Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Оценка 4.8

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология +1
5 кл—6 кл
04.03.2018
Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
стебель как часть побега.docx
Дата: 6.11.2017г.___________________________ Класс: 6д, е Тема урока: Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных  веществ.  Цель: Знакомство со стеблем растения в качестве основной части побега. Образовательные: актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о  внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им  функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля; дать представление о  тканях стебля. Развивающие: развитие умений находить причины и условия роста стебля в длину и  толщину.;развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь; развивать умение работать  самостоятельно и в группах, умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе как целостному организму. Тип урока: комбированный. Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: таблица «Внешнее и внутреннее строение стебля», комнатные растения, ветки деревьев, поперечные спилы с 5­10 годичных веток деревьев. Ход урока  1. Орг.момент  2. Проверка домашнего задания (работа по группам)  1 группа – внутреннее строение почки (таблица)  2 группа – виды почек (таблица)  3 группа – расположение листьев на стебле (таблица), простые и сложные листья (таблица)  Биологический диктант (вставить слова в предложения)  … (узел) – место прикрепления … (листа) на стебле. Пазуха листа – угол, образуемый … (стеблем)  и отходящим от него листом. Снаружи покрывают почку … (чешуйки) Заканчивается точкой роста  … (верхушка) зачаточного побега.  3. Изучение нового Стебель – каркас, центральная опора растения, соединяющая его подземные и надземные части.  Задание  Обозначить основные функции стебля.  а) опорная ­ поддерживает листья, цветки, плоды почки и развивающиеся на них боковые побеги.  б) проводящая – по проводящим тканям стебля снизу вверх и сверху вниз осуществляется передача органических веществ, воды и растворенных в ней питательных веществ.  в) рост вверх и ветвление – благодаря делению и росту клеток образовательной ткани.  г) газообмен и вегетативное размножение.  Узел ­ место прикрепления листа к стеблю. Междоузлия – расстояние между соседними узлами.  Внутреннее строение стебля. Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Внутреннее строение стебля», используя  новый материал учебника. Название слоя Название ткани Описание строения Функции Кора (кожица, пробка) Луб Камбий Древесина Сердцевина Слои стебля Место расположения Состав Функции  кора ­ наружный слой кожица (эпидермис) с возрастом пробка пробка – защита от  неблагоприятных условий  чечевички через чечевички газообмен В кожице стебля имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке развиваются  чечевички – маленькие бугорки с отверстиями. Чечевички образованы крупными клетками  основной ткани с большими межклетниками. паренхима – основная ткань  лубяной слой ­ луб гибкость и прочность по ситовидным трубкам по лубу передача растворов  органических веществ от листьев ко всем частям растения  камбий ­слой под корой между лубом и древесиной клетки образовательной ткани Клетки  откладываются в сторону древесины (больше) и луба (меньше)  древесина ­под камбием к центру от луба сосуды и трахеиды проводящая функция  вверх – вода и растворенные в ней питательные вещества (восходящий ток) Ситовидные трубки – это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные  стенки пронизаны отверстиями, ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к  оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Камбий – узкие длинные клетки образовательной ткани с тонкими оболочками. Весной и летом  клетки камбия активно делятся – происходит рост стебля в толщину. Плотный, самый широкий слой – древесина – основная часть стебля. Как и луб, состоит из разных  клеток разной формы и величины: сосудами проводящей ткани, древесинными волокнами  механической ткани и клетками основной ткани. сердцевина ­центральная часть стебля рыхлая паренхимная запасающая ткань млечники смоляные  и эфиромаслянные ходы паренхимные клетки сердцевины запасают питательные вещества лубяные и древесные волокна усиливают опорные качества стебля. Проводящие ткани луба и древесины  пересекаются лубо­древесными лучами Рост стебля  Точка роста – на верхушке стебля, представлена образовательной тканью, клетки делятся, стебель  растет вверх.  Конусы нарастания – на стебле и каждом его боковом побеге.  Комбиальное кольцо – образуется в самом начале формирования стебля.  Годичные кольца – прирост древесины за год по толщине стебля, благодаря делению клеток  камбия.  1 год – 1 годичное кольцо  Широкие годичные кольца – благоприятный год (теплый и влажный) условия влияющие на рост дерева в толщину По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни.  Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о плохом  питании. Определяем стороны горизонта  Широкое кольцо – Юг  Узкое кольцо ­ Север  Передвижение воды и питательных веществ по стеблю (проводящая система) Ксилема – транспортирует жидкость из корней к листьям (по лубу)  Флоэма – доставляет питательные вещества, образованные в листьях, в корни и другие части  растения ( по древесине)  4. Лабораторная работа №12  Тема: Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.  Оборудование поперечные срезы различных деревьев, лупа.  Ход работы  1. Рассмотреть с помощью лупы срезы стволов деревьев различной толщины, найти годичные  кольца.  2. Определить в каком слое стебля они образованы (древесина).  3. Назовите возраст каждого дерева, подсчитав количество годичных колец.  4. Рассмотреть ширину кольца, объяснить погодные условия, повлиявшие на рост растения.  Вывод: Выполнив лабораторную работу я …  5. Закрепление пройденной темы.  1 вариант – составить вопросы для второго варианта «Внутреннее строение стебля».  2 вариант – составить вопросы для первого варианта «Рост стебля». 6. Рефлексия  Подведение итогов урока. Выставление оценок. 7. Домашнее задание параграфы 12,13,14 Дата: 7.11.2017г.___________________________ Класс: 6д, е Тема урока:     Многообразие побегов. Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов ­ корневища, клубня, луковицы, их  значение для растения и возможность практического использования. Задачи:  Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с  надземным побегом.  Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,   Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего  Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. мира. Оборудование: клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры,чашка Петри,  лупа, презентация.                                              Ход урока 1. Организационный момент  ­Здраствуйте! Улыбнулись мне, друг другу, настроились на исследовательскую работу.Садитесь. 2. Введение в тему.  Чёрный ящик. ­ Что же у меня в чёрном ящике? огадаем загадки. Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу   (лук).         Неказиста, шишковата, а придет на стол она,         Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»   (картофель). В земле веревочка, А в ней ­ кладовочка. (Корневище) Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры ­  Ребята, назовите мне эти объекты одним словом. ­Затрудняетесь? ­ Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки. Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2­6 Стоит он задумчивый,  В жёлтом венце,  Темнеют веснушки  На жёлтом лице. (подсолнух) Горел в траве росистой  Фонарик золотистый,  Потом померк, потух  И превратился в пух. (одуванчик) И лист и почки ­ всё врачует,  И сок ­ целебное сырьё.  Шумит от ветра, если дует, Краса России ­ ствол её. (береза) По округе славится  Зелёная красавица:  Сарафан ­ как колокол,  По земле да волоком,  Шапочка ­ с опушечкой,  С острою макушечкой. (ель) Он стоит на ножке длинной,  Точно в пачке балерина.  Как букет, цветок один ­  Тёмно­красный георгин. (георгин) ­ Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7 3. Проверка знаний о побеге.  Что такое побег? (Побег ­ это стебель с листьями и почками.)  Какова роль стебля? (одна из функций ­ передвижение питательных веществ)  По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)  Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)  Какие вегетативные органы у растений вы знаете?( лист, стебель, почки)  Можем ли мы назвать представленные  объекты побегами? (затруднения учащихся)  Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты  ответов).    Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица ­  это побеги? (Нужно изучить  строение этих органов)  Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть  видоизмененные побеги.  Следовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и  корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.) . 4. Изучение новой темы ­Для того, чтобы ответить на данный вопрос мы проведем исследование. ­ Записываем тему урока в тетрадь. СЛАЙД 8 ­Вы   будете   выполнять   работу   по   инструктивной   карточке,   которая   лежит   на   парте ( Приложение 1). Работу оформляете в тетради, обсуждая её выполнение в паре. Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и инструктивной  картой. СЛАЙД 8  Проверка результатов исследования. Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище ­ побеги. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги. 5. Обобщение и систематизация СЛАЙДЫ   9­11 Клубень картофеля ­ это не плод! Он на подземном столоне растёт. Вот кора и древесина, Камбий, в центре ­ сердцевина. На толстом стебле есть глазки, Из них появятся ростки. На свету он зеленеет, И семян он не имеет. Так запомни же навек Клубень – это сам побег! Корень будто бы повис И растёт верхушкой вниз. Корневище же, детально, Растёт в земле горизонтально. Хоть корневищу много лет, Запомни – чехлика там нет. В наличии здесь почки, Чешуйки – листочки. Не прожить ему, поверь, Без придаточных корней. Корневище, без сомненья, Служит для возобновления. На стебле укороченном С названьем звонким – донце Чешуи­листья сочные Одеты в позолоту. В сочных листьях сахар есть.  Фитонцидов здесь не счесть. Если будут фитонциды В нашей комнате летать, То про насморк и простуду Можно смело забывать Выполните тест (Приложение 2) Ответы: Вариант 1    Вариант 2    После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.  СЛАЙД 12 6. Домашнее задание СЛАЙД 13 1. Параграф 10 стр.57­вопросы. 2. Сделать книжку­малышку о видоизмененных побегах или загадки о них. 7 . Рефлексия  СЛАЙД 14  А я и не знал, что :  Что нового вы узнали на уроке?  Какое настроение было у вас на уроке?      5 – Г              5 – В      2 – Б         2 – В         1 – В         1 – Г         3 – В         3 – Г         4 – А        4 – Б                             Лабораторная работа  №13 Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы» Цель: Гипотеза:                               Ход работы 1. Изучите текст учебника «Корневище» (с. 53­54), рассмотрите рисунок 40. 2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни. 3. Зарисуйте и подпишите части корневища. 4. Приведите 2­3 примера растений, имеющих корневища. 5. Изучите текст учебника «Клубень» (с.54), рассмотрите рисунки 41­42. 6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся  листьев, стебель. 7. Зарисуйте и подпишите части клубня. 8. Приведите 2­3 примера растений, имеющих клубень. 9. Изучите текст учебника «Луковица» (с.55­56), рассмотрите рисунок 43. 10.Рассмотрите  строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки,  придаточные корни. 11. Зарисуйте и подпишите части луковицы. 12. Приведите 2­3 примера растений, имеющих луковицу.  Сделайте вывод:  Сравните корневище,клубень и  луковицу с побегом.   Приложение 2. Вариант 1 1.У картофеля крахмал запасается в   а) корнеплодах  б) корнях   в) клубнях      г) листьях  2. Корневище отличается от корня тем, что:   а) располагается в почве  б) имеет узлы и чешуйчатые листья    в) обеспечивает вегетативное размножение    г) запасает питательные вещества    3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:    а) стебель   б) почки и листья    в) стебель и почки г) почки  4. Столон – это:    а) побег у картофеля, на котором образуются клубни    б) клубень картофеля     в) корнеплод моркови         г) корневище ландыша 5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:             а) корнях            б) донце            в) почках            г) листьях Вариант 2 1.Побег состоит из:  а) стебля и корня                  б) стебля, корней и почек   в) листьев и цветков              г) стебля, листьев и почек.  2.Корневище характерно для растения:   а) картофель        б) тюльпан         в) ландыш         г) чеснок 3. Луковица, в отличие от клубня:     а) имеет запас питательных веществ    б) обеспечивает выживание растения в период засухи     в) располагается в почве    г) образована видоизменёнными мясистыми листьями 4. Клубень картофеля – это:   а) плод      б) подземный побег    в) наземный побег   г) стебель 5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни,  называется:  а) глазки    б) донце       в) столон            г) корневище

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: : Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Поурочные на тему: :  Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018