Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Оценка 5

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Оценка 5
Семинары
doc
русский язык
9 кл
10.01.2017
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
В девятом классе ученики впервые сдают свои первые экзамены. Для них это важный этап в жизни. Очень важно подготовить ребят к этому ответственному этапу. Часть учеников теряется при виде тестовых заданий. Им порой непонятна формулировка задания, у многих есть пробелы в знаниях. На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей.
информация о подготовке к ОГЭ по русскиому языку.doc

«Подготовка обучающихся 9 класса к  ОГЭ по  русскому языку»

Учитель: Ахмедова Д.М.

 

                  В девятом классе ученики впервые сдают свои первые экзамены. Для них это важный этап в жизни. Очень важно подготовить ребят к этому ответственному этапу.

                  Часть учеников теряется при виде тестовых заданий. Им порой непонятна формулировка задания, у многих есть пробелы в знаниях.

 На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9  классе  состоит из 3 частей.

Структура и содержание ОГЭ по русскому языку

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере  деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

                             

               Большая часть повторения осуществляется на занятиях элективного курса. Элективный курс «Фразеология русского языка» предназначен для учащихся  9 классов для подготовки  к ОГЭ и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю )

              

          

 

 Введение ОГЭ  по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 9 классе необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.

При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", «Синтаксис», "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к изложению и сочинению).

Подготовку к Основному государственному экзамену  лучше всего начинать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.

- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.

- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- Образцы заполнения бланков ответов.

- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.

Модель учебной деятельности

При подготовке к государственному экзамену в 9 классе предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;

- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.

Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий по ОГЭ  необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция.

Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияют на межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.

Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

    Но кроме тестов выпускникам 9 класса необходимо еще выполнить да вида работы – это написание сжатого изложения и сочинения.

У многих учащихся эти виды работы с текстом вызывают трудности.

Одной из основных проблем, на мой взгляд, является обучение сжатому изложению как форме итоговой аттестации, выясняющей способности учащихся воспринимать, осмысливать, передавать содержание текста, используя приемы сжатия. Поэтому на уроках, консультациях необходимо знакомить учащихся с основными приемами сжатия текста. В процессе работы над текстами  закреплять эти способы. Наиболее трудным является  обобщение, поэтому можно применять следующие виды работы:

1)      сокращение текста;

2)      составление плана текста;

3)      замена сложных предложений простыми;

4)      исключение повторов;

5)      замена прямой речи косвенной;

6)      передача смысла прочитанного одним предложением;

7)      исключение  лишней информации из текста.

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения учащихся необходимо ознакомить с памяткой по проверке изложения экспертами.

Это заостряет  внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение).

         Последний вид работы в контрольно-измерительных материалах ОГЭ – сочинение. Для выпускников сочинение является самой сложной частью экзаменационной работы.

      В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 класса  должен хорошо знать русский  язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно эти ЗУН проверяет последняя часть КИМа. Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов.  Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

     В этом учебном году мне необходимо подготовить выпускников 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку. Задача эта сложная, и поэтому к ней начала готовить учащихся еще в 8  классе.

Для этой цели, начиная с сентября, каждую неделю, по мере возможности, провожу консультации по русскому языку.

     На этих занятиях упор делается на повторение изученного в 5-8 классах и закрепление пройденного в 9 классе материала. Для подготовки к ОГЭ  использую пособия Сениной   Н.А. , где рассматриваются подобные задания, которые помогают учащимся освоить данную форму экзамена, состоящего из трех частей, проверить свои  знания по русскому языку. Задания, представленные в данном сборнике, разнообразны, включают в себя практически все разделы русского языка, изучаемые в общеобразовательной школе, а также   позволяют проверить уровень  развития речи, мышления, памяти, внимания учащихся. На консультациях занимаемся повторением орфограмм, пунктуации, синтаксиса, выполняем задания связанные с комплексным анализом текста, разбираем виды сжатия текста, структуру сочинения в экзаменационных работах 9 класса.

    Учащиеся 9 класса учатся писать сжатое изложение и сочинение, подбирая аргументы из текста.     Подготовка к ОГЭ ведется не только, на консультациях, но и в рамках урока, где также повторяется пройденный материал, словарные слова,  работа по развитию речи (комплексный анализ текста, написание сочинений, изложений, составление предложений, плана); в качестве дополнительных заданий учащиеся получают карточки с заданиями.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к ОГЭ, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Проводимая мною работа направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Комплексная работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором в произведении.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

 

 

 


Подготовка обучающихся 9 класса к

Подготовка обучающихся 9 класса к

Подготовку к Основному государственному экзамену лучше всего начинать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов

Подготовку к Основному государственному экзамену лучше всего начинать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения учащихся необходимо ознакомить с памяткой по проверке изложения экспертами

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения учащихся необходимо ознакомить с памяткой по проверке изложения экспертами

Таким образом, используя систему работы по подготовке к

Таким образом, используя систему работы по подготовке к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017