Технологическая карта
урока 1
Тема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ.
ОДИН, ДВА, ТРИ…
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»
Педагогические |
Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития наблюдательности, внимания |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые |
Обучающийся знает: что изучает наука «Математика»; умеет: ориентироваться по учебнику и печатной тетради; находить в учебнике и объяснять условные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий или отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов) |
Универсальные |
Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике: определять умения, которыми овладеет на основе изучения раздела. |
|
Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях |
Формы и методы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Основное |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) |
Основные |
1. Бененсон, Е. П. Математика. 1 класс [Текст] : тетрадь № 1, 2 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – М. : Корпорация «Федоров», 1998. 2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993. 3. Гейдман, Б. П. Считаем до 10 [Текст] : рабочая тетрадь / Б. П. Гейдман [и др.]. – М. : Гимназия «Открытый мир», 1995. 4. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил на электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014. 5. Моро, М. И. Математика. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2014. |
Образовательные (цифровые)
|
Учебник, печатная тетрадь, счетный материал, сюжетные картинки, магнитная доска, фланелеграф, геометрические фигуры |
Сценарий урока
Этап (элемент) урока |
Методический |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный момент |
Фронтальная беседа |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Проверим готовность к уроку. – Фиксирование отсутствующих |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность |
Наблюдение учителя |
II. Знакомство с предметом и учебным комплектом «Математика» |
Фронтальная беседа. Работа |
Рассказывает о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики. – Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»? – В овладении математикой нам поможет учебник, состоящий из двух книг. Его написали М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова. Нужны будут две тетради, в которых можно рисовать, раскрашивать, писать, но только на специально отведённых для этого местах. – Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание? |
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
Самостоятельно рассматривают учебник и тетради более подробно |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Работа с учебником, печатными тетрадями |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III. Составление рассказа по сюжетной картинке |
Фронтальная работа по сюжетной картинке |
– Рассмотрите сюжетную картинку на доске, используйте в своём рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. д. – Посчитайте отдельные предметы. – Сколько берёз растёт около школы? – Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? – Как идут дети? Пара – это сколько? – Сколько пар детей мы видим на рисунке? |
По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом школьном дне.
Отвечают на вопросы учителя.
– Парами. Два |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют сюжетную картинку для решения учебной задачи. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Работа с сюжетной картинкой и ответы на вопросы |
IV. Упражнение в счёте предметов |
Дидактические упражнения в счете предметов |
Задает вопросы: – Как вы думаете, нужно ли людям уметь считать? Для чего? Умеете ли вы считать? Тогда посчитаем хором до 10 |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Счет пред- метов с ис- пользованием наглядного материала и ответы на вопросы |
Работа
|
– Сколько зайчиков вы видите? – Сколько медвежат? – Сколько белочек? И т. д. – Задайте друг другу похожие вопросы. – Давайте сравним предметы по какому-либо заданному признаку. – Задайте вопросы друг другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, ч. 1) |
Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу вопросы со словом «сколько». – Сколько жёлтых? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат? – Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков? |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Проводит физкультминутку. Летели две птички, собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились |
Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения |
Выполняют упражнения для профилактики утомления |
Наблюдение учителя |
V. Формирование порядковых представлений. 1. Подготовка к восприятию порядковых числительных |
Эвристическая беседа, игровой момент |
Читает загадку: В снег упал Серёжка, а за ним – Алёшка, А за ним – Иринка, а за ней – Маринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? – Кто упал в снег первым? Кто за ним? – Кто оказался на снегу самым последним? – Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег.
– А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе на каждом ряду. |
Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.
Считают хором под руководством учителя: Первый – Серёжка, второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат. Считают хором |
Понимают смысл загадки. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи |
Ответы на вопросы с использованием порядковых числительных |
2. Формирование умения считать предметы по порядку |
Игровой момент. Фронтальная работа с наборным полотном |
Читает отрывок из стихотворения Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперёд. А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. |
|
Слушают стихотворение, понимают его смысл. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Работа с наборным полотном (магнитной доской, фланелеграфом) |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
и по сюжетной картинке |
Волки на кобыле, Львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле… – Поставьте на наборное полотно фигурки зверей в той последовательности, в которой они ехали. – Посчитайте всех зверей по порядку. – А теперь посчитайе их в обратном порядке: справа налево. |
Выставляют по одной фигурке каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба. Считают хором в прямом и обратном порядке под руководством учителя. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Используют наглядный и счетный материал для решения |
|
|
Работа по учебнику |
– Что изображено на рисунке? – Паровозик какого цвета везёт поезд? – Кто едет в первом вагоне? Кто во втором? – Сколько всего вагончиков тянет паровозик? – Посчитаем всех пассажиров по порядку. – Изменится ли что-нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз? – Какой вагончик станет первым? – Кто в нём едет? Кто будет ехать за ним? – А кто окажется в последнем вагоне? – Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку |
Рассматривают рисунок в учебнике и отвечают на вопросы учителя |
учебной задачи |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Работа по сюжетной картинке |
Вывешивает на доску сюжетную картинку и просит учеников посчитать на ней различные предметы по порядку. (Если подходящей картинки нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную доску выставляются по очереди фигурки зверей, птиц и т. д. Учитель просит детей составить небольшой рассказ, а затем посчитать различные предметы по порядку) |
Считают по сюжетной картинке различные предметы по порядку |
|
|
|
|
Проводит физкультминутку. Вот мы руки развели, словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись |
Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения |
Выполняют упражнения для профилактики утомления |
Наблюдение учителя |
VI. Работа |
Эвристическая беседа, игровой момент |
На доске: геометрические фигуры (см. учебник, с. 5), фигурка Незнайки. – Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он выполнил эту работу так… (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные убирает, но так, чтобы убранные с доски фигуры дети могли видеть.) |
Наблюдают за действиями учителя и отвечают на его вопросы |
Используют наглядный геометрический материал для решения
учебной задачи. Осуществляют взаимопроверку |
Работа с геометрическим материалом (магнитной доской, фланелеграфом) |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Правильно Незнайка выполнил задание? – Почему так считаете? – По какому признаку он объединил фигуры? – Как нужно было выполнить задание? Помогите Незнайке. – Назовите фигуры, которые вы убрали. – Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник. – Проверьте работу друг друга |
– По цвету.
Убирают квадрат, треугольник и выставляют на доску круг жёлтого цвета. Выполняют взаимопроверку |
|
|
V. Подведение итогов |
Обобщающая беседа |
Анализирует и оценивает успешность – Чему учились на уроке? – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? – Что особенно запомнилось? – Какую работу хотели бы выполнить ещё? |
Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения |
Высказывают собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы |
Развернутые ответы на вопросы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.