
Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Всё – не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал, – приобрёл многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
– Ребята, а вам хочется делиться чем­нибудь друг с другом в школе, на
занятиях? (Да.)?
– Что вы можете “отдать” другим? (Знания; жизненный опыт, хорошее
настроение, радость.)
­ Как здорово, что, отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много
раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

­ Давайте возьмёмся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг
другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
­ А сейчас откроем тетради и запишем число
Классная работа
­ Проведём минутку красивого письма:
­ Для чего мы проводим минутку чистописания?
Оо // Оо // (слайд 2)
Ее // Ее // (слайд 3)
­ Какие буквы закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (они
гласные, они могут быть в слове безударными).
­Запишите в тетрадь близко к образцу.
III. Словарная работа: Слова, над которыми мы сегодня поработаем,
узнаем, если отгадаем загадки.
­Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко) ­ рисунок
­Загадки про осину
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)­ рисунок
Осина – это дерево, которое окутано множеством интересных историй и
старинных легенд. А всё из­за того, что её листья все время таинственно дрожат.
Это свойство часто упоминается и в загадках об осине. Из­за чего же дрожит
осина? Учёные объясняют этот факт так. Листья этого деревца крепятся к
веткам с помощью очень тонких черенков, которые легко изгибаются. А поэтому
даже при самом легком дыхании ветра листья начинают шевелится и тереться
друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево
дрожит.
я б л о к о , о с и н а . (на листочке)– Запишите слова, поставьте ударение.
Подберите родственные слова и отметьте части слова.
I п а р а – к слову осина,
II п а р а – к слову яблоко.
О с и н а , о с и н о в ы й , о с и н к и , п о д о с и н о в и к .
Яблоко, яблоня, яблочный
Правила работы в паре:
(В паре все равноправны, все работают активно)
IV. Актуализация опорных знаний
(На стенах развешаны таблички с буквами, буквосочетаниями.)
– Ребята, посмотрите, что это вокруг вас? На что похожи эти буквы и
буквосочетания?

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

На доске схемы:
– Давайте приставки и суффиксы расставим по местам. (Дети цепочкой
выбегают к доске и классифицируют буквы и буквосочетания.)
Появляется запись:
– Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
(для образования новых слов)
– Образуем новые слова.
– Придумайте слова, используя корень ­лёт­ и приставки: пере­, по­, на­, с­,
при­.
(Учащиеся с помощью опорных схем на доске составляют слова: перелёт, полёт,
налёт, слёт, прилёт.)
– Придумайте слова, используя корень ­стар­ и суффиксы: ­ик, ­ушк, ­ость,
­еньк.
(Учащиеся аналогично составляют слова: старик, старушка, старость,
старенький.)
– Каким способом образовались новые слова?
На доске появляется табличка:
– Расскажите всё, что вы знаете о способах словообразования.
– Если слова образованы при помощи приставки, то способ
словообразования называется приставочным. Если слово образовано при помощи
суффикса, то способ словообразования называется суффиксальным.
­ А могут ли быть слова без приставки? без суффикса?
– Обратите внимание на запись (слайд)
загородный
подмосковный
беззаботный
– Можно ли сказать, что слова образованы только при помощи приставки?
– Каким способом образованы эти слова?
– Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ
словообразования называется приставочно­суффиксальным.
На доске: (слайд)
– Значит, существует 3 способа словообразования? Вы в этом уверены?
Вы всё знаете о способах словообразования?
– Есть ещё способ – способ сложения двух корней.
– Вы всё знаете об этом способе?
На доске появляется табличка:
– Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся ставят учебную задачу на уроке.)
­ запишем в тетрадях тему урока («Сложные слова»)
V. “Открытие” нового знания
(Слайд)
­Можно ли подобрать слово к этой модели? Приведите примеры.

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

Н а к а р т о ч к е записаны слова:
П а р о х о д , с т а р о с т ь , с е р о в а т ы й , с а м о л е т , м ы ш е л о в к а , в е л и ч а й ш и й .
­ Назовите слова, в которых два корня.
1) Работа с учебником. Упр.1, с. 100.
– Выпишите слова, в которых два корня. Используйте знакомый приём
развёрнутого толкования слов, позволяющий проверить, образовано ли слово
сложением двух слов. Выделите в словах корни. Подчеркните букву, которая
соединяет корни. Вспомните, как она называется.
Работа в парах.
Проверка.
2) Физминутка. ­А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим
так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем –
вы топаете: Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад,
садовник, рукомойник, морской, мореход.
3) Прослушайте стихотворение, найдите сложные слова с соединительной
гласной. Выпишите их. (слайд )
­ название «мухомор» возникло из­за массового использования мухомора
красного в бытовой санитарии, в качестве препарата для уничтожения мух.
­ Водопад — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло.
Водопадом считают место, где вода падает с высоты более одного метра.
На слайде видим известный водопад Атыш. Он находится в Белорецком
районе Республики Башкортостан.
Проверка.
4) Рубрика “Давай подумаем”.
– Опираясь на примеры слов в упражнениях, попробуйте сформулировать
правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
Вывод: соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и –
е. (слайд)
Выполнение упражнения 2( страница 27) в рабочих тетрадях
(взаимопроверка­ ставим оценки товарищам)
5) На доске открывается запись: (слайд)
снегопад
ледокол
кинотеатр
снегоход
самосвал
– Выделите в словах корни, подчеркните соединительную гласную.
Проверка.
– В русском языке встречаются случаи, когда слово образовано способом
сложения, но без соединительной гласной (кинотеатр).

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

6) Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
и
д о р , к а р т
о
VI. Закрепление. Тренировочные упражнения
ф е л ь .
(слайд …)
1) Работа с учебником. Упр.3, с. 101
– Составьте сложные слова.
Проверка (слайд)
– У кого нет ни одной ошибки?
– Чему мы учились, выполняя эту работу?
Н а с л а й д е записаны слова: п о м
– Эти сложные слова составила ученица 3­го класса. Права ли она? Предложите
свои примеры сложных слов.
Вам было задано на дом посмотреть в толковом словаре значение слов
(самосвал , ледокол, самокат, вертолёт)
­ выступления детей
3) Игра “ Верите ли вы”.
– Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку, если нет –
левую.
– Верите ли вы, что приставка служит для образования новых слов?
– Верите ли вы, что если слово образовано при помощи суффикса, то способ
образования его называется суффиксальным?
– Верите ли вы, что слово самосвал образовано способом сложения двух
корней?
– Верите ли вы, что слово ледокол образовано приставочно­суффиксальным
способом?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются
буквами – а и – и?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются
буквами – о и – е?
4) На доске появляется табличка:
Что нового узнали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– В каком виде работы испытывали трудности?
– Случайно ли по чистописанию были даны такие буквы­ о и е?
Н а с л а й д е слово: земл(..)трясение.(слайд …)
– Какую букву вы вставите в слово? Докажите.
5. Рефлексия.

План урока русского языка "Слова с двумя корнями" (3 класс)

У. ­Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что
такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много
сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто
понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!
Присаживайтесь. А вот мы сейчас и проверим...
Возьмите листочки. Приступайте к заданиям.
­Я благодарю вас за работу на уроке. Кстати, чем интересно слово «благодарю»?
(слайд) (дарю благо, дарю добро. Когда ты благодаришь человека, ты даришь
добро. Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к вам вернётся.
Урок окончен!
Чтение «Интересного материала из истории языка»
VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл