Планирование по окружающему миру 4 класс.
Оценка 4.7

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
4 кл
30.04.2017
Планирование по окружающему миру 4 класс.
Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс. Планирование по окружающему миру 4 класс.
окружающий 4.doc
КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ НА 2014­2015УЧЕБНЫЙ ГОД. , № п/п Д а т а р р о к Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные учебные действия + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) Раздел «Земля и человечество» (9 часов) 1 четверть (18 часов) 1 3. 0 9 Мир глазами  астронома. Стартовая  диагностика  Урок  введения в  новую тему  2 5. 0 9 Планеты  Солнечной  системы. Урок­ исследован ие  Практическая  работа № 1  «Движение  Земли вокруг  Знакомиться с учебником и  учебными пособиями, с целями и  задачами раздела. Извлекать из  текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую  тетрадь. Изучать по схеме строение  Солнечной системы, перечислять  планеты в правильной  последовательности, моделировать  строение Солнечной системы.  Работать со взрослыми; находить в  дополнительной литературе,  Интернете научные сведения о  Солнце и Солнечной системе,  кометах, астероидах, готовить  сообщения   Понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить. На основе  схемы строения Солнечной системы  характеризовать планеты,  перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров,  осуществлять самопроверку.  Различать планеты и их спутники.  Объяснять значения слов:  «астрономия», «астроном».  Понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить.  Рассказывать о мире с точки  зрения астронома  Характеризовать планеты  Солнечной системы. Называть  естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет  астрономами, об особенностях  движения Земли в космическом  пространстве. Называть причины смены дня и  Познавательные. Извлечение  информации из учебника.  Преобразование модели с  целью выявления общих  законов, определяющих  данную предметную область.  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Работа в паре.Личностные.  Формулировать выводы из  изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на  уроке  Познавательные.Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний; своей оси и  вокруг  Солнца»  3 4 10 .0 9 12 .0 9 Урок­ исследован ие  Звёздное небо – Великая  книга  Природы. Практическая  работа №2  «Знакомство с картой  звёздного  мира»  Мир глазами  географа. Комбиниров анный урок  Практическая  работа №3  «Поиск и  показ  изучаемых  объектов на  глобусе и  географическ ой карте»  Анализировать схемы вращения  Земли вокруг своей оси и обращения  вокруг Солнца. Устанавливать  причинно­следственные связи между  движением Земли и сменой дня и  ночи, сменой времён года. Работать  со взрослыми: наблюдать луну  невооружённым глазом и с помощью  бинокля (телескопа). Извлекать из  дополнительной литературы,  Интернета информацию об  исследованиях астрономов и  готовить сообщения  Изучать по учебнику правила  наблюдения звёздного неба,  соотносить их с собственным  практическим опытом, находить на  карте звёздного неба знакомые  созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде.  Выполнять задания электронного  приложения к учебнику. Работать с  терминологическим словариком  Сравнивать глобус и карту  полушарий. Находить условные знаки на карте  полушарий. Обсуждать значение  глобуса и карт в жизни  человечества. Составлять рассказ о  географических объектах с  помощью глобуса и карты  полушарий. Извлекать информацию о  географических объектах из  дополнительных источников и  Интернета и готовить сообщения о  них. Работать с терминологическим  ночи и времён года. Моделировать  движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Моделирование окружающего Личностные. Сотрудничество   с   учителем   и учащимися.  объектов мира.     Называть правила наблюдения  звёздного неба. Называть  созвездия: Малая Медведица,  Большой Пёс, Телец. Называть  звёзды: Полярная звезда, Сириус,  Альдебаран, Плеяды – скопления  звёзд в созвездии Тельца  Рассказывать  об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география.  Работать с картами полушарий.  Показывать на карте, глобусе  материки и океаны, горы, равнины,  моря, тепловые пояса Земли.  Объяснять значения слов:  «география», «географ»  П.Моделирование объектов  окружающего мира.  Выражение с достаточной  полнотой и точностью своих  мыслей в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Л  Сотрудничество с учителем и  сверстниками.  Познавательные .Поиск и  выделение необходимой  информации, в том числе  решение рабочих задач с  использованием  общедоступных источников  информации. Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё  неизвестно.Регулятивные.  Поиск и выделение  необходимой информации, 5 17 .0 9 Мир глазами  историка  Комбиниров анный урок . словариком  Составлять рассказы о мире с точки  зрения историка. Характеризовать  роль исторических источников для  понимания событий прошлого.  Обсуждать роль бытовых предметов  для понимания событий прошлого.  Посещать краеведческий музей и  готовить рассказ на основании его  экспонатов о прошлом своего  региона, города (села). Работать с  терминологическим словариком.  Готовить сообщение о прошлом  своего региона, города (села)  Понимать, что история – это наука,  которая изучает то, что было в  прошлом людей. Называть  источники исторических сведений.  Понимать значение летописей и  археологии, архивов и музеев для  изучения истории. Объяснять  значения слов: «история»,  «историк», «исторический  источник», «архив», «летопись»,  «археология», «археолог»  6 7 19 .0 9 24 .0 9 Когда и где? Практическа я работа №4  «Знакомство  с  исторически ми картами»  Урок развития умений   и навыков  Определять по «ленте времени» век, в котором происходили  упоминавшиеся ранее исторические  события. Обсуждать сроки начала  года в разных летоисчислениях.  Анализировать историческую карту,  рассказывать по ней об  исторических событиях  Понимать, что означают слова и  выражения: «век», «тысячелетие»,  «наша эра», «до нашей эры».  Рассказывать о летоисчислении в  древности и в наши дни. Работать с  «лентой времени». Работать с  исторической картой  Мир глазами  эколога  Комбиниров анный урок  Рассказывать о мире с точки зрения  эколога. Анализировать  современные экологические  проблемы, предлагать меры по их  решению. Знакомиться с  международным сотрудничеством в  области охраны окружающей среды.  Находить в Интернете информацию  о способах решения экологических  Понимать,   что   если   люди   погубят окружающую природу, то и сами не выживут.  Рассказывать  о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы  и пути их решения. Называть  международные соглашения по  охране окружающей среды,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы  Коммуникативные.Достаточн о полно и точно выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Поиск и  выделение необходимой  информации, в том числе  решение рабочих задач с  использованием  общедоступных источников  информации. Сотрудничество  с учителем и  сверстниками.Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные. Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных)  Познавательные .Построение  логической цепочки  рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Интегрироваться в группу  сверстников и строить  продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со  сверстниками. Моделирование проблем и экологических  организациях в России, готовить  сообщения. Изучать экологический  календарь  Наблюдать объекты и явления  природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных  сообществах  Рассказывать о причинах появления  Списка Всемирного наследия.  Различать объекты Всемирного  природного и культурного наследия.  Знакомиться по карте­схеме с  наиболее значимыми объектами  Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике  текст об одном из объектов  Всемирного наследия, использовать  его как образец для подготовки  собственных сообщений. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и  готовить о них сообщения  Знакомиться по рисунку учебника с  животными из Международной  Красной книги. Читать в учебнике  текст о животном из  Международной Красной книги и  международные экологические  организации. Использовать  приобретенные знания для оценки  воздействия человека на природу,  выполнение правил поведения в  природе и участие в её охране  Рассказывать о природных  сообществах, характерных для  края. Наблюдать объекты и явления  природы  Понимать, что такое всемирное  наследие. Рассказывать о  составных частях Всемирного  наследия: природном и культурном  наследиях. Называть объекты  Всемирного наследия, используя  карту. Называть объекты  Всемирного наследия, которые  находятся в России  связей организмов с  окружающей средой,  обсуждение и оценивание  предложенных моделей.  Коммуникативные.Инициатив ное сотрудничество в поиске и сборе информации  Познавательные.Анализ  объектов с целью выделения  признаков (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений. Познавательные.Построение  логической цепочки  рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом. Рассказывать о Международной  Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения  каждого вида.  Объяснять, почему животные  Познавательные Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  8*  26 .0 9 Природное  сообщество  «Водоем».  Экскурсия №1 Урок­ экскурсия  9 1. 10 Комбиниров анный урок  Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Всемирное  наследие  10 3. 1 0 Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Международн Урок­ исследован ие ая Красная  книга. Тест № 1  оказались под угрозой  исчезновения  использовать его как образец для  подготовки собственных сообщений.  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию о животных из Международной  Красной книги и готовить о них  сообщения. Подготовка сообщения о  животных из Международной  Красной книги. Моделирование в  виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый  может помочь природе  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Регулятивные.Сотрудничеств о с учителем, другими  взрослыми и  учащимися.Личностные­ желать выполнять учебные  действия.  + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) Раздел «Природа России» (10 часов) 11 8. 1 0 Равнины и  горы России. Комбиниров анный урок  Практическая  работа №5  «Поиск и  показ на  физической  карте равнин  и гор России»  Находить и показывать на  физической карте России изучаемые географические объекты,  рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские  равнины. Характеризовать формы  земной поверхности России,  рассказывать о них по личным  впечатлениям. Извлекать из  дополнительной литературы,  Интернета сведения об изучаемых  географических объектах, готовить  сообщения. Выполнять на  компьютере задания из  электронного приложения к  учебнику. Готовить материалы к  выставке «Где мы были»  Называть формы земной  поверхности. Показывать на карте  наиболее крупные равнины и горы.  Рассказывать о вулканах Камчатки  – объекте Всемирного наследия.  Рассказывать об Ильменском  заповеднике  12 1 0. 1 0 Моря, озёра и  реки России. Практическая  работа № 6  «Поиск и  Урок развития умений   и навыков  Находить и показывать на  физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о  них по карте. Различать моря Северного  Ледовитого, Тихого и  Показывать на карте и  рассказывать о морях Северного  Ледовитого, Тихого и  Атлантического океанов.  Показывать на карте озёра:    Байкал, Ладожское, Онежское  Познавательные Выделение  необходимой информации;  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений;  Коммуникативные. умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной  форме.Личностные­проявлять положительное отношение к  учению.  Познавательные  Поиск   и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление   полученной информации; оценка показ на  физической  карте морей,  озёр и рек  России»  Природные  зоны России. Практическая  работа № 7  «Поиск и  показ на  карте  природные  зоны России»  Урок­ исследован ие  Атлантического океанов.  Характеризовать особенности  изучаемых водных объектов.  Находить в Интернете сведения о  загрязнении воды в морях, озёрах,  реках и о мерах борьбы с  загрязнениями. Готовить и  оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока  Каспийское . Показывать на карте  реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену,  Амур. Рассказывать о  Дальневосточном морском  заповеднике  Называть природные зоны России. Объяснять причины смены  природных зон с севера на юг. Показывать  на   карте   природных зон области высотной поясности      картой Знакомиться   с   картой   природных зон   России,   сравнивать   её   с физической   России; определять   на   карте   природные зоны   России, высказывать предположения   о   причинах   их смены, осуществлять самопроверку. причинно­ Устанавливать   между следственные освещённостью Солнцем поверхности   Земли   и   сменой природных зон; работать со схемой освещённости   Земли   солнечными лучами. Находить   на   карте   природных   зон области высотной поясности    связи             борьбы результатов работы. Сотрудничество   с   учителем   и учащимися. Подготовка сообщения о загрязнении воды в   морях,   озёрах,   реках   и   о мерах с  Личностные­ загрязнениями. устанавливать   связи   между целью учебной деятельности и ее мотивом. Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно. Познавательные  Самостоятельное создание  способов решения проблем  поискового характера;  Коммуникативные. умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Личностные­ желать выполнять учебные  действия.   Зона  арктических  пустынь. Урок­ исследован ие  Практическая  работа №8  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений,  Находить и показывать на карте  зону арктических пустынь,  осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны арктических  пустынь и её оснащённости  солнечными лучами. Определять по рисунку учебника,  какие организмы обитают в зоне  арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям  Показывать на карте природных  зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости  природных особенностей Арктики  от освещённости её Солнцем, о  полярном дне и полярной ночи. Называть условия, необходимые  для жизни живых организмов.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных арктических  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  13 1 5. 1 0 14 1 7. 1 0 15 2 2. 1 0 выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в  Арктике»  Тундра. Практическая  работа №9  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в  тундре»  Урок­ исследован ие  жизни; рассказывать по рисунку об  экологических связях в изучаемой  природной зоне, моделировать  характерные цепи питания. Рассказывать об освоении  природных богатств в зоне  арктических пустынь и возникших  вследствие этого экологических  проблемах, о природоохранных  мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических  пустынь по плану. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета сведения о  животном мире изучаемой зоны,  готовить сообщения  Сравнивать общий вид тундры и  арктической пустыни, описывать  тундру по фотографии; находить и  показывать на карте природных зон  зону тундры, рассказывать о ней по  карте. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны тундры и её  освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на  рисунке растения тундры, выявлять  черты их приспособленности к  условиям жизни; знакомиться по  рисунку учебника с животным миром  тундры, обнаруживать  экологические связи в зоне тундры,  рассказывать о них, моделировать  характерные цепи питания. Рассказывать об освоении  природных богатств в зоне тундры и  возникших вследствие этого  экологических проблемах, о  пустынь. Рассказывать об экологических  проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике  «Остров Врангеля»  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися. Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. Показывать на карте природных  зон зону тундры. Называть природные особенности  зоны тундры. Называть общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов в тундре.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного  населения. Называть экологические проблемы  рассказывать об охране природы в  зоне тундры. Рассказывать о Таймырском  заповеднике  Познавательные Построение  логической цепочки  рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со  сверстниками.  Моделирование связей  организмов с окружающей  средой, обсуждение и  оценивание предложенных  моделей. Личностные­желать  выполнять учебные действия. природоохранных мероприятиях и  заповедниках. Характеризовать зону тундры по  плану; сравнивать природу тундры и  арктических пустынь. Изготавливать макет участка  тундры. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры,  готовить сообщения  Находить и показывать на карте  зону тайги, зону смешанных и  широколиственных лесов,  рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость  особенностей лесных зон  распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа­ определителя растения лесов;  моделировать характерные цепи  питания. Сравнивать природу тундры и  лесных зон. Находить в Интернете информацию  о растениях и животных лесных зон,  готовить сообщения  Наблюдать объекты и явления  природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных  сообществах  16 24 .1 0 17* 29 .1 0 Урок­ исследован ие  Урок­ экскурсия  Леса России. Практическая  работа №10  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  лесов»  Растения и  животные  леса.  Экскурсия №  2  Показывать на карте природных  зон зону тайги, смешанных и  широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости  природы лесов от распределения  тепла и влаги. Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных леса. Называть экологические связи в  лесах  Рассказывать о природных  сообществах, характерных для  края. Наблюдать объекты и явления  природы  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме. Регулятивные.Планирование учебного   сотрудничества   с учителем   и   сверстниками. Личностные­проявлять положительное   отношение   к учению. Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений.  Личностные­желать  выполнять учебные действия. 18 31 .1 0 Лес и человек. Проверочная работа №1  С помощью схемы и текста учебника  раскрывать роль леса в природе и  жизни людей. Обсуждать экологические проблемы  леса, предлагать меры по его  охране. Обсуждать правила поведения в  лесу с использованием книги  «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной  литературы и Интернета сообщения  о растениях и животных из Красной  книги России. Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать  экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по  плану  Рассказывать  о   роли   леса   в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы  зоны лесов. Называть  растения   и   животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать поведения в лесу. Называть   национальные парки лесных зон. Рассказывать Террасном заповеднике   заповедники   Приокско­   о и  о   правилах 2 четверть (14 часов) 19 1 2. 1 1 Урок­ исследован ие  Зона степей. Практическая  работа №11  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  степей»   Сравнивать общий вид леса и степи,  описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон зону степей,  рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость  особенностей степной зоны от  распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и  животным миром степей,  рассказывать об экологических  связях в степи, моделировать  характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с  природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы  зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной  Показывать на карте природных  зон зону степей. Рассказывать о природных  особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы  степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной  зоны. Рассказывать о питомниках для  редких животных  Построение рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его  строении, свойствах и связях.  Познавательные Выделение  необходимой информации;  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений;  Коммуникативныеумение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Познавательные Построение  рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях.  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений. Структурирование знаний;  постановка и формулирование проблемы,Регуляивные  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.  Личностные­проявлять литературы и Интернета  информацию о растениях и  животных степей, готовить  сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета в степные  заповедники, обсуждать  экологические проекты учёных в  этих заповедниках  Сравнивать общий вид степи и  пустыни, описывать пустыню по  фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон полупустыни и  пустыни, рассказывать о них по  карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения  тепла и влаги. Знакомиться с растительным и  животным миром пустынь,  рассказывать об экологических  связях в пустыне, моделировать  характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с  природой степей. Обсуждать экологические проблемы  полупустынь и пустынь и пути их  решения. Изготавливать макет участка  пустынь  Находить и показывать на карте  природных зону субтропиков,  рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и  животным миром Черноморского  20 1 4. 1 1 Урок­ исследован ие  Пустыни. Практическая  работа №12  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  пустынь»  21 1 9. 1 1 Урок­ исследован ие  У Чёрного  моря. Практическая  работа №13  «Рассматрива ние  Показывать на карте природных  зон зону пустынь. Рассказывать о природных  особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении  полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы  зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать «Чёрные Земли»   о   заповеднике положительное отношение к  учению. Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Познавательные. Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера;  Коммуникативные. умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Личностные­ желать выполнять учебные  действия. Показывать на карте природных  зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во  время отдыха у моря. Называть экологические проблемы  Черноморского побережья  Кавказа. Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Познавательные  Структурирование знаний;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  субтропиков». Тест № 2   деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом. Называть растения и животных,  которые занесены в Красную книгу  России. Рассказывать о курортах  Черноморского побережья  Кавказа. Объяснять значения слов:  «Черноморское побережье  Кавказа», «субтропики»  побережья Кавказа, рассказывать  об экологических связях,  моделировать характерные цепи  питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические  проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета на курорты  Черноморского побережья Кавказа,  в Дендрарий  г. Сочи, в  национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из  книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим  словариком  Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) 22 23 2 1. 1 1 2 6. 1 1 ( ­ 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона* Родной край – часть большой страны.   Урок­ экскурсия  Наблюдать объекты и явления  природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных  сообществах  Рассказывать о природных  сообществах, характерных для  края. Наблюдать объекты и явления  природы  Комбиниров анный урок  Наш край. Практическая  работа №14  «Знакомство с картой  родного края» Знакомиться с политико­ административной картой России;  находить на политико­ административной карте России  свой регион; знакомиться с картой  своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по  Показывать на политико­ административной карте России  родной край. Знакомиться с картой родного  края. Рассказывать о родном крае  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений.  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению. Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации. Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и Поверхность  нашего края  Комбиниров анный урок  24 2 8. 1 1 25 3. 1 2 Водные  богатства  нашего края  Урок­ исследован ие  предложенному плану  Описывать по своим наблюдениям  формы земной поверхности родного  края; находить на карте региона  основные формы земной  поверхности, крупные овраги и  балки; извлекать из краеведческой  литературы необходимую  информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране  поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого  участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о  формах поверхности рядом с  городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения  Составлять список водных объектов  своего региона; описывать одну из  рек по плану; составлять план  описания другого водного объекта  (озера, пруда). Моделировать значение водных  богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения  близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных  мероприятиях в городе (селе)  Называть формы земной  поверхности родного края. Находить на карте региона  основные формы земной  поверхности, крупные овраги и  балки. Рассказывать об охране  поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг»,  «балка»  Называть водные объекты своего  региона, рассказывать об их  значении для жизни края. Называть источники загрязнения  вод в регионе. Называть правила поведения на  воде  26 5. 12 Урок­ практика  Наши  подземные  богатства. Практическая  Находить на физической карте  России условные обозначения  полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое,  изучать его свойства, находить  Называть важнейшие полезные  ископаемые родного края, их  свойства, способы добычи,  использование. Рассказывать об охране подземных последовательности действий. Личностные­желать  выполнять учебные действия. Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению..  Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации.  Структурирование знаний.  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению.   Познавательные  Структурирование знаний;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов работа №15  «Рассматрива ние образцов  полезных  ископаемых,  определение  их свойств»  27 10 .1 2 Земля ­  кормилица  Урок  изучения  нового  материала  богатств  Рассказывать о разнообразии почв  России, о наиболее  распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв  информацию о применении, местах и способах добычи полезного  ископаемого; описывать изученное  полезное ископаемое по плану;  готовить сообщение и представлять  его классу. Сравнивать изученные полезные  ископаемые. Выяснять в краеведческом музее,  какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой  литературы сведения о  предприятиях региона по  переработке полезных ископаемых  Различать типы почв на  иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой  литературы информацию о типах  почв своего региона; изготавливать  макет разреза почвы; доказывать  огромное значение почвы для жизни  на Земле, осуществлять  самопроверку. Извлекать из краеведческой  литературы информацию об охране  почв в регионе  28 12 .1 2 Урок­ исследован ие  Жизнь леса. Практическая  работа №16  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений леса Определять с помощью атласа­ определителя растения смешанного  леса в гербарии; узнавать по  иллюстрациям в учебнике  представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в  лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные,  Понимать, что лес – сложное  единство живой и неживой  природы. Объяснять значение выражения  «природное сообщество». Рассказывать о природном  сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с  помощью атласа­определителя. деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом.  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и  явлений.Регулятивные.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Познавательные Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.  Регулятивные.Давать аргументированный   ответ   на поставленный   вопрос.   Анализ и их  распознавани е»  29 17 .1 2 Комбиниров анный урок  Жизнь луга. Практическая  работа №17  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений луга  и их  распознавани е»    объектов   с   целью   выделения признаков (существенных, несущественных). Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний.  Личностные­желать  выполнять учебные действия.   Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации.  Познавательные Выделение  необходимой информации;  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений .  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом. грибы встречаются в лесах родного  края. Моделировать цепи питания,  характерные для лесного  сообщества региона. Обсуждать нарушения  экологических связей в лесном  сообществе по вине человека,  предлагать пути решения  экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике  плану. Наблюдать за жизнью леса,  определять его обитателей с  помощью атласа­определителя  Описывать луг по фотографии,  определять растения луга в  гербарии; знакомиться с животными  луга по иллюстрации учебника;  выявлять экологические связи на  лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и  грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и  коррекцию. Характеризовать луговое  сообщество по плану. Сравнивать природные особенности  леса и луга. Приводить примеры правильного и  неправильного поведения человека  на лугу, выявлять нарушения  экологических связей по вине  человека, предлагать пути решения  экологических проблем. Использовать полученные знания  для удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  родном крае, о жизни леса.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из изученных ),  леса, раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни, различать  части растения, отображать их в  рисунке (схеме). Моделировать цепи питания  Рассказывать о природном  сообществе луга. Использовать полученные знания  для удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  жизни луга. Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из  изученных )  луга, раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии человека  на жизнь луга. Рассказывать об охране лугов 30 1 9. 1 2 31 2 4. 1 2 Составлять памятку «Как вести себя  на лугу». Наблюдать за жизнью луга,  определять его обитателей с  помощью атласа­определителя  Описывать водоём по фотографии;  определять с помощью атласа­ определителя растения пресного  водоёма; узнавать по иллюстрациям  учебника живые организмы пресных  вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного  края. Моделировать цепи питания в  пресноводном сообществе своего  региона. Характеризовать пресноводное  сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в  воде. Наблюдать за жизнью пресного  водоёма, определять его обитателей с помощью атласа­определителя  Выявлять зависимость  растениеводства в регионе от  природных условий. Знакомиться по материалам  учебника и краеведческой  литературе с одной из отраслей  растениеводства, готовить  сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в  гербарии; различать зёрна зерновых Жизнь в  пресных  водах. Урок­ исследован ие  Практическая  работа №18  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  растений  пресных вод и их  распознавани е»  Растениеводс тво в нашем  крае. Урок­ исследован ие  Практическая  работа №19  «Рассматрива ние  гербарных  экземпляров  полевых  Рассказывать о природном  сообществе пресных вод. Использовать полученные знания  для удовлетворения  познавательных интересов, поиска  дополнительной информации о  жизни в пресных водах. Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из изученных)  пресных вод, раскрывать  особенности их внешнего вида и  жизни. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у  водоёма. Рассказывать об охране  пресноводных растений и  животных. Рассказывать о болотах и об их  охране  Рассказывать о растениеводстве  как об отрасли сельского  хозяйства. Называть сорта культурных  растений. Называть отрасли растениеводства в родном крае. Называть правила ухода за  культурными растениями  Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению..  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка культур и их  распознавани е»  Проверим  себя и оценим  свои  достижения. Промежуточн ая  диагностиче ская работа  Животноводст во в нашем  крае  32 33 2 6. 1 2 1 4/ 0 1 культур. Различать сорта культурных  растений (на примерах, характерных для региона)  Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в  посильной работе по выращиванию  растений  Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать  правильность/неправильность  предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в  соответствии с набранными баллами  Оценивать свои достижения  3 четверть (20 часов) Рассказывать о животноводстве  как об отрасли сельского  хозяйства. Называть породы домашних  животных. Называть отрасли животноводства  в регионе и рассказывать об их  развитии  Выявлять зависимость  животноводства в регионе от  природных условий. Знакомиться по материалам  учебника и краеведческой  литературе с одной из отраслей  животноводства, готовить  сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних  животных (на примерах,  характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по  уходу за домашними  сельскохозяйственными животными  34 1 6/ 0 1 Презентация  проектов. Тест № 3  Урок­проект  Извлекать информацию из  дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать  материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов  семьи, других взрослых. Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и  других подготовленных материалов результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися . Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению. Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Коммуникативные.Осознанно е и произвольное построение  речевого высказывания,  аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации.  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом.  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Познавательные Поиск и Готовить иллюстрации для  презентации проекта (фотографии,  слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по  выполнению проекта и достижения  товарищей  Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) 35 2 1/ 0 1 Начало  истории  человечества  Урок изучения нового материала  36 23 Мир  древности:  далёкий и  близкий  Урок изучения нового материала  37 28 Средние века: Урок  Знакомиться с разворотом «Наши  проекты», выбирать проекты для  выполнения. Определять по «ленте времени»  длительность периода первобытной  истории. Обсуждать роль огня и приручения  животных. Рассказывать на основе экскурсии в  краеведческий музей о жизни, быте  и культуре первобытных людей на  территории региона  Определять по «ленте времени»  длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение  древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации,  готовить сообщения и презентовать  их в классе. Обобщать сведения о древних  государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и  развития письменности в древности  для развития человечества,  сопоставлять алфавиты древности  Сопоставлять длительность  Рассказывать о первобытном  обществе, о первобытном  искусстве. Понимать роль археологии в  изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения  «первобытные люди». Использовать «ленту времени»  Рассказывать о Древнем Египте,  Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических  находок для изучения истории  древних государств. Объяснять значения слов и  выражений: «Древний мир»,  «иероглифы», «пирамиды»  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Познавательные Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний.  Личностные­желать  выполнять учебные действия.   Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению..  Рассказывать о Средних веках в  Познавательные Поиск и время  рыцарей и  замков  изучения  нового  материала  38 30 Новое время:  встреча  Европы и  Америки  Урок  изучения  нового  материала  исторических периодов Древнего  мира и средневековья, определять по  «ленте времени» длительность  средневековья. Находить на карте местоположение  крупных городов, возникших в  средневековье. Описывать по фотографиям  средневековые  достопримечательности современных  городов. Сопоставлять исторические  источники по изучению Древнего  мира и средневековья. Развивать воображение,  реконструируя быт и рыцарские  турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии,  выявлять их сходство и различия:  место и время их возникновения,  особенности храмов  Определять по «ленте времени»  длительность периода Нового  времени, сопоставлять её с  длительностью Древнего мира и  средневековья. Сопоставлять жизненную  философию людей в средневековье  и в Новое время. Обсуждать методы изучения  истории Древнего мира и Нового  времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего  мира, средневековья и Нового  времени. Обсуждать роль великих  географических открытий в истории  истории Европы, о возникновении  городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения  книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и  выражений: «Средние века»,  «христианство», «ислам»,  «буддизм», «рыцарь», «замок»  выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных  связей, структурирование  знаний; представление  полученной информации;  оценка результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Рассказывать о Новом времени в  истории Европы,  Понимать значение развития  предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового  времени. Прослеживать по карте маршруты  Великих географических открытий. Называть выдающихся людей  Нового времени. Работать с географической картой  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Коммуникативные.Осознанно е и произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной форме.  Личностные­устанавливать  связи между целью учебной  деятельности и ее мотивом. 39 4/ 2 Урок  изучения  нового  материала  Новейшее  время:  история  продолжается сегодня. Тест № 4  40 6 Жизнь  древних  славян  Урок  изучения  нового  материала  человечества. Развивать воображение,  реконструируя историю технических  изобретений в Новое время  Находить на «ленте времени»  начало Новейшего времени. Характеризовать значение  исследования Арктики и Антарктики  для развития науки. Рассказывать о развитии  парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать о об освоении  космоса, об изобретении ядерного  оружия, Первой и Второй мировой  войнах  Рассказывать об исследованиях  Арктики и Антарктики. Характеризовать изменения в  политическом устройстве стран  мира. Называть научные открытия и  технические изобретения ХХ – ХХI  веков. Называть выдающихся людей  Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это  время двух самых кровопролитных  войн  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Коммуникативные.Осознанно е и произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной форме  Раздел «Страницы истории России» (20 часов) Показывать на карте территории  расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних  славян  Анализировать карту расселения  племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни  древних славян и их занятий с  природными условиями того  времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское  жилище  Познавательные.  .Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного  результата; составление  плана и последовательности  действий. Коммуникативные.Осознанн ое и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  41 11 Во времена  Древней Руси  Урок  изучения  нового  материала  Прослеживать по карте Древней  Руси путь «из варяг в греки» и  расширении территории государства в IХ – ХI веках. Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с 42 13 Страна  городов  Урок формирован ия умений и навыков  43 17 Из книжной  сокровищницы Древней Руси  Урок  изучения  нового  материала  Характеризовать систему  государственной власти в IХ – ХI  веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату  Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на  Руси христианства и значение  Крещения. Анализировать былину об Илье  Муромце как отражение борьбы  Древней Руси с кочевниками  Анализировать карты Древнего  Киева и Древнего Новгорода,  характеризовать их  местоположение, оборонительные  сооружения, занятия горожан,  систему правления, находки  берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение,  реконструируя жизнь древних  новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко  могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как  исторического источника  Обсуждать роль создания  славянской письменности для  распространения культуры в  Древней Руси. Характеризовать состояние  грамотности на Руси после создания  славянской азбуки. Выявлять роль летописей для  изучения истории России. Характеризовать оформление  рукописных книг как памятников  древнерусского искусства. выражений: «великий князь»,  «бояре», «дружина», «Крещение»  Объяснять важность находок  археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об  основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных  городов Древней Руси  Называть имена создателей  славянской азбуки. Объяснять значение слова  «летопись». Объяснять роль летописей для  изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Коммуникативные.Осознанно е и произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной форме .  Личностные­желать  выполнять учебные действия. Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных связей, структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению..  Познавательные­ Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с  учителем, другими взрослыми и учащимися . Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и 44 20 Трудные  времена на  Русской земле Урок  изучения  нового  материала  45 25 Русь  расправляет  крылья  Урок  формирован ия умений и  навыков 46 27 Куликовская  битва  Урок  изучения  нового  материала  Сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в  развитии русской культуры  Прослеживать по карте нашествие  Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения  Древней Руси в ходе монгольского  нашествия. Описывать по иллюстрациям  учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений  Александра Невского со шведскими  и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника  сравнивать вооружение русских и  немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к  личности Александра Невского  Приводить факты возрождения  северо­восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана  Калиты. Прослеживать по карте  объединение русских земель вокруг  Москвы. Обсуждать, какие личные качества  Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления  Прослеживать по карте  передвижения русских и ордынских  войск. Составлять план рассказа о  Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату  Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна  Рассказывать о монгольском  нашествии. Объяснять значения слов и  выражений: «дань», «хан»,  «Золотая Орда». Рассказывать об Александре  Невском. Описывать вооружение воинов:  древнерусских, монголо­татарских,  рыцарей­крестоносцев  Приводить факты,  свидетельствующие о возрождении Северо­Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в  истории Иван Калита. Объяснять значение слова  «монастырь»  Рассказывать о Куликовской битве  по составленному плану. Моделировать ход Куликовской  битвы. Осознавать роль Куликовской  битвы в истории России  ее мотивом. Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Познавательные ­Осознанное и произвольное построение  речевого высказывания,  аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению..  Познавательные Поиск и  выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных  связей, структурирование  знаний; представление  полученной  информации;регулятивные­  оценка результатов работы   Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. 47 4/ 3 Иван Третий  Урок  изучения  нового  материала  48 6/ 3 Мастера  печатных дел  Урок­ исследован ие  49 1 1 Патриоты  России  Урок изучения нового материала  для Дмитрия Донского поддержка  Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках  богатырей  Рассказывать об изменении  политики в отношении Золотой  Орды. Описывать по иллюстрациям в  учебнике изменения в облике  Москвы. Обсуждать значение освобождения  от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты  освобождения от монгольского ига,  венчания Ивана Грозного на царство Обсуждать, как повлияло начало  книгопечатания на развитие  просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и  первопечатные учебники по  иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая  грамоте» учеников ХVII века  Обсуждать значение организации  народного ополчения и  освобождения Москвы от польской  интервенции. Отмечать на «ленте времени» год  освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от  имени участника ополчения  Рассказывать о возникновении  единого независимого Российского  государства со столицей в Москве,  об укреплении экономики. Понимать значение освобождения  от монгольского ига  Рассказывать о первопечатнике  Иване Фёдорове и изданиях  первых русских учебников. Объяснять значение слов:  «книгопечатание»,  «первопечатники»  Осознавать роль борьбы за  независимость в начале ХVI века в  истории России. Объяснять значение выражения  «народное ополчение»  50 1 3 Пётр Великий  Урок­ исследован ие  Извлекать из дополнительной  литературы и Интернета  информацию о Петре I, которой нет  в учебнике. Рассказывать о реформах Петра I  на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Познавательные Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера  Личностные­желать  выполнять учебные действия..  Познавательные Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний  Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с  учителем, другими взрослыми и учащимися  Познавательные.Определени е последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата; 51 1 7 Михаил  Васильевич  Ломоносов  Комбиниров анный урок  52 2 0 Екатерина  Великая. Комбиниров анный урок   Проверочная работа №2  Описывать достопримечательности  Санкт­Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I  стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год  основания Санкт­Петербурга, год,  когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения  города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к  личности Петра Великого  Составлять план рассказа о М.В.  Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.  Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги  М.В. Ломоносова в развитии науки и  культуры Отмечать на «ленте времени» дату  основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о  современном МГУ им. М.В.  Ломоносова  Обсуждать, заслуженно ли  Екатерина Вторая стала называться  Великой. Описывать достопримечательности  Петербурга. Сравнивать положение разных  слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о  крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост  территории государства. Рассказывать по учебнику о  Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о  Петербурге, Москве, других городах  Рассказывать об основании града  Петра  Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова  в развитии науки и культуры составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации. Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Личностные­ желать выполнять учебные  действия. Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать,  почему   Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых  военачальниках Ф.Ф. Ушакове и  А.В. Суворове      Познавательные  Выделение необходимой   информации; причинно­ установление следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Личностные­ проявлять положительное отношение к учению.. 53 1. 4 Отечественна я война 1812  года  Комбиниров анный урок  54 55 Страницы  истории XIX  века  Комбиниров анный урок  Россия  вступает в XX  век  Комбиниров анный   России в ХVIII веке  4 четверть (16 часов) Отмечать на «ленте времени»  Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года  называется Отечественной. Обсуждать, почему после  Отечественной войны 1812 года был  воздвигнут на Красной площади  памятник Кузьме Минину и Дмитрию  Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о  биографии героев Отечественной  войны 1812 года, готовить доклады,  презентовать их в классе  В ходе самостоятельной работы (по  группам) над темами «Декабристы»,  «Освобождение крестьян»,  «Петербург и Москва» изучать текст  учебника, готовить сообщения и  презентовать их на уроке. Работать с историческими картами,  находить на карте Транссибирскую  магистраль. Сопоставлять исторические  источники. Извлекать из краеведческой  литературы сведения о технических  новшествах, появившихся в XIX веке  в регионе  Отмечать на «ленте времени»  начало Первой мировой войны,  Февральской и Октябрьской  революций. Составлять план рассказа о  событиях начала XX века и  рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов  Рассказывать о Бородинском  сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года  называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и  Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения  «Отечественная война»  Называть технические новшества,  которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения  крестьян от крепостной  зависимости. Рассказывать о Петербурге и  Москве после 1861 года. Объяснять значение выражения  «Гражданская война». Рассказывать о  Первой мировой  войне, Февральской и Октябрьской революциях  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися. Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний; Страницы  истории 1920  – 1930­х годов Комбиниров анный   Великая война и великая  Победа  Урок  изучения  нового  материала  семьи о том, какую роль сыграли  Октябрьская революция и  Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя  от лица журналиста начала XX века  интервью с учёным, каким он видит  наступивший век  Знакомиться по карте СССР с  административно­территориальным  устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с  символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов  дореволюционной России, СССР и  Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в  Интернете с обликом довоенных  станций метро. Составлять план рассказа о ходе  Великой Отечественной войны,  рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы  в Великой Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню  «Вставай, страна огромная» и  другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от  фотографий военных лет и от  картин на тему войны и Парада  Победы  Рассказывать об образовании  СССР. Рассказывать о переходе  предприятий в собственность  государства, о борьбе с  неграмотностью, об изменениях в  жизни города и деревни  Рассказывать о ходе Великой  Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в  Великой Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения  «Великая Отечественная война»  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Познавательные  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися. Личностные­ желать выполнять учебные  действия. Познавательные Постановка  и формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных) Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению..  Великая война и великая  Победа  Урок­ исследован ие  Выяснять в краеведческом музее,  какой вклад внёс город (село) в  Победу. Интервьюировать старших членов  семьи об их участии в войне, как они  Рассказывать о ходе Великой  Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в  Великой Отечественной войне для  нашей страны и всего мира  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ 56 57 58 59 60 Страна,  открывшая  путь в космос. Тест № 5  Урок  изучения  нового  материала  встретили День Победы в 1945 году  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов  семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни,  посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями  картин космонавта А.Леонова на  космическую тему. Интервьюировать старших членов  своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии  страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве  необходимые фотографии, готовить  сообщение и презентовать его в  классе  Рассказывать о достижениях  нашей страны в освоении космоса,  о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках  послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы  того времени. Называть события, которые  произошли в нашей стране в 1991  году  следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений  Личностные­желать  выполнять учебные действия..  Познавательные Выделение  необходимой информации;  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и  явлений;Коммуникативные  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению..  Основной  закон России  и права  человека  Урок  изучения  нового  материала  Раздел «Современная Россия» (9 часов) Находить на политико­ административной карте РФ края,  области, республики, автономные  округа, автономные области, города  федерального значения. Анализировать закреплённые в  Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного  человека соотносятся с правами  других людей. Рассказывать о федеральном  устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей  Декларации прав человека. Объяснять значение слов:  «федерация», «конституция»,  «конвенция» Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и 61 62 63 Мы –  граждане  России  Урок  изучения  нового  материала  Славные  символы  России  Урок развития умений   и навыков  Такие разные  праздники  Урок­ исследован ие  Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса,  учителей и учащихся), обсуждать их в  классе  Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и  Правительства. Следить за государственными  делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой  информации. Моделировать деятельность  депутата (вносить предложения по  законопроектам в ходе ролевой  игры)  Знакомиться с особенностями герба  Российской Федерации, его  историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным  флагом России. Его историей, с  Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России,  знакомиться с правилами его  исполнения, с историей гимна  России, отличать гимн Российской  Федерации от гимнов других  государств. Обсуждать, зачем государству  нужны символы. Моделировать символы своего  класса, семьи  Знакомиться с праздниками и  Памятными днями России,  обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую  Называть права и обязанности  гражданина. Различать права и обязанности  гражданина, устанавливать их  взаимосвязь  Понимать, что такое «символ» и  называть символы России. Объяснять значение символов  России в жизни государства и  общества  учащимися. Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению.   Познавательные Извлечение  необходимой информации из  текстов; постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте, его строении,  свойствах и связях. Познавательные Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом..  Различать праздники  государственные,  профессиональные, церковные,  народные, семейные. Приводить примеры праздников  Познавательные  Самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;  структурирование знаний; 64 65 Контрольно­ обобщающи й урок  Урок­ путешествие Проверим  себя и оценим  свои  достижения  за второе  полугодие.  Итоговая  диагностиче ская работа  Путешествие  по России (по Дальнему  Востоку, на  просторах  Сибири)  Адекватно оценивать и  анализировать свои  знания/незнания  Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  традициях народов России. Рассказывать о городах России  литературу, какие праздники  отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых  праздниках. Работать со взрослыми: составлять  календарь профессиональных  праздников в соответствии с  профессиями родителей  Выполнять задания; проверять свои  знания  Знакомиться по материалам  учебника и дополнительной  литературе с регионами, городами,  народами России. Совершать виртуальные экскурсии  по Дальнему Востоку, по просторам  Сибири с помощью Интернета,  посещать музеи, осматривать  памятники истории и культуры. Рассказывать по личным  впечатлениям о разных уголках  России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из  различных источников, готовить  сообщения (сочинения) о регионах,  городах, народах России,  знаменитых соотечественниках  осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме.  Личностные­желать  выполнять учебные действия. Оценка — выделение и  осознание обучающимся того,  что уже усвоено и что ещё  нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения;  оценка результатов работы  Личностные­проявлять  положительное отношение к  учению..  Познавательные Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися. Личностные­ устанавливать связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом. 66 Путешествие  по России Урок­ путешествие Совершать виртуальные экскурсии по  Уралу, по северу европейской России  Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  Познавательные Постановка  учебной задачи на основе (по Уралу, по  северу  европейской  России)  67 Путешествие  по России (по Волге, по  югу России)  Урок­ путешествие традициях народов России. Рассказывать о городах России  Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  традициях народов России. Рассказывать о городах России  с помощью Интернета, посещать  музеи, осматривать памятники  истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России,  демонстрировать фотографии,  сувениры. Анализировать и сравнивать гербы  городов России, выяснять их  символику. Пользуясь информацией из различных  источников, готовить сообщения  (сочинения) о регионах, городах,  народах России, знаменитых  соотечественниках  Совершать виртуальные экскурсии по  Волге, по югу России с помощью  Интернета, посещать музеи,  осматривать памятники истории и  культуры. Рассказывать по личным  впечатлениям о разных уголках  России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных  источников, готовить сообщения  (сочинения) о регионах, городах,  народах России, знаменитых  соотечественниках  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению..  Познавательные Постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися. 68 Презентация  проектов  Урок­ конференци я  Представлять результаты  проектной деятельности.  Формировать адекватную оценку  своих достижений  Извлекать информацию из  дополнительных источников и  Интернета. Посещать музеи, обрабатывать  материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов  семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными  сообщениями, иллюстрировать их  наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся.  Оценивать свои достижения и  достижения других учащихся  Моделирование —  преобразование объекта из  чувственной формы в модель,  где выделены существенные  характеристики объекта  (пространственно­ графическая или знаково­ символическая); умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации Личностные­ проявлять положительное  отношение к учению.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.

Планирование по окружающему миру 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017