ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ
Оценка 4.6

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
20.06.2019
ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ
Статья "ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ" содержит анализ данного учебника с точки зрения возможности формирования у учащихся 5-х классов способностей аудирования. Под аудированием понимается процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации
Статья Ширинкиной.docx
Ширинкина Е.И. (ПГГПУ) ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ Согласно   Федеральному   государственному   образовательному   стандарту основного   общего   образования  одним   из   предметных   результатов   изучения предметной области «Филология» является «совершенствование видов речевой деятельности   (аудирования,   чтения,   говорения   и   письма),   обеспечивающих эффективное   овладение   разными   учебными   предметами   и   взаимодействие   с окружающими   людьми   в   ситуациях   формального   и   неформального межличностного   и   межкультурного   общения»   [7,   с.   8].   Стоит   отметить,   что ФГОС   второго   поколения   подчеркивает   необходимость   формирования   у учащихся всех четырех видов речевой деятельности, не выделяя и не умаляя значения какого­либо ее вида, то есть призывает обеспечить сбалансированное сочетание видов речевой деятельности на уроках. Традиционно,   главенствующим   видом   речевой   деятельности   (РД)   на уроках русского языка является письмо, а аудированию не уделяется должного внимания. Процесс слушания сопровождает устную форму коммуникации, он предваряет другие, более значимые процессы, например, понимание на основе слушания   и   говорение,   то   есть   порождение   устного   высказывания   на   основе осмысления   прослушанного,   следовательно,   без   сформированных   умений аудирования невозможно качественное освоение других видов РД. Тем   не   менее,   к   школьному   возрасту   ребенок   не   всегда   овладевает умением слушать. Исследования зарубежных психологов показывают, что в ряде случаев школьники не усваивают до 75% устной информации, так как из всех четырех видов речевой деятельности аудирование остается самым сложным и навыки восприятия на слух у учащихся, как правило, наименее развиты. В связи с   этим   в   последнее   время   в   методике   преподавания   русского   языка   стали говорить   о   необходимости   целенаправленного   и   систематического   обучения аудированию как виду речевой и учебной деятельности.[3; с. 3] слушание,   понимание Под аудированием мы понимаем процесс восприятия звучащей речи, предполагающий     и   интерпретацию воспринимаемой   на   слух   информации.[1;   с.   124]   На   современном   этапе организации   обучения   сформированность   навыков   аудирования   является необходимым   условием   успешности   процесса   коммуникации.   Организовать работу   над   аудированием   на   уроке   помогает   современный   учебник   с аудиоприложением,   каким   является   учебник   русского   языка   под   редакцией А.Д.Шмелева. 1 Савчук   Л.О.,   руководитель   филологического   центра   издательства «Вентана­Граф»,   характеризуя   структуру   и   содержание   учебников   «Русский язык» для 5­9 классов под редакцией А.Д. Шмелева линии «Алгоритм успеха», отмечает   его   модульный   принцип   построения,   который   способствует целостному   представлению   о   системе   языка,   о   правилах   и   законах   его существования.  Каждый   модуль   представляет   собой  логически   завершенную часть   учебного   материала,   в   которой   объединены   учебное   содержание   и соответствующие   ему   учебные   действия,   обеспечивающие   комплексное освоение всех видов речевой деятельности и контроль достигнутых результатов. Учебник для 5 класса включает 8 модулей­глав («Наш родной язык», «На каком языке мы говорим», «Как язык служит для общения», «В чем заключается богатство   языка»,   «Как   в   языке   выражаются   отношения   людей»,   «Чем различаются устная и письменная речь», «Что такое современный язык», «Как язык   объединяет   народы»).   Главы   строятся   по   единому   принципу:   в   них повторяются   разделы,   отражающие   три   основные   содержательные   линии программы   курса   русского   языка   для   5­9   классов  ­  коммуникативную компетенцию, языковедческую компетенцию и культуроведческую компетенцию ­  «О   языке   и   речи»,   «Система   языка»,   «Правописание»,   «Текст»,   «Язык   и культура. Культура речи», «Повторение».  Особенностью   учебников   линии   «Алгоритм   успеха»   является значительное   внимание   к   устной   форме   речи.   Обязательным   компонентом учебника является  аудиоприложение  на компакт­диске, включающее задания на   развитие   навыков   разных   видов   аудирования,   которое     интегрировано   с другими видами речевой деятельности.  Аудиоприложение объединяет разные группы заданий. Часть из них носит иллюстративный   характер,   когда   для   наблюдения   привлекается   образцовая устная речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка   под   воздействием   общей   тенденции   к   снижению   литературной   нормы. Часть материалов аудиоприложения служит для развития умений разных видов аудирования   (выборочного,   ознакомительного,   изучающего),   часть   заданий направлена на формирование стратегий эффективного слушания. Значительная часть заданий аудиоприложения предполагает развитие навыков самоконтроля, самооценки,   корректировки   своих   действий   в   процессе   слушания,   когда материалы   учебника   и   аудиотекста   предоставляют   реальную   возможность сравнивать   свои   результаты   восприятия  устной   речи  с  эталоном  –  звучащим текстом – и оценивать эти результаты на предмет сходства с образцом.  Отметим,   что   работа   с   аудиоприложением   наиболее   эффективна   и комфортна для учащихся при индивидуальном прослушивании текстов: в этом случае ученик может, если необходимо, послушать нужное слово, предложение, абзац   неоднократно;   определить   подходящий   для   него   темп   работы.   При прослушивании упражнений коллективно учитель, особенно на первых порах, 2 также должен ориентироваться на разный уровень восприятия устной звучащей речи учениками и при необходимости увеличивать паузы в аудиотексте. Перечислим   виды   заданий   аудиоприложения   и   проиллюстрируем   их конкретными примерами: 1)  слушание   и   формулирование   ответов   на   репродуктивные   вопросы   по прослушанному   материалу  («Послушайте   фрагменты   лекции   известного российского филолога С.Г. Тер­Минасовой о том, какие проблемы встают перед многими   языками   в   эпоху   глобализации.   Ответьте   на   вопросы   на   основании прослушанного   текста:   1)   В   чем   положительная   сторона   глобального, объединенного мира? 2) Какой язык в современном мире претендует   на роль общего языка?  Нужен ли такой язык разным народам? 3) Как влияет английский язык на другие языки? Может ли его влияние проявляться в том, что изменяется не только лексический состав языка, но и нормы речевого поведения?» [4; с. 12]); 2) слушание речи с ошибками и запись ее в исправленном виде («Послушайте предложения, в которых нарушены синтаксические нормы, запишите правильные варианты и объясните, как вы обнаружили ошибки» [2; с. 394]);  3)  слушание   речи,   запись   под   диктовку,   классификация   речевых   единиц, формулирование   ответа   на   вопрос  («Запишите   слова   под   диктовку, распределяя   их   по   столбикам.   Объясните,   как   вы   можете   проверить   свои предположения о происхождении слова» [4; с. 26]);   4)  слушание   и   выборочная   запись   услышанного  («Послушайте   диалог, запишите неполные предложения. Определите, какие члены предложения в них опущены» [4; с. 215]); 5)  слушание текста и его изложение   с выполнением творческого задания («Послушайте пересказ древнегреческого мифа об Арахне, ткачихе из Лидии. Напишите изложение текста,  заменив, где это целесообразно, прямой порядок слов   на   инверсионный.   Оцените,   как   изменится   при   этом   выразительность текста» [4; с. 59]); 6)  восстановление   деформированного   текста,   слушание   оригинала   и самопроверка («Попробуйте восстановить порядок предложений в тексте. Как вы думаете, почему это трудно сделать? Послушайте текст и проверьте себя» [5; с. 322]); 7) слушание и выборочное повторение услышанного («Послушайте и повторите только те слова, которые начинаются с гласных звуков» [5; с. 14]); 8) слушание и письмо по памяти («Послушайте текст, затем запишите его, по памяти   вставляя   пропущенные   слова.   Найдите   предложения   с   обособленным определением и приложением» [4; с. 300]); 9) слушание и  ответ на вопрос с привлечением аргументов из прослушанного текста  («Какие   аргументы   вы   можете   привести   в   доказательство   того,   что морфема   является   наименьшей   значимой   единицей   языка?   Вы   можете самостоятельно найти доказательства, разобрав по составу указанные слова, или 3 прослушать   продолжение   текста   и   использовать   аргументы   известного лингвиста» [5; с. 24]); 10) слушание и поиск соответствий между звучащей речью и ее моделями: транскрипцией слов, схемами предложений, иллюстрациями  («Послушайте три беседы и соотнесите их с иллюстрациями. Подумайте, что общего у всех бесед и чем они различаются.  Как бы вы назвали каждую из бесед?» [4; с. 69]); 11)  слушание и произнесение единиц, похожих на услышанные  (« Слушайте рифмовки, произнося во время пауз подходящие по смыслу слова из рамки» [5; с. 81]); 12) чтение слов и словосочетаний, слушание образцового произношения этих же слов и словосочетаний и самопроверка  (Прочитайте слова. Послушайте аудиозапись, подчеркните слова, в которых вы сделали ошибки» [4; с. 87]);  слушание   исходного   текста   и   написание   аналогичного   текста 13) («Послушайте отрывок из рассказа В.Ю.Драгунского.   К какой тематической группе относятся названия того, что любит Мишка? Подумайте, слова каких тематических   групп   понадобятся   вам   для   рассказа   о   том,   что   любите   вы. Напишите небольшой рассказ на тему «Что я люблю», используя подобранные слова». [5; с. 251]); 14)  слушание   текста   и   соотнесение   прослушанного   текста   и   его   плана («Послушайте текст целиком. Прочитайте план. Соответствует ли он тексту? Почему?» [4; с. 286]);  15)  слушание   текста   и   письменная   рефлексия   относительно   услышанной информации  («Послушайте   продолжение   текста.  Согласны   ли   вы   с  мнением Ю.М.Лотмана? Напишите, о чем вы задумались, работая с этим текстом?» [4; с. 305]); 16) чтение и слушание разных мнений,  формирование собственной позиции и выражение   ее   в   письменной   речи  («На   одном   из   сайтов   Интернета пользователи обсуждали интересный вопрос: «Слушать и слышать – что общего и в чем различие?» Прочитайте один из ответов и выслушайте еще несколько мнений. Напишите свой ответ на этот вопрос» [5; с. 76]).  Целенаправленная   работа   по   обучению   аудированию   способствует развитию   внимания,   речевого   слуха   и   речевой   памяти   учащихся,   а   также формирует   грамотность   и   выразительность   устной   речи.   Таким   образом, развитие навыков аудирования способствует формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных   действий в процессе саморазвития ребенка.  Список литературы 1. Азимов Э. Г.,   Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и  4 практика обучения языкам)   [электронный ресурс] URL:   http   ://   methodological  .  ru (дата обращения: 10.04.17)  .  academic    _  terms     2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт,  1996.– 124 с. 3. Маслова М.В. Организация слушания в аспекте конвергентного подхода к  изучению русского языка //Вестник Тамбовского университета. Серия  Гуманитарные науки /– 2017. – №2 (166).  С.3­9  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч.1 / [А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович,  Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. – М.: Вентана­Граф,  2015.– 304 с.  5. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч.1 / [А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович,  Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. – М.: Вентана­Граф,  2015.– 320 с.  6. Савчук Л.О. Общая характеристика структуры и содержания учебников  «Русский язык» для 5­9 классов под редакцией А.Д.Шмелева  [Электронный ресурс] // Объединенная издательская группа Дрофа –  Вентана­Граф URL: https://drofa­ ventana.ru/upload/iblock/.../80d2b2c0fd8c38100a5ee567bcfa7ea7.docx (дата  обращения: 8.04.17) 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования[Электронный ресурс] // Федеральные  государственные образовательные стандарты. Министерство образования  и науки Российской Федерации. URL: http  %   D   0%   B   4%  %   D   1%82%  BE   B   /938  (дата обращения: 10.04.18)  abucjiibhv  ://   xn   ­­80     B   5%   9  a  .  xn   ­­   p  1  ai   /  D   0%   D   0%   D   1%8  %   D   1%83%  %   D   0%   BC   %   D   0%   D   0%   BA         BD 5

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.Д. ШМЕЛЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019