Понятие и виды коррупции.
Оценка 4.6

Понятие и виды коррупции.

Оценка 4.6
Семинары
docx
библиотека
Взрослым
17.02.2017
Понятие и виды коррупции.
Цель работы – рассмотрение и раскрытие понятия и видов коррупции. В соответствии с поставленной целью контрольной работы рассматривается следующие задачи: 1. Выявить формы проявления коррупции в системе государственной службы. 2. Рассмотреть злоупотребление должностными полномочиями и конфликты интересов. В структуру контрольной работы входит введение, первая и вторая глава, заключение.Понятие и виды коррупции.
Понятие и виды коррупции.docx
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Понятие и виды коррупции……………………………………….…..4 1.1. Общее понятие коррупции………………..…………………………...…4                 1.2. Виды коррупции………………………..…………..……………………….9 Глава 2. Формы проявления коррупции в системе государственной службы. Злоупотребление   должностными   полномочиями   и   конфликты интересов…………………………………………………………………..……11 2.1. Формы   проявления   коррупции   в   системе   государственной службы……………………………………………………………………………...….11 2.2. Злоупотребление должностными полномочиями……………………….13 2.3. Конфликты интересов……………………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………………..15 Список литературы……………………………………………………….……16 2 Введение         Масштабы   распространения   коррупции   в   мире   и   усиление   внимания международного   сообщества   к   этому   негативному   явлению   превратили коррупцию в глобальную проблему современности.         Благодаря   активной   позиции   ряда   международных   организаций   и гражданской   пропаганде   коррупция   стала   восприниматься   не   только   как проблема   коррумпированных   стран,   но   и   как   проблема   тех   государств   и иностранных компаний, которые их коррумпируют.    В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как   правительствами   отдельных   стран,  так   и   различными   международными, общественными и неправительственными организациями.       Многие   страны   ввели   в   практику   государственной   политики   широкий арсенал   мер   по   противодействию   коррупции,   которые   заслуживают   самого пристального внимания и изучения.       Чтобы   найти   ответы   на   вопрос,   как   эффективно   противодействовать коррупции, нужно обратиться к истории, понять причины возникновения этого негативного   явления,   выявить   формы   его   проявления,   проанализировать современное состояние проблемы. Цель  работы – рассмотрение и раскрытие понятия и видов коррупции. В   соответствии   с   поставленной   целью   контрольной   работы рассматривается следующие задачи: 1. Выявить   формы   проявления   коррупции   в   системе   государственной службы.  3 2. Рассмотреть   злоупотребление   должностными   полномочиями   и конфликты интересов.   В   структуру   контрольной   работы   входит   введение,   первая   и   вторая глава, заключение. Глава 1. Понятие и виды коррупции 1.2. Общее понятие коррупции   Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в   глубокой   древности   и   продолжает   существовать   в   настоящее   время практически во всех странах мира.    Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных   и   политических   деятелей,   государственных   чиновников   и должностных лиц [4].     Коррумпировать  [лат. corrumpere]  ­   подкупать   кого­либо   деньгами   или иными материальными благами [4].    Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом   как   повреждать,   ломать,   разрушать,   подкупать   и   означало противоправные   действия   в   судебной   практике.   Это   понятие   произошло   от сочетания латинских слов "correi" ­ несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" ­ ломать,  повреждать,  отменять.  В  результате образовался  самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.    Римские юристы делили право на частное и публичное. Публичное право выражало интересы государства, а частное ­ интересы частного лица. Частное и 4 публичное   разделяются   по  способам   регулирования  правовых   отношений.  В одних   областях   государственная   власть   предписывает   гражданам,   во   имя общего   государственного   порядка,   обязательное   для   них   поведение   для определенного   момента   и   при   определенных   условиях.  Сюда   относятся   все отрасли публичного права: государственное, уголовное, финансовое и т.д. В области   же   частного   права   или   гражданского   государственная   власть воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь   она   предоставляет   возможность   регулирования   множеству самостоятельных   единиц,   которые   выступают   как   субъекты   права.   Такими субъектами   являются   отдельные   индивиды   (физические   лица)   и   различные искусственные образования (объединения или учреждения) или так называемые юридические   лица.   Все   эти   субъекты   права   предполагаются   носителями собственной воли и инициативы  и именно им предоставляется   возможность регулирования взаимных отношений друг с другом. Государство не определяет эти отношения принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими.       В   научной,   учебной   и   общественно­публицистической   литературе существуют   различные   определения   коррупции.   Толковый   словарь   русского языка   характеризует   коррупцию   как   подкуп   взятками,   продажность должностных лиц, политических деятелей [5].       В   учебнике   для   вузов  "Уголовное   право   России"  указывается,  что  "В широком   смысле   слова   коррупция   ­   это   социальное   явление,   поразившее публичный   аппарат   управления,   выражающееся   в   разложении   власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" [6]. 5 В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях".      Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения   лица   с   позиции   долга),   непотизм   (замещение   по   протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.      Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое   поведение   лиц,   которым   поручено   выполнение   определенных обязанностей   в   государственном   или   частном   секторе   и   которое   ведет   к нарушению   обязанностей,  возложенных   на   них   по   статусу   государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений   и   имеет   целью   получение   любых   незаконных   выгод   для   себя   и других.    В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным   общественным   фондом   "Индем",   указывается,   что   "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо   принимает   противоправное   решение   (иногда   решение   морально неприемлемое   для   общественного   мнения),   из   которого   извлекает   выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон   или   неписаные   общественные   нормы,   обе   стороны   действуют   по обоюдному   согласию;   обе   стороны   получают   незаконные   выгоды   и преимущества, обе стараются скрыть свои действия" [3]. 6 Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности   этого   явления   и   требует   более   глубокого   и   всестороннего   его изучения. В этой объемной работе целесообразно было бы сосредоточиться на следующих   двух   аспектах.   Во­первых,   углублении   теоретического   уровня познания коррупции, а именно, формировании ее категориального аппарата, исследования причин возникновения и факторов, способствующих ее развитию, влиянию на экономическую, социальную и политическую жизнь общества и др. Во­вторых,   четкого   правового   определения   коррупции   и   формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением.       Теоретически   возникновение   и   существование   коррупции   становится возможным   с   момента   обособления   функций   управления   в   общественной   и хозяйственной   деятельности.   Именно   в   этом   случае   у   должностного   лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения   не   в   интересах   общества,   государства,   фирмы,   а   исходя   из   своих личных   корыстных   побуждений.   Исторически   это   относится   ко   времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III­II тысячелетиях до н.э.      Исходя из этого, коррупция, на наш взгляд, в самом общем виде как социально­экономическая   категория   выражает   отношения,   складывающиеся между   должностными   лицами   и   отдельными   членами   общества   по   поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).       Субъектами   коррупционных   отношений   выступают   с   одной   стороны должностные   лица,   с   другой   стороны   ­   представители   легального   и нелегального частного сектора.      Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. 7 Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в начале   90­х   гг.   К   этому   времени   были   подготовлены   и   представлены   в Верховный   Совет   СССР   несколько   проектов,   направленных   на   борьбу   с коррупцией. До принятия закона о борьбе с коррупцией Президентом РФ был издан Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" № 361 от 4 апреля 1992 г. В этом Указе отмечались последствия, порождаемые этим негативным   явлением,   и   определялся   ряд   мер,   направленных   на   борьбу   с коррупцией.   Указ   был   шагом   в   правильном   направлении,   однако   мало   что решал и слабо исполнялся. Понятие коррупции в этом Указе не давалось.    20 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией".   Однако   этот   Закон   не   был   подписан   Президентом   РФ   и   не вступил в действие. После роспуска Верховного Совета РФ Нижняя палата нового   парламента   ­   Государственная   дума   ­   продолжила   работу   над совершенствованием   проекта   Закона.   Федеральный   закон   "О   борьбе   с коррупцией" в новой редакции дважды принимался Государственной думой РФ и в декабре 1995 г. был одобрен Верхней палатой ­ Советом Федераций РФ. Однако в конце декабря этого же года он был отклонен Президентом РФ.     В   ноябре   1997   г.   Государственная   дума   приняла   в   третьем   чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". Однако из­за ряда юридических и технических недоработок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.   Хронология   работы   над   подготовкой   Закона   "О   борьбе   с   коррупцией" позволяет   видеть,   что   в   России   в   современных   условиях   сложилась парадоксальная   ситуация.   коррумпированность   С   одной   стороны, государственного аппарата и ряда негосударственных структур стала широко известным   фактом,   приобрела   массовый   характер   и   наносит   обществу огромный ущерб.  8 В настоящее время продолжается работа по подготовке Закона РФ "О борьбе с коррупцией". В статье 2 проекта Федерального закона "О борьбе с коррупцией"   коррупция   определяется   как   "непредусмотренное   законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем   использования   своего   статуса   и   связанных   с   ним   возможностей (продажность),   а   также   подкуп   указанных   лиц   путем   противоправного предоставления   им   физическими   и   юридическими   лицами   этих   благ   и преимуществ" [7]. 1.2.Виды коррупции   В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:   Коррупция в сфере государственного управления.   Парламентская коррупция.   Коррупция на предприятиях.   Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что (чиновника) существует   возможность   государственного   служащего   распоряжаться   государственными   ресурсами   и   принимать   решения   не   в интересах   государства   и   общества,   а   исходя   из   своих   личных   корыстных побуждений.    В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую [3].     Первая   охватывает   политиков,   высшее   и   среднее   чиновничество   и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, 9 госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).  Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя   ­   это   также   коррупция,   которую   обычно   называют "вертикальной".   Она,   как   правило,   выступает   в   качестве   моста   между верхушечной   и   низовой   коррупцией.   Это   особо   опасно,   поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.   Большинство   специалистов,   изучающих   коррупцию,   относит   к   ней   и покупку голосов избирателей во время выборов.   Избиратель   обладает   по   Конституции   ресурсом,   который   называется "властные   полномочия".   Эти   полномочия   он   делегирует   избираемым   лицам посредством специфического вида решения ­ голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому,  кто,  по   его  мнению,  может   представлять   его   интересы,  что  является общественно   признанной   нормой.   В   случае   покупки   голосов   избиратель   и кандидат   вступают   в   сделку,   в   результате   которой   избиратель,   нарушая упомянутую   норму,   получает   деньги   или   иные   блага,   кандидат,   нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.     Наконец,   упомянем   о   коррупции   в   негосударственных   организациях, наличие   которой   признается   специалистами.   Сотрудник   организации (коммерческой   или   общественной)   также   может   распоряжаться   не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу 10 второй   стороны,   получающей   от   этого   свои   выгоды.   Очевидный   пример   из российской жизни ­ кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых ­ изъять деньги и исчезнуть. Так, УФСНП по Санкт­ Петербургу в ходе работы по уголовным делам по ст. 1622 ч. 2 УК РСФСР установлено, что фирма "Вараш", получившая в качестве предоплаты за товары 200 млн. рублей от различных коммерческих структур, и ТОО "Экстросервис", получившее   кредит   в   Балтийском   банке   в   размере   300   млн.   рублей, отконвертировали   указанные   средства,   переправили   их   за   границу   по подложному   договору   и   прекратили   свою   деятельность.   Директор   фирмы "Вараш" был убит. Глава 2. Формы проявления коррупции в системе государственной службы. Злоупотребление должностными полномочиями и конфликты интересов 2.1.Формы проявления коррупции в системе государственной службы    Коррупция ­ это многогранное явление, которое названо уравнением со многими неизвестными.          Содержание любого явления выражается в формах его существования. Форма определяет как внешние, видимые границы объекта, так и способ его существования. Взаимосвязь достаточно проста: не имея четких границ, любой объект,   независимо   от   того,   материален   он   или   является   плодом общественного сознания, существовать не может. Поэтому форма есть у всего, есть она у коррупции. 11 Благодаря знанию форм коррупции в системе государственной службы можно определить, не произошло ли в механизме государственной службы в процессе   его   деятельности   перехода   грани   законности.   Поэтому   наряду   с общим исследованием природы коррупции требуется отдельное рассмотрение форм ее проявления в системе государственной службы.         Любая   форма   коррупции   предполагает   наличие   человека,   имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией. Государственная   коррупция   существует   постольку,   поскольку   у   чиновника имеется   возможность   распоряжаться   не   принадлежащими   ему   ресурсами   за счет   принятия  (или   непринятия)   тех   или   иных   решений.  К  таким   ресурсам относятся:   бюджетные   средства,   государственная   или   муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной   деятельности,   ибо   только   они   обладают   властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.          Понятие коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 23.12.2008 №273­ФЗ   «О   противодействии   коррупции»,   само   понятие   коррупции, обозначенное в законе, уже содержит указания на формы коррупции, но только уголовно­наказуемые.         Подробнее остановлюсь на некоторых из них, которые относятся к сфере государственной службы. В их числе: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 12 УК   РФ),   конфликт   интересов   (ст.   10   №273­ФЗ).   2.2.Злоупотребление должностными полномочиями     Злоупотребление   должностными   полномочиями   ­   это   использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.         Злоупотребление   должностным   положением   может   выражаться   в   незаконных   распоряжениях   подчиненным,   непредставлением   определенных 13 данных, совершении незаконных сделок и пр. Под существенным вредом можно понять как имущественный ущерб (например, подрыв престижа учреждения). 2.3.Конфликт интересов     Конфликт интересов ­ ситуация, при которой личная заинтересованность человека   может   повлиять   на   процесс   принятие   решения   и,   таким   образом, принести   ущерб   интересам   общества   либо   компании,   являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного   бизнеса,   так   и   для   государственных   служащих.   Национальное законодательство   и   нормативные   документы   корпораций   требуют урегулировать конфликт интересов. Наибольшее значение для общества имеет проблема   возникновения   конфликта   интересов   у   чиновников.   Федеральный 14 закон   №273   «О   противодействии   коррупции»   (от   25.12.2008)   определяет конфликт   интересов   как   ситуацию,  при   которой   личная   заинтересованность (прямая   или   косвенная)   государственного   или   муниципального   служащего влияет   или   может   повлиять   на   надлежащее   исполнение   им   должностных (служебных)   обязанностей   и   при   которой   возникает   или   может   возникнуть противоречие   между   личной   заинтересованностью   государственного   или муниципального   служащего   и   правами   и   законными   интересами   граждан, организаций,   общества   или   государства,   способное   привести   к   причинению вреда   правам   и   законным   интересам   граждан,   организаций,   общества   или государства.   Под   личной   заинтересованностью   понимается   возможность получения   государственным   гражданским   служащим   при   исполнении должностных   обязанностей   доходов   в   денежной   либо   натуральной   форме, доходов   в   виде   материальной   выгоды   непосредственно   для   себя   или   лиц близкого   родства   или   свойства,   а   также   для   граждан   или   организаций,   с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Заключение        Коррупция  ­  явление  отнюдь   не  новое  в жизни  общества, оно  имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам; представляет собой негативное социальное явление, принимающее в современных условиях масштабы,   угрожающие   национальной   безопасности   государств,   связанное   с существованием   в   государственных,   негосударственных   и   коммерческих структурах   слоя   лиц,   наделенных   определенными   полномочиями,   которые 15 получают   от   заинтересованных   лиц   или   организаций   непредусмотренные законодательством   материальные   блага   и   преимущества   за   деяния,   которые могут   быть   выполнены   с   использованием   их   официального   статуса   и соответствующих   возможностей,   а   также   подкуп   таких   лиц   путем предоставления  им  физическими  и  юридическими   лицами указанных благ  и преимуществ.   Мы   выделили   виды   коррупции:   коррупция   в   сфере государственного   управления,   парламентская   коррупция,   коррупция   на предприятиях.                 Злоупотребление   должностным   положением   может   выражаться   в незаконных   распоряжениях   подчиненным,   непредставлением   определенных данных, совершении незаконных сделок и пр. Под существенным вредом можно понять как имущественный ущерб (например, подрыв престижа учреждения). Наибольшее   значение   для   общества   имеет   проблема   возникновения конфликта интересов.         Объединившие   усилия   смогут   запустить   для   эффективного функционирования все механизмы противодействия коррупции, организовать работу   по   профилактике   коррупционных   проявлений   и   минимизации   их последствий для всего государства. Список литературы 1. Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 2. Организованная преступность ­ 3 / Под ред. А.И.Долговой, С.В.Дьякова. М.: Криминологическая ассоциация, 2005. 16 3. Куклин И.Н., Смирнов М.П. Проявления организованной преступности в сфере   налогообложения   и   меры   по   борьбе   с   ней   //   Организованная преступность ­ 3. М.: Криминологическая ассоциация, 2007. 4. Уголовное право России: Учебник для вузов. Т. 2. Особенная часть. М.: Изд­во "Норма­Инфра", 1998. 5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И.Скуратова. М.: Изд­во "Инфра М­Норма", 1996. 6. Постановление пленума Верховного суда СССР от 30.03.90 г. № 3 "О судебной практике по делам о взяточничестве" // БВС СССР. 1990. № 3. 7. Номоканов В.А. О правовой базе борьбы с организованной преступностью // Организованная преступность ­ 3. М.: Криминологическая ассоциация, 1996. 17

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.

Понятие и виды коррупции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017