ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Тамара Князева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)
Просмотр файла:

Пойми живой язык природы(текст).doc - «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)


Все файлы публикации > Пойми живой язык природы(текст).doc
«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!»
Велик растительный мир Земли, почти полмиллиона видов растений
разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни населяет нашу
планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении. Одни
отличаются сложным строением, другие просты и состоят только из одной
клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие – бесцветны. Одни живут на
суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных
растений, которые, например, могут показывать время суток или стороны
горизонта; могут расти без почвы, могут питаться насекомыми,
удивительными своими свойствами помогать человеку преодолевать
страшные болезни.
Познавая явления природы и их связи, человек устанавливает сроки
сельхозработ, предсказывает погоду, открывает месторождения полезных
ископаемых.
Человек по своей натуре наблюдателен. Так родилась азбука народной
мудрости, передаваемая из поколения в поколение. Например, люди заметили,
что ласточки весну начинают, а соловьи кончают. Или, если лопаются сережки
у березы, то пора сеять хлеб. С возникновением религии возникли и приметы
другого рода, суеверные приметы.
Стихотворение А.С.Пушкина «ПРИМЕТЫ»
(Старайся наблюдать различные приметы….)
Сегодня мы познакомимся с одним из номеров устного журнала «Пойми
живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» В него входят
следующие страницы:
1.Цветочные часы
2.Растения­барометры
3.Животные­барометры
4.Растения­компасы
5.Растения­индикаторы
6.Азбука народной мудрости
7.Легенды о цветах.
«Цветочные часы»
Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному
расписанию. Это зависит от того, какие насекомые – дневные или ночные их
опыляют, и от места, где живут растения. Чуть забрезжит рассвет и
посветлеет на востоке небо, начинается пробуждение дневных цветов.

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)

Первыми открывают лепестки желтый козлобородник, похожий на
одуванчик. Это бывает между тремя и пятью часами утра. Затем открывает
лепестки шиповник. Вспыхивают яркими огоньками цветки мака. К шести
часам утра навстречу ранним солнечным лучам поднимают свои золотые
головки одуванчики, а за ними широко открывает свои лепестки красная
полевая гвоздика.
Солнце уже заливает ослепительным светом и лес, и поле, и речку. Только
тогда белоснежный венчик водяной лилии распускает свои лепестки. А в
садах, к 8­9 часам утра, расправляют свои лепестки желтокоричневые
бархатцы или ноготки, садовый вьюнок ипомея. Цветки, рано
раскрывающие свои венчики, обычно первыми и «засыпают». К 3 часам дня
уже многие цветки стоят с закрытыми венчиками. Солнце опускается все
ниже и ниже. И тут начинают оживать другие цветы. Ночью луговая дрема
широко раскрывает свои лепестки. Они в темноте издают сильный аромат и
привлекают ночных бабочек, которые опыляют их. На клумбе белеют цветки
душистого табака. Венчики цветков открываются и закрываются с такой
точностью. Что по ним, как по часам, можно определять время.
«Растения­барометры»
…Собрались ребята на прогулку. Погода чудесная, солнце сияет, небо чистое.
А посмотрели на клумбу и удивились: яркая клумба сегодня выглядит какой­
то пасмурной. Подошли ближе и увидели, что оранжевые соцветия ноготков
закрыты. Ноготки «предупреждали» их – будет дождь.
Многие хорошо знают полевой вьюнок. Если его цветки плотно закрыты,
значит вьюнок «ждет» дождя.
А вот мальва. Еще вчера она цвела и была издали хорошо заметна. Почему
же сегодня мальва поникла? Может быть её сломали? Нет, после дождя она
снова выпрямится.
На лугах и лесных полянах много клевера. Он, как и мальва, перед
ненастьем склоняет стебель и опускает листочки.
Белые парашютики одуванчика разлетаются при малейшем ветерке. Но во
время ненастья ни ветер, ни дождь не смогут сорвать легкие пушинки. А все
потому, что перед дождем одуванчик складывает свой пушистый шарик, как
зонтик.
Акацию знают все. Ее цветки пред дождем не закрываются, а усиленно
выделяют сок­нектар. Это привлекает насекомых. Поэтому, если на акации
много насекомых, жди дождя. Таких растений­барометров в природе
ботаники открыли около 400.

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)

Викторина:
1.Какое комнатное растение может предсказывать погоду?
(монстера пред ненастьем за сутки начинает выделять капельки влаги).
2.Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с
восходом? (гелиотроп, мимоза).
3.У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра,
то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. Назовите этот
сорняк. (мокрица).
«Животные­барометры»
По поведению некоторых животных также можно судить о наступлении
ненастной и ясной погоды. Например, паук успешно плетет паутину – к сухой
погоде. Если кузнечики не стрекочут, значит ночью будет дождь. Стрижи с
понижением температуры покидают свои гнезда с яйцами или птенцами и
отлетают на много км от зоны похолодания. Птенцы в это время замирают, у
них снижается обмен веществ, дыхание. А вот когда погода налаживается и
родители возвращаются, они откармливают птенцов и жизнь семейства входит
в свою колею.
Викторина:
1.Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10­15
часов и почему?
(медуза. Она воспринимает инфразвуки с помощью «уха» ­ крошечного
шарика на стебельке, в котором плавают малюсенькие камешки. Они трутся о
нервные рецепторы в стенках шарика, и медуза слышит рокот
приближающегося шторма, поэтому все медузы уходят на глубину).
2.какая птица день начинает и о холоде возвещант? (петух).
3.как в Японии издавна узнают о землетрясении? (небольшие рыбки в
аквариумах начинают метаться за несколько часов).
«Растения­компасы»
Стоит в лес углубиться –
И уже мы не дома:
Словно мы за границей –
Незнакомые лица, языки не знакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи от роду,
А еще утверждаем,

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)

Что мы любим природу.
Вы попали в лес, заблудились. Но в лесу можно определить стороны
горизонта. Например, много мха и лишайника на северной стороне. На лугах
и по окраинам проездных дорог растет дикий салат­латук. Листья латука
расположены по двум противоположным сторонам стебля. Если проверить по
компасу, то можно убедиться, что ребра листьев латука совершенно точно
указывают север и юг, а их плоская сторона соответствует западу и востоку.
«Растения­индикаторы»
Связь между составом почвы и ростом растений люди заметили очень давно.
Еще первые рудознаи с помощью некоторых растений отыскивали залежи
полезных ископаемых, находили источники подземных вод. На основе
изучения связи в природе растений и состава почвы. Родилась наука –
индикационная геоботаника и была открыта группа растений –
индикаторов. Одним из таких растений оказалась маленькая северная
орхидея – Венерин башмачок, растущая только на почвах, богатых
кальцием. Поселившись неожиданно на островах Онежского озера,
Венерин башмачок подсказал ученым месторождение этого ценного
минерала.
«Азбука народной мудрости»
Наблюдая природные явления, люди давно заметили, что одни из них как бы
влекут за собой другие. Так выявлялись фенологические сигналы. Одни из них
помогают определить сроки сева: «Закуковала кукушка, сей овес», «Зацвела
береза – высаживай картофель».
Другие указывают на благоприятные условия выращивания с/х растений: «На
осине крупные почки – урожай ячменя», «Урожай черемухи – урожай ржи»,
«Хороший цвет рябины – к урожаю льна».
Третьи на длительное время предсказывают погоду: «Если береза раньше
ольхи лист распустила – лето сухое, если ольха раньше – лето мокрое»,
«Зацвела черемуха – жди похолодания», «Ранний прилет грачей и жаворонков
– к теплой весне».
Но народные приметы могут быть не всегда правильны. Они нуждаются в
проверке путем длительных фенологических наблюдений.
Веками из года в год неизменно наступали астрономические явления: зимние
и летние солнцевороты, весенние и осенние равноденствия. 4 времени года, 4
сезонных цикла. Но как капризна, неустойчива и не постоянна погода внутри

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!» (материал к презентации для 6 класса. биология)

каждого из них. Сколько неожиданностей и неприятных хлопот доставляла
она человеку. Поэтому и ходили по белу свету, по всему русскому простору
приметы изменений погоды, умудренные народным опытом. Украшенные
народной фантазией. Отсеивались и утрачивались вздорные приметы,
созданные не житейским опытом. А суеверием.
Легенды о цветах.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл