"Полянка" (начальная школа)
Оценка 4.8

"Полянка" (начальная школа)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
1 кл—5 кл
06.04.2017
"Полянка" (начальная школа)
Данная работа ставит своей целью исследование уровня сплоченности классного коллектива. Задачи: 1) Изучение литературы по вопросам коллективных взаимоотношений героев в произведениях детских писателей. 2) Подбор методик исследования ученического коллектива. 3) Исследование межличностных отношений в коллективе с помощью проективной методики «Лесная полянка». Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей в коллективе. Методика позволяет сделать быстрый срез. Также методика максимально облегчает для пользователя её практическое применение.Методика сплачения коллектива
НОУ Полянка.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школы № 4» Исследовательская работа «Мой первый доклад» Исследование межличностных отношений  в ученическом коллективе  (Проективная методика «Полянка»)             Автор: Скорынина Софья,  ученица 4А класса                                                          Руководитель: Турчина Ирина Леонидовна,                                                                                       учитель начальных классов г. Сатка 2016 год Содержание     Введение 1. Литературный обзор 1.1. Понятие коллектива 1.2. Обзор межличностных отношений героев в детской литературе 1.3. Методики, применяемые для диагностики межличностных отношений 2. Исследовательская часть 2.1. Характеристика выборки 2.2. Описание методики «Лесная полянка» 2.3. Результаты социометрии 3. Анализ результатов исследования Заключение  Литература Приложение 2 Введение            Данная работа ставит своей целью исследование уровня сплоченности классного коллектива.  Задачи:  1) Изучение литературы по вопросам коллективных взаимоотношений героев в произведениях детских писателей. 2)   Подбор методик исследования ученического коллектива. 3)   Исследование   межличностных   отношений   в   коллективе   с   помощью проективной методики «Лесная полянка».             Методика   предназначена   для   диагностики   эмоциональных   связей   в коллективе.   Методика   позволяет   сделать   быстрый   срез.   Также   методика максимально облегчает для пользователя её практическое применение. Даже люди без специальных навыков могут относительно легко воспользоваться ею. Например,   учитель,   которому   нужно   познакомиться   с   новым   классом   или классом, в котором появились  новенькие. Она будет полезна для решения межличностных   конфликтов,   для   улучшения       обстановки   в   коллективе. Методика помогает выяснить место человека, его позицию и значимость в коллективе.  3 1. Литературный обзор 1.1 Понятие коллектива        Коллектив (лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими   целями   и   задачами   людей,   достигшая   в   процессе   совместной деятельности высокого уровня развития Коллектив ­ не всякая группа людей, а только та, которая объединена единой целью деятельности.  Коллектив ­ это трудовое или творческое объединение, в котором люди   Такое   общение находятся   в   непосредственном   деловом   общении. обеспечивается,   благодаря   единому   процессу   деятельности,   творчества, организации труда. В   коллективе   рассматриваются   и   такие   процессы   как   сплоченность   и совместимость.  Групповая сплоченность ­ это характеристика совместимости группы по ценностным ориентациям.  Групповая совместимость ­ это характеристика группы, проявляющаяся в способности   ее   членов   согласовывать   свои   действия   и   использовать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы может взаимодействовать и образовывать в будущем сплоченный коллектив. 4 1.2. Обзор межличностных отношений героев в детской литературе В произведениях детских писателей, в народных сказках мы встречаем много примеров межличностных отношений между героями. Например,   в   повести   А.   Носова   «Незнайка   и   его   друзья»   обитатели солнечного   городка   по­разному   относятся   друг   к   другу.   Знайку   все   жители городка любят и уважают, наверное, потому, что он знает много интересного. К доктору   Пилюлькину   все   жители   идут   лечиться,   потому   что   он   хороший   и внимательны доктор. Когда у кого­то в доме что­нибудь сломается, все бегут к Винтику и Шпунтику. А вот Незнайку никто всерьез не воспринимает, наверное, из­за   того,   что   он   ничего   не   знает,   ничего   не   умеет   делать,   зато   много фантазирует. И все коротышки живут дружно и весело. В русской народной сказке «Теремок» мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк   поселились в потерянной рукавице. И всем хватило места, все приносили посильную пользу, помогали друг другу. А в повести Геомара Куликова «Как я влиял на Севку» рассказывается о жизни классного коллектива, о взаимоотношениях между одноклассниками. И таких примеров можно привести очень много. 5 1.2. Методики, применяемые  для диагностики межличностных отношений      Для диагностики межличностных отношений применяются много методик. В данной работе использованы: социометрия и проективная методика «Лесная полянка».     Социометрия: тест предназначен для диагностики эмоциональных связей в коллективе.          К проективным методикам относятся рисуночные методики. Они могут характеризовать как отдельного человека, так и коллектив. Это проекция на лист бумаги личностных особенностей людей.          6 2. Исследовательская часть 2.1 Характеристики выборки      В исследовании участвовали ученики 4 А класса МБОУ «СОШ №4». В  классе  22  человека,   из   них   8  мальчиков,  14  девочек.   Возраст  9­10  лет. Коллектив сформирован два года назад. В коллективе два вновь прибывших ученика.         Коллектив класса недостаточно сплоченный, он подразделяется на  несколько групп, не конфликтующих между собой. Коллектив  характеризуется демонстративностью поведения, живостью, подвижностью,  легкостью восстановления контактов. Члены коллектива обладают активной  жизненной позицией. 60% учащихся занимаются во внешкольных кружках и  секциях. Среди учеников класса есть дети с высоким интеллектуальным  уровнем развития.       В классе есть неформальные лидеры, дети, пользующиеся уважением у  всех учеников в классе. В основном микроклимат в классе  удовлетворительный. 7 2.2 Описание методики «Полянка»      Цель:  тест   предназначен   для   определения   групповой   сплочённости   в   классном коллективе,   для   диагностики   эмоциональных   связей,   для   исследования социальной   приспособленности   ребёнка,   сферы   его   межличностных отношений.             Методика  позволяет   сделать  экспресс­диагностику  внутригрупповых отношений, выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребёнка и в последствии использовать полученные результаты для групповой коррекционной   работы,   тем   самым,   повышая   сплочённость   классного коллектива.       Обследованию может подвергнуться коллектив любого возраста, имеющий навыки   работы   с   компьютером   в   программе  PAINT.   Перед   началом исследования производится инструктаж тестируемой группы.        Инструкция: «Вам предлагается нарисовать совместный рисунок лесной полянки, каждый член коллектива может нарисовать только одну деталь, не меняя расположения на рисунке деталей, нарисованных другими членами».   8 2.3 Результаты социометрии               На   основе   социоматрицы   (Приложение   1)   возможно   построение социограммы   (Приложение   2),   которая   делает   возможным   наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I) Внутренний круг – это так называемая «зона звезд» в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II) Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III) Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего. IV) Четвертый круг – зона  изолированных – это те, которые не получили минимальное количество выборов. V) Вне круга – зона аутсайдеров – это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма   наглядно   представляет   наличие   группировок   в   коллективе   и взаимоотношениях между ними (симпатии, контакты).   Круг – девочки. Треугольник ­ мальчики. Стрелка – не взаимный выбор. Стрелка двойная – взаимный выбор. 3. Анализ результатов исследований 3.1 Анализ результатов исследования рисунка  «Лесная полянка»       Из данной методики (Приложение 3) наглядно видно, что в коллективе 4А класса присутствуют учащиеся, стремящиеся занять лидирующее положение в коллективе   (солнце,   высокие   деревья).   Можно   так   же   отметить,   что   у некоторых   членов   класса   не   установлена   атмосфера   доверительных отношений   с   группой   (летающие   листочки,   бабочки,   облачко).   Методика наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношений между   ними   (группа   деревьев,   заяц   под   кустом,   бабочки   на   листочках). Некоторые   личности   стремятся   к   достижению   более   высокого   статуса   в коллективе (высокие цветы, огромные заяц и жук). Другие избегают борьбы, что   свидетельствует   о   стремлении   уйти   от   взаимодействия,   сохранить нейтралитет  в групповых   спорах  и  конфликтах,  остаться  в тени  (облачко, бабочка   с   закрытыми   крыльями).     В   целом   лесная   полянка   напоминает активное   жизненное   сообщество,   в   котором   каждый   играет   свою   роль,   но психологическая   совместимость   здесь   не   выражена.   Так   как   здесь   ещё присутствуют и учащиеся, которые не имеют возможности реализовать свои способности,   и   потому   прибегают   к   сознательному   нарушению   правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания (разноцветный   прыгающий   заяц).   В   данном   случае   ученик   с   вызывающим самопредъявлением воспринимается сверстниками негативно, дети не хотят с ним дружить и устанавливать с ним отношения.      У некоторых есть проблемы в общении: с одной стороны, ярко выражено стремление   к   общению,   а   с   другой   стороны   страх   не   соответствовать ожиданиям   окружающих  (заниженная   самооценка,  ранимость,  обидчивость) (маленький   грибочек,   резко   ограниченная   зеленая   полянка).   Некоторые учащиеся категорически не приемлет критику со стороны (кист без листьев с поднятыми вверх ветками). Для многих учеников имеет большое значение, мнение других людей (длинные уши)           Для   коррекции   межличностных   отношений   в   классном   коллективе   и повышения уровня сплоченности в коллективе было проведено обсуждение рисунка. Ребятам показали рисунок полянки, объяснили, что это их классный коллектив и попросили высказать свое мнение об увиденном в ходе беседы. Руководитель   задает   вопросы:   «Что   вам   понравилось?   Что   вам   не понравилось?   Что   вас   удивило?   Что   вы   хотели   бы   добавить,   изменить?» Ребята высказывали свою точку зрения. Обсуждали отдельные детали (кто нарисовал тот или иной элемент).           В заключении беседы подвели итог: Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Какие мысли и чувства?   Какие выводы можно сделать для себя? Как бы вы изобразили новый рисунок лесной полянки, с учетом предложенных изменений. 3.2 Анализ результатов по рисунку «Лесная полянка ­2»       После проведенной беседы многие ребята пересмотрели свое положение в классе   и   постарались   учитывать   мнение   другие   детей.   Старались   создать гармоничный рисунок, учитывая потребности других детей. (Приложение 4)            В  целом на «Лесной полянке­2 изображена тёплая  атмосфера,  весьма дружелюбная.  В  коллективе  видны  эмоциональные  связи (островок леса на полянке),  выражено  стремление  детей  к  принятию  групповых  норм, стандартов  и  моральных  ценностей.  Присутствует  ярко  выраженная тенденция к общительности, что свидетельствует о стремлении образовывать эмоциональные  связи,  как  в  своей  группе,  так  и  за  её  пределами (паук на дереве, бабочки около цветов). Выражена тенденция к активному стремлению личности  участвовать  в  групповой  жизни,  так  же  стремление  некоторых членов  коллектива  к  приобретению  более  высокого  статуса,  стремление  к лидерству,  Основная  масса рассматриваемого коллектива — это потенциальные лидеры, но есть и такие, другими   (два   солнца).  управлению  у  которых  просматриваются  признаки  нерешительности, (листочек спрятался за деревьями).   уклончивости Заключение          В  процессе  исследования  и  сбора  информации  для  научной  работы  я некоторое  время  сомневалась  в  её  необходимости,   многое   мне   было   не понятно,  но  чем  больше  углублялась  в  суть  работы,  тем  больше  увлекал процесс.  В  творческий  эксперимент  были  вовлечены  все ученики класса,  и каждый из них проявлял интерес к предполагаемой деятельности.         Результаты исследования показали какое место в классе занимает каждый ученик в классном коллективе, позволили убедиться в полезности проведения коррекционной   работы,   направленной   на   сплочение   классного   коллектива. Дети   стали   более   внимательны   друг   к   другу,   особенно   к   тем,   которые оказались   в   зоне   «изолированных».  Рассматриваемая  методика   «Лесная полянка»    помогла      выявить  уровень  групповой   сплоченности   в   классе. Хороший показатель групповой сплоченности равен 0,4, а в нашем классе он равен 0,2. Это говорит о том, что коллектив наш недостаточно дружный. В классе есть дети, которые чувствуют себя не очень уютно и неуверенно. Но мы учимся в 3 классе и у нас впереди целая школьная жизнь. За это время мы можем превратиться в дружный коллектив. Все зависит только от нас.        Мы продолжим работу по сплочению учеников в классе в этом учебном году и в следующем. Литература 1. Альманах психологических тестов – М.: «КСП», 1996, 400с 2. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – 208 с 3. Дубровина, М.И. Возрастные особенности психического развития  детей./ Под ред. И.В. Лисиной. – М., 1982. 4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы/  Серия «Справочники» ­ Ростов н/Д:. Феникс. 2003.  – 512 с. 5. Коломинский  Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. 6. Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:  учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с 7. Фридман Л.М., Пушнина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности  учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988 Приложение 1                                                                                                                                                                                                                       СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА 4 А класса Уровень сплочённости = 0,19                                                                                                                                                                                                                                                         Винокуров Гайнуллина Гайнутдинова Гареева Гусев № Фамилия И. О.  1  Бурилов 2 3 4 5 6 7 Доронина 8 Камалова 9 Кафеева 10 Копьева 11 Кузнецов 12 Купряшин 13 Курочкина 14 Лебедева 15 Мануйлов 16 Несмеянова 17 Нигаматов 18 Сарычева 19 Скорынина 20 Сычева 21 Фокин 22 Шевалдина  1  2 3  4  5 6 2 2 7   1 1 3 1 1 3 1 1 2 1 1 3 2 1 3 1 2 1 1 1 1 3 3 Кол­во выборов Кол­во взаимных выборов 3,5 2 15 5 11 5 3 3 3 2,5 0,5 0  8  9 10 11  12 13  14  15  16 17  18 19 20 21 22 Итого 3 1 3 3 1 2 1 1 2 3 1 3 2 2 1 1 1 1 1 3 2   2 1 1 3 2 1 1 1 3 3 3 1 3 3 1 1 3 1 2 2 2 1 1 3 2 1 1 1 3 3 3 2 1 3 2 1 1 1 1 3 2 3 8 4 7 2 6 12 5 21 0 2 2,5 1,5 2,5 0 4 0 2 21 6 12 14 169 0 0,5 1 2,5 2 1,5 2,5 38 1 2 2 1 6 2 2 1 3 0 Приложение 2        Результаты социометрии по 4А  классу 5 4 22 14 19 9 10 18 8 16 13 3 7 20 15 5 6 21 1 12 17 11 2                   I Зона звёзд II Зона  III Зона  IV Зона  предпочитаемых 22,7% пренебрегаемых 59% изолированных 9% 9%     V Зона  аутсайдеры 0%

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)

"Полянка" (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017