Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
25.05.2019
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Цель: ознакомление учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.
Задачи: познакомить учащихся с историей взглядов на происхождение жизни на Земле, с современными представлениями о происхождении планеты Земля, с современными гипотезами происхождения жизни;
начать формировать систему понятий о возникновении жизни естественным путём, раскрыть место биологической эволюции в общем процессе развития материального мира;
развивать умения работать с кинофильмом, составлять таблицы, делать выводы на основе работы с проблемными вопросами.
консп.ур.11кл. эволюция земли.doc
Поурочное планирование
к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина
«БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС».
Тема: «Эволюция живого мира на Земле».
Уроки 16 – 21. Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Урок №16
Цель: ознакомление учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.
Задачи: познакомить учащихся с историей взглядов на происхождение жизни на Земле, с современными
представлениями о происхождении планеты Земля, с современными гипотезами происхождения жизни;
начать формировать систему понятий о возникновении жизни естественным путём, раскрыть место
биологической эволюции в общем процессе развития материального мира;
развивать умения работать с кинофильмом, составлять таблицы, делать выводы на основе работы с
проблемными вопросами.
Краткое содержание:
I. Проверка знаний об уровнях организации живой материи, о признаках живых организмов. Ученики
вспоминают определение жизни, данное Ф.Энгельсом и сравнивают его с современным.
II. Изучение нового материала.
1. История взглядов на возникновение жизни на Земле. Биогенез и абиогенез.
2. Гипотеза самозарождения. Работы Франческо Реди и Луи Пастера.
3. Религиозные представления.
4. Гипотезы вечности жизни.
5. Условия появления жизни на Земле. Работы О.Ю.Шмидта.
6. Этапы появления жизни на Земле по гипотезе А.И.Опарина.
Оборудование: таблицы по общей биологии, кинофильм «Возникновение жизни на Земле», дидактическое
пособие «Происхождение жизни на Земле», самодельные схемы, рисунки, отображающие опыты, взгляды
учёных на возникновение жизни, портреты А.И.Опарина, О.Ю.Шмидта, мультимедийное приложение к
учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс».
Рекомендации по использованию оборудования:
1. Таблицы, схемы и рисунки висят на доске в течение всего урока.
2. Из фильма «Возникновение жизни на Земле» используются отдельные кадры о начальных этапах
эволюции.
3. Мультимедийное приложение используется в ходе лекции по новому материалу.
Дидактические задания к уроку:
1.
Заполните в тетради таблицу:
Теории
Имена учёных
Характеристика теорий
I. Биогенез
II. Абиогенез
2.
Заполните в тетради таблицу:
Стадии развития
I. Звёздная 6 млрд.лет
II. Планетарная
3,56 млрд. лет
III. Биогенез
менее 4 млрд. лет
Условия и процессы
t > 1000
Состав:
t = 1000 и ниже
1. Первичная атмосфера:
2. Первичный океан:
1. Образование первичного
бульона
2. Образование коацерватов
3. Образование мембран
4. Появление обмена веществ
5. Воспроизведение
Характеристика процессов
3. Перечислите основные источники энергии, под действием которых в первичной атмосфере протекали
химические реакции между её компонентами.
Закончите предложение:
4. В космических объектах обнаружены органические соединения. Это свидетельствует о
возможности_____________________________________
5. Выберите правильный ответ на вопрос.
Как называются частицы, самопроизвольно образующиеся в растворах высокомолекулярных
органических веществ?
Ответ: прокариоты, вирусы, коацерваты, кристаллы, эукариоты, аэробы.
6. Можно ли коацерватов считать настоящими живыми организмами? Ответ обоснуйте.
7. Закончите предложение:
Веществами, составлявшими основу первичных биомембран были ____
__________________________________________________________________
8. В чём положительные и отрицательные стороны гипотезы вечности жизни?
9. Доказана ли опытным путём гипотеза Опарина?
10. Докажите невозможность самозарождения жизни в современных условиях.
Домашнее задание:
1.
2.
3.
§14;
повторить §12;
2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в архейскую эру», «Жизнь в протерозойскую
эру». Урок № Начальные этапы развития жизни на Земле.
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
Цель: формирование знаний учащихся об основных ароморфозах животных и растений в эру древнейшей и
ранней жизни.
Задачи: познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле, создать представление о «ленте
времени», разделённой на эры и периоды, изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и
протерозойскую эру;
сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в архейскую и протерозойскую эры,
раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира;
развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, отвечать на проблемные вопросы по данной
теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
Краткое содержание:
I. Проверка знаний о гипотезах происхождения жизни на Земле, о доказательствах невозможности
самозарождения, об условиях и этапах появления жизни на Земле по гипотезе А.И.Опарина, о признаках
первых живых организмов. Охарактеризуйте признаки первых живых организмов по плану – строение,
тип питания, способ дыхания. Какое значение для дальнейшей эволюции имело появление фотосинтеза?
II. Изучение нового материала.
1. Деление истории Земли на самые длительные промежутки времени – эры; деление эр на периоды.
2.
Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций
учеников и лекции учителя.
Эра
Период
Начало
Климат и
среда
Ароморфозы
Растения
Животные
3. Климатические и геологические особенности Земли в архейскую эру: жаркий и влажный климат,
бескислородная атмосфера.
4. Господство бактерий и цианобактерий. Важнейшие ароморфозы: половой процесс,
многоклеточность, фотосинтез, появление клеточного ядра – их значение.
5. Условия, господствующие на Земле в протерозойскую эру: формирование климатических поясов,
появление кислорода в атмосфере, сезонные изменения климата.
6. Ароморфозы в протерозойскую эру: появление двусторонней симметрии тела и мышц у плоских
червей; расчленение тела на сегменты у кольчатых червей; появление членистых конечностей,
хитинового покрова, трахей у членистоногих.
7. Появление хорды – ароморфоз, обусловивший повышение уровня организации животных.
Оборудование: Таблица с изображением всех типов беспозвоночных животных, водорослей; коллекции
«Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CD
ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации
учеников «Жизнь в архейскую эру», «Жизнь в протерозойскую эру».
Дидактические задания к уроку:
Из предложенного списка выберите правильные утверждения.
1. Жизнь на Земле существует 2 млрд. лет.
2. По современным научным представлениям, жизнь на Земле возникла в верхних слоях атмосферы.
3. Климат в архейскую эру был жаркий, влажный, бескислородная атмосфера.
4. Первыми на Земле появились эукариоты: бактерии и цианобактерии.
5. Крупнейшим ароморфозом архейской эры явилось появление полового процесса. 6. Появление фотосинтеза разделило живые организмы на 2 царства: растения и животные.
7. Первые живые организмы на Земле по способу питания были автотрофами.
8. В протерозойскую эру произошёл выход на сушу беспозвоночных животных.
9. Единственными растениями, господствующими в протерозойскую эру, были водоросли.
10. В протерозойскую эру возникли основные типы беспозвоночных животных.
11. Трилобиты – это вымершие пресмыкающиеся животные.
12. В протерозойскую эру предположительно появились первые хордовые животные.
Правильные ответы: 3,5,6,9,10,12.
Карточка №1
1. Какими были первые живые организмы на Земле?
2. Каково общее направление развития растительного мира в протерозое?
Карточка №2
1. Назовите основные ароморфозы организмов архейской эры.
2. Каково общее направление развития животного мира в протерозое?
Домашнее задание:
§16;
1.
2. Ответить на вопросы на стр. 81.
3.
2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в раннем палеозое (кембрий, ордовик,
силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)».
Урок № Жизнь в палеозойскую эру.
Цель: формирование знаний учеников об ароморфозах у растений и животных в палеозойскую эру,
раскрытие их значения для дальнейшей эволюции органического мира.
Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в палеозойскую эру, убедить
учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь
исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути;
сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в палеозойскую эру, раскрыть
условия и особенности выхода растений и животных на сушу, раскрыть их значение для дальнейшей
эволюции органического мира;
развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, отвечать на проблемные вопросы по данной
теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения,
умения обобщать фактический материал и заносить краткие данные в таблицу, умение работать с коллекцией
«Формы сохранности ископаемых видов растений и животных».
Краткое содержание:
I. Проверка знаний об эволюционном значении ароморфозов, возникших в архейскую и протерозойскую эры
по вопросам: какое значение имели ароморфозы: появление оформленного ядра, полового процесса,
многоклеточности, аэробного дыхания? Какие ароморфозы обеспечили эволюцию животных в
протерозойскую эру? Каково значение этих ароморфозов?
II. Изучение нового материала.
1.
Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций
учеников и лекции учителя по палеозойской эре.
Эра
Период
Начало
Климат и
среда
Ароморфозы
Растения
Животные
2. Климатические и геологические особенности Земли в палеозойскую эру: формирование
климатических поясов, наступление ледника, горообразовательные процессы и увеличение площади
суши.
3. Ароморфозы, обеспечивающие выход растений на сушу. Усложнение мхов и псилофитов по
сравнению с водорослями: появление покровной, механической и проводящей тканей, стеблей,
листьев, ризоидов.
4. Ароморфозы, обусловившие появление папоротникообразных: проводящие ткани, корневая система.
5. Ароморфозы, обусловившие появление голосеменных: внутреннее оплодотворение, появление
семени с запасом питательных веществ.
6. Ароморфозы, способствующие появлению рыб: челюсти, плавники, жабры, двухкамерное сердце.
7. Ароморфозы, обусловившие появление земноводных: пятипалая конечность, лёгочное дыхание,
трёхкамерное сердце.
8. Ароморфозы, способствующие появлению пресмыкающихся: внутреннее оплодотворение, плотные
оболочки и запас питательных веществ в яйце, роговые покровы, развитые лёгкие.
Оборудование: Таблицы с изображением водорослей, псилофитов, папоротников, голосеменных, рыб,
земноводных, пресмыкающихся; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CDROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки
биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации учеников «Жизнь в раннем палеозое (кембрий, ордовик,
силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)».
Рекомендации по использованию оборудования:
1. Таблицы висят на доске в течение всего урока.
2. Диск «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс» и презентации учеников «Жизнь в раннем
палеозое (кембрий, ордовик, силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)»
используются при изучении нового материала и заполнении таблицы.
3. Коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных» используются для
выполнения лабораторной работы. Ученики рассматривают формы сохранности и данные заносят в
таблицу.
Дидактические задания к уроку:
Тест по теме: «Развитие органического мира в палеозойскую эру».
Выбрать 1 вариант ответа.
1. Выход растений на сушу произошёл в:
кембрии;
силуре;
девоне.
2. Трилобиты – это:
древние ракообразные;
первые наземные животные;
кистепёрые рыбы.
3. Первыми наземными споровыми растениями были:
1. мхи;
2.
3.
папоротники;
псилофиты.
4. Важнейшим ароморфозом рыб можно считать:
появление челюстей;
обтекаемую форму тела;
возникновение боковой линии.
5. Первые наземные позвоночные животные произошли от:
6. Первое земноводное животное называлось:
7. Впервые семенами стали размножаться:
лучепёрых рыб;
кистепёрых рыб;
двоякодышащих рыб.
трилобит;
иностранцевия;
стегоцефал.
голосеменные;
семенные папоротники;
покрытосеменные.
девоне;
карбоне;
перми.
девоне;
карбоне;
перми.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
8. Выход позвоночных животных на сушу произошёл в:
9. Основные запасы каменного угля образовались в:
10.
Ароморфозом голосеменных растений является появление:
семени с запасом питательных веществ;
плода;
корня.
11. Ароморфозом земноводных является появление:
голой кожи;
двухкамерного сердца;
пятипалой конечности.
12. Ароморфозом пресмыкающихся является появление:
внутреннего оплодотворения; 2.
3.
трёхкамерного сердца;
двойного дыхания.
Правильные ответы: 1б; 2а; 3в; 4а; 5б; 6в; 7б; 8а; 9б; 10а; 11в; 12а.
Домашнее задание:
§17;
1.
2. Ответить на вопросы на стр. 88.
3.
2 ученикам подготовить презентации по темам: «Жизнь в мезозойскую эру».
Урок №
Жизнь в мезозойскую эру.
Цель: формирование знаний учеников об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрытие
их значения для дальнейшей эволюции органического мира.
Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в мезозойскую эру, убедить
учащихся в том, что процесс исторического развития животных и растений в мезозойскую эру подчинялся
естественным биологическим закономерностям;
сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их
значение для дальнейшей эволюции органического мира, продолжить формирование понятия «главные
направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира мезозоя, начать формирование
понятия об идиоадаптациях древних пресмыкающихся как их приспособлений к различным средам обитания;
развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, умения учеников отвечать на проблемные
вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по
теме сообщения, развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе
конкретных примеров, развивать навыки самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
Краткое содержание:
I. Проверка знаний об эволюционном значении ароморфозов, возникших в палеозойскую эру, по вопросам:
какие ароморфозы обеспечили выход животных и растений на сушу? Почему папоротники считают более
прогрессивной группой по сравнению с мхами, а голосеменные – по сравнению с папоротниками? В чём
усложнение строения земноводных по сравнению с рыбами, пресмыкающихся – по сравнению с
земноводными?
II. Изучение нового материала.
1.
Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций
учеников и лекции учителя по мезозойской эре.
Эра
Период
Начало
Климат и
среда
Ароморфозы
Растения
Животные
2. Особенность климата мезозойской эры: иссушение и усиление континентальности.
3. Расцвет голосеменных и пресмыкающихся, их многообразие, приспособленность к жизни в условиях
засушливого климата.
4. Причины вымирания древних пресмыкающихся.
5. Ароморфозы, приведшие к возникновению покрытосеменных растений: появление цветка и плода.
6. Ароморфозы, обусловившие появление птиц: превращение передних конечностей в крылья, перьевой
покров, четырёхкамерное сердце, постоянная температура тела, усложнение нервной системы. 7. Ароморфозы, приведшие к появлению млекопитающих: живорождение, выкармливание детёнышей
молоком, волосяной покров, четырёхкамерное сердце, постоянная температура тела.
Оборудование: Таблицы с изображением голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся и
млекопитающих животных; научнопопулярная литература о динозаврах; таблицы и рисунки,
иллюстрирующие многообразие рептилий мезозоя; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов
растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; CDROM Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентации учеников «Жизнь в мезозойскую эру»;
мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности»; компьютер с
мультимедиа; геохронологическая таблица.
Дидактические задания к уроку:
1. Вставьте недостающие слова.
В начале мезозойской эры на Земле протекали интенсивные горообразовательные процессы, которые привели
к появлению ___________.
На большей части земного шара установился ___________ климат. К концу периода возрастает
_____________ климата. Он становится более _________.
2. Вставьте недостающие слова и закончите предложение.
Мезозойскую эру называют эрой господства _____________ растений и ____
__________ животных, так как _______________________________________.
3. Закончите предложение.
В мезозойскую эру впервые появились ______________ растения, которые заняли господствующее положение
на Земле. Их ароморфозы: ____________
_________________________________________________________________.
4. Назовите группы беспозвоночных животных, достигших наибольшего расцвета в мезозойскую
эру. Почему меловой период так назван?
5. Археоптерикс – переходная форма, сочетающая черты пресмыкающихся животных и птиц.
Назовите особенности птиц и пресмыкающихся, которые они имели. Данные занесите в
таблицу.
Черты пресмыкающихся.
Черты птиц.
6.Укажите, какие из перечисленных признаков птиц можно считать ароморфозами, а какие
идиоадаптациями.
1. Утрата мочевого пузыря.
2. Губчатые лёгкие.
3. Перьевой покров.
4. Вырост грудины – киль.
5. Превращение передних конечностей в крылья.
6. Роговой клюв.
7. Укорочение задней кишки.
8. Исчезновение зубов.
9. Возникновение четырёхкамерного сердца.
10. Появление постоянной температуры тела.
Выпишите вначале ароморфозы, а затем идиоадаптации.
7. Из перечисленных ниже признаков выберите и подчеркните
ароморфозы млекопитающих животных.
Двойное дыхание, четырёхкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, полые кости,
пятипалая конечность, внутриутробное развитие, выкармливание детёнышей молоком, резцы, растущие в
течение всей жизни, появление лёгких, постоянная температура тела появление слепой кишки с аппендиксом.
8. Вставьте недостающие слова и закончите предложение.
Млекопитающие возникли в _________________ период ________________
эры и заняли господствующее положение на Земле в настоящее время, так как
______________________________________________________________.
9. Докажите справедливость утверждения: «Млекопитающие не могли занять господствующее
положение сразу после своего возникновения».
10. Назовите основные гипотезы вымирания динозавров.
Домашнее задание:
§18;
1.
2. Ответить на вопросы на стр. 92.
3.
1 ученику подготовить презентацию по теме: «Жизнь в кайнозойскую эру».
4. Подготовиться к итоговому тесту по теме: «Развитие органического мира». Урок № Жизнь в кайнозойскую эру.
Цель: формирование знаний учеников об эволюции растений и животных в кайнозойскую эру, обоснование
эволюционного значения основных итогов развития жизни в кайнозое.
Задачи: познакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в кайнозойскую эру, выяснить,
почему кайнозой называется эрой новой жизни;
формировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей
органического мира на протяжении кайнозойской эры, охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в
растительном и животном мире, углубить знания об их эволюционной роли;
развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, умения учеников отвечать на проблемные
вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по
теме сообщения, развивать навыки систематизации знаний о закономерностях развития жизни на Земле.
Краткое содержание:
I. Проверка знаний о развитии органического мира в мезозойскую эру по вопросам: какое значение в
развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода? Какие особенности строения
позволили покрытосеменным, птицам и млекопитающим занять господствующее положение на Земле?
II. Изучение нового материала.
1.
Заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентаций
учеников и лекции учителя по кайнозойской эре.
Эра
Период
Начало
Климат и
среда
Ароморфозы
Растения
Животные
2. Климатические и геологические особенности Земли в кайнозойскую эру: начало ледникового
периода.
3. Господствующее положение насекомых, птиц, млекопитающих и покрытосеменных растений на
Земле. 4. Эволюция по пути идиоадаптаций. Идиоадаптации у покрытосеменных растений: приспособления к
опылению, распространению плодов и семян, к жизни в различных средах.
5. Идиоадаптации у птиц и млекопитающих.
6. Обобщение и систематизация знаний о развитии жизни на Земле.
Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие развитие кровеносной системы позвоночных животных,
многообразие птиц, млекопитающих, покрытосеменных растений; модели головного мозга позвоночных
животных; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие
органического мира»;
Дидактические задания к уроку:
1. Составьте схему эволюции растительного мира на Земле.
2. Составьте схему эволюции животного мира на Земле.
3.
Заполните таблицу «Ароморфозы у растений».
Отдел растений.
Ароморфозы.
Водоросли
Мхи
Папоротникообразные
Голосеменные
Покрытосеменные
4.
Заполните таблицу «Ароморфозы у животных».
Тип и класс животных.
Ароморфозы.
Кишечнополостные
Плоские черви
Кольчатые черви
Членистоногие
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
5. Выполните тест по теме «Развитие органического мира».
Выбрать 1 вариант ответа.
1. Жизнь на Земле существует:
1.
2.
3.
4.
1 млрд. лет;
2,5 млрд. лет;
2 млрд. лет;
3,5 млрд. лет.
2. Одним из главных ароморфозов архейской эры было появление:
3. Господствующей группой животных в протерозойскую эру были:
1. фотосинтеза;
2.
3.
4.
корня;
семени;
плода.
1.
2.
3.
4.
рыбы;
беспозвоночные;
земноводные;
пресмыкающиеся.
1.
2.
3.
4.
кембрии;
ордовике;
силуре;
девоне.
4. Выход растений на сушу произошёл в:
5. Первыми наземными споровыми растениями были:
1. мхи;
2.
3.
4.
папоротники;
псилофиты;
плауны.
6. Первое земноводное животное называлось:
1.
2.
стегоцефал;
динозавр; 7. Впервые семенами стали размножаться:
3.
4.
археоптерикс;
зверозубая рептилия.
голосеменные;
покрытосеменные;
семенные папоротники;
1.
2.
3.
4. мхи.
8. Выход позвоночных животных на сушу произошёл в:
9. Мезозойскую эру называют эрой господства:
10. Расцвет пресмыкающихся произошёл в:
1.
2.
3.
4.
кембрии;
девоне;
карбоне;
перми.
пресмыкающихся;
рыб;
1.
2.
3. млекопитающих;
4.
птиц.
карбоне;
1.
2. юре;
3.
4.
третичном периоде;
кайнозойской эре.
11. Основным ароморфозом папоротников является:
1.
2.
3.
4.
дифференцировка тканей;
появление корня;
размножение спорами;
появление листа.
12. Расцвет покрытосеменных растений совпал с расцветом:
13. Сокращение голосеменных растений наступает в:
14. Трилобиты были широко распространены:
насекомых;
рептилий;
папоротников;
1.
2.
3.
4. млекопитающих;
1.
2.
3.
4.
конце мезозоя;
конце палеозоя;
начале кайнозоя;
начале мезозоя.
1.
протерозое;
2.
палеозое;
3. мезозое;
4.
кайнозое.
1.
2.
3.
4.
птеродактиль;
иностранцевия;
археоптерикс;
рамфоринг.
15. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
16. Впервые лёгочное дыхание у позвоночных появилось у:
17. Появление различных форм и окрасок цветков связано:
1.
2.
3.
4.
кистепёрой рыбы;
бесчелюстной рыбы;
земноводных;
пресмыкающихся.
1.
2.
3.
4.
биологическим прогрессом;
ароморфозом;
идиоадаптацией;
общей дегенерацией.
1.
2.
протерозое;
палеозое;
18. Первые млекопитающие животные появились: 19. Первые цветковые растения появились:
3.
кайнозое;
4. мезозое.
протерозое;
1.
палеозое;
2.
3.
кайнозое;
4. мезозое.
1.
2.
3.
4.
челюстей;
обтекаемой формы тела;
органов боковой линии;
лёгких.
1.
2.
3.
4.
лёгких;
голой кожи;
размножения в воде;
четырёхкамерного сердца.
20. Ароморфозом рыб можно считать появление у них:
21. Ароморфозом земноводных можно считать появление у них:
22.
23.
Ароморфозом пресмыкающихся можно считать появление у них:
1.
2.
3.
4.
четырёхкамерного сердца;
плотных оболочек и запаса питательных веществ в яйце;
губчатых лёгких;
третьего века.
Ароморфозом птиц можно считать появление у них:
24. Ароморфозом млекопитающих можно считать появление у них:
1.
2.
3.
4.
двойного дыхания;
постоянной температуры тела;
полых костей;
внутреннего оплодотворения.
1.
2.
3.
4.
волосяного покрова;
альвеолярных лёгких;
внутреннего оплодотворения;
запаса питательных веществ в яйце.
1.
2.
3.
4.
цветка;
семени;
корня;
побега.
25. Ароморфозом покрытосеменных растений можно считать появление у них:
Правильные ответы: 1г; 2а; 3б; 4в; 5в; 6а; 7в; 8б; 9а; 10б; 11б; 12а; 13а; 14б; 15в; 16а; 17в; 18г;
19г; 20а; 21а; 22б; 23б; 24а; 25а.
Домашнее задание:
1. §19;
2. Ответить на вопросы на стр. 94.
3.
1 ученику подготовить презентацию по теме: «Этапы эволюции человека». Урок №
Происхождение человека.
Цель: формирование знаний учеников о происхождении и эволюции человека.
Задачи: познакомить учащихся с доказательствами происхождения человека от животных, с социальными и
биологическими факторами эволюции человека, с этапами эволюции человека, дополнить и обобщить
имеющиеся у учащихся знания о человеческих расах;
сформировать у учащихся систему знаний об антропогенезе, его сущности и движущих силах, сформировать
убеждённость в том, что ведущую роль в становлении человека на последних этапах его эволюции играли
социальные факторы;
развивать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого
сравнения, умение применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения
человека, умение использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения; развивать умения учеников отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных
продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
Краткое содержание:
I. Проверка знаний о развитии органического мира в кайнозойскую эру по вопросам: в чём состоит
усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с
голосеменными? Благодаря каким ароморфозам и идиоадаптациям птицы, млекопитающие, насекомые,
покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?
II. Изучение нового материала.
1. Ч Дарвин о происхождении человека от животных.
2. Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей,
поведение. Сходство человека с человекообразными обезьянами.
3. Различия человека с человекообразными обезьянами.
4. Движущие силы антропогенеза. Таблица.
Движущие силы антропогенеза
Биологические
Социальные
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Заполнение таблицы «Этапы эволюции человека» с использованием презентации ученика и
программных продуктов.
Стадия эволюции
Где и когда жили
Особенности
строения
Образ жизни
Орудия
труда
Дриопитек
Австралопитек
Человек умелый
Питекантропы
Синантропы
Гейдельбергский человек
Неандертальцы
Кроманьонцы
Австралопитековые
Древнейшие люди
Древние люди
Люди современного типа
6. Человеческие расы. Равноценность и генетическое единство человеческих рас.
Оборудование: Таблицы «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами», «
Предшественники человека (австралопитековые)», «Ископаемые люди», «Человеческие расы»; модель
«Происхождение человека», скелеты человека и млекопитающих, научнопопулярная литература о
происхождении человека и по расовым проблемам; CDROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
«Уроки биологии. Общая биология. 11 класс»; презентация ученика «Этапы эволюции человека»;
мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности»; компьютер с
мультимедиа.
Рекомендации по использованию оборудования:
1. Таблицы висят на доске в течение всего урока. По ним ученики работают при изучении нового
материала и заполнении таблицы «Этапы эволюции человека».
2. Диск «Уроки биологии. Общая биология. 11 класс» и мультимедийное приложение к учебнику 9
класса «Биология. Общие закономерности», а также презентация ученика «Этапы эволюции человека»
используются при изучении нового материала и заполнении таблицы.
3. Модель «Происхождение человека» используется для описания внешних признаков предшественников
человека.
4. Скелеты человека и млекопитающих позволяют найти сходства в строении и поговорить о единстве
происхождения человека и млекопитающих животных.
5.Научнопопулярная литература о происхождении человека и по расовым проблемам выставлена на
специальном стенде.
Дидактические задания к уроку:
Выполните тест №1.
Вместо точек подберите соответствующие слова. 1. Теория о происхождении человека … .
2. Homo sapiens относится к классу … отряду … .
3. К человекообразным обезьянам относятся: … .
4. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду …….. .
5. Единичное появление у человека признаков предков … .
6. Речь, мышление, труд относятся к … факторам.
7. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор относятся к …
факторам.
8. Общий предок человека и человекообразных обезьян назывался … .
9. Исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью физических особенностей
… .
10. Наличие у человека рудиментов и атавизмов свидетельствует о происхождении человека от … .
11. Работу «Происхождение человека и половой отбор» написал … .
12. Органом и продуктом труда является … .
13. Первые орудия труда умел изготовлять … .
14. Членораздельной речью для общения начали пользоваться … .
15. Человечество образует 3 большие расы: … .
Ответы: 1антропогенез; 2млекопитающих, приматов; 3шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон; 4человек
разумный; 5атавизм; 6социальным; 7биологическим; 8дриопитек; 9раса; 10 животных; 11 Ч.Дарвин; 12
рука; 13человек умелый; 14кроманьонцы; 15европеоидная, монголоидная, негроидная.
Выполните тест №2.
Выбрать 1 вариант ответа.
1. Учёный, который первым написал, что человек произошёл от
обезьяноподобных предков:
а. Дарвин;
б. Ламарк;
в. Линней;
г. Мальтус.
2. Доказательством происхождения человека от животных является:
а. борьба за существование;
б. способность к абстрактному мышлению;
в. большой объём мозга;
г. наличие рудиментов и атавизмов.
3. К социальным факторам эволюции человека относится:
а. труд;
б. естественный отбор;
в. наследственная изменчивость;
г. борьба за существование.
4. К биологическим факторам эволюции человека относится:
а. речь;
б. естественный отбор;
в. абстрактное мышление;
г. общественный образ жизни.
5. К рудиментам относится:
а. копчиковые кости;
б. хвостатость у людей;
в. многососковость;
г. обильный волосяной покров.
6. К атавизмам относится:
1.
2.
3.
4.
складка в уголке глаза;
обильный волосяной покров;
аппендикс;
копчиковые кости.
7. Важнейшим социальным фактором эволюции человека является:
1.
2.
3.
4.
абстрактное мышление;
речь;
общественный образ жизни;
труд.
8. Эра, в которую происходил антропогенез:
1.
архей; 2. мезозой;
3.
палеозой;
кайнозой.
4.
9. Общим предком человека и человекообразных обезьян были:
1.
2.
3.
4.
дриопитеки;
австралопитеки;
человек умелый;
питекантропы.
10.
К древнейшим людям относятся:
12. К первым людям современного типа относятся:
11. К древним людям относятся:
1.
2.
3.
4.
неандертальцы;
кроманьонцы;
питекантропы;
австралопитеки.
1.
2.
3.
4.
неандертальцы;
кроманьонцы;
человек умелый;
синантропы.
1.
2.
3.
4.
неандертальцы;
кроманьонцы;
австралопитеки;
дриопитеки.
13. Время появления древних людей:
1.
2.
3.
4.
1012 млн. лет назад;
2 млн. лет назад;
около 200 тыс. лет назад;
40 тыс. лет назад.
14. Первые орудия труда умели изготовлять:
15. К общественному образу жизни впервые перешли:
16. Искусство появилось у людей:
1.
2.
3.
4.
человек умелый;
дриопитеки;
древнейшие люди;
древние люди.
1.
2.
3.
4.
австралопитеки;
древнейшие люди;
древние люди;
современные люди.
1.
2.
3.
4.
древних;
древнейших;
современных,
австралопитеков.
1.
2.
3.
4.
кроманьонцы;
неандертальцы;
питекантропы;
синантропы.
1. мутации;
изоляция;
2.
3.
волны численности;
свободное скрещивание.
4.
1. §20;
2. Ответить на вопросы на стр. 101.
17. От преимущественно биологической эволюции к социальной перешли:
18. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека:
Ответы: 1а; 2г; 3а; 4б; 5а; 6б; 7г; 8г; 9а; 10в; 11а; 12б; 13в; 14а; 15в; 16а; 17а; 18а.
Домашнее задание:
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Поурочное планирование к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 9 КЛАСС». Тема: «Эволюция живого мира на Земле». Уроки 16 – 21.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.