Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)
Оценка 4.7

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.05.2017
Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по лексике с использованием презентации к уроку позволяет повторить теоретические сведения по лексике. С этой целью в этапы урока включён фронтальный опрос, решение тестовых заданий по всей теме. Урок позволяет проверить умение учащихся опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи.Лексика. 5 класс
Лексика.В мире слов!..docx
1 Тема урока Эти многоликие слова 2 Тип урока Повторительно­обобщающий урок 3 Формы  диагностики и  контроля  познавательных  УУД  4 Предметные ууд  Фронтальный опрос, решение тестовых заданий по  всей теме. Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы,  употреблять их уместно в речи. 5 Метапредметные   Личностные: выраженная устойчивая учебно­ УУД познавательная мотивация и интерес к  учению.  Регулятивные: самостоятельно ставить новые  учебные цели и задачи.  Познавательные: осуществлять логическую  операцию перехода от видовых признаков к  родовому понятию, от понятия с меньшим  объёмом к понятию с большим объёмом.  Коммуникативные:  адекватно   использовать речь. 6 Оборудование Раздаточный   материал   (тест,   кроссворд, карточки – задания), слайдовая презентация Этапы урока I II Организационный этап. Создание эмоционального настроя уч­ся на восприятие материала. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному  повторению и обобщению изученного материала и усвоению  нового . Работа с блоками по теме «Лексика» ­ Повторяем! (фронтальный  опрос) ТЕСТ З а д а н и е :  выделите правильный ответ.  A. Что такое лексика? 1 Лексика ­ это наука о языке. 2 Лексика ­ это наука о слове. 3 Лексика ­ это совокупность всех слов языка. Б.  Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1 Предложение. 2 Звук. 3 Слово. B.Чем отличается слово от других единиц языка? 1 Оно служит наименованием действий. 2 Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3 Оно служит наименованием предметов. Г. Дайте определение омонимам. 1 Омонимы ­ это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2 Омонимы   ­   это   слова   одной   и   той   же   части   речи,   одинаковые   по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3 Омонимы ­ это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Д. Дайте определение синонимам. 1 Синонимы ­ это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2 Синонимы ­ это слова, противоположные по значению. 3 Синонимы ­ это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Ж. Что такое антонимы? 1 Антонимы ­ это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2 Антонимы   ­   это   слова   одной   и   той   же   части   речи,   одинаковые   по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3 Антонимы ­ это слова, имеющие одно лексическое значение. Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А ­ 3; Б­ 3; В­ 2; Г­ 2; Д ­ 3; Ж­ 1. III Этап применения знаний и способов действий 1)Беседа. Работа с текстом. У ч и т е л ь .  А что такое язык? Сообщение   ученика:  Язык  ­   это   когда   один   человек   говорит,   другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Лев   Успенский   в   своей   замечательной   книге   «Слово   о   словах»   пишет: «Язык ­ удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, ­ мясистый подвижный орган вкуса,  помещающийся  во   рту,  и   человеческая   способность  говорить   и  по­ нимать собеседника ­ издавна именуются одним и тем же словом    У ч и т е л ь .   По  поводу  языка  высказывались   многие  ученые,  писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны. 1.Язык   ­   инструмент,   необходимо   хорошо   знать   его,   хорошо им владеть. (М. Горький.) 2. ...   русский   язык   ­   один   из   богатейших   языков   в   мире,   в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.) 3.Язык   народа   ­   лучший,   никогда   не   увядающий   и   вечно   вновь   (К.Д.Ушин­ распускающийся   цвет   всей   его   духовной   жизни... ский.) Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и ответить на вопросы: ­ Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего пет на свете, а в другом утверждает, что язык ­ это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? У ч и т е л ь .   Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово ­ дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно   служить   вражде   и   ненависти.   Берегись   такого   слова,   которое разъединяет людей». У ч и т е л ь .   А сколько слов в русском языке? У ч и т е л ь .  Обратите внимание, ребята! Интересные числа! В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов. слов. Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов. Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, ­из 12 тысяч А словарь младшего школьника 10­12 лет ­ 3600 слов! У ч и т е л ь .   Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя: «Перед   вами   громада   ­   русский   язык.   Наслажденье   глубокое   зовет   вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...» 2)Работа в группах. На доске ­ критерии оценки: «5» баллов ­ ответ грамотный; «4» балла ­ есть одна неточность; «3» балла ­ 2 неточности; и «0» баллов ­ 3 и более неточности или группа вообще отказывается от защиты ответа. 1­я группа. З а д а н и е 1 :   Раскрыть значение слова  дом  ­ в отрывке. Как называются такие слова? Тот дом без крыши, без угла, Согретый по­жилому,  Твоя хозяйка сберегла   За тыщу верст от дома. А. Т. Твардовский З а д а н и е   2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву­ чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова? 1 Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) ­ Лекции ­ очень важный вид обучения. 2 Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) ­ Отец усовершенствовал коленчатый вал. 3. Тракторы   перепахивали   пар.   ­   Пар   выбивался   из­под крышки кастрюли.      2­я группа. Задание 1:  Объяснить значение словосочетаний в контексте. Сердечный человек ­ ... Глухой старик ­ ... Сердечный прием ­ ... Глухой голос ­ ... Сердечная мышца ­ ... Глухой переулок ­ ... З а д а н и е 2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями  речи они выражены? 1. Когда едешь в путь, осторожен будь. ­ Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. ­ Свой глаз ­ алмаз. 3. Что испек, то и кушай. ­ Чем больше ешь, тем больше хочется. 3­я группа. З а д а н и е 1 :  Определить значение слова разбить в предложениях. 1. Петя  разбил  себе нос. 2. Туристы  разбили  палатку. 3.  Раз    били  врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок. З а д а н и е  2: Отгадать загадки. Указать антонимы. Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле Потому что я ... (зима). Не от радости утех ­ От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач). 3)Решаем кроссворд. Кроссворд по теме «Лексика» 1 2 3 4 5 6 7 З а д а н и е :  Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным   ниже   словам,   а   в   вертикальном   столбце   вы   прочтёте   общее название таких слов. 1.   Горький.   2.   Начинать.   3.   Буря.   4.   Рыхлый.   5   Трудолюбивый.   6. Короткий. 7. Свет. IV.Этап подведения итогов V.   Этап информации   о домашнем   задании.  Домашнее   задание  3 ступеней: сложное, средней сложности, легкое.  С л о ж н о е  з а д а н и е . 1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении ­ метафору. 3. Подобрать к нему синонимы. Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В. А. Сухомлинский. З а д а н и е  с р е д н е й  с л о ж н о с т и . Записать   слова,   которые   соответствуют   следующим   лексическим значениям: 1 Договор между двумя или несколькими лицами. 2 Точная, буквальная выдержка из какого­нибудь текста. 3. Игра­задача,   разбитую   на   квадраты, нужно   заполнить   буквами,   чтобы   по   горизонталям   и   вертикалям получились слова.   в   которой   фигуру, 4 Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. 4. Группа   специалистов,   решающая   вопрос   о   присуждении   премии   или награды на конкурсах, выставках. Н е с л о ж н ы е   з а д а н и я . Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены: Главный   ­  ..с   Мощный  ­ ..и    Иностранный  ­..н  Смышленый ­..о Занимательный ­ ..н Грязный  ­ ..и Короткий ­ ..м Скорый ­..ы VI. Этап рефлексии

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017