Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Оценка 4.7

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Оценка 4.7
Рабочие тетради
docx
русский язык
10 кл—11 кл
21.02.2018
Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Дидактический материал представляет собой пособие для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ с алгоритмом работы над проблемой текстов публицистического и художественного стилей. Он содержит пошаговую инструкцию по поиску проблемы в текстах разных стилей и тренировочные задания, через логику текста, знания законов текста старшеклассники смогут успешно справиться с критериально важной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся).docx
Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку) (г.Сыктывкар, Россия, МАОУ «СОШ № 26») Алиева Е.Л. 1 Шаг. Определяем стиль и тип текста. 2 Шаг. Определяем сферу  проблематики текста. Философские ________________________________________________ Социальные _________________________________________________ Политические _______________________________________________ Нравственные _______________________________________________ Экологические _______________________________________________ Эстетические _______________________________________________ 3 Шаг. Способы нахождения Проблемы  в публицистическом тексте: !!!  В публицистическом тексте нужно видеть вкрапления Чужого, чтобы не путать с Автором.                   1)через вопросы в тексте ( !Не путать с выразительным средством – риторическим вопросом )          2)через тезис. (Тезис – это утвердительное предложение, нуждающееся  в доказательстве) ­   используем знания о Данном и Новом в предложении. Задайте вопросы к данным ниже тезисам.  (Д) В годы войны людям придает стойкость (Н)чувство патриотизма, сознание необходимости того, что они делают.  (Д)Человек даже если он жесток, способен к раскаянию, (Н) если к нему проявить милосердие. ­   запомните, в формулировке Проблемы   нельзя использовать отрицательные конструкции,  исключаются   слова   в   переносном   значении.  Задайте   вопросы   к данным ниже тезисам.  Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей.  Какое же «зеркало жизни»  наш язык? Сформулируйте Проблему по данным тезисам:  Читатель – это созидатель, соавтор писателя, а зритель чаще всего Тренировочные задания потребитель.  Любовь к литературе возникнет, если первая книга будет интересной, если ребенок поверит ей.  Восстановление   естественного   контакта   между  человеком   и природой необходимо для сохранения духовных начал жизни.  Безответственность, пассивность и бездушие современной молодежи не случайны: это следствие неправильного воспитания. 3) через антитезу.                (8)Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9)Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10)Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11)Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все  изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12)  Однако  почему­то нехватка этого времени у человека возрастает.   (13)Деловой   человек   наращивает   скорости,   внедряет   ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (по Д. Гранину)          4)через ключевые понятия. 1. Находим в тексте понятия. 2.Выстраиваем  логическую   схему  их   взаимоотношений   (сопоставление, противопоставление, причина/следствие и т.д.) 3. Формулируем тезис. (идею автора) 4. Формулируем Проблему – вопрос, ответом на который является тезис.       (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас   вспомнил   свой   разговор   с   одним   английским   фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей. ­ (6)Телевизор вырабатывает пассивность!­ горячился фермер.­(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы  читать  и  развивать  своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и ­   всё.   (10)Пустота.   (11)Ничего  не   осталось,  ничего  не   прибавилось:   ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...      (12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том   смысле,   что   если   раньше   в   деревне   пели   сами,   то   теперь   только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как   пляшут,   и   так   далее,   то   есть   вырабатывается   постепенно потребительское   отношение  к   искусству   вместо  активного,   живого, творческого. (по В. Солоухину)          5) через анализ выразительных средств. 4 Шаг. Способы нахождения Проблемы в художественном тексте. 1. Анализ   фактического   материала   (   что   известно   об   авторе,   обращаем внимание на имена, фамилии, имена, термины, географические сведения, историзмы, аллюзии, идиомы) (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем   другом   за   иностранцами,   то   далеко   перегнали   их   в   умении обращаться.   (2)Пересчитать   нельзя   всех   оттенков   и   тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с  помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть   восходи   до   миллиона,   все   найдутся   оттенки.   (5)Положим, например,   существует  канцелярия,   не   здесь,   а   в   тридевятом государстве,   а   в   канцелярии,   положим,   существует  правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да   и   рисуй:  Прометей,   решительный   Прометей!   (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел   из   комнаты   и   приближается   к   кабинету   своего   начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется   Прометеем,   а   чуть   немного   повыше   его,   с   Прометеем сделается такое превращение,  какого и  Овидий  не выдумает: муха, меньше   даже   мухи,   уничтожился   в   песчинку.   (10)«Да   это   не   Иван Петрович, — говоришь, глядя на него, — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе­ хе!» — думаешь себе. (Н. Гоголь) 2. Пересказ  в сухом остатке. 3. От чьего лица ведется повествование?(! частая ошибка – авторская идея понимается как мнение рассказчика). 4. Авторская   позиция в художественном тексте всегда рассматривается в   Какие   отношения   между связи   с   расстановкой   действующих   лиц. (противопоставление,   сопоставление,   связь)   складываются   героями? Каково отношение рассказчика к происходящему?  Авторскую позицию в худож.тексте  можно выявить через выразительные средства:   1)   эмоционально   ­   оценочные   слова;   2)   стилистически окрашенные  слова;  3) в предложениях с прямой речью слова оценки в 5. словах   автора;   4)   словообразовательные   элементы   в   словах; 4)предложения   по   интонации   (   воскл.   и   невоскл.)   ;   5)   осложняющие предложения элементы (обращения, вводные кострукции и т.д.); 6) формы речи: вопросно­ответная форма, внутренний монолог и  т.д. 6. Для чего автор рассказывает эту историю? Тренировочное задание                  (1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно. (3)Все   ушли   в   себя;   у   каждого   свои   интересы.   (4)Какой­то   старичок   в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.    (5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё... (8)И я узнал голосок Марса.   (9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.  ­(10)Вы слышите? (11)Собака... (12)Ведь это же неприятно!   (13)Вой усиливался и начинал переходить в какое­то завывающее рыданье.   ­(14)А, чтоб тебя! ­ вырвалось у делового человека. ­(15)Волк чистый.   (16)Вой рос и тянул за сердце.   ­(17)Удивительные   порядки!   ­   строго   сказал   старичок.   ­(18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут...  (19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.  ­(20)3а хвост да в воду, ­ сказал деловой человек. ­ (21)Вот собак навели...  (22)Надо сказать правду ­ вой становился невыносимым. ­(23)Его   необходимо   выпустить,   ­   говорю   помощнику   капитана.   (24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.   ­(27)И   охота   вам   возить   собак!   ­   говорит   несколько   примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.   (28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо­тихо.   (31)Должно   быть,   я   заснул.   (32)Мне   снилось,   как   по   палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:  ­За хвост да в воду!.. (33)Я открыл глаза.  ­(34)В воду! ­ кричал тонкий пронзительный голосок. ­ (35)Вон! Вон!!!  ­(36)Потонул... (37)Это ужасно.   (40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.  ­(42)Господин, ваша собачка за бортом...  (43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов. (46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.  ­(47)Всё плывёт, сердешный...  ­(48)Тоже живая душа, жить­то хочется... (49)Нет, опять захлестнуло... ­(38)Если   попросить   капитана?..   (39)Смотрите,   он   ещё   плывёт!!! (50)Я   вижу   простые   лица.   (51)Я   слышу   жалеющие   голоса.   (52)Кто­то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто­то тяжко сопит над моим плечом.  (54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы. ­(56)Спустить шлюпку­у!!!  (57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к шлюпке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок.   (61)Его   руки   жестикулируют.   (62)Он   точно   повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут. ­(71)Браво! (72)Ур­ра! ­ дружно прокатывается по палубе. ­(73)Молодцы! ­ кричит над самым ухом деловой человек. ­(74)Знатно!   (75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, ­ спасён.  (По И.С. Шмелёву) 1. Проблема не должна просматриваться, она должна быть сформулирована Формулировка Проблемы текста в виде проблемного вопроса.  Проблема красоты: 1) В чем заключается истинная красота? (человека, природы, уши и т.д.); 2) Как отличить человеческую истинную   красоту   от   ложной?;   3)Какое   место   на   земле занимает самое красивое? 2. Проблема может быть процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тесте.  3. Проблема должна быть узкой, конкретной и сформулирована с помощью вопросительных   местоимений   и   наречий:  Что  происходит…?  В   чем состоит…? Какую роль играет…? Почему…? Необходимо ли…? Как…? Тренировочные упражнения. Распространенная   ошибка   –   широкая   формулировка   темы!   Найдите ошибки.  Главная   тема   текста   –   это   значение   духовности   в   жизни… Духовная   жизнь   –   это   собственное   стремление   к   высокому. Смыслом   жизни   является   духовность,   интеллигентность, уважение к своему народу и своей культуре. Ключ: Необходимо ли понятие духовности современному человеку?  Автор   этим   текстом   хотел   показать,   что   «награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как   бы   официально   подтверждает,   что   оно   недоплачивает труженикам»   ­   это   и   является   главной   проблемой,   которую поднимает Смирнов. Ключ: Как следует поощрять труд в России?  Сегодня наш язык очень засорен жаргонизмами, просторечным и иностранными словами, а родные слова забываются. Это и есть главная проблема… нарушение норм языка и функций языка. Ключ: Проблема развития и сохранения языка.  Смерков   ставит   проблему   пренебрежения   нравственными нормами,   автор   уточняет   значение   двух   слов:   ханжество   и лицемерие. Ключ:  Что хуже – ханжество или цинизм? С чем в первую очередь нужно бороться? Литература: 1.Из опыта работы. 2. Тексты  из Открытого банка заданий ЕГЭ ФИПИ 2017 г.

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)

Поиск  проблемы текста ( в помощь учащимся для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018