Практико-ориентированный подход к обучению

  • Библиография
  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

.Аннотация: В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.
Иконка файла материала статья Кныш Е.В. .docx

Кныш Елена Владимировна

ГБПОУ РХ «Черногорский механико-технологический техникум»
Практико-ориентированный подход к обучению.

.Аннотация: В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО. 

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. 

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики. 

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов? 

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения:

- Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина), но, к сожалению, в современных реалиях жизни работодатель не заинтересован в ещё не подготовленном специалисте, работодатель хочет молодого, перспективного, здорового, готового работать в предложенных обстоятельствах работника! Обучающийся приходящий на практику на производство чаще всего воспринимается как обуза и дополнительная нагрузка для специалиста.

- Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

- Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом. Реализовывать этот подход позволяет подготовка и участие учебных заведений в различных профессиональных конкурсах, а именно в чемпионате Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия. Данный конкурс даёт возможность решать профессиональные задачи путём выполнения задания, выстраивать теоретическую подготовку от поставленной проблемы.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. Доступность информации и открытость чемпионата позволяет не только будущим профессионалам ознакомиться с профессией или специальностью в реальном времени, что не всегда можно увидеть на производственной практике или экскурсиях на предприятие, но и привлекает работодателей.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы, к сожалению, производственная практика не даёт достаточного опыта и стажа работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста. 

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

- реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу; 
- специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами; 

- интеграция знаний, методов различных областей науки и практики. 

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента. 
1 этап – Смысловой

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития. Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ. 
3 этап - Практический 

Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции. 
4 этап – Заключительный 

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 
К заключительному этапу обучения относится: 

- производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача демонстрационного экзамена по профессиональному модулю;

- преддипломная практика и сдача итогового демонстрационного экзамена в рамках ГИА. 

Экспертами демонстрационного экзамена могут быть преподаватели и мастера п/о не представляющие интересы учебной организации в которой проходило обучение будущих профессионалов, так же и представители работодателей, все эксперты должны иметь сертификат эксперта демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными. А сдача демонстрационного экзамена и наличие Skills Passport, позволяет работодателю оценить уровень подготовки будущего профессионала, а в случае если работодатель является экспертом, то сможет лично иметь возможность выбора будущего специалиста.



Список литературы: 

1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru

2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007 

3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.). 

4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с. 

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.


 

Скачано с www.znanio.ru