Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".
Оценка 5

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
чтение
Взрослым
21.06.2018
Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".
Метод проектов очень распространен в начальной школе. Детям очень нравятся как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. В своей работе я описала как можно на уроках литературного чтения применить метод проектов. Эта работа повышает мотивацию обучения учащихся на уроках литературного чтения.
Антонова КУРСОВАЯ РАБОТА.docx
2            Практико ­ значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения мотивации  обучения     учащихся  литературному чтению".                                                                                                                                учитель  начальных  классов  МБОУ  СОШ  №14 Слушатель:  Антонова  Татьяна  Сергеевна, 3                                                         г.о  Коломна                                                                                                                      Содержание.    1. Введение. 2.Теоретические  сведения  о  проектной  деятельности.  3.Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе. Требования к использованию метода. 4.Этапы работы над проектом.  5.Типы проектов.  6. Метод  проектов  в  начальной  школе.  7. Организация  проектной  деятельности  младших  школьников  на  уроках  литературного  чтения.  8.Конспект  по разработке  и  внедрению  творческого  проекта  по   литературному  чтению. 9.Заключение.  10.Список литературы. 11. Приложение. 4                                                        Введение. «   Проектное   обучение   поощряет   и   усиливает   истинное   учение   со   стороны учеников,   расширяет   сферу   субъективности   в   процессе   самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев [2]. Образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед   начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. Речь   идет,   во­первых,   об   универсальных   учебных   действиях,   составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во­вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Обновляющейся школе требуются  такие методы обучения, которые:  формировали   бы   активную,   самостоятельную   и   инициативную позицию учеников в учении;  развивали   бы   в   первую   очередь   общеучебные   умения   и   навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;  формировали   бы   не   просто   умения,   а   компетенции,   т.е.   умения, непосредственно   сопряжённые   с   опытом   их   применения   в практической деятельности;  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. 5 Ведущее     место     среди     таких     методов     принадлежит     сегодня     методу проектов. Организация     проектной     деятельности     учащихся     становится     все     более популярной  в  современной общеобразовательной  практике. Проблема  включения проектной деятельности в образовательный процесс является   прогрессивной   и   давно   назревшей.   В   ней   содержится   огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Решение этой  проблемы  особенно актуально  для начального звена школьного обучения, поскольку  с позиции  отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность  в  данный  период  является  ведущей в     психическом   развитии   детей   6­10   лет.   Сегодня   необходимо   гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью  решать  нестандартные  задачи. Метод проекта – это одна из личностно­ориентированных технологий, в основе которой   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в информационном   пространстве,   развитие   критического   и   творческого мышления.  В   качестве   основных   достоинств   проектного   метода   по   сравнению   с традиционными,   носящими   репродуктивный   характер,   можно   выделить следующие его особенности:   высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; 6  развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;     приобретение   детьми   опыта   исследовательско­творческой деятельности;   межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Теоретические  сведения  о  проектной  деятельности.  Учитывая   безусловные   достоинства   проектного   метода   и   возрастные возможности   младших   школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.              Метод  проектов  возник  в  начале  XX века, когда  умы  педагогов,  философов были  направлены  на  то, чтобы  найти  способы, пути  развития  самостоятельного  мышления  ребёнка, чтобы  научить  его  не  только  запоминать  и  воспроизводить  знания, которые  даёт  им  школа, а  уметь  применять  их  на  практике. Именно  поэтому  американские  педагоги   Дж. Дьюи, Килпатрик  и  другие  обратились  к  активной  познавательной  и  творческой  совместной  деятельности  детей  при  решении  одной  общей  проблемы. Они  учли то, что  с  большим увлечением выполняется  ребенком   только  та  деятельность, которая  свободно  выбрана им самим; познавательная  деятельность чаще строится  не  в  русле  учебного предмета, а опирается  на   сиюминутные  интересы  детей; реальное  обучение никогда  не  бывает  односторонним, важны  и  побочные  сведения.  Рудольф  Штайнер, известный  австрийский  педагог, также  считал  необходимым   учить   детей  применять  получаемые  ими  знания  в  решении  практических задач. Всё,  что  ребёнок  познаёт  теоретически, он  должен уметь  применять  практически  для решения  проблем, касающихся  его  жизни. Он   должен  знать, где  и  как  он  сможет  применять  свои  знания  на практике,  если  не  сейчас,  то  в  будущем [6]. 7 Метод  проектов  привлек  внимание  и русских педагогов. Идеи проектного обучения   возникли   в   России   практически   параллельно   с   разработками американских педагогов.  Под  руководством  русского  педагога С.Т.Шацкого в 1905   году   была   организована   небольшая   группа   сотрудников,   пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа   не   обеспечивала   учащихся   необходимым     объёмом     систематических знаний,   группируя   учебный   материал   различных   предметов   вокруг   проектов, носящих в основном практический характер. Разумеется,   со   временем   идея   метода   проектов   претерпела   некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится  интегрированным   компонентом   вполне   разработанной   и структурированной   системы   образования.  Но   суть   ее   остается   прежней   ­ стимулировать   интерес   ребят   к   определенным   проблемам,   предполагающим владение   определенной   суммой   знаний,   и   через   проектную   деятельность, предусматривающую   решение   одной   или   целого   ряда   проблем,   показать практическое применение полученных знаний.            Проектная  деятельность  позволяет  расширить  цели  и  задачи  уроков,  изменить  их  форму. Уроки­проекты  дают  возможность  снять  перегрузки  с  младших  школьников.  Интересная  работа, какой  является  проектная  деятельность, не  вызывает  напряжения  и  спада  мыслительных  процессов  детей, а  значит  проекты  можно считать  здоровьесберегающими технологиями. Проектная работа очень перспективна, поскольку в ней каждый из участников не теряет своего статуса активной  действующей личности, пытается занять в группе  позицию,   которая   отвечает   его   возможностям:   знаниям,  умениям, способностям,   мышлению   и   тому   подобное.   Это   отражается   на   общем формировании индивидуального стиля ребенка. Работая над проектом, ученики 8 общаются, сотрудничают и помогают друг другу в процессе учебы, развивают социальные, умственные и коммуникативные навыки. Этот   вид   деятельности   способствует   осуществлению   индивидуального подхода в классах с разным уровнем подготовки во время изучения и усвоения нового материала, повышению  мотивации  учащихся. Понятие   метода   проектов   в   педагогической   и   методической литературе. Требования к использованию метода. Метод проектов  –    способы организации самостоятельной деятельности обучающихся  по  достижению   определенного  результата.  Он  ориентирован  на   на   творческую   самореализацию   развивающейся   личности интерес, обучающегося,   развитие   его   интеллектуальных   и   физических     возможностей, волевых   качеств   и   творческих   способностей   в   процессе  деятельности  по решению какой­либо интересующей его проблемы. Целью метода проектов является создание условий, за которые ученики самостоятельно   и   охотно   получают   знания   из   разных  источников,   учатся пользоваться   ими   (знаниями)   для  решения   новых   познавательных   и практических   заданий;  совершенствуют   коммуникативные   умения,   работая   в разных  группах;   развивают   исследовательские   умения   и   аналитическое мышление.   Выполнение   проекта   предусматривает   связь  с   реальной   жизнью, необыкновенность   формы   и   самостоятельность  изготовления,   создания материалов,  являются   разными   формами документирования:   аннотация,  рецензия,   анкета,   таблица,   описание,  фото­,   которые   в   сущности аудио­  или  видеоотчёт,   коллаж,   комикс,   сценарий,   дневник,   журнал, справочник,   резюме,   каталог,   брошюра,   альбом,   словарь,  статья,   стенгазета, выставка.   Материал   может   подаваться   в   разных   формах:   дискуссия,   обзор, выставка,   демонстрирование,   обсуждение,  ролевая  игра,   диспут,   сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация. 9 Во   время   использования   проектного   метода   все   участники  учебно­ воспитательного   процесса   решают   целый   ряд   разноуровневых   дидактичных, воспитательных   и  развивающих  заданий.   Это   содействует   развитию познавательных  навыков   учеников,   формированию   умения   самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и тому подобное. Таким   образом,   основными   требованиями   к   использованию  метода проектов является:  наличие значимой  в исследовательском, творческом плане проблемы (задание), решение  которой  нуждается   в  интегрированных   знаниях, исследовательском   поиске;  практическая,   теоретическая,   познавательная значимость  предполагаемых   результатов;   самостоятельная   (индивидуальная, парная,   групповая)   деятельность   учеников;   структуризация   смысловой  части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов: определение проблемы исследуемых заданий, которые выплывают из нее, выдвижения   гипотезы   их   решения,   обсуждения   методов  исследования; обсуждение способов оформления конечных  результатов (презентации, защиты, творческих   отчетов);  сбор,   систематизация   и   анализ   полученных   данных; подведение  итогов,   оформления   результатов,   их   презентация;   выводы, выдвижения новых проблем исследования. 10 Этапы работы над проектом  этап   мотивационный (учитель  и  ученики определяют  направление и I формируют название проекта, общий замысел, учитель создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи); II  этап   планирующий – подготовительный  1.Актуальность,   необходимость,   значимость   избранного  направления   (почему именно этот). 2. Цель и задание  по проекту: а) долговременные: ­   создание   чего­то   нового   (структурой,   подходами,   концепцией   учебно­ воспитательного процесса); ­ новые технологии, методики; ­ возможна разработка исследования по проекту; ­ определение ожидаемых результатов; ­   планирование   «продукта»   в   результате   выполнения  программы   (пособия, сценарии, технологии, плана, новой программы); б) кратковременные — определение конкретной цели, заданий на  определенный период. 3. Определение этапов реализации проекта: а) отмечаются сроки начала и окончания проекта; 11 б) окончание проекта определяется этапностью его реализации; отмечаются временные интервалы каждого этапа: записи проекта, І этапа, в) II этапа и т.д. 4.   Механизм   реализации   проекта.   Объяснение:   «Как?   Каким   образом?   С помощью   каких   средств   будет   реализован   проект?»   Планы   апробации конкретных дел, акций, мероприятий согласно с определенными этапами. 5. Обязанности и ответственность участников реализации проекта: а) б) кто отвечает за проект? кто и за что отвечает внутри проекта? кто помогает в реализации проекта? в) 6. Ожидаемые результаты: какие конкретные результаты ожидаете получить на каждом этапе и после завершения проекта? 7.   Оценка   и   самооценка   проекта:   когда   и   с   какой  периодичностью   будет оцениваться   выполнение   проекта,  кто примет участие  в оценивании — сами участники,   эксперты;   какие   формы   контроля   (самоконтроля)   и   оценивания (самооценивание);   в   какой   форме   будет   подана  информация   о   ходе  проекта (отчет, конкретные материалы,  сценарии,  разработки,  новые   проекты   и   тому подобное)? 8.Ресурсное обеспечение. III этап  информационно­операционный (ученики собирают материал, работают с   литературой   и   другими   источниками,   непосредственно   выполняют   проект;   координирует,   поддерживает,   сам   является учитель   наблюдает, информационным источником); IV этап  презентация. Она может быть представлена:  ­   в   виде   постера   (плаката),   на   котором   авторы   в  оригинальной   форме подают подборки материалов; в форме дневника, буклета, мини­учебника; ­ 12 ­ как устная презентация, которая совмещается с оформлением постера. IV этап  Этот   этап   охватывает   дискуссии,   обсуждения   результатов   проекта после его защиты, советы и комментарии учителя, групповой анализ работы, самоконтроль  и  самооценка участников. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его  Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.  Структура   деятельности   учителя   и   ученика   при   использовании метода проектов [ 3 ]: Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт   ответственность   за   свою деятельность Учитель   цель определить Помогает   деятельности Рекомендует   источники   получения информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт   условия   для   активности школьника Партнёр ученика Помогает   оценить   полученный результат, выявить недостатки 13 Типы проектов  На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:  исследовательско­творческие:  дети   экспериментируют,   а   затем результаты  оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении уроков по литературному чтению "Мой  любимый  писатель" каждой  группе  давалось задание:   создать   стенгазету   о   писателе.   Нужно   было   найти   информацию   о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.  ролево­игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по­своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад. информационно­практико­ориентированные:  дети   собирают информацию   и   реализуют   ее,   ориентируясь   на   социальные   интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);   творческие  (оформление   результата   в   виде   урока,   внеклассного    мероприятия, предметной недели и т.д.) Смешанные   типы   проектов  по   предметно­содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. 14                                                 Метод  проектов  в  начальной  школе  Метод   проектов   выступает   важным   компонентом   нестандартного, нетрадиционного   способа   организации   производительного   образования.   В условиях   личностно­ориентированного   обучения   проектная   деятельность приобретает   новое   переосмысление,   формируя   у   учеников   мотивацию, нацеливая на поиск новых знаний и самостоятельное их конструирование. Это помогает не только сформировать жизненный опыт, необходимый для решения проблем,   но   и   выстраивать   собственную   жизнь   успешной   и   значимой   для общества. Проектирование   в   начальной   школе   имеет   свою   специфику,   поскольку требует   учет   психологических   особенностей   учеников.   Все   этапы   проектной деятельности   младших   школьников   должны   тщательным   образом контролироваться   учителем,   потому   что   им   недостает   теоретических   и практических знаний и умений.  В процессе выполнения проекта предусматривается овладение учениками начальной   школы   такими   проектными   компетенциями:   исследовательскими (генерировать идеи, находить решение); социальными (сотрудничать, помогать и получать   помощь);   оценочными   (оценивать   ход   и   результаты   деятельности); информационными   (самостоятельно   осуществлять   поиск   необходимой информации); презентационными (выступать  перед одноклассниками  отвечать 15 на   незапланированные   вопросы,   использовать   наглядность);  рефлексивными (адекватно анализировать свою роль в коллективном труде). Работа над проектом способствует формированию у младших школьников умений   отбирать   и   анализировать   информацию,   работать   со   словарями, энциклопедиями   справочниками,   специальной   литературой,   использовать возможности   информационных   технологий   и   тому   подобное.   Во   время проектирования   ученики   приобретают   умения   проводить   наблюдение, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы. [ 6 ] Результаты  поисков  и исследований  могут  широко использоваться в учебной и внеурочной деятельности, которая приносит удовольствие младшим  школьникам. Кроме того, дети с повышенной учебной мотивацией могут  предложить тему проекта, которая их заинтересовала и нуждается в  последующем исследовании. Проблемные учащиеся, которые учатся без  интереса и с трудом, заинтересовавшись какой­то проблемой, и выполнив  проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают  уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми. Важным   аспектом   проектной   деятельности   младших   школьников   есть формирование стойкого интереса и прогнозирование результатов собственного умственного труда. В ходе презентации – кульминации в работе над проектом, младшие   школьники   учатся   четко   и   убедительно   выкладывать   информацию, защищать свою точку зрения, ставить вопрос, слушать друг друга. Следовательно,   метод   проектов   помогает   младшим   школьникам приобретать   ключевые  компетентности,   без   которых   им   не   обойтись   в последующей   учебе.   У   детей   формируются   навыки   решения   проблемных ситуаций, применения полученных знаний. Участники   проекта   приобретают   позитивный   опыт   групповой   работы, видят значимость деятельности каждого для результата общего дела. Участие в 16 проектировании развивает у детей исследовательские и творческие способности, способность к самоопределению, умению самостоятельно конструировать свои знания,   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   презентовать собственные   результаты.   Работа   над   проектами   является   одним   из   видов инновационной   педагогической   деятельности,   поскольку   дает   возможность современной  начальной  школе  внедрять   элементы  исследовательской  работы, которая способствует активизации познания младших школьников, повышению мотивации  обучения.        Метод проектов на уроках литературного  чтения. Задачи   урока     литературного   чтения:   повысить   интерес   к   книге, литературе,   расширять   кругозор   детей,   совершенствовать   технику   чтения, побудить  ученика  к активной  познавательной  деятельности. В роли мотивов выступают   во   взаимосвязи   потребности   и   интересы,   стремления   и   эмоции, установки и идеалы. Методы и приёмы: * игровые технологии, * проектные технологии,  * технологии критическое мышление для уроков чтения, * ИКТ ­ информационно­коммуникативные технологии. [ 4 ] Среди этих технологий достойное  значимое место  занимает метод  проектов, который успешно решает задачи, которые решает  урок литературного чтения. Поэтому   на   втором   собрании   родителей   1   класса     я   обязательно рассказываю   о     значении   работы   детей   с  книгой,  методах   работы   на   уроках чтения, о помощи родителей своим детям.                     Типы проектов на уроках чтения:  На уроках внеклассного чтения, которые посвящены большой теме – исследовательские, творческие, ролевые.  Например: 17 ­ Устное народное творчество. Группы учащихся работают над темами:  1. Русские народные сказки. 2. Пословицы и поговорки. 3. Скороговорки. 4. Загадки. 5. Легенды. Представлять   работы   дети   могут   в   виде   книжек   –   малышек,   газет, театральных представлений.  ­ Изучение творчества писателей.  «Литературная гостиная  «В гостях у сказочника А.С.Пушкина» Задачи проекта: Почему А.С.Пушкина и сейчас знают и читают дети и взрослые? Что я знаю о жизни писателя и поэта? О чём сказки Пушкина? Чем интересны мне сказки Пушкина? Результаты:   презентация « Великий русский поэт и сказочник»;  создание альбома «Сказки Пушкина в картинках»;  инсценировка  отрывков из сказок:  составление викторины по сказкам Пушкина. ­ Тематические уроки ­ проекты: Рассказы о животных. Зима  у писателей и поэтов. Чему учат сказки. Рассказы о твоих сверстниках. Посмеёмся вместе. В третьем классе я проводила защиту проектов  «Волшебная книга зимы». 18 Вопросы для изучения:  Зима – холодная пора.  Экскурсия в зимний лес (рассказы о зиме).  Зимушка – зима (конкурс стихов).  Устное народное творчество (зимние загадки, пословицы).  Твоя безопасность зимой. Презентация работы: Книжки – малышки. Газета «Зима». Памятка «Будь осторожен зимой!»  Проект «Детский фольклор» Этапы работы над проектом в группах. Состав детского фольклора. Колыбельные песни. Пестушки и потешки. Прибаутки. Перевёртыши. Заклички и приговорки. Игровые припевы и приговорки. Считалки. Дразнилки. Скороговорки.   Собиратели детского фольклора (К.Д. Ушинский, В.И. Даль, К.И. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Чуковский, Г. С. Виноградов) Из   школьников.   опыта     организации     проектной     деятельности     младших На   уроках   внеклассного   чтения   работали   со   сказкой   Ш.   Перро   «Кот   в сапогах». Для обсуждения детям был задан вопрос: «Почему кот в сапогах да ещё и 19 в шляпе с пером?» Выяснили,  что в те времена, когда писалась сказка, сапоги для французов   были   символом   достатка.   Такую   же,   как   у   кота,   шляпу   носили мушкетёры,     и   она   символизировала   верность   мушкетёров   королю.   Кот   же   был предан своему хозяину. Ребята определили, что в данной сказке кот играет роль помощника. Задались вопросом, а как коты изображены в других сказках и почему? Есть ли большие отличия в изображении котов в сказках разных народов? Так возник проект «Образ котов в сказках народов мира». Этапы работы над проектом: Поиск  и чтение народных сказок, героями которых являются коты. Поиск и чтение авторских сказок Определение роли котов в найденных сказках.  Просмотр   современных   мультфильмов   и   выявление   особенностей 1. 2. 3. 4. изображения котов в них. При  обсуждении    полученных  результатов   возник  вопрос  о  том,  с чем связано то или иное изображение котов в сказках. Почему в сказках разных народов   коты   и   кошки   могут   быть   изображены   почти   одинаково.   Была выдвинута гипотеза: то или иное изображение  котов связано с представлениями людей   об   этих   животных,   суевериями.   Так   был   определён   следующий   этап работы над проектом 5. Изучение информации об истории отношения разных народов к котам, о суевериях и приметах, связанных с этим животным. В результате  работы над  данным  проектом повысился  интерес  детей  к своим домашним питомцам. Они начали поиск информации о той породе кошек, к которой относится их питомец. Ребята стали читать  и рассматривать журналы «Мой друг кошка» и «Друг кошек». Зародилась идея создания Музея кошек. Примерная  тематика  проектов  по  литературному  чтению. 1класс: Составляем сборник загадок 20 Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса. 2класс: О чём может рассказать школьная библиотека. Мой любимый детский журнал. Мой любимый писатель – сказочник. 3класс: Сочиняем волшебную сказку. Праздник поэзии. 4класс: Создание календаря исторических событий. Природа и мы. Они защищали Родину. К данному перечню можно добавить следующую тематику: Мой любимый сказочный герой.  Мой любимый поэт. Осенний калейдоскоп в произведениях писателей и поэтов родного края. Весна (лето, зима) в произведениях писателей, поэтов и художников родного края. Поэты родного города детям. Пословицы и сказки народов родного края о дружбе. Образ животных в сказках и мифах народов родного края.                            Виды межпредметных проектов.  Чтение и гражданско ­ патриотическое воспитание: «Народные символы России». Чтение  и  основы  правильного питания:  «Витамины – друзья человека». «Здоровый образ жизни – залог крепкого здоровья». Чтение и окружающий  мир: «Зимующие птицы России», 21 «Наши домашние питомцы». Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.  Например,   готовим   с   детьми   сказку   или   праздник.   Даем   детям   подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается ­ это проект. Как   сильно   должен   измениться   сам   учитель,   чтобы   учить   детей   не   сухим фактам, а учить учиться самим.  Во   время   поиска   информации,   проведения   исследования   дети   много прочитывают материала, работают с энциклопедиями, со справочниками, читают, а, следовательно, решается задача: развитие любознательности, интереса к книге, развитие и совершенствование техники чтения. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:  1.Проблема,   предлагаемая   ученикам,   формулируется   так,   чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных   источников   информации.   Необходимо   вовлечь   в   работу   всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.  2.Выполнение   проекта   связано   с   поиском   новой,   дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов   реализации   проекта  (это   могут   быть   рисунки,  поделки,  викторины, презентации и др.).  Одни   проекты   оформляются   дома   самостоятельно,   другие,   требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.  Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее,   создавать   ситуацию   «успеха».   Кроме   того,   самостоятельный   выбор содержания   и   способов   деятельности   способствует   развитию   эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. 22 Подготовить,   оформить   и   представить   проект   –   дело   гораздо   более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его   выполнения,   школьники   учатся   самостоятельно   приобретать   знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.  С помощью проектной методики на уроке литературного  чтения  можно достичь  сразу  нескольких  целей  ­ побудить  ребенка  к   творчеству,  закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.    Конспект   по   разработке   и   внедрению   творческого   проекта   литературному  чтению  «Незнайка и его друзья»                                     Паспорт проекта. Тема: «Незнайка и его друзья».   по Цели:   познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;    вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс; учить представлять свой труд в виде презентации; воспитывать интерес к художественной литературе.  Задачи проекта:  развитие   творчества,   способностей   к   изобретательству,   эстетического вкуса  обучающихся;   формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе; разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта. Тип проекта: 23     групповой; внеурочный; среднесрочный; творческий, практико­ориентированный. Предполагаемый продукт проекта    :   ­ выставка рисунков;                                                                  ­ настольная игра. Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)  В   классе началась предпроектная подготовка:      знакомство с творчеством Н.Носова; чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; викторина «Коротышки из Цветочного города»; разучивание песни «Гимн Незнайки и его друзей»; конкурс рисунков. Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме. В это же время с учащимися была проведена беседа "Я выполняю проект", в ходе   которой   шло   обсуждение   вопросов:   что   такое   проект   и   как   он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта   и   его   самоанализ.   Поскольку   ранее   учащиеся   не   участвовали   в проектной деятельности, я сама предложила им уже разработанную структуру проекта.   В   основном   все   ребята   заинтересовались   данной   деятельностью,   но были   и   такие,   кто   насторожился.   А     второй   продукт   проекта   (создание настольной игры) предложили уже ребята в процессе работы. На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной   деятельности   детей   и   мы   совместными   усилиями   определили оптимальные   формы   их   возможного   участия:   помощь   советом,   творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности.  Этап 2. Планирование (выбор проектов).  из рисунков ребят оформить выставку;  для работы по созданию игры было решено: 24 ­  составить правила игры; ­ выполнить эскиз игрового поля; ­ подобрать и изготовить иллюстративный материал; ­ оформить игру; ­ апробировать игру. Этап 3. Практическая реализация проекта.   Оформление выставки рисунков;  Создание настольной игры. Апробация игры. Этап 4. Презентация. Презентация     проекта   проходила   для   учащихся   начальных   классов.       Была выбрана театрализация с элементами диалога и игры со зрителями.  Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности. Итоговым   моментом   в   работе   над   данным   проектом   явилась   письменная самооценка   участниками   проекта   процесса   и   результата   собственной деятельности,   которая   осуществлялась   с   помощью   листов   самооценивания. (Приложение № 1)  Самоанализ  работы  над  проектом  и динамика продвижения учащихся. Данная работа проводилась в  1  классе.  Но проект может быть реализован на разных возрастных ступенях начальной школы. Работа проводилась в несколько этапов: Подготовительный   этап  проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией; Основной   этап   предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов   и   выявление   уровня   сформированности   коммуникативной,   включал   разработку   творческого   комплексного информационной   компетентностей   и   компетенции   решения   проблем   в проектной деятельности; 25 Контрольный   этап  предполагал   определение   динамики   продвижения учащихся, анализ результатов работы. По   моим   наблюдениям,   откликам   детей   и   родителей   проект   нашёл эмоционально­познавательный   отклик   у   учащихся,   а   работа   над   ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически­развивающих задач. Соблюдены  этапы  работы  над  проектом. Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование. В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё   равно»,   ­   из   которых   ученик   должен   был   выбрать   только   один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно». Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:   «проект интересный» ­ 44%;        «нужный» ­ 26%;  «непонятный» ­ 19%;   «трудный» ­ 11%. Результаты     анкетирования   показали,   что   не   все   участники   поняли   суть   и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство. Также   на   данном   этапе   работы   по   результатам   педагогического   наблюдения определялся   уровень   сформированности   у   младших   школьников   ключевых компетентностей.   К   таковым   относятся:   решение   проблемы   (постановка проблемы,   планирование   и   оценка   результатов),   целеполагание, информационная   (поиск   и   обработка   информации)   и   коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе   у   учащихся   были   частично   сформированы   ключевые   компетенции. 26 Преобладал   низкий   уровень   решения   проблемы   и   работы   с   информацией, частично средний уровень коммуникации. После   завершения   работы   над   проектом   уровень   компетентностей   учащихся немного повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения.   На   мой   взгляд,   для   повышения   уровня   коммуникативной компетентности   необходимо   многократное   участие   детей   в   проектной деятельности.  Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.  Учащиеся   повторно   оценили   своё   отношение   к   проекту.   По   сравнению   с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ следующая:     Было   определено,   какой   этап   работы   над   проектом   ученикам   понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, «проект интересный» ­ 73%; «нужный» ­ 90%; «понятный» ­ 80%; «полезный» ­ 64%; поиск   информации   –   36%;   реализацию   проекта   ­   11%,   а   5%     участникам «понравилось всё». В   своих   отзывах   о   проделанной   работе   ученики   отметили   не   только   своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила какие были трудности и достижения. Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа   эксперимента,   показал,   что   уровень   сформированности   ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в 27 процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.                                           Заключение. 28 На   притяжении     нескольких     лет     я   занимаюсь   вопросами   изучения   и внедрения   в   процесс   образования   современных   технологий.   Обдумывая   эти проблемы,  я   пришла   к   выводу,  что   необходимо   дополнять   урочную  систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были   бы   погружены   в   атмосферу,   требующую   думать,  рассуждать,   грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала метод проектов.  Проектная   деятельность,  действительно   помогает   научить   детей   учиться самим. Ведь готовя проект, дети сами   добывают информацию, перечитывают её, анализируют, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных   предметных   областях:   это   и   музыка,   и   окружающий   мир,   и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. При правильной организации проектная деятельность повышает  познавательный  интерес  учащихся  к  учебной  деятельности, способствует  повышению  их  интеллектуального  и  творческого потенциала. Таким образом, используя   метод проектов на уроках литературного   чтения, могу   сказать,   что   эта   технология   ­    это   одна   из   конкретных   возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно   сказать,   что   метод   проектов   расширяет   горизонты   в   педагогической теории   и   практике,   повышают     мотивацию     обучения.   Он   открывает   путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого  драматурга  и  философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,  но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 29                                                         Приложение  1.                Лист  самооценивания  при  работе  над  проектом.                          Выбери  подходящий  для  тебя  вариант  ответа.                  Нравится ли тебе  участвовать  в  реализации  проекта?                 А) занимаюсь  с  удовольствием                 Б) нравится                 В) не  очень  нравится                 Г) мне всё равно Оцени  своё  отношение  к  проекту.        Выбери  подходящий  для  тебя  вариант  ответа. А) проект  интересный Б) проект  нужный В) проект  непонятный Г) проект  трудный 30                                                Список  литературы. 1. А.В.Воронцов, В.М. Заславский  и др. Проектные  задачи  в  начальной  школе: пособие для  учителя/  М.: Просвещение, 2011. 2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6 3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9 4.  Иванова   Н.В.   Из   опыта   использования   проектного   метода   на   уроках литературного  чтения в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8  5.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   М.:   Народное образование, 1998. 6.Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://sch730.edusite.ru/p211aa1.html  8.Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование методических проектов в практике работы учителя начальных классов //

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".

Практико - значимый проект по теме "Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся литературному чтению".

Практико - значимый  проект   по  теме "Метод  проектов  как  одно  из  условий  повышения  мотивации  обучения     учащихся  литературному  чтению".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2018