ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии
Оценка 4.7

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
29.10.2018
ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии
презентация к мероприятию "Поклонимся образу хлеба"
поклонимся образу xлеба.docx
МОУ «Специализированная гуманитарная школа № 95 г. Донецка» ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии АННОТАЦИЯ                Сценарий массового мероприятия «Поклонимся образу хлеба» раскрывает ценность хлеба в жизни человека, знакомит с обычаями и традициями, историей происхождения   хлеба,   даёт   толкование   слова   «хлеб»,   обращает   внимание   на значимость   этого   продукта   в   голодные   годы   и   годы   Великой   Отечественной войны. В сценарии использованы народные обычаи и пословицы, связанные с хлебом.            Форма   проведения   данного   мероприятия   выбрана   в   виде   литературно­ театрализованной постановки.      Разработка   мероприятия   предполагает   решение   следующих   задач: ­   формирование   понимания   значимости   хлеба   в   жизни   человека; ­  развитие чувства ответственности за свои поступки и бережного отношения к хлебу;  ­ формирование нравственной, духовной позиции.           Для решения поставленных задач, используются формы работы, которые способствуют учащихся. Разработка   мероприятия   предполагает   использование   мультимедийной презентации,   с   целью   повышения   эффективности   просветительской   работы учащихся   в  области   духовно­нравственного   воспитания.  Данное   мероприятие можно проводить с классами среднего и старшего звена.  способностей развитию   творческих       ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Цель:  ­     познакомить   с  историей   хлеба  и  прошлым   народа,  показать   значимость   и ценность хлеба в жизни человека;   ­ развивать умение учащихся выразительно декламировать стихотворения; ­ прививать учащимся бережное отношение к хлебу; ­ воспитывать уважение к хлеборобам, обычаям и традициям народа Оборудование: вышитая скатерть, рушник и каравай с солью, плакаты и рисунки о   хлебе,   выставка   книг   о   хлебе,   поговорки   и   пословицы,     презентация, фонограммы песен. Роли:  учитель   в   роли   ведущего,   учащиеся   исполняют   роли   историков, языковедов, хлебороба, декламируют стихотворения, исполняют танец и сценку­ игру. 1. Приветствие   учащихся   и   гостей. Звучит   песня   «К   нам   гости   пришли» Xод мероприятия (Песню исполняют все участники мероприятия). Сл. М. Ивенсен,  муз. Ан. Александрова К нам гости пришли, Дорогие пришли. Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. С морковью пирог,  И с капустой пирог, А который без начинки –  Самый вкусный пирог. А сейчас вдвоём Мы для вас споём, Вы похлопайте в ладоши –  Мы плясать пойдём. Ты топни ногой Да притопни другой, Я волчком кружиться стану, А ты так постой. Наша школа всегда Дружбой славиться, Приходите, гости, чаще, Если нравится. 2. Девочки с хлебом­солью приветствуют собравшихся: Вот он – хлебушко душистый С хрустом, корочкой витой. Вот он – теплый, золотистый, Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал – пришел. В нем – здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло. 3. Ученик 1 (слова хлебороба): Хлеб, хлебушко…Тёплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на нашем столе, без хлеба всякая еда невкусна. Хлеб приходит с полей, а выращиваем его мы – хлеборобы. На наших ладонях твёрдые мозоли, потому что выращивать хлеб – очень трудная работа. В любую погоду: и в холод, и в зной   –   мы   выводим   на   поля   свои   могучие   машины,   тракторы,   комбайны, работаем днём и ночью, чтобы подарить вам свежий каравай хлеба. Ешьте на здоровье! Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим «Xлеб». Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим «Xлеб». Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим «Xлеб». Тесто тужится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим «Xлеб». Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился  СВЕЖИЙ XЛЕБ! 4. Учитель: Во все времена слово – Xлеб – люди выговаривали с уважением. Xлеб   –   это   не   просто   буханка,   урожай,   зерно,   а   символ   человеческой жизни, материнского благословения и знак уважения и внимания к гостю, признак достатка, символ человеческого бессмертия.   5. Учащиеся читают стихи:  1: Слыша добрые вести, Видя силу страны, Хлебу мы честь по чести Поклониться должны. 2: Нужны нам и мясо, и фрукты. Однако, коль строго судить. Жить можно без многих продуктов… Без хлеба вовек не прожить. 3: Всему голова и основа, В нем труд хлебороба, их пот. И хлебушком – ласковым словом –  Зовет его часто народ. Какое без хлеба застолье? Еще с незапамятных дней Не зря на Руси хлебом – солью Встречают желанных гостей. 4: Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. 6. Учитель:  С  далёкого   прошлого  народ  наш  ценил   хлеб, соль  и  честь.  Хлеб  – это богатство,   соль   –   гостеприимство,   щедрость,   а   честь   –   это   человеческое достоинство,   которое   наши   предки   отстояли   и   нам   завещали.   Сегодня   мы попробуем   вместе   рассказать   про   обычаи   и   традиции,   связанные   с   хлебом. Узнаем, как появился   хлеб и вспомним важные моменты нашей истории, также неразрывно связанные с хлебом. 7. Ученики­историки рассказывают историю происхождения хлеба 1­й   ученик­историк:  Много   тысяч   лет   назад   человек   открыл   хлебные растения. В разных концах света учёные археологи находили древние стоянки, посуду, а в ней зёрна. В Средней Азии, Северной Америке – зёрна пшеницы, в странах  Востока – рис.  В  Южной Америке ­  кукурузу. Какие бы      хлебные растения не открывал человек, находка оказывалась удачной. Мучнистые зёрна давали чувство сытости, помогали пережить зиму, когда не хватало пищи. За хлебными   зёрнами   отправлялись   всем   племенем,   чтобы   собрать   больше. Выращивать зерно научились не сразу. И готовить хлеб тоже. 2­й ученик­историк:  Сначала люди ели сырые зёрна. Потом, приспособив два камня, человек сотворил подобие мельничных жерновов и стал изготовлять МУКУ! Замесив муку на воде, человек открыл новый вид еды – кашу, которая и послужила   основой   хлебу.   Возможно,   совершенно   случайно,   женщина, готовившая еду «испекла» кашу и получился корж, который оказался вкуснее каши. Сначала коржи ели горячими, как приправу к мясу, а потом – холодными. Холодный корж был уже почти как хлеб. Но твёрдым и неказистым на вид.  3­й ученик­историк:     Шли годы и столетия, открытия за открытиями. И человечество   сделало   новый   шаг   в   искусстве   приготовления   хлеба.   От выпекания   пресных   коржей   оно   перешло   к   приготовлению   кислого   теста. Считают,   что   это   произошло   в   Египте   4­5   тысяч   лет   назад.   Раскопки свидетельствуют, что египтяне умели не только молоть зерно, но и печь из него хлеб. Искусство выпекания хлеба из кислого теста из Египта перешло к древним евреям, а от ни к грекам и римлянам. Чтецы декламируют стихотворения  Ученик 1: Но не сразу стали зерна Хлебом тем , что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле! Вначале хлеб посеяли зерном, Потом ростки лелеял агроном. Затем взял колос в руки комбайнер, В ладонях его бережно потер. Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел, Он убирать его с комбайном в поле вышел. Ученик 2:  Потом муку смололи из зерна И к пекарю отправилась она. А тот уж постараться смог: Такие булки вкусные испек! Цени, люби и уважай того, Кто сеял хлеб, растил и пек его. 8. ИГРА Дети встают в круг. Один ученик изображает лень. Он лежит на лавке. Дети ходят по кругу и говорят слова: « Что ты хочешь, Лень?» Лень: « Пить, есть хочу!» Дети говорят: « Что тебе надобно, Лень?» Лень: « Блинов, сладких пирогов!» Дети поют. Кто спину не гнет,  Тому ложка не в рот. А где гнутая спина, Там рожь густа. Густа, колосиста Колосиста, ядрениста. С зерна – пирог, С колоска – весь мешок. (Скороговоркой ) Поскачи – попляши, Лень, тогда дадим пить, есть. ( Лень пляшет). А теперь не зевай, пирожок получай! Игру можно продолжать много раз. 9. Ученик­языковед (продолжает рассказ об истории xлеба): Слово «хлеб»  имеет  древнегреческое  происхождение.  Дело  в  том,  что греки выпекали хлеб в горшках, которые назвались «клебатос». Отсюда и берут начало немецкое   слово   «хлайфе»,   эстонское   «лейб»   так   похожее   на   наше   «хлеб». Сейчас   создана   настоящая   технология   выпекания.   Выросла   индустрия хлебопечения. Очень велико разнообразие хлебобулочной продукции, которая выпускается промышленно. Вы это и сами видите. 10. Чтец декламирует стихотворение Но уборка! – Не зевай! Дождик, да, внесёт прохладу, Но страде он навредит. Потому его не надо, Хлебороб всем говорит. От жары даже машины, Не выдерживают, стают. Хлебороба же пружины, На работу жмут и жмут. Перекур, морей прохлада… Да, конечно, верх возьмут, Когда хлеб будет в амбарах, Отдых потеснит и труд. В закромах, пшеницы горы… Можно чуть и отдохнуть… Славны русские просторы, Потому что славен труд! Прошу тебя: Не оброни, сынок, Когда лепешку ешь, Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны Гремело небо.  Тот хлеб спасал  Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже  Крошка хлеба... Но и сейчас Оплачена стократ Трудом нелегким Каждая лепешка.  Не   раз   прощал   тебе   я озорство, Я знаю: детство Без игры нелепо. Но не смогу простить Лишь одного ­ Хоть крошки Всуе брошенного хлеба.                              X. Сапаров 11.Учитель: История хлеба это и история голода. Часто случались неурожайные годы. И селянам не хватало хлеба. В 18 столетии было 34 года неурожая! В 19 – 40! В 20 веке за первые 12 лет было 7 лет голода! Людям приходилось есть лебеду, толченую   кору,   колоски,   которые   перезимовали   под   снегом.   Люди   болели   и умирали от голода. Говоря про историю хлеба нельзя не вспомнить годы Великой Отечественной войны! Вспомните из книг, фильмов, рассказов фронтовиков, как ценили в то время хлеб. Не можем не вспомнить Великий Ленинград, который в годы войны был окружён фашистами, взят в блокаду. Не сумев захватить город, враг выжидал, что   все   жители   просто   умрут   от   голода   и   холода.   Из   чего   же   состоял   тот блокадный хлеб, который выдавали по 125 граммов на человека? 10% ­ пищевая целлюлоза, 10% ­ отруби и макуха, 25% ­ бумажная стружка, остальное кора деревьев, хвоя и соль...   и только тогда, когда стало возможным переправлять муку через Ладогу, то её в хлебе уже  стало уже 50%, а остальное были всё те же добавки. А вот статистика  погибших в блокадном  Ленинграде:   19 февраля 1942 года на Пискаревское кладбище было привезено 5569 трупов; 20 февраля   –   1048   трупов.   Мёртвых   не   успевали   вывозить.   641803   ленинградца умерло во время блокады от голода. Вот такова была «норма хлеба» ­ цена жизни. И сегодня нам нужно понимать – хлеб это тяжёлый труд. И горько бывает, когда мы видим хлеб брошенным на полу, под партой или просто там, где он не должен быть.                     С хлебом   связано множество сказок, легенд, стихов, песен, которые воспевают вечную славу труду и земле­кормилице. Поэт Максим Рыльский писал о хлебе так, обращаясь к нам (на сцену выходит чтец): "Хлеб не швыряйте, он святой!"  В суровости притворной, Бывало, скажет дед седой Нам, детворе проворной. "Вы не играйте хлебом ­ грех, За это бог накажет", ­ Счастливый сдерживая смех, Бывало, мать нам скажет. И время шло… И подросли И возмужали дети, В сердцах забвеньем поросли Простые речи эти. И слово "грех", как пыльный хлам, В архив навеки сдали. Иным, неслыханным словам Учить детей мы стали. Но всё же стойким было в нас Тех ­ старых ­ слов вторженье. Испытываем и сейчас Мы к хлебу уваженье. Затем, что труд, и крепкий пот, И жита дух медовый Всему живому жизнь дает И слов источник новый. А тот, кто щедрою рукой Зерно бросает в недра, Тот сам на ниве вселюдской Взойдет пшеницей щедро. 12. Девочки в костюмах исполняют танец «Колосок» 13. Учитель: Очень много народных обычаев связано с хлебом: ­ если упал на пол кусок хлеба, то непременно надо его подняв поцеловать и положить на стол; ­ хлеб режут только в руках – левой держа хлебину, прижав её к груди, а правой нож; ­ нельзя хлеб класть на стол дном вверх; ­  если   кто­то   находил   на   дороге   краюху   хлеба   ,   то   нельзя   через   неё переступать, а нужно поднять и положить на видном месте – птицам; ­ крошки со стола никогда не сметали на пол, а отдавали птицам; ­ грехом считалось надкусить и не доесть кусок хлеба; ­ не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу; ­ нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу; ­ дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность; ­ самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами; ­ люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь; ­ принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. 14.  Ученик­языковед   предлагает   всем   присутствующим   вспомнить пословицы о хлебе: Хлеб всему голова.  Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи.  Ржаной хлебушко – пшеничному­ дедушка.  Хвала рукам, что пахнут хлебом.  Хлеба ни куска, и стол­ доска.  Плох обед ­ коли хлеба нет.  Не велик кусок пирога, а стоит много труда.  Гречневая каша­ матушка наша, а хлебец ржаной­ отец родной.  Береги хлеб­ он наше богатство. 15. Учитель:  А   всегда   ли   мы   относимся   к   хлебу   бережно?  Сколько несобранных колосков остаётся лежать в поле! И снова статистика... Подсчитано, что если на каждом квадратном метре поля будет оставаться один колосок, то хлебороб   на   каждом   гектаре   не   досчитается       одного   пуда   зерна .   А   если каждый из нас выбросит кусочками за год хотя бы 2 кг хлеба, то во всей стране это   будет   уже   несколько   миллионов   тон!   Подумайте   сколько   тысяч   людей трудилось зря, если вы так будете относится к хлебу?  16. Ученик декламирует заключительное стихотворение:               СОЛНЦЕ ЖЖЁТ ЛУЧАМИ ЗЕМЛЮ (Владимир Дорошенко) Дождик, да, внесёт прохладу, Солнце жжёт лучами Землю. Зной томит, и всё , и всех. Но страде он навредит. Потому его не надо, Быть какому настроенью? Хлебороб всем говорит. Но не гаснет всё же смех. Ветерка, дождя все просят, От жары даже машины, Не выдерживают, стают. Чтоб жару хоть чуть сломить, Хлебороба же пружины, Но пшеницу люди косят, Что бы хлебушек добыть. На работу жмут и жмут. Перекур, морей прохлада… Хлебороб же, как двужильный… Да, конечно, верх возьмут, От удушья льётся пот, Но к работе он стабильный, Когда хлеб будет в амбарах, Отдых потеснит и труд. Ему нужен намолот. В закромах, пшеницы горы… И кипит во всю работа: Напрягает урожай… Можно чуть и отдохнуть… Славны русские просторы, Потому что славен труд! Полежать бы, есть охота, Но уборка! – Не зевай! Учитель: Друзья! Вы держите в руках хлеб – это богатство. Живите так, чтобы  ваш хлеб всегда был справедливым и чистым. К хлебу относитесь так, чтоб и  для ваших детей и внуков он был всегда прекрасным символом, созданным  человеком, природой, наукой. Запомните и скажите всем: у хлеба душа твоей  родной земли, судьба многих людей, их неутомимый труд. Никогда не относись  к хлебу цинично и равнодушно. Звучит песня «Хлеб всему голова» (музыка: Н. Кудрина Слова: В. Гундарева)   Список использованной и рекомендованной литературы 1. Розкажiть онуку: журнал «Редакцiя освiтянських видань» №5­6'2006 березень, стор.40­43 2. Розкажiть онуку: журнал «Редакцiя освiтянських видань» №10'2008 березень, стор. 38­42  3. Позакласний час: газета № 17­18 ' 2006 стор.33­38 4. http://musplayrf.ru/listen/muzika­n­kudrin­slova­v­gundarev_hleb­vsemu­golova 5. http://www.hlebopechka.net/h41.php 6. http://poslovicy­pogovorki.ru/index/o_khlebe/0­93 7. http://www.kimhleb.ru/index.php

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА Сценарий массового мероприятия, посвященного бережному отношению к хлебу. Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии

ПОКЛОНИМСЯ ОБРАЗУ XЛЕБА  Сценарий массового мероприятия, посвященного  бережному отношению к хлебу.  Подготовила Клименко О.Ю. учитель биологии и химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018