Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся
Оценка 4.6

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
9 кл
28.04.2017
Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся
В статье говорится о предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций МО "Ярцевский район" на базе СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум». Ключевые слова: сетевое взаимодействие, предпрофильная подготовка, элективные курсы, профессиональное самоопределение, общеобразовательная организация, обучающиеся, образовательная организация, профессиональное образование, студенты техникума.Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Стали бы они работать, имея достаточно средств к существованию? Как выбирали он род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Как и любой путь, профессиональный начинается с выбора направления. А ведь предстоит ещё освоить избранную специальность, найти применение своим знаниям и способностям. И хорошо, когда есть своеобразная «карта» - предпрофильная подготовка, позволяющая хотя бы примерно сориентироваться на местности. Предпрофильная подготовка нужна для обучающегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии. В условиях предпрофильного обучения обучающемуся предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (за компанию с товарищами, по совету взрослых, под влиянием общественных стереотипов). Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения обучающихся общеобразовательной организации в выборе пути продолжения образования, профессиональной карьеры. Проблема выбора профессии стоит перед обучающимися 9-х классов всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – надо помочь обучающемуся сделать правильный выбор, соответствующий его интересам и способностям.
статья 30.10.15 (1).doc
Шалаева Татьяна Владимировна Прохоренкова Ольга Адольфовна СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» г.Ярцево ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ПУТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МО «ЯРЦЕВСКИЙ РАЙОН» В   статье   говорится   о   предпрофильной   подготовке   обучающихся общеобразовательных   организаций   на   базе   СОГБПОУ   «Ярцевский индустриальный техникум».  Ключевые   слова:  сетевое   взаимодействие,   предпрофильная   подготовка, элективные   курсы,   профессиональное   самоопределение,   общеобразовательная организация,   обучающиеся,   образовательная   организация,   профессиональное образование, студенты техникума. Shalaevа Tatiana Vladimirovna Prohorenkova Olga Adolfovna Bent over "Yartsevskiy Industrial Technical School" g.Yartsevo Preparation of pre professional self­determination as a way of studying on a CASE MOD "Yartsevskaya AREA" The article describes the preparation of pre pupils of educational institutions on the basis of SOGBPOU "Yartsevskiy industrial college."  Keywords: networking, Preparation of pre, elective courses, professional self­ determination, educational organizations, students, educational organization,  vocational education, technical school students. Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят  ли  свою  работу? Стали   бы  они  работать,  имея  достаточно  средств  к существованию?   Как   выбирали   он   род   занятий,   повторили   бы   вновь   свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор   профессии   относится   к   одному   из   самых   важных   жизненных решений.   Мы   определяем   для   себя   не   только   основное   занятие,   но   и   круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Как и любой путь, профессиональный начинается с выбора направления. А ведь предстоит ещё освоить избранную специальность, найти применение своим знаниям   и   способностям.   И   хорошо,   когда   есть   своеобразная   «карта»   ­ предпрофильная подготовка, позволяющая хотя бы примерно сориентироваться на местности. Предпрофильная подготовка  нужна для обучающегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии.  В условиях предпрофильного обучения обучающемуся предстоит сделать жизненно   важный   выбор,   который,   как   правило,   определяет   дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.  Как   правило,   они   совершают   этот   выбор   под   влиянием   случайных факторов   (за   компанию   с   товарищами,   по   совету   взрослых,   под   влиянием общественных стереотипов). Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения обучающихся общеобразовательной организации в выборе пути продолжения образования, профессиональной карьеры.  Проблема   выбора   профессии   стоит   перед   обучающимися   9­х   классов всегда,   а   сейчас   она   становится   особо   актуальной   в   связи   с   изменениями, происходящими в нашем обществе. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой   человек.   И   здесь   главное   –   надо   помочь   обучающемуся сделать правильный выбор, соответствующий его интересам и способностям. В   СОГБПОУ   «Ярцевский   индустриальный   техникум»   для целенаправленного   и   поэтапного   решения   данной   задачи   для   обучающихся общеобразовательных   организаций   созданы   оптимальные   условия, способствующие   профессиональному   развитию   личности.   Одним   из   таких условий   и является   введение   предпрофильной   подготовки   для   обучающихся общеобразовательных организаций в 9­х классах с целью повышения качества подготовки   обучающихся   к   обучению   в   системе   профессионального образования,   обеспечения   высокого   уровня   образовательной   подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений в выборе сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации. «Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого­ педагогической,   информационной   и   организационной   деятельности, содействующая   самоопределению   учащихся   старших   классов   школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности» [2, с.6]. Предпрофильная подготовка является необходимым компонентом общего образования   обучающихся,   предоставляя   им   возможность   применить   на практике   знания   основ   наук.   В   СОГБПОУ   «Ярцевский   индустриальный техникум»   на   данный   момент   организована   и   проводится   предпрофильная подготовка   по   специальностям   и   профессиям,   реализуемым   в   техникуме,   в форме   элективных   курсов   в   соответствии   с   профессиональными   интересами обучающихся   и   намерениями   их   в   отношении   продолжения   образования   и выбора жизненного пути. Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:  Элективные   курсы   (курсы   по   выбору),   которые   помогают обучающимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.  Профессиональные   пробы   для   обучающихся   7­8   классов, осуществляемые   в   рамках   курса   «Технология»   на   базе   СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум».  Образовательная   сеть,   которая   включает   в   себя   Комитет   по образованию   МО   «Ярцевский   район»,   общеобразовательные организации города Ярцево и СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум».   Информационно­аналитическая работа, т.е. спланированные действия по   информированию   обучающихся   и   их   семей   об   образовательных возможностях территориально доступной им   образовательной сети; ознакомление   обучающихся   с   миром   профессий,   рынком   труда района и       региона, знакомство  с элективными  курсами, которые предлагает наш техникум  Профильная ориентация  ­ специально организованная деятельность, направленная   на   оказание   обучающимся   психолого­педагогической поддержки   в   проектировании   вариантов   продолжения   обучения,   а также   на   повышение   готовности   подростка   к   социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.  Контрольно­диагностическая   работа   с   выходом   на   конечные результаты   деятельности   (группой обучающихся)   изготовленного   продукта   (изделия)   или   проекта, проведение анкетирования, диагностики). (защита   обучающимся   Основной целью нашей работы в данном направлении является создание условий для организации  эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей   самоопределению   обучающихся   общеобразовательных организаций   города   Ярцево   относительно   выбираемых   ими   профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования. Организация   этой   системы   базируется   на   том   бесспорном   утверждении,   что своевременное   выявление   склонностей   и   способностей   обучающихся   – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: 1. Выявление   интересов   и   склонностей,   способностей   обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности. 2. Оказание   психолого­педагогической   помощи   в   приобретении представлений   о   жизненных,   социальных   ценностях,   в   том   числе связанных с профессиональным самоопределением. 3. Развитие   широкого   спектра   познавательных   и   профессиональных интересов,   ключевых   компетенций,   обеспечивающих   успешность   в будущей профессиональной деятельности. 4. Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора   дальнейшего   направления   образования,   пути   получения профессии. Разработаны и успешно проводятся уже третий год следующие практико­ ориентированные   элективные   курсы   на   базе   СОГБПОУ   «Ярцевский индустриальный   техникум»:   «Мир   автомобиля»,   «Кондитерское   искусство», «Школа кулинарного волшебства», «Электрические заморочки», «Я – модница». В   проведении   элективных   курсов   задействованы   не   только   преподаватели   и мастера производственного обучения, но и студенты старших курсов и ведущие специалисты предприятий. Освоение содержания элективных курсов позволяет обучающемуся   общеобразовательной   организации   расширить   представление   о профессии,   осуществить   «пробу   сил»   в   той   или   иной   сфере   человеческой деятельности. В 2013­2014 учебном году на базе СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» успешно прошли предпрофильную подготовку (в форме элективных курсов)   –   86   обучающихся   9­х   классов,   2014­2015   учебный   год   –   100 обучающихся, 2015­2016 учебный год – 126 обучающихся. Предпрофильная   подготовка   позволяет   обучающемуся   совершить первичное профессиональное самоопределение. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность,   что   общество   в   будущем   получит   хорошего   профессионала. Обучающиеся, оканчивающие 9­й класс, должны быть готовы к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Объединение   ресурсов   в   рамках   сетевого   взаимодействия   СОГБПОУ «Ярцевский   индустриальный   техникум»   с   Комитетом   по   образованию   МО «Ярцевский район» и общеобразовательными организациями города Ярцево, а также   привлечение   предприятий   города   содействует   развитию   осознанного личностного   и   профессионального   самоопределения   обучающихся   на   основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации. Литература 1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия. Издательский дом «1  Сентября». [Электронный ресурс. – URL:  www.1september.ru/ru/upr/2002/04/2.htm]  2. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М.: Альянс­пресс, 2004. – С.6 3. Рекомендации   по   нормативно­правовому   обеспечению   сетевого взаимодействия образовательных учреждений/ Под ред. Н.Д. Никандрова. – М., 2005. 4. Шалаева   Т.В.   Из   опыта   работы   СОГБОУ   СПО   «Ярцевский индустриальный   техникум»   по   сетевому   взаимодействию   с общеобразовательными   организациями   ­   Материалы   межрегиональной научно­практической конференции 16 мая 2014 года «Инновации в сфере профессионального   образования».   –   Смоленск:   ГАУ   ДПОС   «СОИРО», 2014. – 83 с.

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся

Предпрофильная подготовка как путь профессионального самоопределения обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017