Поэзия 1950-80-х годов.
Оценка 4.9

Поэзия 1950-80-х годов.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
04.05.2017
Поэзия 1950-80-х годов.
Поэзия 1950-80-х годов. «Громкая» и «тихая» лирика. Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. В 1956 году вышел альманах «День поэзии» В одно из сентябрьских воскресений по всей стране читались стихи, поэты выступали в клубах и книжных магазинах, поднимались на импровизированные сцены площадей и парков. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаически серой повседневности не существует, что мир прекрасен – если в него всмотреться с доверием и полюбить. Стихи Николая Асеева «Зима», «Февраль», «Снегири» и др. – обещали возвращение к вечным темам поэзии, а некоторые прямо выражали надежду на новую лучшую жизнь («Заря идёт»). Все они войдут в сборник с характерным названием «Раздумья» (1955). Книги Леонида Мартынова были той негромкой капелью, которой начиналась оттепель («Что-то новое в мире», 1954). Слова этого стихотворения «Дело пахнет искусством, / Человечеству хочется песен» звучали пророчеством. В 1960-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский и др.). Ведущим жанром была лирика – гражданская, любовная, пейзажная и т.д. «Громкая лирика».В конце 1950-60-х гг. поэтическое эхо гулко раскатилось по стране, собирая на вечера поэзии не только залы, но и стадионы слушателей. Поэтов по стране было множество, но основными из них были Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. «Нас много. Нас может быть четверо», – писал в 1962 г. Вознесенский. В большой аудитории Государственного политехнического музея в Москве часто устраивались встречи с поэтами, проходившие при огромном стечении народа. Громче всех звучал голос Евтушенко. Его стихи привлекали энергией, доступностью. Любовная лирика подкупала откровенностью, а гражданская – непривычной остротой. «Над Бабьим яром памятников нет. Седой гранит – как грубое надгробье», – так горьким укором начинается стихотворение «Бабий яр». В поле зрения Е. Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по реке Лене, – весь пёстрый калейдоскоп шумной, суетной жизни XX века. Он – автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность (1962), «Катер связи» (1966) и др. Слова из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России – больше, чем поэт», – сделались крылатыми. В ранней лирике А. Вознесенского менее десятка стихотворений, которые и через много лет читаются как стихи, а не как рифмованная публицистика или поэтические эксперименты. Среди них «Гойя», «Осень в Сигулде» (Сигулда – курортный город в Латвии), «Пожар в архитектурном институте». Прежде всего, Вознесенский – поэт острой и напряжённой мысли. Профессиональное знание архитектуры и живописи способствовали его интересу к поэтической форме. Отсюда стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи. Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного, самоотверженного, цельного. Он – автор поэтических сборников «Треугольная груша» (1962), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987) и др. Круг читателей Б. Ахмадулиной был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» – Евтушенко и Вознесенского, но поклонение ещё яростнее. В её стихах ценилась не громкость, а интимность, изящество. Она любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от Пушкинской эпохи. «Влечёт меня старинный слог,/ Есть обаянье в древней речи», – замечала она. Это особенно впечатляло в авторском исполнении. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, лёгкий налёт архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной. Её стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) и др. «Тихая лирика».«Оттепель» стала сходить на нет. Но поэзия всё настойчивее ищет ответы, избегая встреч с официальной идеологией. В критике появляется термин «тихая лирика», которая противостояла «эстрадной поэзии»Поэзия 1950-80-х годов. «Громкая» и «тихая» лирика. Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. В 1956 году вышел альманах «День поэзии» В одно из сентябрьских воскресений по всей стране читались стихи, поэты выступали в клубах и книжных магазинах, поднимались на импровизированные сцены площадей и парков. Страна жила поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаически серой повседневности не существует, что мир прекрасен – если в него всмотреться с доверием и полюбить. Стихи Николая Асеева «Зима», «Февраль», «Снегири» и др. – обещали возвращение к вечным темам поэзии, а некоторые прямо выражали надежду на новую лучшую жизнь («Заря идёт»). Все они войдут в сборник с характерным названием «Раздумья» (1955). Книги Леонида Мартынова были той негромкой капелью, которой начиналась оттепель («Что-то новое в мире», 1954). Слова этого стихотворения «Дело пахнет искусством, / Человечеству хочется песен» звучали пророчеством. В 1960-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский и др.). Ведущим жанром была лирика – гражданская, любовная, пейзажная и т.д. «Громкая лирика».В конце 1950-60-х гг. поэтическое эхо гулко раскатилось по стране, собирая на вечера поэзии не только залы, но и стадионы слушателей. Поэтов по стране было множество, но основными из них были Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. «Нас много. Нас может быть четверо», – писал в 1962 г. Вознесенский. В большой аудитории Государственного политехнического музея в Москве часто устраивались встречи с поэтами, проходившие при огромном стечении народа. Громче всех звучал голос Евтушенко. Его стихи привлекали энергией, доступностью. Любовная лирика подкупала откровенностью, а гражданская – непривычной остротой. «Над Бабьим яром памятников нет. Седой гранит – как грубое надгробье», – так горьким укором начинается стихотворение «Бабий яр». В поле зрения Е. Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по реке Лене, – весь пёстрый калейдоскоп шумной, суетной жизни XX века. Он – автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность (1962), «Катер связи» (1966) и др. Слова из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России – больше, чем поэт», – сделались крылатыми. В ранней лирике А. Вознесенского менее десятка стихотворений, которые и через много лет читаются как стихи, а не как рифмованная публицистика или поэтические эксперименты. Среди них «Гойя», «Осень в Сигулде» (Сигулда – курортный город в Латвии), «Пожар в архитектурном институте». Прежде всего, Вознесенский – поэт острой и напряжённой мысли. Профессиональное знание архитектуры и живописи способствовали его интересу к поэтической форме. Отсюда стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи. Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного, самоотверженного, цельного. Он – автор поэтических сборников «Треугольная груша» (1962), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987) и др. Круг читателей Б. Ахмадулиной был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» – Евтушенко и Вознесенского, но поклонение ещё яростнее. В её стихах ценилась не громкость, а интимность, изящество. Она любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от Пушкинской эпохи. «Влечёт меня старинный слог,/ Есть обаянье в древней речи», – замечала она. Это особенно впечатляло в авторском исполнении. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, лёгкий налёт архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной. Её стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) и др. «Тихая лирика».«Оттепель» стала сходить на нет. Но поэзия всё настойчивее ищет ответы, избегая встреч с официальной идеологией. В критике появляется термин «тихая лирика», которая противостояла «эстрадной поэзии»
Поэзия 1950-80 г.г..docx
Поэзия 1950­80­х годов. «Громкая» и «тихая» лирика. Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. В 1956 году вышел альманах «День поэзии» В одно из сентябрьских воскресений   по   всей   стране   читались   стихи,   поэты   выступали   в   клубах   и   книжных магазинах, поднимались на импровизированные сцены площадей и парков. Страна   жила поэзией.   А   поэзия     спешила     доказать,   что   прозаически   серой     повседневности   не существует, что мир прекрасен – если в него всмотреться с доверием и полюбить.  Стихи  Николая   Асеева  «Зима»,   «Февраль»,   «Снегири»   и   др.   –   обещали возвращение   к  вечным   темам   поэзии,   а   некоторые   прямо  выражали   надежду   на   новую лучшую   жизнь   («Заря   идёт»).   Все   они   войдут   в   сборник   с   характерным   названием «Раздумья» (1955). Книги  Леонида   Мартынова  были   той  негромкой  капелью,   которой   начиналась оттепель   («Что­то   новое   в   мире»,   1954).   Слова   этого   стихотворения   «Дело   пахнет искусством, / Человечеству хочется песен» звучали пророчеством. В   1960­е   годы   возрождается   и   авангардистская   поэзия   (И.   Бродский,   А. Вознесенский и др.). Ведущим жанром была лирика – гражданская, любовная, пейзажная  и т.д. «Громкая лирика». В конце 1950­60­х гг. поэтическое эхо  гулко раскатилось по стране, собирая на вечера поэзии не только залы, но и стадионы слушателей. Поэтов по стране   было   множество,   но   основными   из   них   были  Белла   Ахмадулина,   Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский.  «Нас много. Нас может быть четверо», – писал в 1962 г. Вознесенский.  В большой аудитории Государственного политехнического музея   в Москве часто устраивались встречи с поэтами, проходившие при огромном стечении народа. Громче   всех   звучал   голос   Евтушенко.   Его   стихи   привлекали   энергией, доступностью.   Любовная   лирика   подкупала   откровенностью,   а   гражданская     – непривычной остротой. «Над Бабьим яром памятников нет. Седой гранит – как грубое надгробье», – так горьким укором  начинается стихотворение «Бабий яр».  В поле зрения Е. Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по реке Лене, – весь пёстрый калейдоскоп шумной, суетной жизни XX века.  Он – автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность (1962), «Катер связи» (1966) и др. Слова из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России – больше, чем поэт», – сделались крылатыми. В ранней лирике А. Вознесенского менее десятка стихотворений, которые и через много   лет   читаются   как   стихи,   а   не   как   рифмованная   публицистика   или   поэтические эксперименты.   Среди   них   «Гойя»,   «Осень   в   Сигулде»   (Сигулда   –   курортный   город   в Латвии), «Пожар в архитектурном институте». Прежде всего, Вознесенский – поэт острой и напряжённой мысли. Профессиональное знание архитектуры и живописи способствовали его интересу к поэтической форме. Отсюда стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи. Вознесенский   ратует   за   высокие   духовные   ценности,   за   человека   благородного, самоотверженного,   цельного.   Он   –   автор   поэтических   сборников   «Треугольная   груша» (1962), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987) и др. Круг читателей   Б. Ахмадулиной   был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» – Евтушенко   и   Вознесенского,   но   поклонение   ещё   яростнее.   В   её   стихах     ценилась   не громкость, а интимность, изящество. Она любила придать голосу   томность и говорить с акцентом,   как   будто   унаследованным   от   Пушкинской   эпохи.   «Влечёт   меня   старинный слог,/ Есть обаянье в древней речи», – замечала она. Это особенно впечатляло в авторском исполнении. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, лёгкий налёт архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной. Её стихи собраны в   книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) и др. «Тихая лирика». «Оттепель» стала сходить на нет. Но поэзия всё настойчивее ищет ответы, избегая встреч  с официальной идеологией. В критике появляется термин «тихая лирика», которая противостояла «эстрадной поэзии» и «поэтическому буму». Но сами поэты нередко возражали против причисления  их к тем или группам, как, например, один из   признанных   «тихим   лириком»  Владимир  Соколов.  Характерной   чертой   творческой индивидуальности   поэта   является   открыто   провозглашённая   им   связь   с предшественниками – А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, А. Фетом. В их традиции создаёт Соколов свои лучшие пейзажные стихи, их трепетное отношение к слову, тонкий лиризм являются для него высоким образцом. Ориентируясь на традиции Фета, В. Соколов редко отзывается на злобу дня прямо. Современность присутствует в его стихах подспудно. Поэт обращается к темам, которые принято   считать   вечными,   –   любовь,   верность,   природа.   Он   избегает   громогласной декларативности и лобовых решений. Богатство душевного мира, тонкость чувств – таковы черты   его   поэзии.   Наиболее   полное   представление   о  его   творчестве   может  дать   книга «Четверть века» (1976). Поэзия вновь открыла для себя Тютчева, в чьих стихах  человек стоит перед лицом мироздания, а душа и Вселенная ведут диалог один на один.  Николай Рубцов  также в последние годы не расставался с томиком Тютчева. При жизни поэта были опубликованы всего четыре небольших сборника: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969),   «Сосен   шум»   (1970).   Уже   после   трагической   смерти   поэта   выходят   сборники «Зелёные цветы» (1971), «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика». (1974).  Уже   первые   сборники   позволили   критике   закрепить   место   Н.   Рубцова   в   ряду «деревенской» литературы. Размышляя над тем, «деревенский» ли поэт Н. Рубцов, критик и литературовед Вадим Кожинов справедливо отметил: «Деревня стала необходимой ... не сама по себе, не как поэтическая тема, но ... как своеобразная мера всего, как исток всей жизни Родины». Можно говорить, что такой мерой, центром, «осью» поэтического мира Н. Рубцова становится не советская деревня как таковая, а традиционный национальный мир со своими вековечными законами жизни. В отличие от космоса, малый природный мир познаваем   не   только   через   ощущения,   но   и   через   его   философское   осмысление.   В стихотворении «Взглянул на кустик...» природа подсказывает герою универсальный закон земного бытия, который он переносит на социальную жизнь человека: гармония человека с миром   возможна   только   тогда,   когда   личность   определяет   своё   место   в   бытии,   не устремляясь   за   ложными   социальными   ценностями:   «Тянулись   к   солнцу  –  вот   и обожглись». В дальнейшем время заставило отказаться от этой искусственной классификации («громкая» – «тихая» поэзия), основанной на упрощённом понимании творческой манеры многих поэтов.

Поэзия 1950-80-х годов.

Поэзия 1950-80-х годов.

Поэзия 1950-80-х годов.

Поэзия 1950-80-х годов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017