ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Виктория Дементьева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Практикум по религиоведению
Файл:

ППРАКТИКУМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ11.docx - Практикум по религиоведению


Все файлы публикации > ППРАКТИКУМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ11.docx
Практикум по религиоведению

Дементьева В. В., Кошкина И.Д.
Практикум по религиоведению
(пособие по истории и теории религии для
гуманитарным
знаний по
контроля
дисциплинам)
издание второе исправленное и дополненное

Практикум по религиоведению

ББК 86.2
УДК 2
Рецензенты:
Устинкин А.П.,
доктор исторических наук, профессор, Нижегородский
лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Лебедева Г.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и
гуманитарных дисциплин СГПИ (филиал) ПГНИУ
Кошкина И.Д., Дементьева В. В.
Практикум по религиоведению – учебное пособие для студентов всех форм
обучения.
ISBN
Предлагаемое пособие представляет собой практикум ­ сборник схем, тестов и
упражнений по религиоведению, созданный с целью развития познавательных навыков
учащихся школ, а также студентов вузов в области религиозной культуры, истории и
теории религии и истоков светской этики. Учебное пособие также может быть
использовано в качестве рабочей тетради для самостоятельной работы при различных
дистанционных формах обучения.
ISBN

Практикум по религиоведению

Первые формы религиозных верований зафиксированы в истории
ВВЕДЕНИЕ
человечества ориентировочно 42 тысячелетия назад.
Археология, история, этнография доказывают, что религиозные
верования существуют с тех пор как на земле появились люди. Уже из
исследований древнейших обществ становится понятным, что религиозные
архаические представления априори вытекают из ощущения, что весь
окружающий мир проникнут невидимыми силами, которыми человек не
может управлять, однако с ними возможен контакт посредством некоторых
ритуально­обрядовых действий. Первоначально эти силы мыслились как
производные природных стихийных начал, позже как нечто, существующее
над природой или вне ее. Можно сказать, что постепенно происходит
социализация непонятных для человека явлений окружающей природной
действительности и факты проявления необъяснимых воздействий
природного мира на индивида становятся сакрализованной частью
человеческой жизни.
Религия может многое рассказать о самом обществе, важно только
правильно расшифровать её символы и мистическую информацию.
Современная наука утверждает, что нигде и никогда не существовало
такого народа, который был бы абсолютно безрелигиозным. Эмпирически
то, что называют религией, включает в себя мифологию народов, не
имевших письменности, примитивную религиозную практику дикарей ­
родоплеменные религиозные верования, а также эстетически и
символически оформленные богослужения в обществах, интеграция
которых первоначально основывалась на религиозных принципах [9].

Практикум по религиоведению

Различные способы классификации религий, систематизация всего
многообразия знаний о религиозных мифах, верованиях, обрядах, культах и
институтах – вот основные направления исследований таких дисциплин, как
«Религиоведение», «Религиозная культура и светская этика», «История и
теория религии» и даже «Социология религии». Особенности преподавания
данных дисциплин в учебных заведениях различного уровня требуют новых
специфических форм изложения религиоведческого материала, а также
таких форм контроля знаний, которые разработаны с учетом общей
направленности и специализации учебного заведения.
Предлагаемое пособие представляет собой практикум или учебную
тетрадь в форме сборника схем, тестов и упражнений по истории и теории
религии, адаптированную под вышеперечисленные учебные дисциплины.
Пособие создано с целью развития познавательных навыков учащихся школ,
студентов вузов в области религиозной культуры, истории и теории
религии, истоков светской этики, а также может быть использовано в
качестве пособия для самостоятельной работы при различных
дистанционных формах обучения.
ТЕМА I
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА
РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
«...у дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл мимо
него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его,
полицейский. Прошёл влюбленный юноша, и сердце его забилось
радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный
сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это
привидение.
Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.» [17]
ЗАПОМНИ!
► Религиоведение в качестве специфической области научного поиска и
исследования выделяется из сферы гуманитарного знания к середине XIX
века.
► Религиоведение ­ наука, формирующая духовную культуру.
► Основные разделы:
 философия религии;

социология религии;
 психология религии;

Практикум по религиоведению

теория и история религии;
 психоанализ религиозного опыта;
 феноменология религии;

 политология религии;
 история и теория религиозной культуры и этики;

знания о свободомыслии.
► Классы понятий и терминов, принятые в религиоведении:
 философские ­ истина, сознание, дух, отражение, символ,
Абсолют, трансцендентальное, субстанция;
этические ­ совесть, смысл, мораль, добро, зло, любовь, вера;
эстетические – красота, вечность, гармония;


 общенаучные ­ система, структура, закон, функции;
 частнонаучные ­ эпоха, нирвана, мистический опыт;

собственно, религиоведческие ­ религия, мистика, конфессия,
храм, Бог, ангел, миф, культ, обряд.
► Религиоведение – область научного знания, которая исследует сущность
религии, историю ее возникновения и развития, формы проявления,
способы выражения и функционирования в обществе.
► Понятие «религия» связано с латинским ­ religio ­ благочестие, святыня,
предмет культа.
► Религия в той или иной степени является объектом изучения многих
гуманитарных наук, которые рассматривают религиозные феномены в
динамике связей и отношений с другими социальными и культурными
явлениями.
►Большинство существующих на данный момент определений религии, в
зависимости от сферы исследований данного феномена духовной жизни,
можно классифицировать следующим образом:
­ религия ­ это связь с некой сверхъестественной силой, Божеством
Теологические определения
/Бергер П., Лукман Т., Отто Р., Трельч Э., Флоренский П. и др./
Психологические определения
­ религия ­ чувства и переживания человека, связанные с так
называемым «религиозным опытом», приобретаемым в результате
религиозной практики / Лукач Г., Фрейд З., Фромм Э., Шлейермахер Ф. и
др./
­ религия ­ это такой тип мировоззрения, при котором происходит
«удвоение» мира на земной и небесный, видимый и невидимый, временный
Философские определения

Практикум по религиоведению

и вечный /Бергсон А., Гегель Г., Камю А., Кант И., Ницше Ф., Маркс К.,
Фейербах Л., Энгельс Ф. и многие другие/
Биологические определения
­ религия ­ это один из способов борьбы за жизнь, основанный на так
называемом «религиозном инстинкте» и его проявлениях /Леви­Брюль Л.,
Сингх С/
Этнологические определения
­ религия ­ всеобщий феномен культуры, благодаря которому
объясняется его
определяется место человека в универсуме,
происхождение и развитие /Малиновский Б., Фрэзер Дж./
­ религия ­ способ придания смысла социальному действию /Бергер
Социологические определения
П., Вебер М., Дюркгейм Э., Пapcoнс Т. и др./
Политологические определения
­ религия ­ универсальная идеологическая система, своеобразный
духовный конструкт ­ основа политического мифотворчества / Гараджа В.,
Дементьева В./
► СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
МИФ
информация о событиях или фактах действительности, переданная в
образно­эмоциональной, символической форме
КУЛЬТ
«боговоссоздание» на основе драматизации мифа, острого
переживания некоторых его фрагментов
ОБРЯД
материализация культа посредством символических действий,
связанных с конкретной религиозной культурой
РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИТУТ
место, где осуществляется культово­обрядовое действие
ВЕРА

Практикум по религиоведению

определенное психическое переживание безосновательного признания
и принятия каких­либо недоказуемых утверждений и установок, а также
практически абсолютная убежденность в осуществлении желаемого
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
­ мировоззренческая –
помогает сформировать мировоззрение человека
помогает ориентироваться в социально­духовном пространстве
­ ориентационная –
­культуротранслирующая ­
транслирует культурные образцы от поколения к поколению
­ мифотворческая ­
создает социальную и личностную мифологию
­ психотерапевтическая –
способна обеспечить психологический комфорт и защиту
­ аксиологическая –
формирует ценности и законы социума
образует смысловые компоненты человеческой жизнедеятельности
­ смыслообразующая –
позволяет изучить и исследовать исторические и культурные
­ просветительская ­
феномены
устанавливает коммуникативные связи между субъектами культа
­ коммуникативная ­
в некоторые исторические периоды легитимирует государственную
­ легитимирующая ­
власть
► ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
­

ЦЕРКОВЬ
­ религиозная организация, в рамках которой
происходит сохранение и трансляция ценностей и традиций конкретной
социальной системы. Например, православная
церковь в России,
католическая церковь в Испании.
­ СЕКТА ­ религиозная организация, принадлежность к которой
можно обозначить по характеру оппозиционного положения по отношению
к церкви. Например, баптисты в России, мормоны, сектантское образование
«Дети Бога» и т.п.

Практикум по религиоведению

­ ДЕНОМИНАЦИЯ ­ религиозная организация, позиционирующая
оппозиционное отношение и к секте, и к церкви. Например, КПСС в
Советском Союзе, организации сатанизма во всем мире.
­ МИСТЕРИЯ – периодически функционирующая организация,
представляющий из себя, по сути, театрализацию какого­либо культа.
Например, Хэллоуин в странах Западной Европы, Рождественские гадания
и др.

ГЛОССАРИЙ
Сакрализация
­
вовлечение в область религиозного
санкционирования различных феноменов социальной жизни государства,
включая почти все виды деятельности его граждан, их межличностные
отношения и поведение.
Секуляризация ­ процесс ослабления влияния религии на
общественное и индивидуальное сознание; при этом ограничивается
возможность религиозного санкционирования различных видов
деятельности, отношений и институтов.
1. Что изучает религиоведение и какие методы при этом
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
2. Кого можно считать выдающимися авторитетами в области
используются?
религиоведения?
3. Какие науки оказывают наибольшее влияние на формирование и
становление знаний о религии?
4. Что такое религия? Какой ее структурный элемент является
определяющим?
5. Какие Вам известны определения религии? Что нового они дают в
понимании религии?
6. Перечислите функции религии. Какие из них наиболее четко
выражены в современном российском обществе?
7. Что такое сакрализация? Присутствует ли это явление в
современном обществе? Обоснуйте свой ответ.
8. Какая из функций религии является наиболее социально важной?
Обоснуйте.
1. Оцените роль знаний о религии в формировании духовной культуры
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
человека и общества.
2. Охарактеризуйте роль религии в современном мире, ее влияние на
политику, экономику, культуру.

Практикум по религиоведению

3. Опишите известные вам мифы и покажите, как они влияют на
религиозные культ и обряд.
4. Охарактеризуйте существующие типы религиозных организаций.
Приведите примеры.
5. Проанализируйте особенности религиозного сознания и покажите его
связь с фактами так называемого мистического опыта.
6. О какой религиозной функции говорится во фрагменте: «И сказал
Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после
тебя...» (Бытие 17.9)? Обоснуйте ответ.
7. Найдите общность и различие в мифологическом и религиозном
мировоззрениях. Составьте таблицу. Приведите примеры.
ТЕСТ I­A
1. Может ли религия существовать без культа?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
2. Можно ли первобытные верования называть религиями?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
3.Может ли религия существовать без мифа?
а) да;
б) нет;
в) не всегда;
4. Может ли религия существовать без церкви?
а) да;
б) нет;
в) в некоторых случаях;
5. История Маугли. Мог ли он вырасти верующим человеком?
а) да;
б) нет,
в) ваше объяснение;
6. Может ли религия существовать без священства?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
7. Можно ли сказать, что одни (более древние) формы религиозных
верований в ходе истории сменяются новыми, более зрелыми?
а) да;
б) нет;

Практикум по религиоведению

в) не всегда.
1. Как в религиоведении называется вера в существование
родственной связи между группой людей и определенным видом животных,
растений?
ТЕСТ I­B
а) тотемизм;
б) фетишизм;
в) ваш вариант;
2. К какому роду религиозной деятельности относится обучение в
духовной семинарии?
а) культовая;
б) внекультовая;
в) ваш вариант;
З. К какому типу определений религии относится следующее:
«Религия ­ орудие в борьбе за жизнь»?
а) философские;
б) психологические;
в) ваш вариант;
4.
Как называется вовлечение в сферу религиозного
санкционирования социально­политической жизни общества?
а) секуляризация;
б) сакрализация;
в) ваш вариант;
5. К какому типу определений относится следующее: «Религия ­
всеобщий феномен культуры»?
а) психологические;
б) этнологические;
в) теологические;
6. Форма магического мировоззрения, когда обожествляется и
почитается священный предмет:
а) фетишизм;
б) тотемизм;
в) анимизм.
7. Какой из перечисленных элементов к структуре религии не имеет
отношения:
а) культ;
б) вера;
в) грех.
СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
ТЕМА II

Практикум по религиоведению

«...Жил один бедный человек, стремящийся достигнуть
просветления и познания высшей Силы. И была у него древняя
старинная статуя Божества, высеченная из дерева редких пород,
настоящий шедевр. Он берег ее и относился как к величайшей святыне.
Как­то раз холодной ночью человек этот остался совсем один в своей
убогой хижине. Был жуткий мороз, и он в отчаянии дрожал от холода.
Видимо, пришло время его смерти. Не было ни щепки, чтобы развести
огонь. В полночь, когда человек уже почти окоченел, перед ним явилось
его Божество и спросило: «Почему ты не сожжёшь меня?»
Деревянная статуя всё так же стояла у стены. Человек очень
испугался: наверное, это демоны искушают меня. «Что ты сказал?
Сжечь статую Божества? Никогда! Ни за что!»
Божество рассмеялось и сказало: «Если ты видишь меня в
статуе, ты упускаешь меня. Я — в тебе, а не в статуе. Я не в предмете
моления, я — в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!»
(Др. буддийская притча)
ЗАПОМНИ

► Первые проявления религиозных верований датируются
!!!
исследователями временем 42 тыс. лет назад.
► Формы первобытного культа:
­ Фетишизм ­ вера во влияние и силу священных предметов.
Фетишем мог стать любой необычный предмет, выделившийся своими
необычными свойствами из природного мира ­ камень странной формы, зуб
животного, ювелирное изделие, растение ­ ему приписывались некоторые
сверхъестественные свойства, например, исцелять от болезней, защищать от
врагов, помогать на охоте. За помощь фетиш благодарили, а за, так
называемый, отказ – могли наказать.
­ Тотемизм ­ вера в существование сверхъестественной связи тотема
(символа рода) и самого рода, покровителем которого считается тотем.
Тотемом могли стать животные и растения ­ то, благодаря чему человек
жил, причем, употреблять в пищу тотемное существо разрешалось, даже
говорилось «это наше мясо». Из тотемизма позже сформировался культ
предков.
­ Анимизм ­ вера в существование душ и духов. Высшая форма
религиозного осмысления действительности. Возникает и получает
развитие в ходе попыток первобытного человека понять такие явления, как
смерть, сон, галлюцинации, транс. Проявляется анимизм в таких формах,
как полидемонизм и монотеизм.

Практикум по религиоведению

­ Магия ­ специфическая культовая деятельность, в основе которой
лежит убеждение в способности и возможности влиять на людей, события,
предметы и феномены объективного мира посредством некоего образно­
мистического инструментария.
Включает в себя все вышеуказанные формы первобытных верований.
Некоторые исследователи определят магию также, как выходящую за
рамки нормы деятельность человека по социализации окружающего мира.
По методам и способам воздействия магия бывает:
­ контактная – действия, осуществляемые при непосредственном
соприкосновении носителя магической силы с объектом, на который
направлено воздействие;
­ инициальная ­ магические манипуляции направлены на объект,
недосягаемый для субъектов магических действий;
­ парциальная ­ воздействие оказывается опосредовано через
остриженные волосы, ногти, остатки пищи;
­ имитативная ­ воздействие оказывается на подобие объекта.
По целям воздействия: вредоносная, военная, лечебная, любовная.
Магия является не только основой религиозной обрядовости, по и
фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ
сайентологическое направление, неоязыческие культы, сатанизм и т.п.
ГЛОССАРИЙ
Полидемонизм ­ вера во множество духов (например, шаманизм).
Политеизм ­ религиозная система в основе которой лежит почитание
множества богов (например, индуизм).
Монотеизм ­ вера в единого Бога (например, ислам).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Что Вам известно о происхождении религиозных верований?
Что такое фетишизм?
В чем состоят характерные особенности тотемизма?
1.
2.
3.
фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм
► Первобытные религиозные верования:
► Национальные религиозные системы:
► Мировые религии:
► Нетрадиционные культы:
буддизм, христианство, ислам
индуизм, даосизм, конфуцианство, парсизм, синтоизм и т.п.

Практикум по религиоведению

4.
Какую из форм первобытных верований можно назвать
основополагающей в развитии религии как духовного явления?
5.
Чем национально­государственные религии отличаются от
мировых?
6.
Какие функции выполняет религия в жизни
современного общества?
7.
Что могло подтолкнуть древних общаться с душами умерших
как с живыми?
8.
Существуют ли в современном обществе такие формы
религиозных верований как фетишизм, тотемизм, магия?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
2.
1. На какой из стадий развития религиозных верований появляется табу
и табуальные первонормы регуляции коллективной жизни? Обоснуйте
свой ответ.
Определите, пережитками каких первобытных форм религии
являются:
а) вера в сглаз, в наведение порчи;
б) вера в «счастливый билет», в счастливое число;
в) обычай носить знаки Зодиака, полудрагоценные камни, связанные с
ними.
3. Приведите примеры, когда в истории России религия играла
культуротранслирующую роль.
4. Объясните, чем табу отличается от религиозной заповеди?
5. Прокомментируйте цитату: «...кеты, как и их соседи, если
одушевляли деревья, озера, горы, камни, то представляли их душу в
виде человека...» (Итс Р. Шепот Земли и молчание Неба. ­ М.,1990. ­
С. 68­69)
6. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь магии и различных
форм искусства (живописи, музыки, поэзии и т.д.)
ТЕСТ II­А
1. Фетиш ­ это:
и) мистический знак;
б) жертвенное животное;
в) священный предмет.
2. Тотемизм ­ это:
и) вера в силу и могущество священных вещей;
б) вера в духов;
в) вера в сверхъестественное родство людей с животными и
растениями.

Практикум по религиоведению

3. Слово «анима» в переводе с латыни обозначает:
а) судьба;
б) душа;
в) вера.
4.Древнегреческий пантеон олимпийских богов можно
охарактеризовать как:
а) политеизм;
б) монотеизм;
в) полидемонизм.
5. Монотеизм возник:
а) в нетрадиционных религиях;
б) в мировых религиях;
в) ваш вариант.
6. К какому типу магического воздействия относится наведение
порчи на скотину через пищу:
а) контактная магия;
б) имитативная магия;
в) «профилактическая магия».
7. К какому виду магии относятся «кровопускание»,
«окуривание»?
а) врачебная;
б) любовная;
в) вредоносная;
8. Табу ­ это:
а) ритуальное действие;
б) специальная система запретов;
в) ваш вариант.
ТЕСТ П­В
1. Вера во множество богов:
а) политеизм;
б) монотеизм;
в) полидемонизм.
2. К национальным религиям относятся:
а) буддизм, ислам;
б) даосизм, иудаизм;
в) католицизм, православие.
3. Амулет является самым важным элементом:
а) любовной магии;
б) военной магии;
в) врачебной магии;

Практикум по религиоведению

г) ваш вариант.
4. Какая функция религии присуща в равной степени также и
идеологии?
а) легитимирующая;
б) мировоззренческая;
в) познавательная;
г) ваш вариант.
5. В чем проявляется регулятивная функция религии?
а) благотворительность, дела милосердия;
б) мораль, право;
в) освящение социального порядка;
г) мифотворчество;
6. Изучение религии «извне» характерно для:
а) богословского подхода к изучению религии;
б) научно­философского похода к изучению религии;
в) ваш вариант.
7. Погребальные обряды появляются на такой стадии развития
религии, как:
а) фетишизм;
б) тотемизм;
в) анимизм (полидемонизм);
8. Характерные черты мировых религий:
а) связаны с особенностями национального характера,
жизнеустройства;
б) универсализм, масштабность, законотворчество;
в) ваш вариант.

Практикум по религиоведению

НАЦИОНАЛЬНО ­ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ
ТЕМА III
«Кришна собирался поужинать. Он отщипнул кусочек лепешки и
стал жевать, но вдруг вскочил и побежал к двери. Рукмини, его жена,
спросила: «Что ты делаешь, мой Господин? Куда идешь? В чем спешка?
Почему так внезапно?» Кришна остановился в дверях, подождал
мгновение и вернулся назад. Принял печальный вид, снова сел и начал
есть.
Рукмини удивилась. Она сказала: «Теперь ты озадачил меня ещё
сильнее. Почему ты вскочил так внезапно? Почему ты вернулся, зачем?
Ты вскочил, будто в доме пожар, я не вижу, чтобы что­нибудь
случилось. И почему ты вернулся назад, если что­то случилось?»
Кришна ответил: «Было нечто. Один из моих приверженцев идёт
по городу. Он поёт мою песню, играет на барабане, танцуя на улице, —
но люди бросают в него камни, и кровь течёт у него со лба. Он совсем не
реагирует, он абсолютно безмолвен, абсолютно сосредоточен,
абсолютно беспомощен. Я был нужен, чтобы немедленно помочь ему».
И Рукмини спросила: «Тогда почему ты вернулся от двери, если
был нужен так срочно?» Кришна ответил: «Нужда отпала. В тот
момент, когда я достиг двери, он взял в руки камень. Теперь он
помогает себе сам. Моя помощь уже не нужна». [18]
ЗАПОМНИ !!!
►Национальные религии представляют собой религиозные системы,
которые прочно связанны с историей, культурой, психологией и
специфической социальной структурой того или иного народа (нации),
несут на себе отпечаток национального характера, жизнеустройства и
даже географического местоположения данной социальной общности.

Практикум по религиоведению

ИНДУИЗМ /II­I тыс. до н.э./ ­ религиозная система,
сформировавшаяся под влиянием культуры, истории, геополитических
факторов, национального характера народов Южной Азии.
Священные тексты – «Веды».
►Особенности миропонимания:
­ неравенство людей перед богами;
­ брахман;
­ сансара ­ перерождение души в мире;
­ карма ­ закон воздания по деянию;
­ множественность пантеона богов;
­ мифологическая пестрота;
­ разнообразные ритуалы.
ТРИМУРТИ
триединое космическое начало, имеющее 3 ипостаси:
Вишну Шива Брахма
Наиболее крупные направления индуизма:
Шиваизм
­ существует еще с доарийских времен. Основан на культе бога
Шивы, которого еще называют «богом счастья», хотя он некоторое время
рассматривался как темное начало мира. Способен разрушить Вселенную и
воссоздать ее вновь. Представляется как Бог танцующий и в танце
топчущий человеческие ошибки и изъяны. В качестве Натараджи, "царя
танца", Шива регулирует мировой порядок. Когда он устает танцевать,
останавливается, и в мироздании воцаряется хаос.
Вишнуизм
­ согласно текстам Вед, Вишну ­ бог­хранитель, один из божественной
триады (наряду с Шивой и Брахмой); солнечное божество и олицетворяет
светлое начало (в противовес некоторым представлениям о Шиве и его
супруге Кали). Благостен и милосерден этот бог добра и справедливости.
В качестве отдельной ветви древнеиндийской религиозной системы
можно рассматривать:
ДЖАЙНИЗМ /VI – V в. до н.э./ религиозно­философское
учение брахманистской традиции, ставшее одной из наиболее известных
религий Индии.

Практикум по религиоведению

Создатель новой веры – кшатрий Вардхамана. До 30 лет был женат,
имел дочь, однако однажды решил раздать имущество и начал
странствовать. Через 12 лет достиг «высшего знания», за что его и прозвали
Джиной ­ «Победителем». Такой титул обычно присваивался великим
достопочитаемым религиозным учителям. Затем 30 лет Джина ­ Махавира
(«великий герой») странствовал и распространял новое вероучение, имел
много учеников и достиг «конечного освобождения» ­ нирваны.
После смерти учителя произошел раскол общины, при этом
краеугольным стал вопрос: как теперь трактовать учение Джины Махавиры,
оставшееся в устной форме?
Так появляются два направления в джайнизме:
­ «одетые в белое» и
­ «одетые пространством».
►Особенности джайнистского мировоззрения:
­ мир изначален;
­ в нем нет творца;
­ душа вечна;
­ совершенствуя душу, можно достичь всеведения, всесилия и вечного
блаженства;
­ душа есть у каждой вещи, в каждом растении;
­ принцип ахимсы ­ не причинение вреда живым существам.
Карма самосовершенствование души нирвана
5 основных обетов:
! не красть,
! не прелюбодействовать,
! не стяжать,
! быть искренним,
! быть благочестивым.
Джайнизм конкуренции буддизму и индуизму не составлял. Свои
позиции эта религиозная система укрепила благодаря покровительству
представителей высшего сословия Древней Индии, а немногим позже
приобрел популярность в торгово­ростовщической прослойке общества.
СИКХИЗМ (XV ­ начало XVI вв.) Истоки данного направления на
северо­западе Индии в районе 'пандж ­ аб' ­ пять рек – где образовалась
граница двух культур и двух различных систем мировосприятия ­
индуистской и исламской. Поэтому данное религиозное направление
представляет собой синтез индуистских и мусульманских идей.

Практикум по религиоведению

Основатель ­ гуру Нанак, его последователи называли себя сикхами ­
учениками.
После смерти Нанака его учение развивали еще 9 гуру, последним
из которых был Говин. Сикхи поддерживали индуистскую теорию
реинкарнации – перерождения душ в мире, и считали, что все 9 гуру –
последователей Нанака были собственно его воплощением.

Особенности учения о Боге
:
­ Бог един;
­ ЭК ­ эпитет Бога, что значит «единственный»;
­ все другие божества сливаются в нем;
­ у Бога нет имени;
­ Нанак обращался к нему: Хари, Рам, Аллах, Сахиб;
­ это абсолютная сущность, лишенная атрибутов и качеств;
­ Бог невидим, но проявляется через свои деяния,
­ он всемогущ и всеведущ,
­ непознаваем, неописуем.
+ Создатель + Хранитель + Разрушитель
­ Чтобы общаться с Богом напрямую, не нужен аскетизм, а только
жизнь, полная труда, исполнение долга и благочестия.
В XVI веке под покровительством гуру Арджуна была составлена
священная книга «Ади Грантх» что значит «Изначальная книга».
►Церемония ­ кодекс поведения «пять К»
"кеш" ­ не стричь волосы и бороду;
"качка" ­ носить короткие шаровары;
"кангха" ­ волосы под тюрбаном закреплять гребнем;
"кирпан" ­ всегда иметь при себе меч;
"кара" ­ железный браслет.
ЗОРОАСТРИЗМ /VII ­ VI в. до н.э./ В основе ­ комплекс
древнейших индоиранских представлений о вечной непрекращающейся
борьбе между силами Света и силами Тьмы. Отсюда поклонение ахурам ­
божествам, олицетворявшим этические категории (Добро, Свет) и даэвам
­божествам, связанным с природой (например, Анахита ­ вода).
Анхра Манью ­ воплощение зла
Ахура Мазда ­ воплощение добра
______________________________

Практикум по религиоведению

Человек должен выбрать, с кем он?
­ «Авеста» ­ комплекс священных текстов зороастризма; большая
часть их не сохранилась. Идеи угасли под натиском исламизации.
Основные вероучительные требования: добрая мысль, доброе слово, доброе
деяние, чистота на всех уровнях жизни.
Священные заклинания ­ мантры – должны сопровождать все дела
верующего.
Система очистительных обрядов связана с огнем.
Нечисто: злое, лживое, мертвое, грязное (мусор), чужое.
Большое ритуальное очищение ­ барашном.
►Особенности культа:
­поклонение огню;
­ пять молитв в день (после омовения лица, рук и ног);
­семь праздников в году («Середина весны», «Середина лета»,
«Середина зимы», «Праздник уборки зерна». Особенно великий праздник
огня ­ Новый год ­ «Ноуруз»);
­ культ чистоты;
Существуют также другие названия зороастризма: МАГИЗМ, так как
жрецы этой религии были выходцами из племени магов; МАЗДАИЗМ, так
как имя главного божества Ахура ­ Мазда; религия АВЕСТЫ, так как
название сборника священных книг ­ Авеста; МИТРАИЗМ, так как имя
бога­спасителя ­ Митра; ПАРСИЗМ, так называли древних иранцев ­ парсы.
КОНФУЦИАНСТВО ­ этико­философское учение, созданное
легендарным китайским мыслителем Кун­цзы, Конфуцием (551­479 гг. до
н.э.). Со временем вошло в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и
других стран.
►Особенности культа:
­акцент на этике действий человека в мире;
­культ предков; почитание старших;
­культ природы;
­почитание верховного божества и легендарного первопредка
китайского народа ­ Шан Ди, который со временем будет ассоциироваться с
Небом ­ великой божественной силой, которая определяет все
происходящие в мире процессы. Генетическая связь с этим источником
мудрости была заложена и в самом названии страны ­ «Поднебесная» и в
титуле ее правителя «Сын Неба».

Практикум по религиоведению

Конфуций, согласно китайской мифологии, ­ хранитель мудрости
«золотого века» ­ древности. Он стремился вернуть в социальную жизнь
понятия чести, престижа, гармонии, сделать лучше нравы и, тем самым,
счастливее людей.
Основные идеи:

­ идея социальной гармонии;
­ авторитет мудрецов;
­ идеал совершенного человека;
­ жизнь в природном ритме;
­ привила «золотой середины»;
­ патримониализм.
Обращается также внимание на «пять постоянств»:
ритуал ­ гуманность ­ долг ­ справедливость ­ знание
Каждое живое существо имеет свое место в иерархии космоса.
Последователи Кун­цзы.
Мэн­узы: добавил идеи о справедливости и ее нарушениях.
Дон­Чжун­цу: придал учению характер государственной идеологии.
Чжу­Си: основал движения за новые комментарии древних текстов.
ДАОСИЗМ (IV­III в. до н.э.). Согласно легендам, тайны учения о
«дао» дал миру легендарный Желтый император ­ Хуан­Ди. Хотя на самом
деле даосизм формируется под влиянием шаманских верований и
приактики древних китайских магов.
Теоретические положения даосизма зафиксированы в «Каноне о пути
и добродетели» ­ «Даодэцзине», авторство которого приписывается
мудрецу Лао­Цзы.
Основные идеи даосизма:
­ ДАО ­ центральная категория даосизма,
­ ДАО ­ закон вечного бытия Космоса,
­ ДАО ­ поток энергии, проникающий сквозь все сущее,
­ ДАО ­ уникальный закон природы,
­ ДАО ­ начало, порождающее мир форм.
Сущее в мироздании имеет своим источником Дао, совершая
космический кругооборот, снова в него возвращается.
­ ДАО ­ первопричина и конечная цель, завершение бытия,
­ ДАО проявляется лишь через силу ДЭ ­ добродетель.
Принцип не деяния ­ отрицание целенаправленности деятельности.

Практикум по религиоведению

Человек ­ скопление божественных сил (энергии), обитель многих
духов.
►Особенности культа:
­ культ долголетия: питание духа, питание тела, дыхательная
гимнастика;
­ культ неба;
­ культ святых мудрецов;
­ культ многодетности;
­ культ богатства.
Даосизм ­ фундамент религии отчасти синкретического комплекса «трех
учений», наряду с конфуцианством и буддизмом.
Эзотерическая часть даосизма получила широкое распространение в
древнекитайском социуме.
Сторонники даосизма были врачевателями, гадателями, предсказателями.
Пантеон даосизма ­ восемь бессмертных мудрецов, полулюдей
­волшебников.
Институализация даосизма: «Путь небесных наставников», Школа «Высшей
чистоты», «Школа Духовной драгоценности».
СИНТОИЗМ (VI­VII вв.) СИНТО – японское понятие, обозначающее
«путь богов». Система культа синтоизма сформирована племенами
Кюсю, пришедшими в центральную Японию с Севера.
Верховное Божество ­ «солнечная» богиня Аматэрасу, создавшая
японские острова, почитается также ее муж Ниниги, положивший, начало
«божественной» императорской династии.
►Особенности культа:
В культе Аматэрасу важными являются три божественные регалии:
­ зеркало ­ символ честности,
­ яшмовые подвески ­ символ сострадания,
­ меч ­ символ мудрости.
Согласно мифу, все это она дала своему внуку, отправляя его
освящать землю и покорять непокорных.
Однако лично для японцев более близкими казались маленькие
родовые божества ­ удзиками ("удзи" ­ род, "ками" ­ божество). Их роль ­
охрана дома,
покровительство


и защита рода, принесение удачи и др.

Практикум по религиоведению

ТЕННОИЗМ. Возникает и оформляется в XII веке, когда у власти в
Японии оказались самураи ­ военно­феодальное дворянство, и власть |
ИМПЕРАТОРА СТОПА чисто символической.
­ «Тэнно» ­ император ­ источник и носитель национальной
самобытности.
­ Тенноизм ­ идеи защиты императора, реставрации его власти;
­ идеологическая основа для свержения сегуна ­ главы военно­
феодального правления).
Философско­религиозная опора делалась на древние
мифологические своды о божественной династии японских императоров.
| XIX век. Открытие Японии. Снова актуален лозунг «сонно дзеи»
почитание императора; изгнание варваров, выступивших против сегуната;
начало буржуазной революции.
ИУДАИЗМ (II ­ I тыc. до н.э.) Термин на иврите «яаодут» произошел
от названия еврейского племенного объединения Иуды, самого
многочисленного из еврейских колен.
Знаменитый библейский царь Давид также был из рода Иуды. Кроме
того, что ему принадлежит авторство песнопений, посвященных Богу,
вошедших в Библию под названием Псалтырь, его деятельность во многом
способствовала расцвету и росту могущества Израильско­Иудейского
царства в конце VI в. до н.э.
Иудаизм – религиозная система, представляющая собой комплекс
правовых, морально­этических, философских, бытовых представлений,
формировавших на протяжении тысячелетий уклад жизни древних евреев.
►Основные элементы иудаизма:
­ Священное писание ­ Сфарим (в древнееврейской аббревиатуре ­
ТАНАХ, который состоит из следующих частей:
►Центральная доктрина
(Пятикнижие Моисея)
Тора
Нэвиим
(Пророки)
Кэтувим
(Писания)

Практикум по религиоведению

­ вера в единого бога – Яхве (Иегова), хотя само имя «не
произносится всуе» и требует замены на другие эпитеты – Адонай, Сафаоф
и др.
­ Бог бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, истинен, неописуем,
справедлив, милосерден.
­ Верующий поддерживает связь с богом через молитву.
­Талмуд (учение) ­ основа законодательства, судопроизводства,
морально­этический кодекс для верующих:
«МИШНА» ­ повторение «ГЕМАРА» ­ завершение.
Особо важен раздел в Талмуде о религиозных праздниках ­ Моэд:
Шаббат­ суббота ­ время отдыха, запрет деятельности;
Йом ­ кипур ­ день всепрощения;
Песах ­ пасха ­ начало весны ­ воскрешение природы.
Племенной союз (Завет) с Богом Яхве был заключен иудейским
патриархом Авраамом и позже нашел свое выражение в десяти заповедях,
данных пророку Моисею на горе Синай:
«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли
Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других
богов пред лицеем моим...» (Библия. Исх. 20)
­ не сотвори себе кумира;
­ не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
­ помни день субботний;
­ почитай отца твоего и мать твою;
­ не убий;
­ не прелюбодействуй;
­ не кради;
­ не произноси ложного свидетельства;
­ не желай ничего чужого».
­ Адонаю первоначально не возводились храмы, а просто
устанавливался шатер, называемый Скиния. Именно там размещался Ковчег
Завета ­ символ земного местонахождения Бога.
Ковчег Завета имел форму ларца, оббитого золотом, а по краям
размещались золотые фигуры ангелов. Также была табличка с указанием,
что именно здесь запечатлено присутствие Бога.
Иудейские религиозно­политические направления:
саддукеи,
фарисеи, ессеи.
►С образованием централизованного Израильско­Иудейского
государства при Давиде Ковчег Завета перенесен в Иерусалим.

Практикум по религиоведению

­ При сыне Давида Соломоне был возведен царский дворец и храм в
честь Единого Бога. Появляется сословие священников ­ коханим и их
помощников ­ левитов.
►Основные направления иудаизма обозначились сразу после
канонизации Талмуда: консервативное ­ отвергается институт раввината, а
часто и сам Талмуд, и модернистское, допускающее нововведения с целью
приспособления иудаизма к исторически меняющимся условиям места и
времени.
ГЛОССАРИЙ
Патримониализм – в философии Кун­цзы авторитет императора и
его отеческое отношение к своему народу. Позже в работах Вебера
уточняется как концепция авторитета нравов, освященных традицией и
привычной ориентацией на их соблюдение.
Синагога ­ молитвенный дом, место проведения народных собраний,
где решались политические и социально­правовые вопросы.
Раввины ­ законоучителя Торы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
По каким признакам национальные религии отличаются от
1.
мировых?
2.
Какие характерные черты индуизма, на ваш взгляд, можно
назвать основополагающими для индийской культуры в целом?
Кто является главным среди индуистских божеств?
Назовите церемониальные особенности сикхизма. Чем они
3.
4.
отличаются от религиозных церемоний индуизма?
Какие названия зороастризма вам известны? Расшифруйте их.
Что повлияло на становление конфуцианского культа?
Где, когда и при каких условиях возник даосизм?
Кем являются Аматерасу и Ниниги в японской мифологии?
Что такое тенноизм?
5.
6.
7.
8.
9.
10. Какая из Заповедей, среди данных Моисею на горе Синай,
является первой и основной? Как Вы думаете почему?
11. Какие крупные религиозные системы возникли на базе
иудаизма?
1. Охарактеризуйте основное содержание и принадлежность к той или
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
иной религии следующих религиозных текстов:
а) Веды;

Практикум по религиоведению

б) Танах;
в) Даодэцзин.
2. Идентифицируйте следующих персонажей относительно их роли и
места в известных вам религиях:
а) Кришна;
б) Кун­цзы;
в) Моисей;
г) Зороастр.
3. Проведите сравнительный анализ индийских и китайских
национальных религиозных систем по их нравственно­этическим
требованиям и представлениям.
4. Опишите жизненный и религиозный путь кшатрия Вардхаманы.
5. Сравните категории «дао» и «нирвана». К каким религиозным
учениям они принадлежат? Что общего можно выделить в их трактовке?
6. В хронологическом порядке укажите время возникновения и место
распространения следующих религий: даосизм, иудаизм, зороастризм,
индуизм, синтоизм.
7. Прокомментируйте предложенные даосские притчи с
позиции даосской этики и духовной традиции:
а) «Лао­цзы каждый день ходил рано утром на прогулку. Его
сопровождал сосед. Но он знал, что Лао­цзы ­ человек молчания. Tак что в
течение многих лет он сопровождал его в утренних прогулках молча.
Однажды у него в доме был гость, который тоже захотел пойти на прогулку
с Лао­цзы. Сосед сказал: «Ничего не говори, так как Лао­цзы хочет жить
непосредственно. Ничего не говори!»
Они вышли, а утро было так прекрасно, так тихо, пели птицы По
привычке гость сказал: «Как прекрасно!». Только это ­ и ничего больше за
часовую прогулку, но Лао­цзы посмотрел на него так, будто тот совершил
грех.
Вернувшись домой, входя в дверь, Лао­цзы сказал соседу: «Никогда
больше не приходи! И никогда не приводи еще кого­нибудь! Этот человек,
похоже, очень разговорчив. Утро было прекрасным, оно было таким тихим.
Этот человек все испортил»[19].
б) «Ле­цзы учился у учителя Лесного с Чаши­горы:
Если постигнешь, как держаться позади, можно будет говорить и о
том, как сдерживать себя.
Хочу понять, как держаться позади, ­ ответил Ле­цзы. Обернись,
взгляни на свою тень и поймешь. Ле­цзы обернулся и стал наблюдать за
тенью: тело сгибалось и тень сгибалась; тело выпрямлялось, и тень
выпрямлялась. Следовательно, и изгибы, и стройность исходили от тела, а

Практикум по религиоведению

не от тени Сгибаться или выпрямляться ­ зависит от других вещей, а не от
меня»[19].
ТЕСТ III­А
1. К текстам какой религии принадлежит фрагмент:
"Отрекаюсь от сообщества с мерзкими,
вредоносными,
неартовскими, злокозненными дэвами, самыми лживыми, самыми
вредными для всех существ... Именно так, как учил Ахура Мазда...»
а) даосизм;
б) зороастризм;
в) индуизм.
2. К текстам какой религии принадлежит фрагмент: " И изрек Бог (к
Моисею) все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя
из земли Египетской...»
а) индуизм;
б) иудаизм;
в) сикхизм.
3. К текстам какой религии принадлежит фрагмент:
Мы молимся Солнцу,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры...»
а) синтоизм;
б) сикхизм;
в) зороастризм.
4. К текстам какой религии принадлежит фрагмент:
"Одаренные благостью идут к состоянию богов, одаренные
страстью к состоянию людей, одаренные темнотой — всегда к
состоянию животных: таков троякий вид перерождений...»
а) индуизм;
б) даосизм;
в) джайнизм.
1. Сколько божественных лиц мудрецов почитается в даосском
ТЕСТ III­В
пантеоне?
а) пять;
б) три;
в) восемь;
г) двенадцать.
2. Священная книга индуистов:

Практикум по религиоведению

а) Авеста;
б) Веды;
в) Талмуд;
г) Адигрантх.
3. Место размещения Ковчега Завета:
а) гора Синай;
б) шатер (скиния);
в) гора Арарат;
г) синагога.
4. Единое космическое начало в индуизме:
а) Тримурти;
б) Кришна;
в) Пуруша;
г) ваш вариант.
5. Как называют в иудаизме законоучителей Торы?
а) коханим;
б) фарисеи;
в) саддукеи;
г) раввины.
6. Имя философа, обожествляемого в Китае в период «золотого
века»
а) Кун­цзы;
б) Мэн­цзы;
в) Лао­цзы.
7. Священная книга сикхов:
а) Веды;
б) Авеста;
в) Танах;
д) Адигрантх.
ТЕСТ III­С
1. Имя основателя джайнизма:
а) Рамакришна;
б) Вардхамана;
в) гуру Нанак;
г) Вивеканда.
2. Имя основателя сикхизма:
а) Рамакришна;
б) Вивеканда;
в) Ошо;
г) ваш вариант.

Практикум по религиоведению

3. Термин «синто» обозначает:
а) «путь богов»;
б) «культ императора»;
в) «культ солнца»;
г) ваш вариант.
4. Автор «Даодэцзин»:
а) Кун­цзы;
б) Лао­цзы;
в) неизвестен;
г) ваш вариант.
5. Удзи ками ­ это:
а) японские родовые божества;
б) полубожественные лица даосского пантеона;
в) языческие истуканы;
г) ваш вариант.
6. Джина Махавира является основателем:
а) сикхизма;
б) кришнаизма;
в) общества «Арья самадж»;
г) ваш вариант.
7. Парсистский пророк, призывавший сделать выбор между светом и
тьмой:
а) Ной;
б) Сивилла;
в) Зороастр.
1. Как в индуизме называется колесо бесконечных перерождений
ТЕСТ III­Д
души в мире?
а) карма;
б) сансара;
в) дхарма.
2. Какой священной регалии нет в культе Аматэрасу?
а) яшмовых подвесок;
б) зеркала;
в) браслета.
3. Как называется священное писание иудаистов?
а) Тора;
б) Танах;
в) Каббала.

Практикум по религиоведению

4. Какая из национальных религий впитала в себя особенности двух
культур ­ индуистской и исламской?
а) джайнизм;
б) сикхизм;
в) зороастризм.
5. В какой религиозной системе распространен культ солнечной
богини Аматэрасу?
а) конфуцианство;
б) тенноизм;
в) синтоизм.
6. Как начинается первая и основная заповедь Завета Бога Яхве?
а) «Я есть Господь Бог твой...»;
б) «Не убий...»;
в) «Возлюбите друг друга...».
7. Как в индуизме называется закон воздаяния по деяниям?
а) сансара;
б) карма;
в) ваш вариант.

Практикум по религиоведению

ТЕМА IV
БУДДИЗМ
«Будда умирал. Сорок лет он шёл, и тысячи следовали за ним.
Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть,
что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти
моим путем».
Беспросветная тьма окутала учеников Будды. •Ананда —
любимый ученик — заплакал, как дитя, у него из глаз катились слёзы.
Он ударял себя в грудь, почти помешавшись. «Что ты делаешь,
Ананда?» — спросил Будда. «Что нам теперь делать? — ответил
Ананда. — Ты был здесь, мы шли в твоём свете. Всё было безопасно и
хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой
всё было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?» И он снова
принялся плакать и стенать. «Послушай, — ответил Будда. —
Сорок лет ты шёл в моём свете и своего не смог достигнуть.
Думаешь ли ты, что если бы я прожил ещё сорок лет, ты бы достиг
своего света? Чем дольше ты идёшь в заимствованном свете, чем
больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне
уйти».
Последние слова, слетевшие с уст Будды, были «Будьте сами
светом для себя»[20].
ЗАПОМНИ!!!
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) – универсальные
религиозные системы, получившие распространение по всему миру и
объединяющие людей независимо от их национальной и культурной
принадлежности.
►Буддизм ­ самая древняя мировая религия, возникшая
приблизительно в VI веке до н.э. в Индии. '
Позже буддистское учение распространилось в странах южной, юго­
восточной, центральной Азии, на территории Дальнего Востока.
Индию середины I тыс. до н. э. можно охарактеризовать посредством
понятий: брахманизм, веды, касты, распад традиционных связей, родовых
организаций, расцвет аскетизма.
►Основатель буддизма ­ царевич Сиддхартх Гаутама (из племенного
образования Шакьев).
Четыре истины, постигнутые Буддой в результате просветления
(достижения бодхи):
• Жизнь в своей основе есть страдание

Практикум по религиоведению

• Причина страдания ­ страсть
• Выход из цепи страданий есть
• Отказ от страстей ­ переход в нирвану
Возможность влиять на судьбу, возможность ее изменения
оказывается очень привлекательной! Эти идеи были необходимы для
состояния духовной жизни Древней Индии сер. I тыс. до н.э.
► Цель жизни буддиста ­ выход из цепи перевоплощений (из колеса
сансары).
­ «три корзины», канонический сборник буддизма, включающий в себя:
{ТРИПИТАКА}
Винная ­ питака /// «Корзина дисциплинарных правил»
Сутта ­ питака /// «Корзина наставления»
Абхидхама ­ питака /// «Корзина доктрин»
Первая монашеская община в истории религии появляется в буддизме
и представляет собой сообщество людей, которые во имя веры отказались
от семьи, от собственности, от распоряжений касты и приняли обеты
целомудрия.
Представления «о трех драгоценностях»:
Учитель ­ Будда
Учение ­ дхарма
Хранитель истины ­ сангхе
►Основные религиозно­философские идеи:
­ Мир изначален, не сотворен никем и существует сам по себе.
­ Нирвана ­ состояние покоя, блаженства, слияние с Буддой,
остановка колеса сансары. Достижение подобного состояния наступает при
ведении добродетельной жизни и соблюдении определенных правил:
/ правильное знание + правильное поведение/
­Бодхисаттвы ­ существа, которым остался шаг до нирваны, но они
здесь, чтобы спасти людей.
­ Последователь Будды в миру должен вести праведную жизнь,
которая сводится к пяти заповедям: не причинять вреда всему живому; не
брать чужого; не совершать прелюбодеяния; не лгать; не употреблять
спиртного и не употреблять дурман.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДДИЗМА:
ТХЕРВАДА
МАХАЯНА

Практикум по религиоведению

ХИНАЯНА
► В хинаяне главным является «собственное усилие» того, кто готов
следовать по пути Будды. Этот путь, как понимал его сам Будда,
избранных, тех, кто способен соответствовать радикальным требованиям
буддийского канона. А в доктринах махаяны выражается потребность
адептов в «помощи» тех, кто уже достиг истинного знания и просветления.
Человек предстает как слабое и ограниченное существо, не способное
самостоятельно побороть проявления страстей в собственной личности.
Поэтому в махаянской традиции он вынужден обращаться к участию тех,
кто стал Бодхисаттвой.
Буддизм не долго пробыл популярным религиозным учением в Древней
Индии. Под ударами мусульман, разрушивших последние оплоты
буддистской учености – монастыри и университеты, данная религиозная
система утратила свою привлекательность и популярность. Некоторым
группам монахов удалось бежать и скрыться в близлежащих странах, таких
как, например, Тибет, Непал, Китай и, таким образом спасти уникальные и
драгоценные рукописи буддизма.
РАЗНОВИДНОСТИ БУДДИЗМА:
­ Ламаизм (глава буддийской общины ЛАМА ­ «выше которого
нет»);
­ Чань­буддизм (китайская разновидность буддизма; чань ­
медитация);
­ Дзэн­буддизм (японская разновидность буддизма; дзэн –
медитация).
ГЛОССАРИЙ
Мантры ­ фразы из ведических или буддийских текстов,
используемые в качестве заклинаний, магических формул, а также для
медитации.
Мудры ­ символические жесты в буддийской практике, выражающие
жажду личности соединиться с Божеством.
Бодхи
­ древнеиндийское понятие, употребляющееся в двух
значениях: дерево бодхи ­ дерево пробуждения, оно священно для
индуизма, буддизма, джайнизма, хотя сам эпитет бодхи связан
непосредственно с историей буддизма. По легенде под этим деревом принц
Сиддхартха Гаутама достиг пробуждения, поэтому второй смысл бодхи –
состояние «пробуждения» (в европейских источниках часто переводится
как просветление).

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Практикум по религиоведению

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ