Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста
Оценка 4.8

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
11.04.2019
Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста
Планирование современного урока». Материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста..Задачи: данного занятия могут быть определены следующим образом: - сравнить структуры традиционного и современного урока; - вспомнить основные виды уроков; - определить наиболее эффективные приемы и методы, которые можно использовать на различных этапах современного урока. Предназначено для методических служб учреждений Спо
школа молодого по уроку.docx
Школа молодого специалиста Занятие №1 Тема: «Планирование современного урока».  (СЛАЙД 1). ­Определите ключевое слово в теме  сегодняшнего занятия УРОК. ­Что такое урок? В учебной и справочной литературе можно найти разные определения  этого понятия. Вот лишь некоторые из них: Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой  педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной  коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с  учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы  работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики  овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе  обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных сил обучающихся   Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения,  воспитания и развития учащихся форма организации деятельности   преподавателя    ­ Сопоставьте эти определения и попробуйте определить, какая роль  отводится преподавателю в  процессе планирования и организации урока?  (в первом определении – преподаватель направляет деятельность  обучающихся, которые являются равноправными участниками процесса  познания; Во втором определении – основная роль в процессе познания отводится   преподавателю. Обучающиеся  являются пассивными участниками процесса   приобретения и усвоения знаний) ­Как вы думаете, какое из этих определений отвечает  требованиям,  предъявляемым к структуре современного урока? ­Является ли это  единственным отличием современного урока? ­ Исходя из ваших умозаключений, попробуйте определить цель нашего  занятия. Целеполагание: (определение цели совместно с участниками семинара): закрепить знания  о структуре  современного урока и  методических требованиях,  предъявляемых к планированию современного урока; ­Как вы думаете, насколько важно для каждого из вас умение  правильно  планировать современный урок? (Урок – основная форма  учебного процесса,  позволяющая судить об уровне профессионализма преподавателя) ­ А что еще необходимо знать для формирования ОК и ПК обучающихся? (основные виды уроков и их составляющие, а также наиболее эффективные  методы  и приемы  формирования у обучающихся  общих и  профессиональных компетенций) Целеполагание : закрепить знания об основных видах уроков и их  составляющих, а также о  наиболее эффективных методах   и приемах   формирования у обучающихся  общих и профессиональных компетенций) Задачи: ­ сравнить структуры  традиционного и современного урока; ­ вспомнить  основные  виды  уроков; ­ определить наиболее эффективные приемы и методы, которые можно  использовать на  различных этапах современного урока.  Начинаем работу. Собираем пазлы Первая группа: преподаватели, которые имеют за плечами, пусть и  небольшой,  педагогический опыт. Вторая группа: преподаватели, которые только начинают свой  педагогический путь У каждого из вас на столах лежат своеобразные пазлы, из которых вам  предстоит собрать целостную картинку. Первая группа  определяет функции преподавателя при планировании  традиционного урока в соответствии с основными этапами урока Вторая – функции преподавателя при планировании современного урока. После выполнения задания  представители каждой группы представляют свои  работы и сверяют с доской  !!!!!! ПАЗЛЫ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ ВРАЗБРОС Слайды: ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:  ­формулирует и сообщает цели и задачи сообщает, что должны сделать для достижения цели ­руководит выполнением практических задач ­контролирует практическую деятельность ­оценивает работу обучающихся на уроке ­выясняет, что запомнили обучающиеся  ­объявляет д/з, чаще одно на всех НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УРОКУ       (готовить ПАМЯТКУ) Тему урока формулируют сами ОБУЧАЮЩИЕСЯ ­Цели и задачи формулируются ОБУЧАЮЩИМИСЯ ­Способы достижения цели планируют ОБУЧАЮЩИЕСЯ ­Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану  с применением группового и индивидуального метода ­Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля ­ОБУЧАЮЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию  самостоятельно ­Оценка в виде самооценки и взаимооценивании  ­Итог: реффлексия (осознание своей деятельности, само осмысление) ­ОБУЧАЮЩИЕСЯ самостоятельно выбирают д/з из предложенных  преподавателем  с учетом индивидуальных возможностей ­ Давайте  вместе определим структуру современного урока   ПАМЯТКУ    )    (готовить  формулировка целей и задач (совместно с обучающимися); ­мотивация обучающихся к учебной деятельности; ­актуализация; ­основная часть (объяснение, закрепление, контроль) ­домашнее задание ­рефлексия  Планируя сегодняшнее занятие в школе молодого педагога, я попыталась  соблюсти структуру современного урока, отведя себе, как преподавателю,  роль координатора. Вместе с вами мы сформулировали цель сегодняшнего  занятия (через постановку проблемных вопросов). Была ли мотивация? Да.  Через решение проблемы.( Как вы думаете, насколько важно для каждого из вас умение  правильно планировать современный урок?) ­ А как еще можно мотивировать обучающихся на изучение той или иной  темы? (обмен опытом) (Показ значимости изучаемой темы для будущей профессиональной  деятельности обучающихся через игровую ситуацию, Была ли актуализация? (собирали пазлы) Ну, а теперь основная часть основные виды урока К основным видам уроков относят:          комбинированный урок; урок изложения нового материала; урок закрепления изучаемого материала и выработки  практических умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок­конференция и урок­семинар; урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого  материала; урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, например  общественный смотр знаний); интегрированный урок и т.д. интерактивный урок (ПАМЯТКИ ПО ВСЕМ ВИДАМ УРОКА) ­Вернемся еще раз к первому определению урока. ­Что, на ваш взгляд, является главным при планировании любого из  основных видов урока?  (практико – ориентированная направленность) Таким образом, методические требования, предъявляемые к  современному уроку, можно сформулировать следующим образом: 1. Урок   нацелен   на   конкретные   результаты,   на   определенный   вклад   в развитие личности обучающегося,  на одновременное  повышение качества обученности, его эффективности, а также уровня учебной мотивации.  Урок – относительно самостоятельное звено в целостной самостоятельной системе обучения. 2. 3. Урок   строится   как   система,   в   центре   которой   развивающееся взаимодействия преподавателей  и обучающихся. 4. Урок строится на основе: а) учета программных требований, требований учебных стандартов; б) диагностики потребностей и возможностей обучающихся, коллективов группы; в) самооценки возможностей преподавателя. 5. Каждый   урок   имеет   точное   дидактическое   назначение   (тип)     и   свои неповторимые особенности . 6.   На   каждом   уроке   с   учетом   образовательных   возможностей   комплексно решаются   следующие   задачи:   основные,   приоритетные,   сверхзадачи, стержневые. 7. Урок должен иметь рациональную структуру и темп. 8.   Содержание   урока   соответствует   ряду   дидактических   принципов. Преподаватель     выделяет   главное,   существенное   в   учебном   материале   и вместе с обучающимися стремится обеспечить его усвоение на уроке. 9.На уроке применяют многообразные формы, методы и средства. 10.   Особое   внимание   уделяется   тем   из   них,   которые   при   прочих   равных условиях,   при   данном   мастерстве   преподавателя     способны   обеспечить максимальную эффективность данного урока. 11. На уроке обеспечивается дифференцированный подход к обучающимся. 12.Преподаватель   способствует   становлению   и   развитию   учебно   – познавательной деятельности обучающегося  и эффективно управляет ею. 13. Для проведения урока необходима благоприятная обстановка. 14. Урок проводится по плану. 15.Проводя  учебные   занятия   преподаватель     может   отойти  от   плана,  т.  е. перестроить ход занятий (к этому преподаватель должен быть готов) 16. Преподаватель проводит самоанализ урока. Технологическая карта урока Наименование учебной дисциплины Тема Группа Преподаватель Вид урока Методы обучения Формы организации Цель урока Задачи; Формируемые компетенции: Учебно –методическое оснащение урока: Образовательные ресурсы: Деятельность  преподавател я Деятельность  обучающихся Результат Этап урока 1 Организационный  момент (мотивация  обучающихся к  деятельности) 2 Формулировка цели и задач  урока(целеполагание) 3. Актуализация  знаний 4.Изучение нового  материала 5. Закрепление  нового материала 6. Формулировка  домашнего задания 7.Рефлексия Алгоритм самоанализа урока  1. Место урока в общей системе уроков (тип урока: повторение;   систематизация и обобщение знаний и умений; контроля знаний и умений;  коррекции знаний и умений; комбинированный урок). 2 Удалось ли осуществить намеченный план учебного занятия? В какой мере?  Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли студенты материал? 3.Как была организована на занятии деятельность преподавателя и  деятельность студентов? Удалось ли реализовать заявленные виды  деятельности в рамках объявленной темы урока? Кто работал интенсивнее –  преподаватель или студенты? Были ли активны студенты в ходе учебного  занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи  учебного занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы? 4.Удалось ли выбранными приемами сформировать у студентов мотивацию  учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку? 5. Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались  выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности;  правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как  ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений,  задач и т.п.)?  6. Оптимально ли определено временное соотношение этапов учебного  занятия?  7. Удалось ли верно определить задачи, место, формы и приемы контроля?  Какова его эффективность? Имела ли место мотивация оценок?  8.Удалось ли организовать работу студентов по оценке собственной  деятельности на учебном занятии с позиции достижения целевой установки?  9. Какова степень достижения целей данного учебного занятия?  10. Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь  студентов, заинтересовать их?  11. Какие ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы  внимание студентов?  12. Что нового, неожиданного было для студентов в учебном материале,  способе его подачи? Какие открытия были на уроке?  13. Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как?  Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?  Методы Игра «Третье лишнее» Рефлексия Дз – подготовить и провести открытый урок в рамках парада предметов или  предметной декады проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой­либо другой форме; изучение нового материала; закрепление и систематизация; объяснение домашнего задания. Что такое комбинированный урок? Комбинированный   урок   —   это   такое   занятие,   на   котором   ставится   несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала.   Поэтому   структура   комбинированного   урока   чаще   всего   предполагает использование четырех логических частей:     План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой­либо небольшой темы в течение только одного академического часа.   Другое   дело,   что   компоненты   урока   могут   идти   в   разной   последовательности   в зависимости от темы и особенностей класса. Пример плана комбинированного урока можно представить себе так: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Загадка, намекающая на тему урока. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока. Проверка домашнего задания. Повторение изученного на прошлых уроках. Усвоение нового материала. Отработка. Контроль. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Структура и методика интерактивного урока Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования  к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из 5  элементов: а) мотивация б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов; в) предоставление необходимой информации; г) интерактивное упражнение – центральная часть занятия д) подведение итогов, оценка результатов урока. А. Мотивация Цель этого этапа – сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать  интерес к обсуждаемой теме. Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая  предоставляет учащимся возможность осознать, что они начинают  изучать другой предмет, перед ними другой учитель и совершенно другое  задание. Таким образом, субъект обучения должен быть настроен на эффективный  процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность; осознавать, что и  зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих двух опор: мотивов  учения и мотивации учебной деятельности не может быть эффективного  познания. Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически  настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение  определенных проблем – рассказ учителя – наглядность – интерактивные технологии (мозговой штурм, микрофон, ледокол). Эти элементы урока занимают не более 5% времени (  10 минут). ≈ Б. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов Цель – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е.  того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель. Формирование результатов интерактивного урока для содействия успешного  обучения учащихся должно соответствовать следующим требованиям: отображать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и  должно быть сформулировано следующим образом: «После этого урока  учащиеся смогут …» четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после  урока. Результаты должны быть сформулированы при помощи  соответствующих глаголов. Знания: объяснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать … Умения / навыки: дискутировать, аргументировать идею, давать собственную  оценку, анализировать. Отношения: сформулировать и высказать собственное отношение к …,  объяснить свое отношение к … В интерактивной модели обучения построение технологии обучения  невозможно без четкого определения дидактической цели. Однако, достичь результатов в интерактивной модели можно только в том  случае, если все учащиеся привлечены к деятельности. Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам  обучения, в этой части интерактивного урока нужно: назвать тему урока или попросить кого­либо из учеников прочесть ее; ели название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить  на них внимание учащихся; попросить кого­нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты; напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите насколько они достигли ожидаемых результатов; как вы будете оценивать их достижения в баллах. (5% урока) В. Предоставление необходимой информации. Цель этого этапа урока – предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально  короткое время. Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта  урока учитель может еще раз обратить на нее внимание. (10­15% урока). Г. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока. Цель – усвоение учебного материала, достижение результата урока. Обязательной является следующая последовательность и регламент  проведения интерактивного упражнения. Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время  на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2­3 минуты) Объединение в группы и распределение ролей (1­2 минуты) Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник,  ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для  самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5­15 минут) Презентация результатов выполнения упражнения (3­15 минут) Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что  достигается путем их специального коллективного обсуждения (5­15 минут). Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения  на уроке. Она предоставляет учащимся возможность: Осознать, чему они научились; Припомнить подробности своего опыта в этой работе; Оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и  четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения; Сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других,  коррекция определенных позиций; Как постоянный элемент обучения приучать учащихся к рефлексии в  реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги; Учителю: посмотреть реакцию учащихся на обучение и внести необходимые  коррективы. Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений,  после урока, после окончания определенного этапа обучения. Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока. Устное обсуждение может проводиться по вопросам: с какой целью мы проводили это упражнение? какие мысли оно у вас вызвало? какие чувства? чему вы лично научились? чему хотели бы научиться в дальнейшем? Д. Подведение итогов урока Итог является очень важной частью интерактивного урока. Именно здесь  выясняется содержание проделанного; подводится черта под знаниями,  которые должны быть усвоены, устанавливается связь между тем, что уже  известно и тем, что понадобится в будущем. Функции итогового этапа урока: выяснить содержание проделанного; сравнить ожидаемые результаты с реальными; проанализировать, почему все проходило так, а не иначе; сделать выводы; закрепить или скорректировать усвоенное; наметить новые темы для обсуждения; установить связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться; составить план дальнейших действий. Ступени (стадии) заключительного этапа урока: установление фактов (что состоялось); анализ причин (почему это произошло); планирование действий (что делать дальше?) Технология проведения заключительного этапа Первая стадия используйте открытые вопросы: как, почему, что? выражайте чувства; настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев; говорите о том, что сделано, а не о том, что могло быть сделано; Вторая стадия спросите о причинах: почему, как, кто? слушайте внимательно ответ (почему этого нет? что было бы, если бы?) ищите альтернативные теории: есть ли такая возможность? подберите другие примеры. Когда и где происходило что­то подобное. приведите мнения независимых экспертов. Третья стадия добивайтесь, чтобы учащиеся взяли на себя обязательства о дальнейших  действиях. Выбор стратегии оценивания В зависимости от цели и выбранных критериев оценивания, можно выбрать  разнообразные стратегии (методы, приемы) оценивания. Можно отдать предпочтение: методу наблюдения и составить список показателей; дать задание написать небольшой очерк (отзыв), эссе с изложением  собственного мнения по этому поводу При оценивании ролевой игры учитель может: а) оценить качество индивидуального участия учащихся в игре; б) провести тест­вопросник, где нужен конкретный ответ: «да» или «нет»; в) попросить учащихся написать дома эссе, где нужно выразить свою точку  зрения относительно того, что происходило, и аргументировать ее. Оценивание навыков презентации своих мыслей. Урок изложения нового материала -краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным -постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала -изложение новой темы - краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов - задание на дом Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы По требования ФГОС указывают два вида целей: Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу,  разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование  обобщения знаний по предмету Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия  окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников,  развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков  самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа,  сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации  знаний. Рекомендуемые методы работы: частично­поисковой, репродуктивно­ поисковой, проблемный, словесно­наглядный. Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и  систематизации знаний Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического  материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные  таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и  детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам  должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно  обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов,  подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать,  сопоставлять те или иные факты.  На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется  использовать аудио­ и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм,  серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального  фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить  сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со  своими знаниями. Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний Уроки общеметодологической направленности должны строиться по  следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение  этих фактов — формирование понятия категории и системы знания —  усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки. Вот примерная структура построения такого урока: 1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно  создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1­2 минуты. У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию  учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно  для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало  урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки,  цитирование крылатой фразы и пр. 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе  урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной  темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но  которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают  использование всех полученных знаний по теме. Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на  5­7 минут. Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний: Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации,  которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы,  воспоминания, чувства, эмоции. Разные виды мини­опросов. Желательно чередовать виды опросов,  комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и  объемных. Лови ошибку. Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором  вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется  соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку. Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но  по которым остались вопросы и уточнения. Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не  только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую  обстановку. Дидактические игры. Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и  зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе  выполнения первичных пробных заданий. 3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.  Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь  исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников  к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные  проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем. Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану: Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение. Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой  темы или что­то из давно пройденного. Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д. В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым  учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно  предусмотреть работу в парах или мини­группах. Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево  познаний», пресс­конференция, проблемный ряд. 4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости  от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То  есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить  затруднение выбранным им способом. Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести  допущенных ошибок или выявленных недочетов. Вариант работы на уроке обобщения:. 3­ий и 4­ый этапы урока можно  объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом  используются самые разные методы работы с текстом: составление  тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных  конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с  составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по  учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к  обобщению, систематизации знаний и умений. Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать  пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на  практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые  затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали  по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст,  демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические  задания. 5. Закрепление с проговариванием во внешней речи Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на  практике. Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны  систематизировать полученные знания и применить их на практике,  ориентируясь на некоторые изменения в условиях. Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру,  попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет­сообщений и  попробовать определить стиль речи. На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой  нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от  обратного». На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается  некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся. 6. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме  предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются  в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы. На данном этапе можно использовать следующие приемы: Построение алгоритмов. Работа по карточкам. Исследования или мини­проекты. «Лови ошибку». «Реставратор». «Щадящий опрос». Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать  его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела  или темы. После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и  проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе  составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму. 7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и  учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и  выставить оценку. Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по  взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах  или мини­группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее.  Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет  средний балл. 8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на  котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны  оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии  — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На  данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока.  Это такие методические техники, как«Отсроченная отгадка», «Дерево  предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей  работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной  проработки. На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться  по структуре, форме проведения в зависимости от психологических  особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому  предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый  учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и  поставленные задачи.  Примерная структура каждого типа урока по ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)   2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок  закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных  знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)   3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,  навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения  поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)   4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному  материалу   5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени  трудности должны соответствовать программе и быть посильными для  каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками  сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)   6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение  типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и  совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)   7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)     Структура урока       ОНЗ. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности  («надо»­«хочу»­«могу») 1­ 2 мин. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действии – 5­6 мин. 3. Выявление места и причины затруднения–2­3 мин. 4. Построение проекта выхода из затруднения –5­6 мин. 5. Реализация построенного проекта­ 5­6 мин. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4­5 мин. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4­5 мин. 8. Включение в систему знаний и повторение – 4­5 мин. 9. Рефлексия учебной деятельности – 2­3 мин.   Способность учащихся к усвоению: 1­4 мин. – 60 % информации 5 ­ 23 мин. – 80 % информации 24 ­34 мин. – 50 % информации 35 ­45 мин. – 6 % информации     Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны  быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное  действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить  причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,  повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и  адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и  проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки  (происходит специальное формирование контрольно­оценочной деятельности  у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,  используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,  поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную  позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу  сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –  ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока». материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста

Планирование современного урока».   материалы для проведения занятия в школе молодого специалиста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019
Посмотрите также: