Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"
Оценка 4.8

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Оценка 4.8
Рабочие тетради
docx
обществознание
Взрослым
06.04.2017
Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"
Данная практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработали: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР.Р.№9.docx
Практическая работа   Сравнение разных типов экономических систем Тема:   Сравнение разных типов экономических систем    Учебная цель:   формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания, формирование навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности.      Учебные   задачи:   научиться     систематизировать     знаний   по   данной   теме   с   опорой   на межпредметные связи; научиться проводить сравнительный анализ   типов экономических систем, научиться заполнять таблицы. Предметные     результаты:  сформированность   навыков   критического   мышления,   анализа   и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;   сформированность   умений   обобщать,   анализировать   и   оценивать   информацию; сформированность   навыков   оценивания   социальной   информации,   умений   поиска   информации   в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.    Задачи практической работы  1. Повторить материал по теме «Типы экономических систем». 2. Ответить на вопросы. 3.  Прочитать текст и заполнить таблицу «Типы экономических систем». Сделать выводы. 4. Прочитать цитату У. Черчилля и ответить на вопросы. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4.  Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   Экономическая   система   –   особым   образом   упорядоченная   система   связи   между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Типы: 1. Традиционная – отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, характерно для племенных общин и экономически отсталых стран. 2. Централизованная – государство господствует в экономике и других сферах общества, командует   всеми   хозяйственными   ресурсами   и   единовластно   решает,   что,   как   и   для   кого производить (командная экономика). 3. Рыночная – система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) через свободную куплю­продажу товаров. 4.   Смешанная   –   органическое   сочетание   рыночной   эффективности   и  государственного регулирования, объединение положительных черт рыночной и централизованной систем.  Критерии: ­ способ получения информации (спонтанный порядок или иерархия); ­ характер отношений собственности (государственная, частная); ­ способы регулирования (административное, саморегулирование). Модели: 1.   Англо­саксонская   (США,   Канада,   Великобритания.):   государственная   поддержка частного   бизнеса,   высокая   доля   частного   сектора,   большая   свобода   предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ. 2.   Италия,   Западноевропейская   (Франция,   Испания):   активное   государственно регулирование с помощью индикативного планирования, значительная доля государственного сектора   (до   40­50%),   развитый   муниципальный   сектор,   широкое   государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов. 3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую очередь социальных проблем. 4.   Скандинавская   (Швеция,   Норвегия,   Дания):   более   50%   ­   доля   государственного   и муниципального сектора, паритетность государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.  5.   Юго­восточная   (Япония,   Южная   Корея):   использование   традиционных   экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес­структурам. Черты   российской   модели   рыночной   экономики:   преобладание   добывающих   отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, слабость личной инициативы, социальное иждивенчество; огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие  гражданского общества, высокая степень монополизации, криминализация   конкурентной   борьбы,   коррупция,   неравномерный   переход   к   рыночной экономике в отраслях и в регионах. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.  Что такое экономическая система? 2. Перечислите   типы экономических систем. 3. Охарактеризуйте основные модели экономических систем. 4. Назовите черты российской модели рыночной экономики.   Задания для практического занятия 1.   Прочтите текст и заполните таблицу «Типы экономических систем».  Традиционная   экономика       —   экономическая   система,   в   которой   принадлежность факторов   производства   и   распределение   произведенных   с   их   помощью   товаров   и   услуг устанавливаются   на   основе   исторических   традиций,   религиозных   представлений   или обычаев. В такой системе факторы производства обычно находятся в общем владении. Традиционная система   производит   в   основном   то,   что   нужно   для   собственного   потребления,   в   количествах, необходимых для жизни и минимальных запасов на будущее, с помощью исторически сложившихся методов ведения хозяйства. Под традиционной системой не следует понимать только общинное или племенное натуральное хозяйство, элементы которого продолжают существовать во многих странах   —   от   США   (индейские   племена)   до   Камеруна   (племя   бали).   Экономика   некоторых исламских стран, основанная на законах шариата, также является традиционной системой. В ней нет   частной   или   государственной   собственности,   ибо   считается,   что   вся   собственность принадлежит Аллаху. Неспособность   к   развитию   и   совершенствованию,   отсутствие   технического   прогресса. Стабильность   общества.   Плохая   приспособляемость   к   изменению   внешних   условий. Ограниченность   числа   производимых   благ.   Принцип наследственности.   Сырьевая   направленность   экономики.   В   духовной   и   культурной   областях консерватизм.   патриархальность.   Кастовость, Централизованно­планируемая   экономика   —   экономическая   система,   в   которой средства   производства   находятся   преимущественно   в   собственности   государства,   оно   же распределяет произведенные товары и услуги в соответствии с планом по регулируемым ценам. Экономические   решения   принимают   в   основном   представители   государственной   власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваКрайнюю форму такой экономической системы называют также   командно­административной.   Производство   осуществляется   преимущественно   на государственных   предприятиях,   получающих   план,   какую   продукцию   и   в   каких   количествах производить, куда и по каким ценам поставлять. Производство планируется обычно на следующий год и на пятилетку вперед. Сбыт гарантируется. Такая экономическая система существовала в СССР и продолжает существовать в Северной Корее и на Кубе. Но даже в странах с командно­ административной   системой   всегда   есть   сегменты   экономики,   характерные   для   рыночной   и традиционной   систем.   Например,   рынок,   где   продавались   продукты,   выращенные   в   личных подсобных хозяйствах, или частные услуги по ремонту квартир по рыночным ценам всегда были частью централизованно­планируемой системы. Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности.   Обеспечение   экономической   и   социальной   стабильности,   так   называемая «уверенность   в   завтрашнем   дне».   Невозможность   быстрого   развития   и   внедрения   достижений научно­технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления­ Низкий уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления. Рыночная экономика (market economy) — экономическая система, в которой основная часть   факторов   производства   находится   в   ассоциированной   частной   собственности   и различных   видах   общественной   собственности,   а   произведенные   товары   и   услуги распределяются путем продажи по свободным ценам. Свободное   решение   основных   экономических   вопросов   на   основе   рыночных   механизмов регулирования.   Преобладание   частной   собственности.   Экономические   субъекты   осуществляют деятельность   в   соответствии   со   своими   личными   экономическими   интересами.   Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства. В рыночной экономике основная часть факторов производства находится в собственности акционерных обществ, государства и общественных объединений, а также частной собственности. Что производить, решает в основном потребитель, который покупает или не покупает товар или услугу и тем самым дает сигнал производителю. Он же решает, сколько товаров и услуг ему нужно. А вот как производить, решает производитель, задача которого максимизировать прибыль. Для кого   произведен   товар,   определяется   уровнем   доходов   различных   групп   потребителей.   Роль государства в экономике ограничена производством общественно значимых товаров и услуг: это обеспечение безопасности, предоставление базовой медицинской помощи, образовательных услуг и др. Рыночная система не отрицает элементов плана. Так, государственный бюджет, существующий в   любой   стране,   —   это   своего   рода   финансовый   план   на   год.   Рыночная   система   экономики преобладает   во   всех   европейских   странах,   США,   Японии,   хотя,   например,   в   Швеции   степень участия государства в экономике гораздо значительнее, чем в США. Способствует   эффективному   распределению   ресурсов,   так   как   направляет   ресурсы   в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адаптированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно­технического прогресса Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безработице, социальным противоречиям.   Недостаточное   финансирование   научных   исследований,   сферы   образования. Ослабление   конкуренции,   происходящее   вследствие   слияния   небольших   предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам. Смешанная   экономика   —   экономическая   система,   сочетающая   элементы   рыночной, централизованно­планируемой и традиционной систем. Одновременное   сочетание   частного   и   государственного   секторов   экономики,   рынка   и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства   в   предоставлении   социальных   благ.   Обеспечение   экономического   роста   и экономической стабильности. Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями.   Обеспечение   политической   стабильности.   Стимулирование   технологических   и организационных   инноваций.   Поддержка   сферы   образования,   культуры,   науки.   Отсутствие стандартных   схем.   Необходимость   разработки   национальных   моделей   с   учетом   национальной специфики Такая система соединяет элементы частной и государственной собственности, рыночного и планового   регулирования,   стимулов   к   индивидуальной   прибыли   и   государственного перераспределения части доходов в пользу неимущих. В смешанной системе вопросы «что, сколько и как производить?» решаются преимущественно методами рыночной экономики. В то же время в решении   вопросов   «для   кого   и   когда   производить?»   сильна   роль   государства,   которое перераспределяет часть произведенных товаров и услуг от богатых к бедным и решает, какую часть ресурсов потребить сегодня, а какую сберечь. Экономику практически всех стран можно считать смешанной, просто в одних при принятии решений преобладают соображения рынка, в других — плана, в­третьих — традиций. Задания.  1.   Заполните таблицу «Типы экономических систем».  Тип экономической системы Достоинства Недостатки 2. Сделайте выводы: какая экономическая система, на Ваш взгляд, наиболее эффективная.  2. Прочтите цитату и выполните задание. У.   Черчиль   говорил:   «Капитализм   ­   несправедливое   распределение   благ,   зато   социализм   – справедливое распределение нищеты».   Задание. Чем,   по   мнению   автора,   отличаются   капитализм   (рыночная   экономика)   и   социализм (административно­командная экономика)?  Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте. Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 4 балла Задание 2 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 2. Важенин   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей   технического, естественно­научного,   гуманитарного   профилей   Практикум:   учеб.   пособие   для   студ.   сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014. 4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию: "Семейный бюджет"

Практическая работа по обществознанию:  "Семейный бюджет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017