«Праздник картошки»
Оценка 5

«Праздник картошки»

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
3 кл
10.01.2017
«Праздник картошки»
Рекомендации по использованию: Все дети любят картошку. Картофель не зря называют «вторым хлебом». Из него готовят разные блюда. А знают ли дети, как картофель оказался на нашем столе? Это можно узнать, если провести с ними «Праздник картошки». Возраст обучающихся: 9-11 лет. Цель: расширить знания детей о картофеле. Задачи: учить подбирать нужный материал в библиотеке и анализировать и обобщать собранное; развивать художественные и творческие способности; воспитывать уважение к людям труда. Место проведения: в классе начальной школы.Все дети любят картошку. Картофель не зря называют «вторым хлебом». Из него готовят разные блюда. А знают ли дети, как картофель оказался на нашем столе? Это можно узнать, если провести с ними «Праздник картошки».
Праздник картошки.doc
«Праздник картошки»                                                                                                     Выполнила:                                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                     Фотеева Елена Николаевна МБОУ «Средняя школа № 7» г. Каменск­Уральский, Свердловская область Рекомендации по использованию:  Все дети любят картошку. Картофель не зря называют «вторым хлебом». Из него готовят разные блюда. А знают ли дети, как картофель оказался  на нашем столе? Это можно узнать, если провести с ними «Праздник картошки». Возраст обучающихся: 9­11 лет. Цель: расширить знания детей о картофеле. Задачи: учить подбирать нужный материал в библиотеке и анализировать и обобщать  собранное; развивать художественные и творческие способности; воспитывать уважение к  людям труда.  Место проведения: в классе начальной школы. Продолжительность проведения: 40 минут . Оформление и оборудование: Проектор и экран. На доске: название праздника;  пословицы и поговорки о картошке; стенгазета, оформленная детьми. Выставки: рисунки  детей на тему «Что можно сделать своими руками из картофеля», коллективные  творческие работы детей  «В деревне», выставка рефератов «Из истории картофеля»,  выставка литературы о картофеле «Во саду ли, в огороде», стенд «Интересное о  картошке», выставка кулинарных рецептов «Блюда из картофеля», выставка «О Петре 1». Подготовительная работа:  Подготовка к «Празднику картошки» началась задолго до его проведения. Библиотекарь,  учитель, дети стали искать литературу о картофеле. Все искали информацию о продукте,  который мы ежедневно употребляем в пищу. Найденные сведения дети оформляли в  реферате и делились ими на уроках окружающего мира. Две девочки нашли очень  интересные сведения о картофеле и поместили их на стенде «Интересное о картошке». На  уроке изобразительного искусства дети рисовали на тему «Что можно сделать своими  руками  из картофеля». На уроках технологии дети разделились по желанию на группы и  выполняли коллективные работы «В деревне», где природным материалом был картофель.  Библиотекарь готовила выставки: кулинарных рецептов «Блюда из картофеля» и «О Петре 1».  Провела в библиотеке беседу с детьми о картофеле и нашла о нём песни. Классный руководитель проводила после уроков с детьми игру « Картошка» и весёлые старты с  картошкой. Родители искали старинные рецепты приготовления картофеля и блюд из него. Гости: родители, учителя начальных классов, директор школы. Сценарий праздника картошки. (ведущие – дети 4 класса) 1 ведущий:  На этот раз пойдет рассказ О той, кто шесть имеет глаз, А иногда и семь и пять, Что, впрочем, можно сосчитать. О той, кто зиму сладко спал, Забравшись осенью в подвал. О той, кого на кухню к нам  Весною притащил я сам. О той, чьи странные глазки  Росли день ото дня, О той, кто был знаком со мной,  Но не видал меня. Подумайте немножко –  А вдруг это... (картошка)? (Д. Чиарди) 2 ведущий: Итак, мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Госпожа Картошка. Фильм о картошке. Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике,  проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о себе. 500 лет назад никто в Европе не  знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины  картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов ещё не доплывал. Но вот из  дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного  мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена,  клубни, зёрна новых, неизвестных Европе растений. «Папа». Так называли картошку  индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали  крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины  танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. На корабле, вместе с захваченной  мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка. Тут начались мои  путешествия по суше. Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями  дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же я перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок. Но в Европе не сразу поняли, что у меня главное – клубни. Один английский богач решил угостить  гостей  заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из  земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после  того, как картофель зацветёт. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном  блюде были поданы гостям. Кто­то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого­ то перекосилось лицо, кто­то выбежал из­за стола. Ведь ели картошку не с того конца. Не  везде приняли новинку. Кое­где в России даже начались картофельные бунты. Русские  мужики поверили слухам, будто я, картошка, ­ «чертово яблоко», сажать её грех, землю  запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а  самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что  выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего  нужна была дедке большая­пребольшая репка? Что б накормить и бабку, и внучку – семью. Раньше в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому  крестьянину хлеб. Сытная и урожайная папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а я  картошка, стала для вас и всех других народов Европы вторым хлебом.(Н. Надеждина) 1 ведущий:  Сегодня мы будем говорить про  хорошо нам известный и любимый овощ –  картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в  стране? 2 ведущий:   Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде?  (Анды.) 1 ведущий:  Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания.)  2 ведущий:   Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста  картофеля? (Пармантье.) 1 ведущий:   Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд,  сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с  горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева  благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же  вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые  поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке,  старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив  их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить,  какое ждало их разочарование! А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде  возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его. 2 ведущий:   Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф.)  Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что  охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля  на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя  употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам». 1 ведущий:   Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия.) 2 ведущий:   Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко.)  История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман.  Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию,  Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк. Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать  из сказки Х.К. Андерсена «Картошка». 1 ведущий:   Когда у нас сажают картофель? ( В последних числах апреля – начале мая.) 2 ведущий:   Как летом за ним ухаживают? ( Землю боронят, рыхлят, окучивают,  подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.) 1 ведущий:   Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить  картофель! Когда нужно собирать урожай? ( В конце августа, в начале сентября картофель  можно выкапывать.) 2 ведущий:   Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью? 1 ведущий:    От чего зависит урожайность картофеля?  От сорта (насчитывается более 200  видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин. 2 ведущий:   Послушайте в исполнении  двух учеников «Оду картофелю». Слово «ода» из «Толкового словаря»  Ожегова означает  поэтическое, а также музыкально­ поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью. 1.В одном прекрасном царстве... 2. А может, и не в царстве... 1. Жила­была картошка... 2. А может, не жила. 1. Была она большая... 2. А может, небольшая... 1. Кругла, бела, глазаста... 2. А может, не была. 1. А если в чугуночке  Ее ты в печке сваришь... 2. А если и не сваришь... 1. Но можно ведь сварить. Посолите немножко... 2. А может, посильнее... 1. С огурчиком хрустящим... 2. С соленым, может быть, Ее ведь можно съесть. Вкуснятина! 1 ведущий:  А сейчас девочки исполнят частушки о картошке. 1. Мы девчата боевые, Дружно, весело живем. Мы сейчас свои частушки Про картошку пропоем. 2. Мы картошечку сажали В огороде у ворот: Зацвели на ней цветочки, Пусть любуется народ. 3. В огород пришла коза, Растопырила глаза: ­ Где же лук? А где горошек? Всё засажено картошкой. 4. Повар жарил, повар парил, На диване задремал. А потом вместо картошки Угольки одни собрал. 5. Братец мой на кухне рыщет, Целый час картошку ищет, Ну, а мне­то что за дело, Я её давно уж съела. 6. Ах, картошка, ты картошка! До чего же хороша! И пожаришь, и попаришь, А как съешь ­ поёт душа! 7. Я картошку утром ела, Так старалась, так пыхтела, Что картошка – на бровях, На носу и на ушах. 8. Обожает наш Серёжка Кушать вкусную картошку. Даже в чай, кисель, компот Чуть картошечки кладёт. 9. Саша наш картошку ел И нисколько не толстел. Стал наш Саша много есть  –  В дверь не может он пролезть. 10.  Ой, спасибо, Петр Первый, Что картошку нам привез, А то ели бы доныне Только репу и овес. 11. Про картошку можем петь Мы без остановки. Ох, устали! Дайте нам Хоть одну морковку! 2 ведущий:  Молодцы, девчата! А загадки вы отгадывать умеете?   Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. (Картошка)         Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята:         “Ну, рассыпчатая, вкусна!” Бурая ­ не мишка, В норке ­ но не мышка. (Картошка)  (Картошка)         И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) Неказиста, мелковата, Только любят все ребята Запеченную в костре, В ароматной кожуре. “Русский хлеб”, зовём мы крошку – Нашу добрую… (картошку)     Что копали из земли, жарили, варили?     Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошку)   Красный глаз богатырь Тарас. Под землю ушел, 10 братьев нашел Посмотри­ка посмотри, каковы богатыри. (Картофель) 1 ведущий: послушайте стихи о картошке. 1. Мы возьмём ведёрки, Да и в путь дорожку. Дружба нам поможет Выкопать картошку. 2. Эта скороспелка Оттого вкуснее, Что пришлось ребятам Повозиться с нею. 3. Лишь закат осенний Озарит окошки. Мы в золе горячей Напечём картошки. 4. Картошка, картошка –  Урожай богатый! Вкусную картошку Любят все ребята! 2 ведущий:  Лучше песен о картошке В мире не было и нет, Мы споём вам про картошку, А вы хлопайте в ответ. 1 ведущий: Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное  количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует  практически во всех кухнях мира. 2 ведущий: Вопрос родителям. Какие блюда можно приготовить из картофеля? ( Картофельное пюре, картофель­фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с  грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.) 1 ведущий: Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий. Выступление детей о картошке. Интересные факты!!! Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство  для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. ­ не  правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего  проще ­ ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле. А весь этот пышный "букет" его  достоинств составили российские журналисты конца XVIII века. Такая сногсшибательная  реклама понадобилась для того, чтобы популяризировать картофель среди населения. Сегодня в это трудно поверить, но, оказывается, были такие времена, когда о картофеле не  знали не только в России, но и в просвещенной Западной Европе. Первые клубни примерно в  1570 ­ 1580 годах испанские мореходы доставили в Европу из Южной Америки, где  картофель, был одним из основных, а может быть, и главным продуктом питания  аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили). Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в  Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на  землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить  больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую  версию...  Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де  Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье  книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о  картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)­ писал Чеза де Леон, ­ это особый вид  земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они  покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике, который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля. Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население  повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы,  которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и  плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих  стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к  принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению. Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в  большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о  картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию  первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но  этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни. Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57  бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого  иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший  способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии  называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями». Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и  наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли  местные губернаторы. Но затея провалилась ­ народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт. Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России.  Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением. Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства,  так и не занял достойного места в питании народа. Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали небылицы,  которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" ­ ярые противники всего  нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на  могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад. Естественно, подобные утверждения сводили на «нет» усилия многих популяризаторов  картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы  некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов  рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только  догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время, и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе,  потеснив брюкву и репу... Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось  ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом,  необходимым для всех слоев российского общества, ­ картофель охотно ели и богатые и  бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян,  особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в  народе сложилась пословица: «Картофель ­ хлебу подмога». Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и  растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых,  вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить,  запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям.  Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи ­ блюда из них только выигрывают при добавлении  картофеля. А картофельный крахмал ­ неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда  русской кухни ­ киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в  кулинарии. Конкурсы: 1. Перенести картошку с одного стула на другой – по 5 человек в команде 2. Собрать мелкую картошку – по 2 человека в команде 3. Из картошки выложить по контуру ёлочку – команда из 2 человек. 4. Выложить дорожку из картошки – команда из 2 человек. Чаепитие с пирогами из картошки.

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»

«Праздник картошки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017