Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Оценка 4.7
Рабочие тетради
docx
русский язык
10 кл—11 кл
21.02.2018
Дидактический материал представляет собой пособие для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ с алгоритмом работы над проблемой текстов публицистического и художественного стилей. Он содержит пошаговую инструкцию по поиску проблемы в текстах разных стилей и тренировочные задания, через логику текста, знания законов текста старшеклассники смогут успешно справиться с критериально важной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся).docx
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением
ЕГЭ по русскому языку)
(г.Сыктывкар, Россия, МАОУ «СОШ № 26»)
Алиева Е.Л.
1 Шаг. Определяем стиль и тип текста.
2 Шаг. Определяем сферу проблематики текста.
Философские ________________________________________________
Социальные _________________________________________________
Политические _______________________________________________
Нравственные _______________________________________________
Экологические _______________________________________________
Эстетические _______________________________________________
3 Шаг. Способы нахождения Проблемы в публицистическом тексте:
!!! В публицистическом тексте нужно видеть вкрапления Чужого, чтобы не
путать с Автором.
1)через вопросы в тексте ( !Не путать с выразительным средством –
риторическим вопросом )
2)через тезис. (Тезис – это утвердительное предложение, нуждающееся в
доказательстве)
используем знания о Данном и Новом в предложении. Задайте вопросы к
данным ниже тезисам.
(Д) В годы войны людям придает стойкость (Н)чувство патриотизма,
сознание необходимости того, что они делают.
(Д)Человек даже если он жесток, способен к раскаянию, (Н) если к
нему проявить милосердие.
запомните, в формулировке Проблемы нельзя использовать отрицательные
конструкции, исключаются слова в переносном значении. Задайте вопросы к
данным ниже тезисам.
Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей.
Какое же «зеркало жизни» наш язык?
Сформулируйте Проблему по данным тезисам:
Читатель – это созидатель, соавтор писателя, а зритель чаще всего
Тренировочные задания
потребитель.
Любовь к литературе возникнет, если первая книга будет интересной,
если ребенок поверит ей.
Восстановление естественного контакта между человеком и
природой необходимо для сохранения духовных начал жизни.
Безответственность, пассивность и бездушие современной молодежи
не случайны: это следствие неправильного воспитания. 3) через антитезу.
(8)Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека,
чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9)Для этого деловой
человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10)Вместо писем
придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо
гусиного пера – шариковую ручку. (11)Эскалаторы, компьютеры, универмаги,
телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь
человеку время. (12) Однако почемуто нехватка этого времени у человека
возрастает. (13)Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ,
переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а
дефицит времени увеличивается. (по Д. Гранину)
4)через ключевые понятия.
1. Находим в тексте понятия.
2.Выстраиваем логическую схему их взаимоотношений (сопоставление,
противопоставление, причина/следствие и т.д.)
3. Формулируем тезис. (идею автора)
4. Формулируем Проблему – вопрос, ответом на который является тезис.
(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я
тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером,
гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда
телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
(6)Телевизор вырабатывает пассивность! горячился фермер.(7)Вы только
подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или
фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение,
вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы,
вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это
серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или,
по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и
всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни
умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...
(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют
не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в
том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только
слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят,
как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно
потребительское отношение к искусству вместо активного, живого,
творческого. (по В. Солоухину)
5) через анализ выразительных средств.
4 Шаг. Способы нахождения Проблемы в художественном тексте.
1. Анализ фактического материала ( что известно об авторе, обращаем
внимание на имена, фамилии, имена, термины, географические сведения,
историзмы, аллюзии, идиомы) (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в
чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении
обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей
нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет
всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же
языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным
торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым.
(4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком,
имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у
которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить
опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их
пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом,
хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим,
например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом
государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель
канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих
подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость
и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть,
да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает
орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только
вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника,
куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В
обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и
останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем
сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха,
меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван
Петрович, — говоришь, глядя на него, — Иван Петрович выше ростом,
а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда
не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется».
(11) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе
хе!» — думаешь себе.
(Н. Гоголь)
2. Пересказ в сухом остатке.
3. От чьего лица ведется повествование?(! частая ошибка – авторская идея
понимается как мнение рассказчика).
4. Авторская позиция в художественном тексте всегда рассматривается в
Какие отношения
между
связи с расстановкой действующих лиц.
(противопоставление, сопоставление, связь) складываются
героями? Каково отношение рассказчика к происходящему?
Авторскую позицию в худож.тексте можно выявить через выразительные
средства: 1) эмоционально оценочные слова; 2) стилистически
окрашенные слова; 3) в предложениях с прямой речью слова оценки в
5. словах автора; 4) словообразовательные элементы в словах;
4)предложения по интонации ( воскл. и невоскл.) ; 5) осложняющие
предложения элементы (обращения, вводные кострукции и т.д.); 6) формы
речи: вопросноответная форма, внутренний монолог и т.д.
6. Для чего автор рассказывает эту историю?
Тренировочное задание
(1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно.
(3)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какойто старичок в
бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.
(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца
парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё... (8)И я узнал голосок Марса.
(9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.
(10)Вы слышите? (11)Собака... (12)Ведь это же неприятно!
(13)Вой усиливался и начинал переходить в какоето завывающее рыданье.
(14)А, чтоб тебя! вырвалось у делового человека. (15)Волк чистый.
(16)Вой рос и тянул за сердце.
(17)Удивительные порядки! строго сказал старичок. (18)Насажают
полный пароход собак, и вот извольте тут...
(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.
(20)3а хвост да в воду, сказал деловой человек. (21)Вот собак навели...
(22)Надо сказать правду вой становился невыносимым.
(23)Его необходимо выпустить, говорю помощнику капитана.
(24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается
с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.
(27)И охота вам возить собак! говорит несколько примирительно
старичок, довольный наступившей тишиной.
(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало
тихотихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе
старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил
и кричал пронзительно:
За хвост да в воду!.. (33)Я открыл глаза.
(34)В воду! кричал тонкий пронзительный голосок. (35)Вон! Вон!!!
(36)Потонул... (37)Это ужасно.
(40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.
(42)Господин, ваша собачка за бортом...
(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов.
(46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего
умного и верного Марса.
(47)Всё плывёт, сердешный...
(48)Тоже живая душа, житьто хочется... (49)Нет, опять захлестнуло...
(38)Если попросить капитана?.. (39)Смотрите, он ещё плывёт!!! (50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Ктото
взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Ктото тяжко сопит над
моим плечом.
(54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы.
(56)Спустить шлюпкуу!!!
(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум
точкам на море: к голове Марса и к шлюпке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной
старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет
ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица!
(65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной
мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие
человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут.
(71)Браво! (72)Урра! дружно прокатывается по палубе. (73)Молодцы!
кричит над самым ухом деловой человек. (74)Знатно!
(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, спасён.
(По И.С. Шмелёву)
1. Проблема не должна просматриваться, она должна быть сформулирована
Формулировка Проблемы текста
в виде проблемного вопроса.
Проблема красоты: 1) В чем заключается истинная красота?
(человека, природы, уши и т.д.); 2) Как отличить человеческую
истинную красоту от ложной?; 3)Какое место на земле
занимает самое красивое?
2. Проблема может быть процитирована по исходному тексту или указана с
помощью ссылок на номера предложений в тесте.
3. Проблема должна быть узкой, конкретной и сформулирована с помощью
вопросительных местоимений и наречий: Что происходит…? В чем
состоит…? Какую роль играет…? Почему…? Необходимо ли…? Как…?
Тренировочные упражнения.
Распространенная ошибка – широкая формулировка темы! Найдите
ошибки.
Главная тема текста – это значение духовности в жизни…
Духовная жизнь – это собственное стремление к высокому.
Смыслом жизни является духовность, интеллигентность,
уважение к своему народу и своей культуре.
Ключ: Необходимо ли понятие духовности современному человеку?
Автор этим текстом хотел показать, что «награждая
орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство
как бы официально подтверждает, что оно недоплачивает
труженикам» это и является главной проблемой, которую
поднимает Смирнов.
Ключ: Как следует поощрять труд в России? Сегодня наш язык очень засорен жаргонизмами, просторечным и
иностранными словами, а родные слова забываются. Это и есть
главная проблема… нарушение норм языка и функций языка.
Ключ: Проблема развития и сохранения языка.
Смерков ставит проблему пренебрежения нравственными
нормами, автор уточняет значение двух слов: ханжество и
лицемерие.
Ключ: Что хуже – ханжество или цинизм? С чем в первую очередь
нужно бороться?
Литература:
1.Из опыта работы.
2. Тексты из Открытого банка заданий ЕГЭ ФИПИ 2017 г.
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.