Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Оценка 5

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
25.05.2019
Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Цель: ознакомление учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. Задачи: познакомить учащихся с историей взглядов на происхождение жизни на Земле, с современными представлениями о происхождении планеты Земля, с современными гипотезами происхождения жизни; начать формировать систему понятий о возникновении жизни естественным путём, раскрыть место биологической эволюции в общем процессе развития материального мира; развивать умения работать с кинофильмом, составлять таблицы, делать выводы на основе работы с проблемными вопросами.
консп.ур.11кл. эволюция земли.doc
Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Урок №16 Цель: ознакомление учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. Задачи: познакомить учащихся с историей взглядов на происхождение жизни на Земле, с современными  представлениями о происхождении планеты Земля, с современными гипотезами происхождения жизни; начать формировать систему понятий о возникновении жизни естественным путём, раскрыть место  биологической эволюции в общем процессе развития материального мира; развивать умения работать с кинофильмом, составлять таблицы, делать выводы на основе работы с  проблемными вопросами. Краткое содержание: I. Проверка знаний об уровнях организации живой материи, о признаках живых организмов. Ученики  вспоминают определение жизни, данное Ф.Энгельсом и сравнивают его с современным. II. Изучение нового материала. 1. История взглядов на возникновение жизни на Земле. Биогенез и абиогенез.  2. Гипотеза самозарождения. Работы Франческо Реди и Луи Пастера. 3. Религиозные представления. 4. Гипотезы вечности жизни. 5. Условия появления жизни на Земле. Работы О.Ю.Шмидта. 6. Этапы появления жизни на Земле по гипотезе А.И.Опарина. Оборудование: таблицы по общей биологии, кинофильм «Возникновение жизни на Земле», дидактическое  пособие «Происхождение жизни на Земле», самодельные схемы, рисунки, отображающие опыты, взгляды  учёных на возникновение жизни, портреты А.И.Опарина, О.Ю.Шмидта, мультимедийное приложение к  учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». Рекомендации по использованию оборудования: 1. Таблицы, схемы и рисунки висят на доске в течение всего урока. 2. Из фильма «Возникновение жизни на Земле» используются отдельные кадры о начальных этапах  эволюции. 3. Мультимедийное приложение используется в ходе лекции по новому материалу. Дидактические задания к уроку: 1. Заполните в тетради таблицу: Теории Имена учёных Характеристика теорий I. Биогенез II. Абиогенез 2. Заполните в тетради таблицу: Стадии развития I. Звёздная 6 млрд.лет II. Планетарная 3,5­6 млрд. лет III. Биогенез менее 4 млрд. лет Условия и процессы t > 1000 Состав: t = 1000 и ниже 1. Первичная атмосфера: 2. Первичный океан: 1. Образование первичного  бульона 2. Образование коацерватов 3. Образование мембран 4. Появление обмена веществ 5. Воспроизведение Характеристика процессов 3. Перечислите основные источники энергии, под действием которых в первичной атмосфере протекали  химические реакции между её компонентами. Закончите предложение: 4. В космических объектах обнаружены органические соединения. Это свидетельствует о  возможности_____________________________________    5.   Выберите правильный ответ на вопрос. Как называются частицы, самопроизвольно образующиеся в растворах высокомолекулярных  органических веществ? Ответ: прокариоты, вирусы, коацерваты, кристаллы, эукариоты, аэробы.     6.    Можно ли коацерватов считать настоящими живыми организмами? Ответ обоснуйте.  7.   Закончите предложение:           Веществами, составлявшими основу первичных биомембран были ____ __________________________________________________________________     8.    В чём положительные и отрицательные стороны гипотезы вечности жизни?      9.    Доказана ли опытным путём гипотеза Опарина?      10.  Докажите невозможность самозарождения жизни в современных условиях. Домашнее задание: 1. 2. 3. §14;  повторить §12;  2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в архейскую эру», «Жизнь в протерозойскую  эру». Урок №   Начальные этапы развития жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Цель: формирование знаний учащихся об основных ароморфозах животных и растений в эру древнейшей и  ранней жизни. Задачи: познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле, создать представление о «ленте  времени», разделённой на эры и периоды, изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и  протерозойскую эру; сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в архейскую и протерозойскую эры, раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира; развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, отвечать на проблемные вопросы по данной  теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения. Краткое содержание: I. Проверка знаний о гипотезах происхождения жизни на Земле, о доказательствах невозможности  самозарождения, об условиях и этапах появления жизни на Земле по гипотезе А.И.Опарина, о признаках  первых живых организмов. Охарактеризуйте признаки первых живых организмов по плану – строение,  тип питания, способ дыхания. Какое значение для дальнейшей эволюции имело появление фотосинтеза?     II. Изучение нового материала. 1. Деление истории Земли на самые длительные промежутки времени – эры; деление эр на периоды. 2. Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций  учеников и лекции учителя. Эра Период Начало Климат и среда Ароморфозы Растения Животные 3. Климатические и геологические особенности Земли в архейскую эру: жаркий и влажный климат,  бескислородная атмосфера. 4. Господство бактерий и цианобактерий. Важнейшие ароморфозы: половой процесс,  многоклеточность, фотосинтез, появление клеточного ядра – их значение. 5. Условия, господствующие на Земле в протерозойскую эру: формирование климатических поясов,  появление кислорода в атмосфере, сезонные изменения климата. 6. Ароморфозы в протерозойскую эру: появление двусторонней симметрии тела и мышц у плоских  червей; расчленение тела на сегменты у кольчатых червей; появление членистых конечностей,  хитинового покрова, трахей у членистоногих. 7. Появление хорды – ароморфоз, обусловивший повышение уровня организации животных. Оборудование: Таблица с изображением всех типов беспозвоночных животных, водорослей; коллекции  «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CD­ ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации  учеников «Жизнь в архейскую эру», «Жизнь в протерозойскую эру». Дидактические задания к уроку: Из предложенного списка выберите правильные утверждения. 1. Жизнь на Земле существует 2 млрд. лет. 2. По современным научным представлениям, жизнь на Земле возникла в верхних слоях атмосферы. 3. Климат в архейскую эру был жаркий, влажный, бескислородная атмосфера. 4. Первыми на Земле появились эукариоты: бактерии и цианобактерии. 5. Крупнейшим ароморфозом архейской эры явилось появление полового процесса. 6. Появление фотосинтеза разделило живые организмы на 2 царства: растения и животные. 7. Первые живые организмы на Земле по способу питания были автотрофами. 8. В протерозойскую эру произошёл выход на сушу беспозвоночных животных. 9. Единственными растениями, господствующими в протерозойскую эру, были водоросли. 10. В протерозойскую эру возникли основные типы беспозвоночных животных. 11. Трилобиты – это вымершие пресмыкающиеся животные. 12. В протерозойскую эру предположительно появились первые хордовые животные. Правильные ответы: 3,5,6,9,10,12. Карточка №1  1. Какими были первые живые организмы на Земле?  2. Каково общее направление развития растительного мира в протерозое? Карточка №2 1. Назовите основные ароморфозы организмов архейской эры. 2. Каково общее направление развития животного мира в протерозое? Домашнее задание: §16; 1. 2. Ответить на вопросы на стр. 81. 3. 2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в раннем палеозое (кембрий, ордовик,  силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)». Урок №          Жизнь в палеозойскую эру. Цель: формирование знаний учеников об ароморфозах у растений и животных в палеозойскую эру,  раскрытие их значения для дальнейшей эволюции органического мира. Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в палеозойскую эру, убедить  учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь  исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути; сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в палеозойскую эру, раскрыть  условия и особенности выхода растений и животных на сушу, раскрыть их значение для дальнейшей  эволюции органического мира; развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, отвечать на проблемные вопросы по данной  теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения,  умения обобщать фактический материал и заносить краткие данные в таблицу, умение работать с коллекцией «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных».  Краткое содержание:    I. Проверка знаний об эволюционном значении ароморфозов, возникших в архейскую и протерозойскую эры по вопросам: какое значение имели ароморфозы: появление оформленного ядра, полового процесса,  многоклеточности, аэробного дыхания? Какие ароморфозы обеспечили эволюцию животных в  протерозойскую эру? Каково значение этих ароморфозов?    II. Изучение нового материала. 1. Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций  учеников и лекции учителя по палеозойской эре. Эра Период Начало Климат и среда Ароморфозы Растения Животные 2. Климатические и геологические особенности Земли в палеозойскую  эру: формирование  климатических поясов, наступление ледника, горообразовательные процессы и увеличение площади  суши. 3. Ароморфозы, обеспечивающие выход растений на сушу. Усложнение мхов и псилофитов по  сравнению с водорослями: появление покровной, механической и проводящей тканей, стеблей,  листьев, ризоидов. 4. Ароморфозы, обусловившие появление папоротникообразных: проводящие ткани, корневая система. 5. Ароморфозы, обусловившие появление голосеменных: внутреннее оплодотворение, появление  семени с запасом питательных веществ. 6. Ароморфозы, способствующие появлению рыб: челюсти, плавники, жабры, двухкамерное сердце. 7. Ароморфозы, обусловившие появление земноводных: пятипалая конечность, лёгочное дыхание,  трёхкамерное сердце. 8. Ароморфозы, способствующие появлению пресмыкающихся: внутреннее оплодотворение, плотные  оболочки и запас питательных веществ в яйце, роговые покровы, развитые лёгкие. Оборудование: Таблицы с изображением водорослей, псилофитов, папоротников, голосеменных, рыб,  земноводных, пресмыкающихся; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CD­ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки  биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации учеников «Жизнь в раннем палеозое (кембрий, ордовик,  силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)». Рекомендации по использованию оборудования: 1. Таблицы висят на доске в течение всего урока. 2. Диск «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс» и презентации учеников «Жизнь в раннем  палеозое (кембрий, ордовик, силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)»  используются при изучении нового материала и заполнении таблицы. 3. Коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных» используются для  выполнения лабораторной работы. Ученики рассматривают формы сохранности и данные заносят в  таблицу. Дидактические задания к уроку: Тест по теме: «Развитие органического мира в палеозойскую эру». Выбрать 1 вариант ответа. 1. Выход растений на сушу произошёл в: кембрии; силуре; девоне. 2. Трилобиты – это: древние ракообразные; первые наземные животные; кистепёрые рыбы. 3. Первыми наземными споровыми растениями были: 1. мхи; 2. 3. папоротники; псилофиты. 4. Важнейшим ароморфозом рыб можно считать: появление челюстей; обтекаемую форму тела; возникновение боковой линии. 5. Первые наземные позвоночные животные произошли от: 6. Первое земноводное животное называлось: 7. Впервые семенами стали размножаться: лучепёрых рыб; кистепёрых рыб; двоякодышащих рыб. трилобит; иностранцевия; стегоцефал. голосеменные; семенные папоротники; покрытосеменные. девоне; карбоне; перми. девоне; карбоне; перми. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 8. Выход позвоночных животных на сушу произошёл в: 9. Основные запасы каменного угля образовались в: 10.  Ароморфозом голосеменных растений является появление: семени с запасом питательных веществ; плода; корня. 11. Ароморфозом земноводных является появление: голой кожи; двухкамерного сердца; пятипалой конечности. 12. Ароморфозом пресмыкающихся является появление: внутреннего оплодотворения; 2. 3. трёхкамерного сердца; двойного дыхания. Правильные ответы: 1­б; 2­а; 3­в; 4­а; 5­б; 6­в; 7­б; 8­а; 9­б; 10­а; 11­в; 12­а. Домашнее задание: §17; 1. 2. Ответить на вопросы на стр. 88. 3. 2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в мезозойскую эру». Урок № Жизнь в мезозойскую эру. Цель: формирование знаний учеников об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрытие их значения для дальнейшей эволюции органического мира. Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в мезозойскую эру, убедить  учащихся в том, что процесс исторического развития животных и растений в мезозойскую эру подчинялся  естественным биологическим закономерностям; сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их  значение для дальнейшей эволюции органического мира, продолжить формирование понятия «главные  направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира мезозоя, начать формирование понятия об идиоадаптациях древних пресмыкающихся как их приспособлений к различным средам обитания; развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, умения учеников отвечать на проблемные  вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по  теме сообщения, развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе  конкретных примеров, развивать навыки самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой. Краткое содержание:    I. Проверка знаний об эволюционном значении ароморфозов, возникших в палеозойскую эру, по вопросам:  какие ароморфозы обеспечили выход животных и растений на сушу? Почему папоротники считают более  прогрессивной группой по сравнению с мхами, а голосеменные – по сравнению с папоротниками? В чём  усложнение строения земноводных по сравнению с рыбами, пресмыкающихся – по сравнению с  земноводными?     II. Изучение нового материала. 1. Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций  учеников и лекции учителя по мезозойской эре. Эра Период Начало Климат и среда Ароморфозы Растения Животные 2. Особенность климата мезозойской эры: иссушение и усиление континентальности. 3. Расцвет голосеменных и пресмыкающихся, их многообразие, приспособленность к жизни в условиях  засушливого климата. 4. Причины вымирания древних пресмыкающихся. 5. Ароморфозы, приведшие к возникновению покрытосеменных растений: появление цветка и плода. 6. Ароморфозы, обусловившие появление птиц: превращение передних конечностей в крылья, перьевой покров, четырёхкамерное сердце, постоянная температура тела, усложнение нервной системы. 7. Ароморфозы, приведшие к появлению млекопитающих: живорождение, выкармливание детёнышей  молоком, волосяной покров, четырёхкамерное сердце, постоянная температура тела. Оборудование: Таблицы с изображением голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся и  млекопитающих животных; научно­популярная литература о динозаврах; таблицы и рисунки,  иллюстрирующие многообразие рептилий мезозоя; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов  растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CD­ROM Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации учеников «Жизнь в мезозойскую эру»;  мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности»; компьютер с  мультимедиа; геохронологическая таблица. Дидактические задания к уроку: 1. Вставьте недостающие слова. В начале мезозойской эры на Земле протекали интенсивные горообразовательные процессы, которые привели  к появлению ___________. На большей части земного шара установился ___________ климат. К концу периода возрастает  _____________ климата. Он становится более _________. 2. Вставьте недостающие слова и закончите предложение. Мезозойскую эру называют эрой господства _____________ растений и ____ __________ животных, так как _______________________________________. 3. Закончите предложение. В мезозойскую эру впервые появились ______________ растения, которые заняли господствующее положение на Земле. Их ароморфозы: ____________ _________________________________________________________________. 4. Назовите группы беспозвоночных животных, достигших наибольшего расцвета в мезозойскую  эру. Почему меловой период так назван? 5. Археоптерикс – переходная форма, сочетающая черты пресмыкающихся животных и птиц.  Назовите особенности птиц и пресмыкающихся, которые они имели. Данные занесите в  таблицу. Черты пресмыкающихся. Черты птиц. 6.Укажите, какие из перечисленных признаков птиц можно считать ароморфозами, а какие ­   идиоадаптациями. 1. Утрата мочевого пузыря. 2. Губчатые лёгкие. 3. Перьевой покров. 4. Вырост грудины – киль. 5. Превращение передних конечностей в крылья. 6. Роговой клюв. 7. Укорочение задней кишки. 8. Исчезновение зубов. 9. Возникновение четырёхкамерного сердца. 10. Появление постоянной температуры тела.          Выпишите вначале ароморфозы, а затем идиоадаптации.      7. Из перечисленных ниже признаков выберите и подчеркните          ароморфозы млекопитающих животных. Двойное дыхание, четырёхкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, полые кости,  пятипалая конечность, внутриутробное развитие, выкармливание детёнышей молоком, резцы, растущие в  течение всей жизни, появление лёгких, постоянная температура тела появление слепой кишки с аппендиксом. 8. Вставьте недостающие слова и закончите предложение. Млекопитающие возникли в _________________ период ________________ эры и заняли господствующее положение на Земле в настоящее время, так как  ______________________________________________________________. 9. Докажите справедливость утверждения: «Млекопитающие не могли занять господствующее  положение сразу после своего возникновения». 10. Назовите основные гипотезы вымирания динозавров. Домашнее задание: §18; 1. 2. Ответить на вопросы на стр. 92. 3. 1 ученику  подготовить презентацию по теме: «Жизнь в кайнозойскую  эру». 4. Подготовиться к итоговому тесту по теме: «Развитие органического мира». Урок №   Жизнь в кайнозойскую эру. Цель: формирование знаний учеников об эволюции растений и животных в кайнозойскую эру, обоснование  эволюционного значения основных итогов развития жизни в кайнозое. Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в кайнозойскую эру, выяснить, почему кайнозой называется эрой новой жизни; формировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей  органического мира на протяжении кайнозойской эры, охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в  растительном и животном мире, углубить знания об их эволюционной роли; развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, умения учеников отвечать на проблемные  вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по  теме сообщения, развивать навыки систематизации знаний о закономерностях развития жизни на Земле. Краткое содержание:    I. Проверка знаний о развитии органического мира в мезозойскую эру по вопросам: какое значение в  развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода? Какие особенности строения  позволили покрытосеменным, птицам и млекопитающим занять господствующее положение на Земле? II. Изучение нового материала. 1. Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций  учеников и лекции учителя по кайнозойской эре. Эра Период Начало Климат и среда Ароморфозы Растения Животные 2. Климатические и геологические особенности Земли в кайнозойскую эру: начало ледникового  периода. 3. Господствующее положение насекомых, птиц, млекопитающих и покрытосеменных растений на  Земле. 4. Эволюция по пути идиоадаптаций. Идиоадаптации у покрытосеменных растений: приспособления к  опылению, распространению плодов и семян, к жизни в различных средах. 5. Идиоадаптации у птиц и млекопитающих. 6. Обобщение и систематизация знаний о развитии жизни на Земле. Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие развитие кровеносной системы позвоночных животных,  многообразие птиц, млекопитающих, покрытосеменных растений; модели головного мозга позвоночных  животных; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие  органического мира»;  Дидактические задания к уроку: 1. Составьте схему эволюции растительного мира на Земле. 2. Составьте схему эволюции животного мира на Земле. 3. Заполните таблицу «Ароморфозы у растений». Отдел растений. Ароморфозы. Водоросли Мхи Папоротникообразные Голосеменные Покрытосеменные 4. Заполните таблицу «Ароморфозы у животных». Тип и класс животных. Ароморфозы. Кишечнополостные Плоские черви Кольчатые черви Членистоногие Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие 5. Выполните тест по теме «Развитие органического мира».           Выбрать 1 вариант ответа.      1. Жизнь на Земле существует: 1. 2. 3. 4. 1 млрд. лет; 2,5 млрд. лет; 2 млрд. лет; 3,5 млрд. лет.  2. Одним из главных ароморфозов архейской эры было появление: 3. Господствующей группой животных в протерозойскую эру были: 1. фотосинтеза; 2. 3. 4. корня; семени; плода. 1. 2. 3. 4. рыбы; беспозвоночные; земноводные; пресмыкающиеся. 1. 2. 3. 4. кембрии; ордовике; силуре; девоне. 4. Выход растений на сушу произошёл в: 5. Первыми наземными споровыми растениями были: 1. мхи; 2. 3. 4. папоротники; псилофиты; плауны. 6. Первое земноводное животное называлось: 1. 2. стегоцефал; динозавр; 7. Впервые семенами стали размножаться: 3. 4. археоптерикс; зверозубая рептилия. голосеменные; покрытосеменные; семенные папоротники; 1. 2. 3. 4. мхи. 8. Выход позвоночных животных на сушу произошёл в: 9. Мезозойскую эру называют эрой господства: 10. Расцвет пресмыкающихся произошёл в: 1. 2. 3. 4. кембрии; девоне; карбоне; перми. пресмыкающихся; рыб; 1. 2. 3. млекопитающих; 4. птиц. карбоне; 1. 2. юре; 3. 4. третичном периоде; кайнозойской эре. 11. Основным ароморфозом папоротников является: 1. 2. 3. 4. дифференцировка тканей; появление корня; размножение спорами; появление листа. 12. Расцвет покрытосеменных растений совпал с расцветом: 13. Сокращение голосеменных растений наступает в: 14. Трилобиты были широко распространены: насекомых; рептилий; папоротников; 1. 2. 3. 4. млекопитающих; 1. 2. 3. 4. конце мезозоя; конце палеозоя; начале кайнозоя; начале мезозоя. 1. протерозое; 2. палеозое; 3. мезозое; 4. кайнозое. 1. 2. 3. 4. птеродактиль; иностранцевия; археоптерикс; рамфоринг. 15. Переходной формой между рептилиями и птицами является: 16. Впервые лёгочное дыхание у позвоночных появилось у: 17. Появление различных форм и окрасок цветков связано: 1. 2. 3. 4. кистепёрой рыбы; бесчелюстной рыбы; земноводных; пресмыкающихся. 1. 2. 3. 4. биологическим прогрессом; ароморфозом; идиоадаптацией; общей дегенерацией. 1. 2. протерозое; палеозое; 18. Первые млекопитающие животные появились: 19. Первые цветковые растения появились: 3. кайнозое; 4. мезозое. протерозое; 1. палеозое; 2. 3. кайнозое; 4. мезозое. 1. 2. 3. 4. челюстей; обтекаемой формы тела; органов боковой линии; лёгких. 1. 2. 3. 4. лёгких; голой кожи; размножения в воде; четырёхкамерного сердца. 20. Ароморфозом рыб можно считать появление у них: 21. Ароморфозом земноводных можно считать появление у них: 22. 23.  Ароморфозом пресмыкающихся можно считать появление у них: 1. 2. 3. 4. четырёхкамерного сердца; плотных оболочек и запаса питательных веществ в яйце; губчатых лёгких; третьего века.  Ароморфозом птиц можно считать появление у них: 24. Ароморфозом млекопитающих можно считать появление у них: 1. 2. 3. 4. двойного дыхания; постоянной температуры тела; полых костей; внутреннего оплодотворения. 1. 2. 3. 4. волосяного покрова; альвеолярных лёгких; внутреннего оплодотворения; запаса питательных веществ в яйце. 1. 2. 3. 4. цветка; семени; корня; побега. 25. Ароморфозом покрытосеменных растений можно считать появление у них: Правильные ответы: 1­г; 2­а; 3­б; 4­в; 5­в; 6­а; 7­в; 8­б; 9­а; 10­б; 11­б; 12­а; 13­а; 14­б; 15­в; 16­а; 17­в; 18­г;  19­г; 20­а; 21­а; 22­б; 23­б; 24­а; 25­а. Домашнее задание: 1. §19; 2. Ответить на вопросы на стр. 94. 3. 1 ученику  подготовить презентацию по теме: «Этапы эволюции человека». Урок № Происхождение человека. Цель: формирование знаний учеников о происхождении и эволюции человека. Задачи: познакомить учащихся с доказательствами происхождения человека от животных, с социальными и биологическими факторами эволюции человека, с этапами эволюции человека, дополнить и обобщить  имеющиеся у учащихся знания о человеческих расах; сформировать у учащихся систему знаний об антропогенезе, его сущности и движущих силах, сформировать убеждённость в том, что ведущую роль в становлении человека на последних этапах его эволюции играли  социальные факторы; развивать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого  сравнения, умение применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения  человека, умение использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения; развивать умения учеников отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения. Краткое содержание:    I. Проверка знаний о развитии органического мира в кайнозойскую эру по вопросам: в чём состоит  усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с  голосеменными? Благодаря каким ароморфозам и идиоадаптациям птицы, млекопитающие, насекомые,  покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?  II. Изучение нового материала. 1. Ч Дарвин о происхождении человека от животных. 2. Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей,  поведение. Сходство человека с человекообразными обезьянами. 3. Различия человека с человекообразными обезьянами. 4. Движущие силы антропогенеза. Таблица. Движущие силы антропогенеза Биологические Социальные 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Заполнение таблицы «Этапы эволюции человека» с использованием презентации ученика и  программных продуктов. Стадия эволюции Где и когда жили Особенности строения Образ жизни Орудия труда Дриопитек Австралопитек Человек умелый Питекантропы Синантропы Гейдельбергский человек Неандертальцы Кроманьонцы Австралопитековые Древнейшие люди Древние люди Люди современного типа 6. Человеческие расы. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Оборудование: Таблицы «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами», «  Предшественники человека (австралопитековые)», «Ископаемые люди», «Человеческие расы»; модель  «Происхождение человека», скелеты человека и млекопитающих, научно­популярная литература о  происхождении человека и по расовым проблемам; CD­ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентация ученика «Этапы эволюции человека»;  мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности»; компьютер с  мультимедиа. Рекомендации по использованию оборудования: 1. Таблицы висят на доске в течение всего урока. По ним ученики работают при изучении нового  материала и заполнении таблицы «Этапы эволюции человека». 2. Диск «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс» и мультимедийное приложение к учебнику 9  класса «Биология. Общие закономерности», а также презентация ученика «Этапы эволюции человека»  используются при изучении нового материала и заполнении таблицы. 3. Модель «Происхождение человека» используется для описания внешних признаков предшественников  человека. 4. Скелеты человека и млекопитающих позволяют найти сходства в строении и поговорить о единстве  происхождения человека и млекопитающих животных. 5.Научно­популярная литература о происхождении человека и по расовым проблемам выставлена на  специальном стенде. Дидактические задания к уроку: Выполните тест №1. Вместо точек подберите соответствующие слова. 1. Теория о происхождении человека ­ … . 2. Homo sapiens относится к классу … отряду … . 3. К человекообразным обезьянам относятся: … . 4. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду ­ …….. . 5. Единичное появление у человека признаков предков ­ … . 6. Речь, мышление, труд относятся к … факторам. 7. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор относятся к …  факторам. 8. Общий предок человека и человекообразных обезьян назывался … . 9. Исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью физических особенностей ­ … . 10. Наличие у человека рудиментов и атавизмов свидетельствует о происхождении человека от … . 11. Работу «Происхождение человека и половой отбор» написал … . 12. Органом и продуктом труда является … . 13. Первые орудия труда умел изготовлять … . 14. Членораздельной речью для общения начали пользоваться … . 15. Человечество образует 3 большие расы: … . Ответы: 1­антропогенез; 2­млекопитающих, приматов; 3­шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон; 4­человек  разумный; 5­атавизм; 6­социальным; 7­биологическим; 8­дриопитек; 9­раса; 10­ животных; 11­ Ч.Дарвин; 12­ рука; 13­человек умелый; 14­кроманьонцы; 15­европеоидная, монголоидная, негроидная. Выполните тест №2. Выбрать 1 вариант ответа. 1. Учёный, который первым написал, что человек произошёл от               обезьяноподобных предков: а. Дарвин; б. Ламарк; в. Линней; г. Мальтус. 2. Доказательством происхождения человека от животных является: а. борьба за существование; б. способность к абстрактному мышлению; в. большой объём мозга; г. наличие рудиментов и атавизмов. 3. К социальным факторам эволюции человека относится: а. труд; б. естественный отбор; в. наследственная изменчивость; г. борьба за существование. 4. К биологическим факторам эволюции человека относится:                 а. речь;                 б. естественный отбор;                 в. абстрактное мышление;                 г. общественный образ жизни. 5. К рудиментам относится: а. копчиковые кости; б. хвостатость у людей; в. многососковость; г. обильный волосяной покров. 6. К атавизмам относится: 1. 2. 3. 4. складка в уголке глаза; обильный волосяной покров; аппендикс; копчиковые кости. 7. Важнейшим социальным фактором эволюции человека является: 1. 2. 3. 4. абстрактное мышление; речь; общественный образ жизни; труд. 8. Эра, в которую происходил антропогенез: 1. архей; 2. мезозой; 3. палеозой; кайнозой. 4. 9. Общим предком человека и человекообразных обезьян были: 1. 2. 3. 4. дриопитеки; австралопитеки; человек умелый; питекантропы. 10.  К древнейшим людям относятся: 12. К первым людям современного типа относятся: 11. К древним людям относятся: 1. 2. 3. 4. неандертальцы; кроманьонцы; питекантропы; австралопитеки. 1. 2. 3. 4. неандертальцы; кроманьонцы; человек умелый; синантропы. 1. 2. 3. 4. неандертальцы; кроманьонцы; австралопитеки; дриопитеки. 13. Время появления древних людей: 1. 2. 3. 4. 10­12 млн. лет назад; 2 млн. лет назад; около 200 тыс. лет назад; 40 тыс. лет назад. 14. Первые орудия труда умели изготовлять: 15. К общественному образу жизни впервые перешли: 16. Искусство появилось у людей: 1. 2. 3. 4. человек умелый; дриопитеки; древнейшие люди; древние люди. 1. 2. 3. 4. австралопитеки; древнейшие люди; древние люди; современные люди. 1. 2. 3. 4. древних; древнейших; современных, австралопитеков. 1. 2. 3. 4. кроманьонцы; неандертальцы; питекантропы; синантропы. 1. мутации; изоляция; 2. 3. волны численности; свободное скрещивание. 4. 1. §20; 2. Ответить на вопросы на стр. 101. 17. От преимущественно биологической эволюции к социальной перешли: 18. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека: Ответы: 1­а; 2­г; 3­а; 4­б; 5­а; 6­б; 7­г; 8­г; 9­а; 10­в; 11­а; 12­б; 13­в; 14­а; 15­в; 16­а; 17­а; 18­а. Домашнее задание:

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.

Поурочное планирование  к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019