Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»
Оценка 4.9

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
05.03.2017
Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»
Интегрированный урок развития речи по русскому языку (русский язык + чтение + ИЗО) + презентация Тема: Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» Цель: - составление связного письменного рассказа с использованием репродукции картины; - сформировать умение выделять в тексте компоненты и стилистические особенности портретной зарисовки, понимать их назначение в организации высказывания и осознанно воспроизводить в собственном сочинении; - способствовать формированию культуроведческой компетенции: дать представление о художественном своеобразии творчества Н. Н. Ге; углубить знания учащихся об А. С. Пушкине и его эпохе, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой.Методическая разработка урока "Подготовка к сочинению - описанию картины Н.Н. Ге "И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском"
3. Подготовка к сочинению - описанию картины Н.Н. Ге.doc
Интегрированный урок по русскому языку (русский язык + чтение + ИЗО) +  презентация Тема:  Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» Цель: ­ составление связного письменного  рассказа с использованием репродукции  картины; ­ сформировать умение выделять в тексте компоненты и стилистические  особенности  портретной  зарисовки, понимать их назначение в организации  высказывания и осознанно воспроизводить в собственном сочинении; ­ способствовать формированию культуроведческой компетенции: дать  представление о художественном своеобразии творчества Н. Н. Ге; углубить   знания учащихся об  А. С. Пушкине и его эпохе, обогатить словарь  учащихся  фоновой лексикой. Оборудование: репродукция картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин у А. С. Пушкина в Михайловском»; сборник стихов А. С. Пушкина; «Записки о Пушкине» И.  И. Пущина. Задачи:  1. Образовательные:  активизация  познавательной  деятельности  учащихся  путём  интеграции   изучаемого  материала;  формирование  умения  воспринимать  содержание  картины, определять  её  тему; использование речевых средств  для  передачи  своего отношения к описываемому событию; обогащение словарного запаса;   научить вдумчиво воспринимать  произведение  живописи,  понимать  роль   художественных средств в раскрытии темы и идеи картины.   2. Развивающие: коррекция и развитие письменной речи, внимания,  мышления; развитие орфографической зоркости.  3. Воспитательные: привитие интереса к историческому прошлому нашей  страны, к живописи, поэзии, к урокам русского  языка. Тип урока: урок развития речи Вид урока: интегрированный Метод урока: словесный Формы работы: коллективная, индивидуальная. Оборудование: 1. Репродукция картины Н. Н. Ге «Н.Н. Пущин в Михайловском». 2. Презентация «Творчество Н. Н. Ге», «Пушкин в Михайловском». 3.Опорные  карточки для  индивидуальной  работы. 4. Компьютер, проектор, экран.  Содержание урока: I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа. Слайд № 1      II. Объявление темы и учебной задачи урока. Слайд № 2  ­ Тема нашего урока «Подготовка к сочинению­описанию картины  «Н.Н.  Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском». Урок  мы посвятим  закреплению умений пользоваться  разными  видами описания (внешности   человека, его действий) и проведем подготовку к сочинению ­ описанию   картины.  III. Мотивация учебной деятельности.  Слайд № 3  ­ Сегодня  один из последних дней февраля, этот месяц назван древними  римлянами в честь  Бога Фебруса, Бога огня, плодородия и очищения,  поэтому слово февраль пишется с буквой  ­Е. Этот день римляне отмечали  торжественно, приносили жертву и подарки  Богу. Сегодня  мы  тоже   постараемся  порадовать  Фебруса  нашей  работой и отличными оценками . IV. Актуализация опорных знаний.  Слайд № 4 Вводное  слово  учителя.  ­ Кто написал картину?  Кто такой  Н. Н. Ге? (Русский живописец,  художник) Сделайте запись в тетрадь:  Картину  « И.И. Пущин  в  гостях  у  Пушкина в   селе Михайловском»  написал  Николай  Николаевич  Ге.  Н. Н. Ге  ­  знаменитый  русский  живописец. V. Работа по теме урока. Несколько слов о художнике. Краткое  сообщение учащегося о художнике +  презентация «Творчество Н. Н. Ге».   Николай  Николаевич  Ге  родился  15 февраля  1831 года, в  Воронеже, в   семье  помещика.  Предки  художника  были  родом  из  Франции, поэтому  у   него  такая  необычная  фамилия. Дед  художника  эмигрировал  из  Франции   в конце XVIII века и  поселился в Москве.  Отец  Николая  Николаевича  Ге  был  помещиком, и  детство  художника  прошло  в  деревне, а в 1841 году его привезли  в  Киев, где  он  поступил  в  Киевскую гимназию. По окончании   гимназии  учился  на  физико­математическом  факультете  сначала   Киевского, потом  Петербургского  университета. В  Петербурге  страсть  к   живописи  целиком  вытеснила  у  него  интерес  к  наукам. Отучившись  два   года, он  оставил  университет  и  в 1850 году  поступил  в Академию   художеств, в  которой  учился 7 лет  и создал  десятки выдающихся  полотен,  которые  хранятся  в  самых  знаменитых  музеях страны (в Третьяковской  галерее, Эрмитаже, Русском музее) и за рубежом.  (Слайд № 5) За работу  «Ахиллес  оплакивает  Патрокла»  в 1855 году  он  получил  малую золотую   медаль.  В 1857 году Н.Ге  уезжает  за  границу, где   много работает  над   библейскими  сюжетами « Суд  царя  Соломона»,  среди его картин —  «Тайная  вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя»,  «Вестники  Воскресения», «Возвращение с погребения Христа» (Слайд  № 6 –  10).  С 1863 по 1869 год  художник  жил  во Флоренции, где  создал  ряд  пейзажных  картин, большинство  которых  тоже  насыщено  внутренним  драматизмом. ( Слайд № 11 – 13).  Наиболее  значительным  произведением   итальянского периода  является «Портрет  А. И. Герцена» (1867, ГГГ) —  любимого писателя Н.Н. Ге. (Слайд № 14). Это лучшее  портретное  изображение А. И. Герцена  и вершина  портретного  искусства  художника.  Он  написал  портреты историка Н. И. Костомарова, писателей  М. Е.  Салтыкова­Щедрина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. (Слайд № 15).  В 1882 году Н. Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал  его портрет. (Слайд № 16). В 1870 году Н.Н. Ге  возвратился  в  Россию  и   поселился  в  Петербурге. В год  его  приезда  было  создано  Товарищество   передвижных  художественных  выставок,  и  Ге  стал одним  из  его  активных членов. Он обращается  к  истории, на  этот раз  русской, ему  родной  и   близкой.  В  этот период  художник  посвятил  себя  исторической  живописи  и работе  над портретами. В 1872 году исполнилось 200 лет со  дня  рождения  Петра  I, и  Россия  готовилась  к  празднованию этого юбилея.  В атмосфере  споров  о деятельности  Петра, о  будущем  России  у  Ге  сформировался   замысел картины «Петр I  допрашивает  царевича  Алексея  в  Петергофе»  (1871, ГГГ).  (Слайд №17). Психологическая  глубина  образов  выдвинула   это  полотно  в  число крупнейших  памятников  искусства 1870­х годов.  Воодушевившись успехом, Ге  продолжал  работать.    В 1874 году художник   выставил полотно «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».  (Слайд №  18). В 1875 году написал картину «И. И. Пущин у А. С. Пушкина в  Михайловском», но  эти полотна  не произвели  впечатления. (Слайд № 19).  Художник разочаровался в общественной  значимости своего искусства,  оказался  в  состоянии  тяжелого творческого  кризиса  и  в 1876 году   навсегда  переехал  на  Украину, поселился  на  хуторе. В  последние  годы   жизни  Ге  создал  цикл  полотен  о страданиях Христа, истолковывая  их  как  страдания  чисто  человеческие. Это «Христос и Никодим» (1889, эскиз, ГГГ), «Выход  Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889,  ГРМ), «Что есть истина?» (1890, ГГГ) и другие.  В его душе совершился   серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся   вопросами  религии  и  морали.  В  своих записках  он  пишет, что  надо  жить   сельским  трудом, что  искусство  не может  служить  средством  к  жизни,  что  им  нельзя  торговать.   Художник скончался  на  своём  хуторе 1(13  июня) 1894 года. Творчество  Николая Николаевича  Ге — своеобразное  и   сложное  явление  в  русском  искусстве второй  половины  ХIХ  века.  Среди   мастеров  реалистического  искусства он  занимает  особое  место.   Слово учителя:  К работе над картиной «И. И. Пущин у А. С. Пушкина в  Михайловском» художник готовился особенно тщательно. Копировал  знаменитый портрет поэта кисти О. Кипренского, в семье Т. Б. Данзас  (племянницы товарища Пушкина по Лицею, а затем — секунданта на дуэли)  изучал гипсовую маску Пушкина, снятую тотчас после его смерти, последнюю рукопись поэта. Художник посетил «опальный домик» Пушкина в  Михайловском и Тригорское, где застал в живых пушкинских соседок. Они  ему подробно рассказали все, что знали и помнили: как жил, как одевался,  какая была обстановка в доме. Бесценные впечатления дала встреча с А. П.  Керн. Можно представить, как радовался художник, обнаружив у нее в доме  некоторые предметы мебели, бывшей у Пушкина. Так искра замысла, который повел мастера к воссозданию антуража (окружающей обстановки), духа той  эпохи. Оставалось найти главное — образ поэта. Помогли воспоминания И. И. Пущина. К ним мы обратимся после внимательного рассматривания картины.  Интересна, символична судьба полотна. Она связана с жизнью другого  великого поэта России — Н. А. Некрасова, который приобрел холст  прямо с  Четвертой передвижной выставки и держал в кабинете до самой своей  кончины.  Работа по картине и по данному в учебнике  плану. ­ А теперь обратимся к картине Николая Ге «И.И. Пущин  в  гостях  у  Пушкина в селе Михайловском».  Картина эта связана с именем, известным  каждому человеку.  Произведение живописи позволит нам соприкоснуться с  некоторыми  страницами  жизни замечательного русского поэта —  Александра Сергеевича Пушкина.   Сообщение  учащегося « Подруга дней моих суровых…» «За написание «вольных стихов», стихов о свободе, многочисленных  эпиграмм  разгневанный царь хотел  было  сослать  Пушкина  в  Сибирь и  только  благодаря  заступничеству  В.А. Жуковского  удалось  заменить  эту  кару  менее  жёсткой – ссылкой на юг, в Екатеринослав, затем  в  Кишинёв, а  через  три  года  в  Одессу.  В июле 1824  года  Пушкина  с  берегов  Чёрного  моря  отправляют в новую ссылку, в псковское родовое  имение  ­  село  Михайловское, где он находился под строгим полицейским и духовным   надзором.(Слайд № 20 – 21).   Пушкину было запрещено общение  с друзьями   и  родными.  Подневольная  жизнь  в  Михайловском  в течение двух  лет  (1824 – 1826) очень  тяготила  поэта, который  справедливо  называл  её  «заточением».  Во всё время ссылки при поэте находится его старая няня  Арина Родионовна, песнями и сказками которой он заслушивается, как в  далёком детстве. (Слайд № 22). Именно няня привила будущему поэту  любовь  к  русскому  языку  и  народному творчеству.  Эта  простая   крестьянская  женщина по­настоящему любила  Пушкина, хранила  верность   своему воспитаннику всю жизнь,  ласково называла  его Сашенькой.  Арину   Родионовну  можно  назвать  самым близким другом, самым лучшим  собеседником и  советчиком. За долгую верную службу в доме Пушкиных  отец поэта дал ей «вольную», но Арина Родионовна  осталась в доме   Пушкиных до конца.  Благодарный  поэт  посвятил  ей  не  одно  стихотворение».  Слайд  № 23 – «Запиши в тетрадь» Чтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина «Няне». ­ Какому эпизоду из жизни А. С. Пушкина посвящено это произведение   живописи?  «19 октября 1825 года... Псковская губерния. Родовое село Михайловское.  «Дождик шумит, ветер шумит, лес шумит — шумно, а скучно...».  До   Петербурга  280  верст. Как будто и не очень далеко — 2­3 дня пути. Но, увы,  для ссыльного Пушкина это расстояние неодолимо. Представьте себе, каково  ему было! 25­летний юноша, привыкший к общению, к свободной жизни,  разлученный с возлюбленной, оказался в одиночестве в глухой деревне на целых два года! «Кто творец этого бесчеловечного убийства? — писал князь  Петр Вяземский (поэт и критик, близкий друг Пушкина) Александру  Тургеневу. — Постигают ли те люди, которые вовлекли власть в эту меру, что есть ссылка в деревне на Руси? Нужно быть богатырем духовным, чтобы  устоять против этой пытки. Страшусь за бедного Пушкина...». Приближалась  одна из важнейших дат в истории русской культуры — очередная годовщина  открытия Лицея. — 19 октября 1825 года Пушкин шестой раз встречает эту  дату вдали от друзей... Второй год он находится в ссылке в деревне. Пушкин  сидит у камина и вспоминает своих друзей. Печаль одиночества охватывает  его душу... Первым  посетил  изгнанника  Иван  Иванович Пущин, лицейский друг  поэта».  (Слайд № 24). — Что вы помните из уроков литературы о дружбе Пушкина и Пущина в  Лицее?  Сообщение учащегося «Друзья Пушкина по Лицею»    «В 12 лет родители отдали  Александра учиться в Царскосельский Лицей.  (Слайд № 25 – 27) За  время  обучения в Лицее Пушкин обрёл много настоящих и верных   друзей. Первый выпуск Лицея – его называют Пушкинским – был замечателен  обилием личностей, оставивших значительный след в истории русского   освободительного движения и  в  отечественной  культуре. С именем великого русского поэта  тесно  связаны имена его лицейских друзей: декабристов  И.И.Пущина, В.К.Кюхельбекера, В.Д. Вольховского, поэта и журналиста А.А.  Дельвига, композитора М.Л. Яковлева, мореплавателя и землепроходца  Ф.Ф.  Матюшкина  и дипломата А.М. Горчакова. (Слайд № 28 – 28 – 31).  Иван   Пущин  был  самым близким другом Пушкина в Лицее. Они  подружились   сразу, эти  два мальчика с  похожими фамилиями. Их  комнаты  находились  рядом: № 13 — Пущина, а № 14 — Пушкина. Открытый и прямой,  олицетворение совести и благородства, Пущин был общим любимцем.   Пушкин  же, большой  озорник  и  насмешник, нравился  далеко не всем. Он  любил  задирать  товарищей, а потом  сам  мучился  от  размолвок  с  ними, но никогда  не  держал  зла  Пущин много раз удерживал неистового «Француза»  от  необдуманных  поступков и никогда не боялся сказать другу правду. Он  оказывал большое благоприятное влияние на Пушкина. После выпуска  из  Лицея  их  дороги  разошлись, а  дружба  осталась. В 1817—1819 годах были  довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых — чаще всего у  Дельвига, братьев Тургеневых.  Наконец, единственный день, проведенный  вместе, — 11 января 1825 года, когда Пущин, рискуя собственной   безопасностью,  к  ужасу  родных и знакомых, первым из друзей Пушкина  посетил поэта дом опальный в Михайловском. Перед отъездом Александр  Иванович Тургенев напомнил ему, что Пушкин находится  под  двойным   надзором — и полицейским и духовным, но Пущин  ответил: «Все это знаю; но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в  теперешнем его положении, особенно когда буду от него с небольшим  в  ста   верстах». О встрече в Михайловском Пущин рассказал в своих «Записках о  Пушкине» (1858). Для посещения Псковской  губернии  Пущин, с  конца  1823г. служивший  в  Москве, прервал свой отпуск, который проводил  в   Петербурге.  Встретившись  в  Пскове с сестрой  Е. И. Набоковой, Пущин   направился  затем в Михайловское, где был  радостно  встречен  Пушкиным:  «вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной  рубашке, с поднятыми  вверх  руками... Выскакиваю  из саней, беру его в охапку и тащу в  комнату...  Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!.. Было около восьми часов утра».  Уехал Пущин из Михайловского ночью, простившись со своим другом, как  показало время, навсегда».  Чтение отрывка из «Записки  о  Пушкине».    Слово учителя: «К сожалению, это была последняя встреча. Пущин являлся  активным  членом  тайного  общества, участником  восстания  декабристов.     Зимний день короток. С грустью проводил Пушкин своего друга. Об этой  встрече Пущин вспоминал позднее: «Ямщик уже запряг лошадей, колоколец  брякнул у крыльца.  Пушкин  стоял со свечой в руке. Кони рванули  под  гору. Послышалось: «Прощай,  друг!»   В 1828 году, когда его привезли  из тюрьмы  на каторгу, он получил привет от Пушкина. В «Записках о Пушкине» он  вспоминает: «Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом...». Чтение учащимся стихотворения «И.И. Пущину». ­ Чем же интересна нам эта картина?  (Она дает нам представление о той обстановке, в которой жил поэт в  Михайловском, о его эмоциональном состоянии в связи с приездом друга.) — Рассмотрим  детали  интерьера  комнаты, подумаем, о чем они  свидетельствуют, как  характеризуют  хозяина? ( Слайд № 32).  Опорная  карточка:  белый  камин,  стул с изогнутыми  ножками,  с грудой  книг и рукописей, на стене книжная полка, стол,  покрытый  зелёной  скатертью, малиновая ширма, вся комната залита солнечным светом,  окидывая взглядом  комнату, вспоминаются слова из стихотворения Пушкина  « вся комната янтарным блеском озарена…, трещит затопленная печь…». ­  Что бросается в глаза в первую очередь?  Сразу обращаешь  внимание  на творческий  беспорядок:  везде разбросаны   исписанные  листы  бумаги, письма,  книги.  Ясно, что  поэт  много  работал.   В письмах  к  родным  и друзьям  поэт  все  время  пишет: «Книг! Пришлите мне книг!» Пушкин шутил, что  в  Михайловском  он  прочел  12  телег  книг:  столько телег понадобилось, чтобы  потом  вывезти  все  книги, которые  туда  привезли.  На стене  висит  книжная  полка, деревянная  ширма, стул  с   изогнутыми  ножками, с  грудой  книг и рукописей.  Между  изображением   двух  друзей  на  заднем  плане  хорошо  виден  большой  белый  камин. — Какие вещи напоминают нам о приезде гостя?  (Слева на полу брошен открытый чемодан Пущина, на диване — его шуба.) — Но почему вещи брошены, верхняя одежда не убрана в шкаф?  Это подчеркивает, с одной  стороны, кратковременность  встречи, а с другой  — эмоциональное состояние друзей. Они так рады  встрече, что им не до  вещей. — Кто изображён в центре картины? Чем занят опальный поэт?  (Пушкин увлеченно что­то читает, судя по воспоминаниям Пущина, «Горе от  ума» А. С. Грибоедова.) — Что вы можете сказать о душевном состоянии поэта в эту минуту?  (Слайд № 33). Он  очень  эмоционально  воспринимает  произведение, бурно   жестикулирует.  Взгляд  полон  восхищения — видно, что поэт просто  упивается  грибоедовским  слогом, героями. Это подтверждает жест —  вытянутая и чуть опущенная вниз рука. Пушкин серьёзен. Он  слегка   опирается  на  стол.  Его поза  свободна,  ноги  скрещены. Сам  поэт   пребывает  как бы  в  другом измерении, хотя предметы вокруг него вполне  реальны: стол,  покрытый  зелёной  скатертью, на  котором и  под которым  в  поэтическом беспорядке разбросаны книги и рукописи. Рядом со столом  стоит стул, а  за ним — открытый  чемодан  с  книгами и другими вещами. На  поэте обычный светский сюртук. Зелёный  шёлковый  платок  повязан  вокруг  шеи.  Всё,  вплоть  до  причёски,  по моде тех лет. Опорная  карточка:  увлечённо что ­ то читает, поэт  бурно  жестикулирует,  что  говорит о его приподнятом эмоциональном состоянии, опирается на стол, покрытый зелёной скатертью, одет в обычный  сюртук, вокруг шеи повязан   зелёный  шелковый  платок. Пушкин  В  центре  картины  изображён  А.С. Пушкин.    Он  читает  комедию А. С.  Грибоедова  «Горе от ума» и, очевидно, комментирует её. Это подтверждает  жест ­ вытянутая и чуть опущенная вниз рука. Пушкин серьёзен. Он слегка  опирается на стол. Его поза свободна, ноги скрещены.  Поэт опирается на стол, покрытый зелёной скатертью, на котором и под которым в поэтическом  беспорядке разбросаны книги и рукописи. Рядом со столом стоит стул, а за  ним — открытый чемодан с книгами и другими вещами. На поэте обычный  светский сюртук. Зелёный шёлковый платок повязан вокруг шеи. Всё, вплоть  до причёски, по моде тех лет.  — Как ведет себя Пущин?   (Слайд № 34)  Пущин, откинувшись на спинку кресла, любуется  своим  другом.  Ему  явно   приятно осознавать, что доставил  опальному  поэту приятные  минуты.   Пущин расположился в мягком удобном кресле. У  него умное, приятное  лицо. Взгляд  устремлён на Пушкина.  Но  поза  его, как мне кажется, немного напряжена. Напряжение  выдают  руки  Пущина: он  сцепил пальцы  ниже   колен, как бы  замкнув  своё  внимание  на тех комментариях,  которые делает Пушкин, читающий  комедию А. С. Грибоедова  «Горе  от  ума».  На  Пущине   коричневого цвета брюки  и  сюртук, тёмные  туфли. Опорная карточка:  расположился в мягком удобном кресле, приятное  умное лицо, взгляд устремлён на Пушкина, с наслаждением слушает друга,   немного напряжён: он сцепил пальцы, обхватив  руками колено, коричневого  цвета брюки и сюртук, обут в тёмные туфли.  Пущин В мягком удобном кресле расположился лицейский друг поэта Иван  Пущин.  У него умное, приятное лицо. Взгляд устремлён на Пушкина. Но поза его, как  мне кажется, немного напряжена. Это выдают руки. Пущин сцепил пальцы  ниже колен, как бы замкнув  своё внимание на трех комментариях, которые  делает Пушкин, читающий комедию Грибоедова.  На  Пущине коричневого  цвета брюки и сюртук, тёмные туфли. Рядом с креслом, на старом вытертом  ковре, лежит открытый конверт. За спиной  Пущина находятся вещи, которые  красноречиво говорят о жизни друга в селе Михайловском. Это подвесная  книжная полка, деревянная ширма, стул с изогнутыми ножками, с грудой книг и рукописей.  Между изображением двух друзей на заднем плане хорошо  виден большой белый камин. Он как бы символизирует то тепло, которое  всегда поддерживало дружбу этих двух людей. — Кто изображен на заднем плане картины?   (Слайд № 35)  Мы,  конечно же, сразу  узнали  няню  поэта,  Арину  Родионовну.  Она    сидит позади  Пушкина, слева.  Она примостилась  в  уголке дивана, который   заполнен, дровами. В руках  у няни  вязание, но она не смотрит на свою  работу. Кроткая, добрая, бесконечно любящая  Пушкина. Вспоминаются   пушкинские  строки: «...и медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках».  На плечах широкий  деревенский  платок. На  ней широкое  зелёное   платье  с  длинными рукавами, поверх  которого  надета  душегрейка.  На  голове — платок.  Улыбаясь и слегка  щурясь  от  яркого солнца, она  смотрит на  радующихся  молодых  людей.  В любую минуту  няня  готова  выполнить  просьбу своего любимца.  Опорная карточка:  позади поэта, с вязанием в руках, с восхищением  смотрит, улыбаясь и слегка щурясь, широкий деревенский платок, зелёное  платье с длинными рукавами,  поверх которого надета душегрейка, на голове  – платок. Арина  Родионовна   Позади  Пушкина, слева, за вязанием сидит няня поэта Арина Родионовна.  Она примостилась в углу дивана. В руках у няни вязание, но она не смотрит на свою работу.  Её взгляд устремлён на Александра Сергеевича. Видно, что она  внимательно слушает его.  Арина Родионовна одета соответственно своим  годам. На ней широкое зелёное платье с длинными рукавами, поверх которого — телогрейка.  На голове ­ платок. На стене, возле которой стоит диван,  висит портрет. Видны слабые очертания женщины. Портрет пронизан лучом  света.  —  Картина посвящена  встрече двух известных людей. Зачем художник  изобразил няню?  Няня — близкий и дорогой поэту человек .  Как можно было не изобразить  ее? — Какие  интонации  вносит  в  картину  образ  Арины Родионовны?  (Ее  светлый  образ  вносит  в  картину  ощущение  уюта  и  покоя.)  — Что еще способствует такому ощущению?  Слад № 36  Обилие солнечного света, преобладание янтарного цвета, на память приходят  строки: «Вся комната янтарным блеском озарена. Веселым треском  трещит  затопленная печь». Тепло, спокойно, радостно.  — Определите  основную  мысль  произведения.  Почему  художник   запечатлел  именно  этот  эпизод  из  жизни  Пушкина?   (В трудные моменты  жизни  друзья  должны  быть  рядом). VI. Закрепление материала: устное сочинение (работа по опорной  таблице) План  сочинения 1.Вступление В ссылку. Наводящие   вопросы Кто написал картину «И. И.  Пущин  в  гостях у Пушкина  в  Михайловском»? Какие стихи писал А. С.  Пушкин? Когда, куда, и за что царь  сослал  его  в  Михайловское? Как  друзья  отнеслись к  ссылке  поэта?      Кто первым  посетил   Пушкина  в  Михайловском? 2.Главная часть. В  селе   Михайловском. Поэт  с  няней. Приезд  Пущина. Описание   картины. Какая  это  была  встреча?  В какой  комнате  происходит  действие? Кто изображён в центре  картины? Как  ведёт себя Пущин? Кто изображён на заднем плане картины? 3.Заключение. Последний приют  Где  похоронен  поэт? Опорный  материал Картину «И.И. Пущин в гостях у  Пушкина в селе Михайловском»  написал известный русский … Вольнолюбивые, свободолюбивые В родовое имение в село  Михайловское, в 1824 году, за  написание свободолюбивых   стихов, вдали от родных и  друзей, одиночество разделяла…  Не  забывали рано утром посетил Иван Пущин, лицейский товарищ, встреча  состоялась в 1825 году, 11  января  Неожиданная, радостная  Скромная обстановка, ничего  лишнего, диван, камин,  малиновая ширма,  В центре стоит стол, на полу  большой потёртый ковёр Пушкин, он с воодушевлением  читает привезённую Пущиным  комедию А.С. Грибоедова «Горе  от ума». Внимательно слушает,   наслаждается эмоциональным    чтением друга, немного напряжён кроткая, горячо любящая поэта  няня, замерла с вязанием в руках, на ней надето зелёное платье с  длинными рукавами, душегрейка, на голове платок,  вся картина  проникнута настроением покоя и  счастья.  в пяти верстах от Михайловского в Святогорском  монастыре поэта. Последний приют поэта – Слад № 37 ­ 40 VII. Подведение  итогов  урока. ­ Как  вы  думаете,  почему  эпиграфом  к  уроку  я  выбрала  слова  Н.Н. Ге ?   Как вы понимаете их смысл?  «Искусство должно облагораживать людей...», ­ сказал Максим Горький.            VIII. Домашнее  задание:  Написать сочинение­описание  по картине  Н. Н.Ге  «И. И. Пущин  в  гостях  у  Пушкина  в  селе  Михайловском».  Образец   основной  части  сочинения В село Михайловское, удаленное на много верст от Москвы и  Петербурга, А. С. Пушкин  был  сослан за смелые стихи о свободе. Возле него  не было ни друзей, ни родных — одна только добрая няня Арина Родионовна.  В долгие зимние вечера поэт читал ей свои новые стихи и слушал нянины  сказки и песни. Он тосковал по своим друзьям и думал о встрече с ними...  И  вот рано утром 11 января 1825 года Пушкина разбудил звон колокольчика за  окном. Босиком, в одной рубашке он выскочил на крыльцо и увидел бегущего  к нему лицейского товарища Ивана Пущина! Пущин привез Пушкину комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник запечатлел момент, когда друзья  читают это прекрасное произведение.  В центре комнаты изображен А. С.  Пушкин. Прислонившись к столу, вытянув правую руку вперед, он  выразительно читает грибоедовские строки. Пущин, удобно расположившись  в кресле, внимательно слушает. Чувствуется, что он счастлив видеть и  слышать друга. На заднем плане картины мы видим с вязаньем в руках верную няню Арину Родионовну. Невольно вспоминаются пушкинские строки:  «… и  медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках…». Няня тоже слушает Пушкина, с любовью глядит на него. Первым посетил Пушкина в  Михайловском  лицейский  друг  Иван  Пущин.   Он рад как ребенок.  Брошены дорожный чемодан и шуба Пущина — некогда заниматься такими  пустяками, как устройство вещей! Надо как можно больше сказать друг  другу… Что это? «Горе от ума» А. С. Грибоедова?  И вот уже забыл о  чашечке кофе, соскочил со стула, увлеченно читает комедию и бурно  жестикулирует. Он восхищен искрометным грибоедовским юмором, его  героями. Пущин откинулся на спинку вольтеровского кресла, любуется. Его  радуют прежняя живость веселость друга, его остроумие. Он очень доволен,  доставил Пушкину высокое наслаждение. Поодаль на диване устроилась с  вязанием няня поэта Арина Родионовна. На ее плечах широкий деревенский  платок. С улыбкой смотрит она на радующихся молодых людей. Всем хорошо. Все так мило, по­доброму. Погожий зимний денек. Солнечные зайчики  высветили сочный фисташковый цвет скатерти, благородный тон красного  дерева старинного дивана.  Дальняя  стена комнаты залита янтарным светом.  Чуть щурится няня.       Но зимний  день короток.  С  грустью  проводил  Пушкин  своего  друга.  Об этой встрече  Пущин  вспоминал позднее: «Ямщик уже запряг лошадей,  колоколец  брякнул у крыльца.  Пушкин стоял со свечой в руке. Кони рванули под гору.  Послышалось: «Прощай, друг!»   В 1828 году, когда его привезли из тюрьмы на каторгу, он получил привет от Пушкина. В «Записках о Пушкине»  он вспоминает: «Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным  словом...».  Толковый  словарь Эпиграф – отрывок  из  стихотворения  или  чьё – либо  высказывание  перед  началом  произведения, раздела.  В  эпиграфе  содержится  главная мысль   темы. Интерьер – внутреннее  помещение  здания. Эпиграмма – стихотворная  острота, короткое  сатирическое   стихотворение. «За  ужином  объелся  я  Да  Яков  дверь  закрыл  оплошно Так  было  мне, мои  друзья, И  кюхельбекерно и тошно».  А.С. Пушкин. Используемая литература:

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017