Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
Оценка 4.8

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
экология
Взрослым
07.01.2017
Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
Презентация для студентов педагогических ВУЗов . Предмет: Методика и теория обучения экологии. в данной презентации представлен основной материал по способам формирования экологических понятий на уроках биологии и экологии в школе. Представлены этапы формирования экологических понятий. также дан материал о понятии контроля знаний и умений формируемых на уроках экологии. раскрыты критерии контроля и этапы контроля знаний и умений.презентация для студентов педагогических ВУЗов. может использована для изучения предмета Методика и теория обучения экологии
Понятие как основная единица содержания экологического образования.pptx

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ПОНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ  ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
понятие — это мысль, отражающая в обобщенной  форме предметы и явления действительности и  существенные связи между ними посредством  фиксации общих и специфических признаков, в  качестве которых выступают свойства предметов и  явлений и отношения между ними.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
Содержание понятия — это совокупность  отраженных в нем предметов.  Объем понятия — это множество элементов, каждому  из которых принадлежат признаки, относящиеся к  содержанию понятия.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
В 1956 г. научной группой методистов­биологов,  возглавляемой Н.М.Верзилиным, была разработана  теория развития биологических понятий. «Развитие  биологических понятий в 5 — 9 классах».

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
КРИТЕРИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПОНЯТИЙ:  по степени сложности: экологические понятия  подразделяются на простые и сложные.  по степени обобщенности: различают понятия  общеэкологические и локальные  по содержанию понятий: различают понятия о среде  и экологических факторах, об экологии организма  (аутэкологические), популяционно­экологические,  биогеоценологические, социально­экологические  понятия и понятия глобальной экологии.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ  Индуктивный способ формирования понятий  предполагает определенную  последовательность в действиях учителя и  учащихся. Вначале характеризуется предмет  или явление, выявляются его существенные  признаки, а затем дается определение  понятия.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 При дедуктивном способе формирование понятия  начинают с его определения (дефиниции), а затем  переходят к раскрытию его содержания и  обогащению его объема.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПОНЯТИЙ.   введение понятия — чувственно­конкретное  восприятие предмета (или явления) во время  наблюдений за объектом, за результатами  опытов, в ходе работы учащихся с  раздаточным материалом, демонстрации  кинофильмов и видеофильмов

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 выявление общих и существенных признаков  (свойств) класса изучаемых предметов или явлений  — этап, характеризующийся деятельностью  учащихся по вычленению главного и  второстепенного, обобщению и систематизации  признаков   классификация понятий — уточнение и обобщение  знаний о связях и отношениях группы уже  сформированных понятий.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
УСЛОВИЯ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ  УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЙ    знание учителем содержания формируемого  понятия, соответствующее уровню развития  современной науки, и понимание его  образовательной значимости;   введение учителем траектории развития  понятия (этапов и узлов обогащения его  содержания и объема), что обеспечивает его  целенаправленное осознание;   правильный выбор способа формирования  понятия (дедуктивный или индуктивный);

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
  обоснованный выбор методов обучения и  методических приемов, содействующих быстрому по  времени выделению существенных признаков  понятия и его связей с другими понятиями;   мотивированное введение новых понятий, когда  перед учащимися подчеркивается значимость  формируемых понятий.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ПОНЯТИЕ О КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ  И УМЕНИЙ

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРОЛЯ   • контроль — один из компонентов образовательного  процесса, позволяющий определить его эффективность;  • контроль направлен на установление обратных  связей в образовательном процессе;  • контроль — процесс, в ходе которого выявляется  степень достижения запланированных результатов  образовательного процесса;  • контроль — один из этапов управления качеством  образовательного процесса;  • как обязательный компонент образовательного  процесса контроль подчиняется его основным  закономерностям.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 абстрагирование — мысленное выделение  существенных свойств, признаков предмета, не  принимая во внимание несущественные признаки и  отношения  определение понятия — осознание содержания и  объема понятия, которому нужно дать определение,  затем определение ключевого слова — объекта,  предмета (или явления), выделение общих  (родовых) признаков и наконец отличительных  существенных (видовых) признаков и  несущественных признаков понятия;

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 установление связей данного понятия с другими  понятиями —решение учащимися учебных задач,  составление схем понятий, заполнение  сравнительных и обобщающих таблиц;  применение понятий при решении задач —  формирование умений по оперированию  понятиями, применению знаний для решения  новых задач, а также обеспечение прочности  усвоения понятий;

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ  1. Целеполагание. Данный этап предполагает  постановку цели и задач контроля,  соответствующих образовательным целям и  требованиям, предъявляемым  государственным образовательным  стандартом, а также целям конкретной  учебной программы и задачам определенного  этапа обучения экологии.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Планирование контроля. На этом этапе выбираются  содержание контроля (т. е. определение тех знаний  и умений, усвоение которых должно быть  проконтролировано на данном этапе обучения),  организационные формы и методы контроля,  отбираются адекватные контрольные задания,  направленные на проверку усвоения именно тех  знаний и умений, которые составляют содержание  контроля.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
  Организация контроля. На этапе организации  контроля осуществляется непосредственная  деятельность учителя и учащихся, направленная  на проверку знаний и умений в процессе  выполнения контролирующих заданий.  Оценивание. На данном этапе результаты проверки  соотносятся с планируемыми, зафиксированными  до начала выполнения контролирующих заданий и  известных заранее не только учителю, но и  учащимся.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Анализ и учет результатов контроля. Этот этап  реализуется в целях внесения своевременных  поправок в ход учебно­воспитательного процесса  для получения наилучших его результатов.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И  УМЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ  Обучающая функция контроля состоит в том,  что все обучаемые привлекаются к  обсуждению результатов выполнения  контролирующих заданий, их дополнению и  анализу.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
• Развивающая функция связана с тем, что процесс  контроля за результатами обучения способствует  всестороннему развитию личности учащихся,  способствует развитию у обучаемых устойчивого  внимания, памяти, приемов самоконтроля и  самооценки

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Воспитательная функция контроля  выражается в том, что контроль знаний и  умений оказывает стимулирующее  воздействие на учащихся, развивает у них  чувство ответственности,  дисциплинированности, содействует  формированию мотивов учения.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Диагностическая функция контроля — одна из  главных. Эта функция заключается не только в  выявлении уровня усвоения знаний и умений, но и  в отслеживании динамики развития качеств  личности ученика.  Оценочная функция контроля проявляется в  сопоставлении результатов контроля по каждому  оцениваемому показателю качества с эталоном.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Регулятивная (стимулирующая) функция контроля  заключается в стимулировании средствами  контроля деятельности учителя и учащихся по  устранению выявленных недостатков, улучшению  содержания и методов обучения.   Организующая функция контроля проявляется в  оптимизации процесса организации учебной,  учебно­исследовательской, методической и  воспитательной работы в школе.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Интегративная функция контроля — следствие  выполнения требований принципов полноты и  всеобъемлющего характера контроля и выражается  во взаимодействии всех видов, форм, методов и  средств контроля и их подчиненности общей цели  — повышению качества учебно­воспитательного  процесса при обучении экологии.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
В.Сухомлинский ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Важное условие творческого мышления учащихся –  наличие у них общей культуры мышления, поэтому  учебная деятельность на уроке направлена прежде  всего на развитие интеллектуальных умений  учащихся: умений анализировать, синтезировать,  находить причинно­следственные связи, обобщать,  делать выводы, классифицировать, сравнивать…

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
ТВОРЧЕСТВО ­ ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА  АКТИВНОСТИ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА  ∙        Творческие работы; ∙        Проектно­исследовательская  деятельность; ∙        Ролевые и интеллектуальные игры; ∙        Решение творческих биологических  задач; ∙        Дидактические игры;

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
Активность ­ качество не врожденное и не  постоянное, а динамически развивающееся и  прогрессирующе. Формирование познавательных интересов и  активизация личности – процессы  взаимообусловленные. Познавательный интерес  порождает активность, но в свою очередь,  повышение активности укрепляет и углубляет  познавательный интерес

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
Использование нетрадиционных методов обучения  ведёт к активизации познавательной деятельности  на уроках, обогащает, систематизирует и  закрепляет знания, способствует к их осознанному  применению.  При применении нетрадиционных методов и  приёмов обучения у детей развивается образное,  систематическое и логическое мышление.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
В процессе обучения важно предусмотреть такие  пути, которые были бы обращены к различному  уровню развития познавательного интереса  учащихся и находили опору в различных сторонах  обучения: в содержании, в организации процесса  деятельности (самостоятельная работа), в приемах  побуждения и активизации учащихся.

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
В области обучения ­ придавать большое значение  глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору  содержания учебного материала, который  составляет основу формирования научного  кругозора учащихся, столь необходимого для  появления и укрепления их познавательных  интересов

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
НЕОБХОДИМО:  Знакомить учащихся с новыми фактами и  сведениями, которые могут показать  учащимся современный уровень науки и  перспективы ее движения;  Раскрывать перед ними интересующие  вопросы: зарождение идеи, научные поиски,  результаты открытий, трудности;  При помощи проблемного обучения ставить  учащихся перед противоречиями и учить  диалектическому подходу в осмыслении  научных фактов и идей

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Показать необходимость научных выводов для  объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных  личным опытом:  Раскрывать перед учащимися практическую силу  научных знаний, возможность применения  приобретенных в школе знаний в жизни человека,  на производстве, в сельском хозяйстве, при решении  бытовых и практических вопросов.  В организации процесса учения ­  всемерно  разнообразить самостоятельную работу

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Вводить задачи на догадку, развитие  сообразительности, побуждая к различному подходу  в их решении;  Ставить задачи, требующие исследовательского  подхода;  Практиковать задачи на применение знаний в  жизни и быту;  Развивать и поддерживать в самостоятельной  работе творческое начало, требующее активности  наблюдения, воображения, самостоятельности  мысли;

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Дифференцировать познавательные задачи для  различных групп учащихся.  Составлять несколько вариантов заданий  различной степени сложности, предлагать их  свободный выбор.  Отыскание важнейших путей побуждения  учащихся к учению является необходимым  условием развития их познавательных интересов

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
 Оживлять уроки элементами занимательности,  имея в виду решение поставленной на уроке  задачи;   Использовать всестороннее воздействие средств  искусства;   Побуждать учащихся задавать вопросы учителю,  товарищам;   Развивать на уроках коллективный анализ  процесса и результатов работы отдельных  учащихся;

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
  Практиковать индивидуальные задания,  требующие знаний, выходящих за пределы  программы;  Использовать широкий кругозор отдельных  учащихся в интересующей их области, как  дополнительный источник знаний для других;   Рекомендовать дополнительную литературу

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)

Понятие как основная единица содержания экологического образования (ВУЗ)
На уроках экологии важно создать атмосферу  интереса к знаниям, стремление искать,  исследовать, творить, развивать смекалку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017