Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Оценка 4.7

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Детсад
12.01.2017
Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.
Готовность педагога к проектной деятельности особым образом актуализируется в системе дошкольного образования детей, характеризующейся вариативностью, интенсивностью инновационных процессов. Проектная деятельность выступает в качестве необходимого условия личностных достижений, как воспитанников, так и педагогов. Однако у педагогов дошкольного образования имеются трудности, связанные с разработкой и реализацией индивидуальных и коллективных образовательных проектов, обусловливающих качество и эффективность образования, инновационный характер деятельности. В связи с чем формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса является педагогической проблемой и определяет необходимость ее анализа. Целью создания и реализации модели готовности педагога к проектированию образовательного процесса стала совокупность педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
модель Васильева.docx
Построение   модели   формирование   готовности   педагога   к проектированию   образовательного   процесса   в     дошкольной образовательной организации.                                                                                        Васильева Татьяна Николаевна                                                                                  заместитель заведующего по ВМР                                                         МДОУДС № 14                                                                                   Копейского городского округа                                                                       Челябинской области Готовность   педагога   к   проектной   деятельности   особым   образом актуализируется в системе дошкольного образования детей, характеризующейся   Проектная вариативностью, деятельность   выступает   в   качестве   необходимого   условия   личностных   интенсивностью   инновационных   процессов. достижений, как воспитанников, так и педагогов.  Однако у педагогов дошкольного образования имеются трудности, связанные с разработкой и реализацией индивидуальных и коллективных образовательных   обусловливающих   качество   и   эффективность   образования, проектов, инновационный характер деятельности. В связи с чем формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса является педагогической проблемой и определяет необходимость ее анализа. Целью создания и реализации модели готовности педагога к проектированию образовательного   процесса  стала   совокупность   педагогических   условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Исходя из цели исследования, наша работа была направлена на решение следующих задач:   1. Выявить состояние готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.  2 2. Практически реализовать разработанную   модель формирования готовности педагога   к   проектированию   образовательного   процесса   в   практики   работы дошкольной образовательной организации.  3.   Апробировать   совокупность   педагогических   условий   формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Решение   данных   задач   предполагает   проведение   определенного   исследования динамики   уровневых   показателей   готовности   педагогов   проектированию образовательного   процесса   в   дошкольной   образовательной   организации   в практической   реализации разработанной   модели, обеспечиваемой совокупность педагогических условий. Для   достижения   поставленной   цели   и   решения   сформулированных   задач педагогического исследования  использовался комплекс методов:   педагогический эксперимент;   диагностические (анкетирование, тестирование);   прогностические (экспертные оценки, самооценка);  моделирование (метод модельных конструкций);  эмпирические   (анализ   продуктов   деятельности,   изучение   и   обобщение работы педагогов, анализ  программной документации);   метод математической статистики.   Работа проводилась в три этапа.  Первый   этап (2014­2015   гг.)   ­   был   связан   с   изучением   философских   и психолого­педагогических   трудов   отечественных   и   зарубежных   авторов, раскрывающих   основные   теоретические   аспекты   проблемы   исследования; осуществлялся   анализ  состояния  проблемы  педагогического  проектирования  в научно­методической литературе и специфика реализации рассматриваемых идей в   образовательной   практике;   проводился   отбор   эмпирического   материала,   критический   анализ обобщение   передового   педагогического   опыта, существующих образовательных подходов и технологий актуализации внутренней 3 мотивации  профессионального развития педагога; на основе изучения научной литературы   и   обобщения   педагогической   практики   определялись   основные образовательные   направления   формирования   готовности   педагога   как интегративного профессионально­личностного качества;  выявлялась  специфика педагогического   проектирования   сопряженных   образовательных   программ, формулировались   цель,   гипотеза,   задачи   исследования,   обосновывались педагогические условия. Второй   этан (2015­2016   гг.)  На   втором   этапе   выявлялись   педагогические условия, разрабатывалась и апробировалась   модель формирования готовности педагога   к   проектированию   образовательного   процесса   в   дошкольной образовательной организации; осуществлялась опытно­поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы.  Методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент. Третий этап (2016­2017 гг.)  ­   связан с внедрением   модели формирование готовности   педагогов   к   проектированию   образовательного   процесса   в образовательное   пространство   повышения   квалификации   педагогов, систематизацией   и   обобщением   результатов   формирующего   этапа   опытно­ экспериментальной   части   исследования,   оформлением   магистерской   работы   и автореферата. Подготовка к данной работы предполагала:  1. определение предмета и цели эксперимента;  2. выбор объекта  экспериментальной  работы и теоретическое обоснование ее проведения;  3.   выбор   конкретных   методик   для   изучения   уровня   готовности   педагогов   к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;  4 4. выявление профессиональных и личностных мотивов педагогов в контексте рассматриваемой проблемы;  5.   определение   признаков,   по   которым   можно   судить   об   изменениях   в экспериментальном   объекте   по   влиянию   соответствующих   педагогических воздействий.         Формирующий этап эксперимента был связан с внедрением разработанной модели формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и апробации совокупности педагогических условий. В процессе данного этапа были использованы:  1. отбор содержания экспериментальной работы;    проверка   совокупности   педагогических   условий, 2. эффективный характер исследуемого процесса;     определяющих 3. фиксирование данных о ходе эксперимента.   В процессе третьего этапа ­ аналитико­результативного ­  осуществлялись:  ­анализ полученных экспериментальных данных;  ­статистическая обработка результатов эксперимента;  ­конечная   диагностика   уровня   готовности   педагога   к   проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; ­   осмысление   и   аналитическая   интерпретация   полученных   материалов   и выводов.        С учетом перечисленных психолого­педагогических принципов и требований были   использованы     методики   диагностики   готовности   педагога   к   проектированию   образовательного   процесса   в   дошкольной   образовательной организации:    выявление   уровня   владения   педагогами   проектным   методом ­   анкета   (приложения 1); 5 ­анкета   для   самооценки   потребности   в   развитии   умение   проектировочной деятельности (приложения 2);  ­   опросник   для   изучения   сформированности   проектировочных   умений   и мотивации решение актуальных педагогических проблем, самооценка степени взаимодействия педагога и воспитанников (приложения 3,4).  Изучая самооценку  потребности педагогов в развитии умений проектировочной деятельности (анкета для самооценки личностно ­ индивидуальных  потребностей в развитии умений проектировочной деятельности (приложения 2), показал, что 75%   педагогов   испытывают   данную   потребность, 17%  ­   не   испытывают   и   8% педагогов не определены в данном направлении.  Анкетирование   позволило   определить   профессиональные   затруднения педагогов в   проектной деятельности: в выборе объекта, в определении этапов и форм   проектирования,   в   выстраивании   целеполагания,   в   выявлении   и формулировании   проблемы   и   противоречия,   в   концептуальном   обосновании проектов,   в   определении   ресурсов   проектирования,   в   умении   планировать   и представлять результат практической деятельности; в оценке результатов, исходя из первоначальных целей, в проектировании системы контроля. Диагностика   уровня   сформированности   проектировочных   умений   педагогов, мотивов   педагогической   деятельности,   успешное   формирование   готовности   к проектированию   образовательного   процесса   в   дошкольной   образовательной организации, осуществлялась по  опроснику (приложения 3,4).       Наряду с письменным анкетным опросом в качестве диагностических методов использовались   наблюдения,   анализ   планирующей   документации,   методику сравнения самооценки и экспертных оценок. На основании использования этих методов были  получены следующие данные:  ­18% педагогов затрудняются в правильной постановке целей занятия;  6 ­73% педагогов планируют занятия «по трафарету», проводя их  в традиционной форме;  ­   лишь   9   %   педагогов   используют   на   занятиях   методы   проблемного   обучения, методические   приемы,   активизирующие   самостоятельную   деятельность   детей, развивающие творческую инициативу.  Выяснилось, что 67 % педагогов  нуждаются в дополнительных знаниях по общим вопросам   проектирования,   82   %   ­   в   знаниях   педагогического   проектирования, обеспечивающих   эффективность   процесса   воспитания,   и   54   %   ­   в   знаниях   по вопросам педагогического проектирования развития личности ребенка. Результаты   констатирующего   этапа   эксперимента   показали,   что   уровень готовности   педагогов   к   проектированию   образовательного   процесса   в   общем соответствует   начальному   уровню   готовности.   Существенным   недостатком   в работе педагогов является то, что он обычно ограничиваются реализацией типовых программ   дошкольного   образования     при   формировании   у   воспитанников определенных   знаний,   умений,   навыков;   работой,   в   которой   преобладает исполнительский  характер деятельности.       Педагоги, как правило, не привлекают детей к планированию целей занятия, а сообщают   им   их.   Выше   указанные   обстоятельства,   а   также   установка образовательной деятельности на передачу детям только знаний, а не всесторонне их   воспитание   и   развитие;   низкая   теоретико­практическая   подготовка   к проектированию   образовательного   процесса;   научно­познавательная   активность педагогов, высокая потребность педагогов в получение знание и развитие умений проектировочной деятельности выявило необходимость в создании и реализации системы   работы   по   формированию   готовности   педагога   к   проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В свете решение   этой   проблемы   была   реализована   модель   исследуемого   явления  (1.З.), процесс и реализация которого мы представим в следующем параграфе.  7 Эффективными формами работы с педагогами, как показала практика, явились: лекции   ­   способствующие   накоплению   теоретических   знаний   по   проблеме педагогического   проектирования;   семинар   ­   погружение   ­   актуализирующий интересс     педагогов,   к     проблеме     проектирования,   обусловленный   начальным уровнем   готовности,   цели,   смысла   образовательной   деятельности,   позиции педагога   и   т.д.;   проектные   семинары   ­   способствующие   разработки   проектных идей,   в   которых   педагог   пробует   разрабатывать   замыслы   организации проектирования   педагогической   деятельности;   семинары   ­   рефлексия   ­ способствующие   включению   педагога   в   рефлексию   проектной   деятельности, педагог   работает   с   ее   содержанием,   этапами,   результатами,   особенностью   ее организации   на   разных   этапах;   педагогически   мастерские   ­   способствующие освоению   педагогами   способов   и   приемов   проектирования   образовательного процесса,   вовлечение   педагогов   в   построение   проектного   действия   на   основе имеющегося   педагогического   опыта;   временные   творческие   группы   –   исследовательской   деятельности   педагогов, способствующие     организации   связанно с разработкой образовательных проектов, педагогической диагностикой; методические   семинары   ­   расширяющие   теоретические   знания   педагогов   о сущности и способах проектирования образовательного процесса.         Интерактивные   игры «Совместный поиск», «Мозговой штурм » в системной совокупности   с   другими   дидактическими   средствами   использовались   нами   для решения   важнейших   задач   стимулирующе   ­   мотивационного   этапа   процесса формирования     у   педагогов   потребности   в   освоение   приемов   педагогического   информирования   и   субъектно­объектные   отношения   с проектирования, воспитанниками.        Кроме того, эти приемы, помогали снять тревожность педагогов, обеспечивали и психологический комфорт, способствовали заинтересованному взаимодействию участников   и   интенсивным   межличностным     контактам.   Важнейшей   задачей первого   этапа   формирования   готовности   педагога   к   проектированию 8 образовательного   процесса   конструирования   и   реализация   последовательности ситуации оценки и самооценки опыта и педагогической деятельности.   С   помощью   диалога,   ретроспективного   анализа,   рефлексии,   игровых   и интерактивных   форм   обучения   создавались   ситуации   самооценки   опыта,   поиск смысла,   ценностного   профессионального   выбора   и   присвоения   продуктивных вариантов проектировочной деятельности.   Результаты   диагностики   и   самооценки   опыта   работы   у   педагогов   вызывали   переживание,   искренние     выявленное   несоответствие   собственного   уровня готовности к проектированию образовательного процесса той «идеальной модели», которую они мысленно построили, опираясь на предложенные и диагностические критерии,   и   воочию   увидели   в   ситуациях   презентации   успешный   опыт проектировочной деятельности.  Таким   образом,   задачи     мотивационного   этапа     были   решены,   что   позволило перейти   к   следующему   этапу   процесса   формирования   готовности   педагога   к проектированию образовательного процесса ­ деятельностному.  С   учетом   достигнутого   состояния   уровней   готовности   педагогов   к проектированию образовательного процесса общую цель второго, деятельностного этапа опытно­экспериментальной работы можно представить как упорядоченную систему следующих задач:  ­закрепить   позитивные   мотивы   педагогов,   связанный   с   осознанием   ими потребности в овладении проектировочными знаниями, умениями, навыками; ­ сконструировать и реализовать личностно­ориентированные ситуации. Согласно представленной модели в процессе формирования готовности педагога к проектированию   образовательного   процесса   в   дошкольной   образовательной организации     предметом   преобразования   является   собственно   педагогический опыт.   Он   должен   быть   осмыслен,   преобразован   в   знания   и   способы проектировочных действий и далее представлен в такой текстовой форме, которая 9 отвечала принятым нормам и способствовала восприятию содержания   другими педагогами.        Информационная среда   МДОУДС, обогащенная в ходе экспериментальной работы,   содержала   всю   необходимую   предпроектировочную     информацию,   для определение   успешной   проектировочную   деятельность   педагогов.   Педагоги получали   квалифицированную   помощь   в  подборе   необходимых   материалов   для проектирования   образовательного   процесса   по   требуемому   направлению деятельности,   консультации   и   помощь   педагогической   деятельности,   в   отборе   средств,   в   целеполагании   собственной   методов   работы   с воспитанниками;   в   проектирование   образовательных   программ   дошкольного образования и других форм проектирования образования, воспитания и развития детей.       Педагогам   была     предоставлена       информация   о   социальном   заказе   на образовательные   услуги,   о   степени   удовлетворенности   родителей   качеством образовательного   процесса   в   учреждении.  Педагог­психолог   помогал   педагогам МДОУ   рекомендациями   к   осуществлению   педагогической   деятельности   с воспитанниками.       Обогащенная информационная среда МДОУ благотворно влияла на освоение педагогами образовательных систем, сущности и целей дошкольного образования детей;   способствовала   накоплению   опыта   проектировочной   деятельности, связанного   с   удовлетворением   потребности   в   приобретение   знаний   и   развитие умений педагогического проектирования. по различным проблемам дошкольного образования детей.  В   качестве   основного   средства   формирования   готовности   педагогов   к   рассматривались   создание проектированию   образовательного   процесса   личностно­ориентированных   ситуаций,   реализуемых   через   такие   разновидности ситуаций,   как:   ситуации­упражнения,   ситуации­проблемы.   Организационной 10 формой  их  конструирования   на данной  стадии  стали  деловые  и  ролевые   игры, моделирование  ситуаций в образовании, ситуационный анализ, лекции­диалоги.  Ведущим  методом активной личностно­ориентированной подготовке была избрана деловая   игра,   особенностью которой является,   то     что   педагог выступает активным   субъектом,   а   не   пассивным   исполнителем.   Использование   этого принципа   позволяло   осуществлять   формирования   готовности   педагогов   к проектированию образовательного процесса. Наряду с перечисленным,  был  применён  метод ситуационного анализа, который представляет педагогам возможность принимать решения в условиях, близких к реальности, что является важным фактором формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса. Игра     использовалась   как   один   из   способов   конструирования     личностно­ ориентированных   ситуаций   на   различных   этапах   процесса   формирования готовности   дошкольной образовательной организации.   педагогов     к   проектированию   образовательного     процесса   в При использовании игр в процессе экспериментальной работы  учитывались:  ­опыт   педагогов,   и   реальные   затруднения   в   деятельности,   связанные   с проектированием образовательного процесса; ­ условный характер учебных игр и связанное с этим упрощение ситуаций.  Логика игр складывается из последовательности взаимосвязанных этапов, каждый из   которых   является   организационной   формой   личностно   ­   ориентированных ситуаций   (рефлексии,   упражнений   и   др.).   В   ходе   игр   создаются   условия   для анализа собственного опыта работы в дошкольной образовательной организации и для   расширения   знаний   и   развития   умений   педагогического   проектирования, возможности   их   творческой   реализации   в   ситуациях   межсубъектного взаимодействия на определяющем уровне готовности.  11 Педагоги активно включались в диалоги, обсуждения, дискуссии,  открывали для себя   преимущества   диалогических   форм   взаимодействия,   начинали   ощущать   и   в   совместной профессиональное   удовлетворение   от   командной   работы   выработки     решений,   благодаря   чему   менялась   профессионально­личностная   ценностно­личностные установка   на   субъект­субъектное   взаимодействие, отношения, поиск взаимопонимания.  Таки   образом,   главные   изменения   на   втором   этапе   процесса   формирования готовности,   были   связаны   с   развитием   когнитивного   и   операционально­ деятельностного компонентов  готовности. Нам данном этапе проектировались и отрабатывались   действия   по   освоению   приемов   нового   поведения   ­ педагогического   проектирования   ­   и   осмысления   возможных   альтернатив прежнему профессиональному опыту.  Выводы,   полученные   на   втором   этапе   экспериментальной   работы,   стали основанием для определения задач третьего, рефлексивного, этапа. На рефлексивном этапе педагоги выполняли ряд учебных заданий и готовились к творческому   отчету   в   форме   защиты   проекта   образовательного   процесса   в дошкольной образовательной организации.  Процесс   выполнения   педагогами   всех   учебных   заданий,   предусмотренных реализацией     модели   формирования   готовности   педагогов   к   проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, порождая в   учреждении   новое   пространство   отношений   участников   совместной деятельности, что, в свою очередь, способствовало возникновению в учреждении особой   ситуации,   требующей   от   педагога   способности   проектировать   заказом   на образовательный   процесс   в   соответствии   с   социальным   образовательные услуги и мотивами образовательной деятельности воспитанников.       Процесс   формирования   готовности   педагоги   оформляли   свои   проекты   образовательного   процесса   в   форме   авторской   программы   дошкольного образования по соответствующему образовательному направлению деятельности.  12 При этом проектировочная деятельность педагогов характеризовалась высокой степенью   самостоятельностью   принимаемых   решений,   автономностью   и профессионального поведения.   Выявленная   нами   совокупность   педагогических   условий   оптимизировала формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в учреждении.  Формирование готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в ДОО Цель: создание условий для формирование готовности педагогов к проектированию образовательного  процесса ДОО Концептуальные основы моделирования: интегративный, прогностический, аксиологический,  деятельностный и рефлексивный подходы Компоненты готовности к проектированию образовательного процесса Мотивационный­ система ценностей, отражающих  отношение к  выполняемой  деятельности;  определяющих  мотивы поведения Когнитивный­ система  знаний,  необходимых  для  осуществления  проектной  деятельности    Операционально­ деятельностный­ система умений, качеств, необходимых для эффективного осуществления проектной деятельности Рефликсивный ­ способности, умения планировать, организовывать, контролировать и анализировать процесс и результат проектной деятельности Педагогические условия формирование готовности педагогов к проектированию образовательного  процесса:  1.Наличие стимулирующей  среды, при формирование готовности к проектированию образовательного  процесса.  2. Следование принципам преемственности, последовательности, комплексности, вовлеченность педагогов   в процесс формирования готовности к проектированию образовательного процесса. Формы­ лекции, семинары, педагогические мастерские Методы­  активные методы обучения (проблемные методы, деловые игры и др.) Средства­ наглядные, технические, дидактические 13 Критерии сформированности готовности к проектированию образовательного процесса в ДОО: мотивированность, осведомленность, умелость, активность Уровни сформированности  готовности педагогов к проектированию образовательного процесса в ДОО:  высокий, средней, низкий Результат: педагог готов к проектированию образовательного процесса в ДОО рис.1   Модель   формирование   готовности   педагогов   к   проектированию образовательного процесса в ДОО В   ходе   проведенной     работы   по   выявлению   совокупности   педагогических условий формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации были решены поставленные задачи   .   Констатирующий   эксперимент   выявил   начальный   уровень   готовности педагогов   к   проектированию   образовательного   процесса   в   дошкольной образовательной   организации   и   доказывает   необходимость   формирования готовности педагогов к проектированию образовательного процесса.  Исследование уровня готовности педагогов к проектированию образовательного процесса   осуществлялось   посредством   системной   диагностики.   В   качестве ведущих   методов   выступали   системный   и   уровневый   анализ,     что     позволила выявить   уровень   сформированности   исследуемого   свойства   по   основным   его компонентам.  Компонентами   сформированности   готовности   педагога   к   проектированию образовательного   процесса   выступают   знания,   умения,   мотивы,   действия. Различная   степень   их   проявления   характеризует   уровнем     сформированности исследуемого явления: начальный, подготовительный, оптимальный.  Результаты   опытно­поисковой   работы   позволяют   отметить,   что   система формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса в   дошкольной   образовательной   организации   носит   личностно­ориентированный, субъект­субъектный,   диалоговый   характер.   В   выше   обозначенном   процессе   способах   педагогического происходит   усвоение   знаний   о   сущности, проектирования,   осваиваются   и   закрепляются   проектировочные   умения, 14 переосмысливаются   мотивы,   направленности   и   установка   педагогической деятельности , центром  которой выступает воспитанник .                   Анализ результатов опытно­поисковой работы позволил констатировать динамику   уровней   готовности   педагога   к   проектированию   образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, а реализация совокупности педагогических   условий   в   модели   является   необходимой   для   обеспечения эффективности процесса формирования готовности педагога к проектированию образовательного процесса. Приложение 1  Анкета Выявление уровня владения педагогами проектным методом Чтобы   оценить   значимость   деятельности   педагогов   на   основе   проектного метода,   для   изучения   затруднений   и   резерва   профессионального   роста   в аспекте   проектной   деятельности   с  помощью   данной   анкеты.  Заполните   ее, пожалуйста. Ф.И.О. педагога  _________________________________________________________________ 1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства? Да Нет Частично  2. Используете ли Вы метод проектов в педагогической практике? Да Нет Иногда  3. В достаточной ли мере Вы осведомлены о типах и структуре проектов? Да  Нет 4. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам:   и   реализовать Разработать самостоятельно С помощью старшего воспитателя, коллег   проект 15 5. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать? Выделение   проблемы,   для   решения   которой   требуется   исследовательский поиск; Постановка цели проекта; Выдвижение гипотезы;  Определение задачи; Прогнозирование   конечного   результата,   поэтапное   выполнение   проектных мероприятий; Мониторинг проектной деятельности и определение его значимости для детей, родителей,  педагогов; Презентация проекта; На основе анализа полученных результатов определение дальнейших форм и методов  решения рассматриваемой в проекте  проблемы 6. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в аспекте осуществления педагогической деятельности на основе проектного метода? Высокий – владею всеми критериями Средний – владею подконтрольно Низкий  ­ испытываю затруднения в понимании и организации Приложение 2 Анкета   по   выявлению   потребностей   педагога   в   развитии проектировочных умений Уважаемый коллега!    Просим   Вас   ответить   на   следующие   вопросы   относящиеся     к   выявлению Ваших потребностей в развитии умений проектировочной деятельности.    На   каждый   вопрос   Вам   необходимо   дать   утвердительный   ответ, зафиксировать его знаком (+) в соответствующих графах.  Испытываете   ли   Вы   потребность   в Нет развитии умений 1.   Выявлять   и   идентифицировать педагогическую   проблему;   анализировать сложившуюся ситуацию. 2.   Формулировать   научную   гипотезу   и планировать деятельность: использовать на практики решения изобретательских   задач,   педагогической диагностики, моделирования. Затрудняюс ь ответить Да   методы   16 вести 3.   Аргументировать   решение;   строить логические   умозаключения;   отбирать, оценивать и использовать  информацию.   Оценивать   перспективы   развитие 4. педагогического   явления;   предвидеть последствия   деятельности;   обобщать   и делать выводы. 5.   Работать   в   коллективе;   доказывать, убеждать, дискуссию; координировать   взаимоотношение   и устанавливать связи с внешней средой. 6. Создавать и поддерживать   обстановку коллективного поиска. 7.   Контролировать   и   регулировать собственную деятельность; самостоятельно принимать   решения;   приобретать   новые знания.   Быстро   оценить   педагогическую 8. ситуацию;   находить   в   собственном педагогическом опыте, теории и практике педагогики   закономерности,   положения, правила, соответствующие новой ситуации. организовать 9. проектировочную деятельность; совершенствовать проектировочное мастерство. 10. Проектировать не только сами знания как результат образования, но и процедуру его   мировоззренческих, методологически идей. 11. Использовать современные технологии обучения. 12.   Акцентировать   внимание   на   тех ценностях,   к   которым   необходимо приобщить воспитанников. 13. Ориентироваться на личностную сферу детей,   понимание   природы   человека,   его потребностей и проявлений. 14. Создавать условия, ставящих ребенка в позицию сознательно принимающего   ценностное   содержание материала. 15.Ориентироваться   на   самореализацию, удовлетворение в Рационально потребности   усвоения;       субъекта,           17 саморазвитие   и самоутверждении, постоянное самосоверщенствование, своего осуществление личностного   и   профессионального поведения.     рефлексии   АНКЕТА изучения   сформированности   проектировочных   умений   и   мотиваций решений актуальных педагогических проблем Приложение 3  Уважаемые коллеги!                 В нашем ДОО проводится исследования по проблеме формирования готовности   педагога   к   проектированию   образовательного   процесса   в дошкольной образовательной организации.    помогут   оптимизировать   образовательный   процесс   в Ваши   ответы   дошкольной образовательной организации. Чем точнее и полнее будут Ваши ответы,   тем   вернее   будут   избраны   средства   формирования   готовности педагога к проектированию образовательного процесса.  Правила заполнения анкеты             Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все варианты ответов.   Выбранный   вариант,   наиболее   совпадающий   с   Вашим   мнением, обведите кружком цифру, стоящую против него. Если не один предложенный вариантов не совпадает с Вашим мнением, допишите свой ответ.  Заранее благодарим за искренние и полные ответы!  1. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.  ­ ваш педагогический стаж;  ­ ваш возраст;   ­ специальность по диплому. 2. Считаете ли Вы необходимым проектировать образовательный процесс?  ­ да;   ­ нет;  ­ скорее да, чем нет;  ­ скорее нет, чем да;   ­ не задумывалась над этим.  3.   Занимаетесь   ли   проектированием?   Вы   анализом   образовательного     процесса   и Образовательного процесса в целом  Его результатом Очень хорошо умею  Умею Не умею Затрудняюсь ответить 18 образовательных Его компонентами Выполнение программ  Итогами учебного года Собственной деятельности  Педагогического опыта 4.Какие   компоненты   образовательного   процесса   или   занятия   Вы проектируете? Очень хорошо умею  Умею Не умею Затрудняюсь ответить   воспитанниками Система занятий по теме  Занятия Целей   занятия   и   степень   их реализации Осознанность учебных задач на занятиях Содержание   учебного   материала, отобранного на занятия Состояние   готовности   детей   к восприятию нового материала Метод обучения и эффективности Познавательную воспитанников Развития   детей   в   образовательном процессе (развития речи, мышления, памяти,   внимания,   воображения   и т.п.) Воспитания детей в образовательном процессе Поведение воспитанников на занятие и вне занятий Взаимоотношение педагога с детьми на занятие  и вне занятий  Диагностический инструментарий деятельность   5. Влияет ли Ваш опыт педагогического проектирования на результат труда? Затрудняюсь ответить Умею Не умею Очень хорошо умею  На повышение качеств знаний детей На   уровень   творческих   умений навыков    19 6.     На Вашего уровень  На уровень развития воспитанников  На уровень воспитанности детей   профессионального мастерства   В   какой   мере   Ваш   опыт   педагогического   проектирования   влияет   на результаты образовательного процесса?  ­ заметно влияет;  ­ незначительно влияет;   ­ не влияет;   ­ затрудняюсь ответить.  7. Какую оценку Вы могли бы дать своим умениям осуществлять готовность к проектированию образовательного процесса? Очень хорошо умею  Затрудняюсь ответить Умею Не умею Система занятий по теме  Занятия Уровень учебных умений и навыков Уровень развития детей Уровень воспитанности детей Педагогического результата Педагогического опыта 8.   Оцените,   как   Вы   умеете   осуществлять   проектирование   отдельных компонентов занятия? Очень хорошо умею  Умею Не умею Затрудняюсь ответить   педагога Целей занятия Образовательных задач на занятие Содержание учебного материала Методов обучения Взаимоотношение воспитанников Состояние   готовности   детей   к восприятия нового материала Познавательной воспитанников на занятиях: Поведения воспитанников Развития мышления, памяти, речи т.д . Уровень воспитанности детей Результатов обучения детей :  а) качество знаний;  воспитанников деятельности у       20 б)   уровень   учебных   умений   и навыков 9.   Какие   педагогические   явления   или   процессы   педагогу   нужно   уметь проектировать? Да Нет Затрудняюсь ответить Процесс усвоение детьми знаний  Процесс формирования учебных умений Развития мышления, памяти, речи т.д . Процесс воспитания детей Качество знаний детей Уровень воспитанности детей Уровень учебных умений Занятия Система занятий по теме Образовательный результат Тестовая карта  самооценки степени взаимодействия  педагога воспитанников Приложение 4  Уважаемый коллега!  Просим Вас  заполнить предлагаемую карту.   Задач заполнения  заключается в следующем:   а)   по   каждой   позиции   выбрать   один   из   суждений,  которое   соответствует Вашему представлению о взаимодействии педагога и воспитанников; б)   отметить   кружком   цифру,   характеризующую   степень   выраженность данного параметра в Вашей работе (высшая степень ­ 3; средняя степень ­ 2; слабая степень – 1 Если     Ваше   мнение   не   соответствует   не   одному   из   полярных   су   ждений, отметить цифрой 0. 1.   Ребенок   ­   субъект учения,   педагог   создает 3 2 10 12 3 ­ Педагог     субъект обучения,   а   ребенок   ­ 21 для условия самостоятельного продвижения ребенка. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: 2.Проблематизация изучаемого материала  и осмысление его ценности для человека.. 3 2 10 12 3   3. Рефлексия основания решения проблемы.  3 2 10 12 3 3 2 10 12 3 3 2 10 12 3 4.   Диалог   в   общении общения   и   совместный поиск решений 5.  Опор   на   внутреннюю мотивацию   учения: интерес, чувства успеха, утверждения   своих   сил и способностей пассивный его объект.     объяснение с Информационно ­рецептивный   подход   к обучению, абстрагированный   от ценностного смысла.  Готовое материала последующим зазубриванием. Монологическая   речь педагога   и   формальное оценивание воспитанника. Опора   на   внешнею мотивацию: долг, наказание, страх неудач.   22

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Построение модели формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017