Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»
Оценка 5

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
история +1
Взрослым
02.09.2017
Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»
Объектом данной работы является технология веб-квестов, ее структура и основные приемы. Предметом исследования – использование данной технологии на уроках истории и обществознания. Этапы инновационной деятельности по использованию квест- технологии: 1) теоретический (сбор и анализ опыта использования данной технологии на уроках истории и обществознания другими педагогами) 2) апробация данного опыта через свои уроки 3) обобщение накопленного опыта. Цель данной работы создание методических материалов для использования технологии веб-квестов на уроках. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи: • 1 этап - изучить основные законы технологии веб-квестов; • 2 этап - составить конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции; апробировать приемы технологии веб-квестов; • 3 этап - проведение мониторинга эффективности данной технологии. Гипотеза исследования: использование в образовательном процессе технологии веб-квест позволит:  развивать навыки информационной деятельности человека;  формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;  развивать творческий потенциал школьников;  формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное «Средняя общеобразовательная школа №3» учреждение Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся» учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Моревой Натальи Юрьевны г.Лодейное Поле 1.Введение. Объектом данной работы является технология веб-квестов, ее структура и основные приемы. Предметом исследования – использование данной технологии на уроках истории и обществознания. Этапы инновационной деятельности по использованию квест- технологии: 1) теоретический (сбор и анализ опыта использования данной технологии на уроках истории и обществознания другими педагогами) 2) апробация данного опыта через свои уроки 3) обобщение накопленного опыта. Цель данной работы создание методических материалов для использования технологии веб-квестов на уроках. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:  1 этап - изучить основные законы технологии веб-квестов;  2 этап - составить конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции; апробировать приемы технологии веб-квестов; технологии.  3 этап - проведение мониторинга эффективности данной 2015г. Гипотеза исследования: использование в образовательном процессе технологии веб-квест позволит:  развивать навыки информационной деятельности человека;  формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;  развивать творческий потенциал школьников;  формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала. 2. 2.Использование технологии веб-квест в современном образовательном процессе. Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», декларирует что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Учащиеся должны научиться «изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Этот процесс, по – мнению Д.А.Медведева, должен поддерживаться «распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек». В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения. Организовать учебный процесс таким образом можно, если использовать в своей работе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет. Что касается Интерента, то, к сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях», например, бездумно копируя готовые рефераты. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для развития компетентности личности. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к информации, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению. Интернет чаще всего воспринимается как инструмент для поиска информации. Конечно, умение найти, оценить и интерпретировать соответствующую информацию необходимо для успешной деятельности как в школьной жизни, так и в реальной. Тем не менее, эффективное использование Интернета выходит далеко за рамки поиска информации. Развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории и обществознания. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения. В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности .Под познавательным интересом понимаю особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить. Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты и социальные явления не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Одной из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов. Что же такое веб-квест? «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб- квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»). Актуальность методики квест - урока связана с инновационными направлениями образования, в которых ИКТ выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Цель – изменение привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии веб-квест учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения в выборе темы и её представлении для обсуждения на уроке.В пространстве квест –урока учащиеся постигают элементы научно-практической работы. Задачи – развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. Проектная деятельность квест-урока определяет новую задачу современного образования, связанную с активизацией внеурочной деятельности учащихся. Кроме перечисленного, педагогическая технология квест-урока открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи. Продолжая работу над проектом в домашних условиях, учащиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а с привлечением электронных ресурсов, позволяющих развить и углубить полученные знания на уроке, привлекая более современные научные концепции, открывает новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академических учебниках. Условия успешной работы в проектной технологии веб-квест: - наличие в учебной аудитории компьютерного оборудования с подключением интернет-услуги - наличие ПК у учащегося, позволяющего в домашних условиях работать с учебным материалом. Трудности и проблемы, возникающие при работе с данной технологией. - для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть; - Технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов); Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды занятий для веб-квестов: Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. Самопознание – любые аспекты исследования личности. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме. Оценка – обоснование определенной точки зрения. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников. Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам: Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб- квестом. В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели: Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции. Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы. Данная технология способствует формированию исследовательских навыков учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с образовательными веб-квестами, учащиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом проведения занятий с помощью технологии веб-квестов – является рефлексия. Понимание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает социально-значимым результат. Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: 1. использование информационных технологий для решения профессиональных задач; 2. самообучение и самоорганизация; 3. работа в команде; 4. умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. Этапы работы над квестом: Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. Задачи: 1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. Критерии оценки работ учащихся Отлично Хорошо Пониман ие задания Работа демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, Удовлетворител ьно Включены материалы, не имеющие непосредственног о отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно ; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Точность и структурированнос ть информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Выполне ние задания Результа т работы Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальность ю и выражает точку зрения микрогруппы. Творческ ий подход Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов. Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д .Веб-квесты часто создаются учащимися под руководством учителя, а это значит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Интернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика. Развивающая образовательная среда должна предоставлять возможность творческого освоения мира, личностного самоопределения под руководством педагога. В современном информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования информации, способами обмена и использования информации как строительного материала для получения новых знаний, для создания образа окружающего мира. Кроме навыков работы с современными информационными технология- ми, учитель не должен забывать о важности знаний о закономерностях развития детской психики, характерных особенностях возрастных периодов, о психолого-педагогических особенностях использования того или иного средства обучения. Когда, в каком возрастном периоде предложить ребенку работу с тем или иным средством обучения – от этого будет зависеть эффективность данной технологии для развития гармоничной личности школьника. Создание веб-квестов требует некоторых навыков работы с Интернет- сервисами, социальными сервисами. Тем не менее, эту технологию может освоить любой педагог: главное желание и подключение к Интернету. 3.Заключение. Я ещё в начале пути. Мною освоен первый этап данной инновационной деятельности. Поэтому, представленный на конкурс урок в технологии веб-квест является пробой пера, моим первым опытом в данной технологии. В заключение хотелось бы указать ссылки на некоторые веб-квесты. По собственному опыту могу сказать, что только просмотрев хотя бы несколько подобных работ, можно вдохновиться на создание собственного проекта. А работа эта и полезная, и интересная, действительно активизирующая учебную деятельность. И в заключение, хочу предложить Вам веб–квесты, созданные учителями во время работы на мастер-классе (http://taratushechka.ru/veb-kvest). Обратите внимание на организацию веб-квестов, на критерии оценки, задания, роли. Примеры квестов на сайте «Школьный сектор»: http://school-sector.relarn.ru/tanya/3master/wequest_01.html «Интернет для формирования гражданина»: www.ede.samara.ru/~grp/quest.html «Джордж Гордон Байрон»: www.spodon.ru/quest/biron/index.index.html «Создай компьютер мечты»: www.spodon.ru/quest/dream/index.index.html «Терроризм – глобальная проблема человечества»: www.spodon.ru/quest/terror/index.index.html «Преступность несовершеннолетних»: www.spodon.ru/quest/prestupnost/index.index.html Дополнительно можно прочитать: Веб-квесты http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://metodist.edu54.ru/node/40675 Веб-квесты учащихся http://trc- olhon.ucoz.ru/index/veb_kvesty_uchashhikhsja/0-61; https://sites.google.com/site/gbenglishquest/ Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/ Если Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут следующие сайты: 1. Рекомендации по созданию веб-квеста 2. Полезные советы по созданию веб-квеста 3. Как создать веб-квест. https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6 Источники информации: "Наша новая школа" http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 1. Национальная образовательная инициатива 2. http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/14.html 3. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51014/ 4. http://festival.1september.ru/articles/513088/ 5. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html 6. http://www.evestnik-mgou.ru/razdeli/pedagogika.html

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»

Представление инновационного опыта по теме «Использование технологии веб- квест  на уроках истории и обществознания как способ активизации учебной деятельности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017