Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.
Оценка 4.8

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
08.04.2017
Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.
Тема: «В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» 9 класс Цели: 1. познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному; 2. развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета; 3.воспитывать любовь к произведениям русских классиков. Ход урока.. 1. Организационный момент. 2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена. Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады - сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического. Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность. Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана». 3.Чтение и анализ баллады -Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу? (Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.) -Какой вам представляется главная героиня – Светлана? (Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.) -Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость) Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали). - Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.) -Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья). - Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине). -Какой цвет преобладает в балладе? (белый). - С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви). -Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».) - Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы). -Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.) -Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам). - В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок). -Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты). - Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку). - Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна). - Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея). 4. Подведение итогов. Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль». 5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады. 6. Выставление оценок.Тема: «В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» 9 класс Цели: 1. познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному; 2. развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета; 3.воспитывать любовь к произведениям русских классиков. Ход урока.. 1. Организационный момент. 2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена. Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады - сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического. Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность. Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана». 3.Чтение и анализ баллады -Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу? (Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.) -Какой вам представляется главная героиня – Светлана? (Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.) -Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость) Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали). - Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.) -Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья). - Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине). -Какой цвет преобладает в балладе? (белый). - С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви). -Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».) - Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы). -Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.) -Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам). - В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок). -Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты). - Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку). - Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна). - Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея). 4. Подведение итогов. Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль». 5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады. 6. Выставление оценок.
лит-ра 9 класс.docx
Тема: «В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»   9 класс Цели: 1. познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и  поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия  художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость  действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному; 2. развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за  развитием лирического сюжета; 3.воспитывать любовь к произведениям русских классиков.                                                        Ход урока.. 1. Организационный момент. 2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской  губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи.  Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского.  Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал  элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник  Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно,  всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца  участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В  этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане  русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником  литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852  года в Баден­Бадене. Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным  эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи  украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с  элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных  декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению  от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах  Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена. Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия.  Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем­погибшей  дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к  горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня»,  «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады ­ сюжетное  повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях  других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность,  драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат  происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально  психологического. Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими  особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог,  соединяются повествовательное начало и эмоциональность. Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры»,  Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую  радостную балладу, которую назвал «Светлана». 3.Чтение и анализ баллады ­Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу? (Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам  гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими  обычаями и традициями.) ­Какой вам представляется главная героиня – Светлана? (Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где­то далеко. Она  немного пуглива, когда гадает. Но она какая­то светлая и чистая.) ­Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в  отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты  русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость) Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон,  бытовые детали). ­ Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый  сердцу везет её венчаться в церковь.) ­Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного  предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье  страшного сна противопоставлено счастью пробужденья). ­ Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и  вьюга, мертвец в хижине). ­Какой цвет преобладает в балладе? (белый). ­ С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной  снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви). ­Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж  усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто  все вокруг», «черный вран», «гроб».) ­ Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини.  Какие душевные переживания девушки­невесты раскрывают картины природы,  изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности,  обострённость чувств Светланы). ­Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая  радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший  друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть,  автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в  загробном мире.) ­Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь?  (подружкам). ­ В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).  ­Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе?  (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и  обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты). ­ Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на  счастливую развязку). ­ Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна). ­ Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного  хорея). 4. Подведение итогов. Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия  Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество  справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям  словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин  сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую  даль». 5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады. 6. Выставление оценок. Тема: Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9­й класс Цели урока:  1. Познакомить уч­ся с основными чертами литературного направления –  сентиментализм и повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиз». 2. Развитие умения выразительного чтения лирических произведений. 3. Воспитание  уважения к людям труда и других нравственных качеств личности                                        Ход урока: I Организационный момент. II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков. Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет  этих писателей?   (принадлежность к классицизму) ­ Вспомните черты классицизма.       КЛАССИЦИЗМ ­ Культ разума, долга. ­ Общественная и гражданская тематика. ­ Соблюдение литературных норм и правил. Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это  произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы. ІІI. Изучение нового материала. 1.  Б е с е д а   п о   с о д е р ж а н и ю   п о в е с т и . – Каков жанр произведения?  – От какого лица идет повествование?  – Какой мы видим героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью? – Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?  – Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми? – Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?  – Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?  –   В   каких   словах   автора   звучит   оценка   поступку   героя?  Осуждает   ли   он   Эраста? (Осуждая   героя,   автор   оправдывает   его   несовершенством   человеческой   природы, мечтает о примирении Эраста и Лизы за гробом.) – Как влияет пейзаж на эмоциональное состояние героев? Приведите пример. В   основе   сюжета   –   трогательная   и   трагическая   судьба   соблазненной   молодым дворянином   девушки   из   крестьянской   семьи.   Она   трудолюбива,   скромна,   бескорыстна, бесхитростна, доверчива и самоотверженна. Эраст – не злой и коварный соблазнитель; он человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он читал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие),   в   которые,   если   верить   стихотворцам,   все   люди   беспечно   гуляли   по   лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста, привыкшего к «презрительному сладострастию», облагораживающее воздействие. Но   хватило   этого   воздействия   ненадолго,   так   как   по   самой   своей   природе   Эраст   не способен к сильному и глубокому чувству. Рассказывая о последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста рублями, которые он кладет ей в карман, автор пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его, – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, и считал себя ее убийцей.  3.С о п о с т а в л е н и е   д в у х   н а п р а в л е н и й   в   литературе.  В в е д е н и е   п о н я т и я «сентиментализм». – Отличается ли прочитанное произведение от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? Попытаемся найти эти отличия.  Произведения классицизма Произведения сентиментализма  (на примере повести Н. М. Карамзина)  Культ разума, долга Культ чувств Сфера интересов: общественная жизнь  человека Частная жизнь, эмоциональная сфера Строгое соблюдение определенных  литературных норм, правил Нарушение литературных норм и правил в  изображении героев, речи персонажей.  Велика роль пейзажа. Элементы  психологизма  В ы в о д . Карамзин – теоретик нового литературного направления, практически развивший его принципы в своих произведениях.  Сам   термин   «сентиментализм»   (от   англ.  sentimental  –   чувствительный,   фр.  sentiment  – чувство)   указывает   на   то,   что   именно   чувство   становится   центральной   эстетической категорией   этого   направления.   Чувство   сентименталисты   противопоставляли   разуму классицистов. Основной идеал  – мирная, идиллическая жизнь на лоне природе. Деревня (нравственная чистота)   противопоставляется   городу   (символ   зла,   суеты).   Появляются   новые   герои   – «поселяне»   и   «поселянки»   (пастухи   и   пастушки).   Пейзаж   (речка,   лужок)   созвучен переживаниям героев.  Автор сочувствует героям, его задача – заставить и читателя переживать, сочувствовать, сострадать, вызвать у него слезы умиления.  Основная тематика: любовь.  Основные   жанры:  сентиментальная   повесть,   дневник   путешественника;   в   лирике   – идиллия, или пастораль; очень любили сентименталисты жанр письма (эпистолярный).  Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества. В основе эстетики: «подражание природе», идеализация патриархального быта.  Представители   сентиментализма: путешествие», Ричардсон «Кларисса Гарлоу» (любимый роман Татьяны Лариной);  Англия:   Лоренс   Стерн   «Сентиментальное Франция: Жан­Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».  4.  Р а с с к а з   у ч и т е л я .   Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60–70­е гг. XVIII в. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова и поэтов его круга.  В 70­х  гг. Михаил  Никитич   Муравьев,  провозглашая  идеал  внутренней  свободы человека, признает, что в нем самом заключен источник и его бед, и его счастья. Богатой питательной   почвой   для   сентиментализма   явилось   увлечение   масонством.   Мистические идеи   масонства,   с   деятелями   которого   общался   Карамзин   в   это   время,   остались   ему чужды. Но он разделял интерес своих друзей из круга масонов к проблемам этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному самосовершенствованию.  Первым из признанных и авторитетных русских писателей XVIII в. Карамзин избирает главной областью своей творческой деятельности прозу, желая поднять ее в России на уровень достижений прозы европейской, сделать ее предельно гибкой, высокодуховной и поэтической, способной не только изображать все богатство явлений внешнего мира, но и передавать «музыку души», сложные оттенки человеческих чувств и настроений. Основной эстетический пафос Карамзина выражает его статья «Что нужно автору?» (1793 г.). Объявляя здесь чувство главным двигателем творческого процесса, Карамзин заявляет,   что   только   «доброе,   нежное   сердце»,   воодушевленное   «желанием   всеобщего блага»,  сочувствием  «всему  горестному, всему  угнетенному, всему  слезящемуся»,  дает писателю право браться за перо. И, памятуя, что в любом произведении писатель пишет, вольно или невольно, «портрет души и сердца своего», он должен, прежде всего, спросить себя   «наедине,   без   свидетелей,   искренно:   каков   я?».   «Дурной   человек   не   может   быть хорошим автором».  Личность   автора   –   благородного   и   чувствительного   человека,   писателя­ сентименталиста – неизменно присутствует в произведениях Карамзина. IV. Беседа по содержанию повести.      1. Кто герои произведения? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15­ летней Лизе взять все хлопоты о себе и  матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и  продавала в Москве. Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы  сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем  удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он  читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».) 2. Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать,  что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это  избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу.  Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они  признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их  разгоралась день ото дня.) 3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза  неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы.  Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что  он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и  велел слугам выпроводить.) 4. Как разрешается конфликт в повести? (Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула) V. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм» ­ Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова   этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)     (чувствительный). Синонимы к  ­ Какая тематика произведения? (любовная) ­ Соблюдены ли литературные нормы? (нет) ­ Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ­ Культ чувства. ­ Любовная тематика. ­ Нарушение литературных норм и правил классицизма ­ Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме.  VII. Вывод учителя Демократичность (от «демос» – народ ­ слово на доске) сентиментализма  проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те,  кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро  утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими.  Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают  заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался  прогрессивный характер сентиментализма VIII. Тест. (уровневый) I уровень: 1. По характерным признакам определите идейно­эстетическое направление  художественного метода в русской литературе XVIII века: 1) Гражданско­просветительский пафос, утверждение человеческого разума,  конфликт между чувством и долгом. 2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно  «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ  чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни  вне цивилизации» А) сентиментализм б) классицизм 2. Каков жанр произведения Карамзина? А) рассказ б) повесть в) роман г) быль 3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из  произведения Карамзина? А) Раифского б) Зилантова в) Симонова 4. Какого цвета глаза у героини Карамзина? А) голубые б) зеленые в) серые г) карие 5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста? А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве 6. От какого лица ведется повествование? А) от первого б) от второго в) от третьего II уровень: 7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?  _____________________ 8. Чему научили отец и мать Лизу? _______________________________________________ 9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма? _______________ III уровень 10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев  пейзаж? (дайте развернутый  ответ)_____________________________________________________________ VIII. Подведение итогов урока

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.

Повесть М.Н.Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017